ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-525/19 от 25.07.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

14 августа 2019 года

            Дело № А58-525/2019

Резолютивная часть решения объявлена 25.07.2019.

Мотивированное решение изготовлено 14.08.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)"(ИНН <***>, ОГРН <***>) к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным представления в части, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Счетной палаты Республики Саха (Якутия) – Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>), с участием представителей: Фонда – ФИО1 по доверенности от 10.01.2019, ФИО2 по доверенности от 18.07.2019 (до перерыва), Счетной палаты – ФИО3 по доверенности от 30.01.2019 № 33/09-14/115, ФИО4 по доверенности от 09.01.2019 № 33-09-14/2, третьего лица УГСЖН – ФИО5 по доверенности от 17.07.2019 без номера (после перерыва), установил:

некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" – далее Фонд, заявитель, ФКР обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого протокольным определением от 25.07.2019) к Счетной палате Республики Саха (Якутия) – далее Счетная палата, Палата о признании недействительным представления от 12.10.2018 № 01/1-08/52 в части пункта 8 (в части нецелевого использования денежных средств в размере 4 734 752, 62 рублей (услуги по проведению строительного контроля (технического надзора)) и 12 435 950, 72 рублей (фактически не выполненные работы, выявленные по результатам осмотра) и пункта 9 (в части не подтверждения факта оказания услуг по изготовлению и приемке/передаче услуг на рекламу в размере 486 450 рублей (произведенного возврата денежных средств).       

Определением суда от 11.03.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Счетной палаты привлечено Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) – далее Управление, УГСЖН.      

В обоснование заявленных требований Фонд ссылается на то, что правовые акты Правительства Республики Саха (Якутия) должны соответствовать законам Республики Саха (Якутия) и в случае наличия противоречий непосредственную силу имеет закон Республики Саха (Якутия), в связи с чем проведение строительного контроля входит в перечень работ и (или) услуг, финансируемых за счет государственной поддержки и Фондом не допущено нецелевого использования денежных средств в размере 4 734 752, 62 рублей; Фондом произведена оплата денежных средств в размере 12 435 950, 72 рублей за выполненные работы на основании актов приема-передачи выполненных работ, установленных региональным оператором (Фондом), подписываемых представителями Заказчика, Подрядчика, управляющей компании, а также собственниками помещений в МКД, разница между зафиксированными в ходе проверки объемами выполненных работ и отраженными в актах КС-2, КС-3 объемами объясняется ненадлежащим содержанием управляющими организациями общедомового имущества, повлекшего уничтожение результатов ремонтных работ после их завершения и принятия, разрушением результатов ремонта, частичным применением других строительных материалов, отличных от указанных в техническом задании; документы, на основании которых произведены выплаты в размере 486 450 рублей за услуги на рекламу, имеются, требования Счетной палаты о предоставлении копий брошюр, буклетов, видеороликов неосновательны.      

Счетная палата не согласна с заявленными требованиями Фонда по основаниям, указанным в отзыве от 03.04.2019 № 33/09-14/506 (том 2, л.д. 108 – 155), дополнении к отзыву от 04.04.2019 № 33/09-14/514 (том 3, л.д. 1 – 2), дополнении к отзыву от 29.04.2019 № 33/09-14/673 (том 23, л.д. 70 – 75).

Третье лицо – Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) не согласно с заявленными требованиями Фонда по основаниям, указанным в отзыве от 04.04.2019 № 3326 (том 2, л.д. 85 – 86).

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Судом установлено.

В соответствии с пунктом 2.7 Плана работы Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на 2018 год, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 26.12.2017 № 31-1 Счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и целевого использования бюджетных средств, направленных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (с участием МКСО) в некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)"за период 2015 – 2017 годы, 1 полугодие 2018 года.

По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 13.09.2018 № 02-11/56, в котором отражены выявленные нарушения.

Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден постановлением Коллегии Счетной палаты Республики Саха (Якутия) от 12.10.2018.  

На основании акта по результатам контрольного мероприятия и отчета о результатах контрольного мероприятия Счетной палатой в отношении Фонда вынесено представление от 12.10.2018 № 01/1-08/52, которое получено Фондом 15.10.2018.

Фонд, не согласившись с выданным представлением в части, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы Фонда и возражения Счетной палаты, приходит к следующим выводам.        

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Правовые основы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет, в том числе следующие полномочия: контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Счетная палата Республики Саха (Якутия) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Саха (Якутия), образуется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия), Федерального закона № 6-ФЗ, Закона Республики Саха (Якутия) «О Счетной палате Республики Саха (Якутия)» от 10.11.2011 № 976-3 № 837-IV (далее – Закон о Счетной палате РС (Я)».

В силу статьи 8 Закона о Счетной палате РС (Я) к полномочиям палаты отнесены: контроль за исполнением государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия); внешняя проверка годового отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия); организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Саха (Якутия) и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; анализ бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия) и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации; иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).

Счетная палата РС (Я) осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно (пункт 1 статьи 11 Закона о Счетной палате РС (Я)).  

Статья 9 Закона о Счетной палате РС (Я) определяет в качестве формы осуществления палатой внешнего государственного финансового контроля соответствующий акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций, на основании которого палатой составляется отчет.

Палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Саха (Якутия), муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (статья 18 Закона о Счетной палате РС (Я)).

Представление палаты подписывается председателем Счетной палаты либо его заместителем.

Органы государственной власти и государственные органы Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о Счетной палате РС (Я) проверяемые органы и организации вправе обжаловать действия (бездействия), предписания и представления Счетной палаты РС (Я) в установленном законодательством порядке. 

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Счетная палата РС (Я) провела контрольное мероприятие в отношении Фонда, включая порядок оформления ее результатов и форму реагирования на выявленные нарушения, в пределах своих полномочий, процедура проведения контрольного мероприятия полностью соответствует закону.

Счетная палата в пункте 8 оспариваемого представления указала – в соответствии с пунктом 5.4 Приложения № 1 к Порядку № 218 (в редакции до 16.04.2018), пунктом 5.2 Порядка № 218, пунктами 3.1 Соглашений от 30.03.2015 № 6, от 23.03.2016 № 11, от 13.07.2017 № 124, от 15.03.2018 № 8 в течение месяца со дня получения представления обеспечить устранение выявленного контрольным мероприятием нецелевого использования субсидии в виде имущественного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД, в случае неустранения в указанный срок нецелевого использования субсидии в течение 30 дней обеспечить возврат в доход госбюджета РС (Я) субсидии в виде имущественного взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД, использованной не по целевому назначению, в том числе 4 734 752, 62 рублей – услуги по проведению строительного контроля (технического надзора), не предусмотренных разделом IIПорядка № 218; 12 435 950, 72 рублей – фактически не выполненные работы, выявленные по результатам осмотров.

- в части 4 734 752, 62 рублей – услуги по проведению строительного контроля (технического надзора):

Контрольным мероприятием Счетная палата установила, что Фонд в нарушение в раздела IIПорядка и условий предоставления поддержки региональному оператору на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД РС (Я), утверждённого постановлением Правительства РС (Я) от 22.06.2013 № 218 оплатил услуги по проведению строительного контроля (технического надзора) на сумму 4 734 752, 62 рублей.

Порядок организации капитального ремонта многоквартирных домов урегулирован положениями Жилищного кодекса РФ и Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013  1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта  общего  имущества  в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)".

Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг по строительному контролю.

В соответствии с ч. 4 ст. 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных  домах  на  территории  Республики  Саха (Якутия)" проведение строительного контроля (технического надзора) может быть оплачено как за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, так и за счет средств государственной поддержки предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Между тем, средства государственной поддержки в виде субсидии предоставляются в соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ и могут предоставлять не на все виды работ указанные в законодательстве, т.е. государственный орган вправе предоставить субсидию на конкретно определенный вид работ.

Согласно абзацу 2 ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 15.12.2014 1389-З № 331-V, пунктом 2 статьи 10 Закона РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год» от 17.12.2015 1539-3 № 635-V, пунктом 2 статьи 11 Закона РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» от 20.12.2016 1758-3 № 1073-V, пунктом 2 статьи 11 Закона РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» от 20.12.2017 1925-3 № 1429-V порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям устанавливается нормативными правовыми актами Правительства PC (Я), что соответствует требованиям части 2 статьи 78.1 БК РФ.

Разделом II Порядка и условий предоставления поддержки региональному оператору на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД РС (Я), утверждённого постановлением Правительства РС (Я) от 22.06.2013 № 218 (далее – Порядок № 218) установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой из государственного бюджета РС (Я).

Так, за счёт средств государственной поддержки, предоставляемой из государственного бюджета РС (Я) могут финансироваться следующие виды услуг и работ:

1)ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения до границ раздела балансовой принадлежности указанных систем с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и ремонт систем вентиляции;

2)ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

3)ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;

4)ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме:

5)     утепление и (или) ремонт фасада, стыков полносборных зданий;

6)ремонт балконов, лоджий, входных крылец с установкой пандусов (при наличии технической возможности такой установки) и ремонт козырьков входных крылец, ремонт или замена входных наружных дверей, наружных световых фонарей, окон и балконных дверей в местах общего пользования;

7)установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

8)ремонт фундамента многоквартирного дома, цокольных балок и перекрытий, включая утепление цокольного перекрытия;

9)ремонт водоотводящих устройств, расположенных в пределах придомовых участков:

10)     разработка проектной документации;

11)     проведение государственной экспертизы проекта.

Вышеуказанный перечень видов услуг и работ является закрытым.

Из имеющихся в материалах дела Соглашений от 30.03.2015 № 6 (с учётом дополнений), от 23.03.2016 № 11 (с учётом дополнений), от 13.07.2017 № 124 (с учётом дополнений), от 15.03.2018 № 8 следует, что субсидии на проведение капитального ремонта МКД предоставляются на основании Порядка № 218.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Кроме того, согласно пункту 1.1 Соглашений от 30.03.2015 № 6 (с учётом дополнений), от 23.03.2016№ 11 (с учётом дополнений), от 13.07.2017 № 124 (с учётом дополнений), от 15.03.2018 № 8 субсидия предоставляется в соответствии в краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2015 годы, на 2016-2017 годы, на 2017-2018 годы и на проведение видов работ, указанных в данном плане (например, теплоснабжение, водоснабжение, утепление и (или) ремонт фасада, стыков полносборных зданий и т.д.) – вида работ как строительный контроль Соглашениями не предусмотрено.

В соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, суд считает, что оплата работ за проведение строительного контроля за счет средств субсидии, предоставленной Фонду из средств госбюджета РС (Я),  является нецелевым использованием бюджетных средств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Фондом представление в части пункта 8 (в части нецелевого использования денежных средств в размере 4 734 752, 62 рублей (услуги по проведению строительного контроля (технического надзора)) соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Фонда.

- в части 12 435 950, 72 рублей – фактически не выполненные работы, выявленные по результатам осмотров:

Контрольным мероприятием Счетная палата установила, что Фонд в нарушение пунктов 3.1, 3.3 Порядка № 218, оплатил за фактически не выполненные работы, выявленные по результатам осмотров МКД, на сумму 12 435 950, 72 рублей, в том числе 3 759 688, 94 рублей (осмотры МКД в г. Мирный), 724 317, 77 рублей (осмотры МКД в п. Чернышевский), 2 969 705, 57 рублей (осмотры МКД в г. Ленск), 1 141 334, 65 рублей (осмотры МКД в г. Якутск), 2 394 983, 94 рублей – осмотры МКД в г. Нерюнгри, п. Чульман, п. Беркакит), 1 445 919, 85 рублей – осмотры МКД в г. Томмот, п. Нижний Куранах, с. Верхний Куранах).  

Из материалов дела следует, что в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой проведены осмотры 85 МКД на предмет фактического выполнения работ по капитальному ремонту в городах Якутске (26 МКД), Нерюнгри (7 МКД), Томмоте (3 МКД), Мирном (15 МКД), Ленске (7 МКД), п. Чернышевский (8 МКД) Мирнинского района, п. Чульман (8 МКД) и п. Беркакит (2 МКД) Нерюнгринского района, п. Нижний Куранах (8 МКД) и с. Верхний Куранах (1 МКД) Алданского района, составлено 16 актов осмотра, которые приобщены к материалам дела.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что к проведению осмотров выполнения работ по капитальному ремонту МКД в г. Якутске, Нерюнгринском и Алданском районах и достоверности сметной стоимости по отдельным договорам, заключенным Фондом были привлечены эксперты в соответствии с договорами от 17.07.2018 без номера, заключенными между Счетной палатой и ООО НПО «Техэксперт», которыми подготовлены Отчеты по экспертизе объемов выполненных работ по капитальному ремонту МКД, осмотренных в г. Якутске, п. Чульман и п. Беркакит Нерюнгринского района, г. Томмот, п. Нижний Куранах и с. Верхний Куранах Алданского района и Отчеты по экспертизе достоверности сметной стоимости работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта по заключенным договорам.

Выводы Счетной палаты достоверно подтверждаются имеющимися в материалах дела актом от 13.09.2018 № 02-11/56, в котором отражены выявленные нарушения, актами осмотра (проверки) капитального ремонта общего имущества МКД в городах Якутске (26 МКД), Нерюнгри (7 МКД), Томмоте (3 МКД), Мирном (15 МКД), Ленске (7 МКД), п. Чернышевский (8 МКД) Мирнинского района, п. Чульман (8 МКД) и п. Беркакит (2 МКД) Нерюнгринского района, п. Нижний Куранах (8 МКД) и с. Верхний Куранах (1 МКД) Алданского района, данными сводных  таблиц «Результаты осмотра капитального ремонта МКД», приложенными к актам документами – договорами на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, заключенными между Фондом и подрядными организациями, дополнительными соглашениями к договорам, актами о приемке выполненных работ, платежными поручениями, бухгалтерскими отчетами по проводкам, заключениями экспертов.

Более того, как следует из материалов дела, на основании информации Счетной палаты от 15.10.2018 и от 03.12.2018 третьим лицом – УГСЖН проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении регионального оператора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) на предмет законности и целевого использования бюджетных средств, направленных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

По итогам проведенной проверки составлен акт проверки от 21.12.2018 № 08-01-1391-18-Ж, в котором установлено, что региональным оператором Фондом приняты и оплачены подрядным организациям не выполненные работы по капитальному ремонту общедомового имущества, расчет с подрядными организациями проводился, в том числе и из средств собственников помещений в МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, которые выразились в следующем: Фондом приняты и оплачены из фонда капитального ремонта не выполненные работы по 9 МКД г. Якутска, сумма незаконно расходованных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений в МКД на капитальный ремонт общедомового имущества, составила 1 464 951, 63 рублей, из которых 606 143, 75 рублей средства собственников 9 МКД и 858 807, 88 рублей за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора (далее - заимствованные средства); приняты и оплачены из фонда капитального ремонта не выполненные работы по 6 МКД г. Ленска, сумма незаконно расходованных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений МКД, составила 590 027, 71 рублей; приняты и оплачены из фонда капитального ремонта не выполненные работы по 11 МКД г. Мирный, сумма незаконно расходованных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений МКД, составила 4 519 699, 61 рублей, из которых 4 486 866, 06 рублей средства собственников 11 МКД и 32 833, 55 рублей заимствованные средства; приняты и оплачены из фонда капитального ремонта не выполненные работы по 7 МКД п. Чернышевский Мирнинского района, сумма незаконно расходованных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений МКД, составила 1 376 304, 55 рублей, из которых 407 228, 54 рублей средства собственников 7 МКД и 969 076, 01 рублей заимствованные средства; приняты и оплачены из фонда капитального ремонта не выполненные работы по 7 МКД п. Чульман Нерюнгринского района (6 МКД) и п. Беркакит (1 МКД), сумма незаконно расходованных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений МКД, составила 521 269, 86 рублей, из которых 507 866, 87 рублей средства собственников 7 МКД и 13 402, 99 рублей заимствованные средства; приняты и оплачены из фонда капитального ремонта не выполненные работы по 12 МКД п. Нижний Куранах (8 МКД) и с. Верхний Куранах (4 МКД) Алданского района, сумма незаконно расходованных средств, сформированных за счет взносов собственников помещений МКД, составила 505 037, 56 рублей, из которых 340 145, 75 рублей средства собственников 12 МКД и 164 891, 81 рублей заимствованные средства.

21.12.2018 УГСЖН выдано региональному оператору Фонду выдано предписание № 08-02-367-18 об устранении нарушений жилищного законодательства и в срок до 19.01.2019 произвести возврат незаконно использованных денежных средств в размере 8 977 290, 92 рублей на счет открытого региональным оператором с целью формирования фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса собственников помещений многоквартирных домов на капитальный ремонт, 22.02.2019 в УГСЖН от регионального оператора Фонда поступила информация об исполнении вышеуказанного предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение.

Фондом в обоснование довода о том, что оплата денежных средств в размере 12 435 950, 72 рублей была произведена за выполненные работы на основании актов приема-передачи выполненных работ, установленных региональным оператором (Фондом), подписываемых представителями Заказчика, Подрядчика, управляющей компании, а также собственниками помещений в МКД, разница между зафиксированными в ходе проверки объемами выполненных работ и отраженными в актах КС-2, КС-3 объемами объясняется ненадлежащим содержанием управляющими организациями общедомового имущества, повлекшего уничтожение результатов ремонтных работ после их завершения и принятия, разрушением результатов ремонта, частичным применением других строительных материалов, отличных от указанных в техническом задании доказательства в материалы дела не представлены. 

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Фондом представление в части пункта 8 (в части нецелевого использования денежных средств в размере 12 435 950, 72 рублей – фактически не выполненные работы, выявленные по результатам осмотров) соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Фонда.

Счетная палата в пункте 9 оспариваемого представления указала -  в течение 30 дней с момента получения данного представления обеспечить наличие документов/материалов, подтверждающих факт оказания услуг по изготовлению и приемке/передаче услуг на рекламу в сумме 2 075 175 рублей (видеоролики, брошюры, буклеты, фотоальбомы, их расходование, факт проката на телевидении, размещения на сайтах в сети Интернет и выхода статей в газетах), в противном случае обеспечить возврат в доход госбюджета РС (Я) субсидии в течение 30 дней с момента истечения срока, установленного для предоставления документов.

Фонд оспаривает пункт 9 представления в части необходимости представления документов/материалов, подтверждающих факт оказания услуг по изготовлению и приемке/передаче услуг на рекламу в сумме 486 450 рублей, Фонд считает, что требование Счетной палаты о предоставлении копий брошюр, буклетов, видеороликов является неосновательным.

В судебном заседании представителями Фонда и Счетной палаты подтверждено, что Фондом пункт 9 представления в части суммы 2 075 175 рублей исполнено полностью, а именно на сумму 1 588 725 рублей Фондом представлены документы/материалы, подтверждающие факт оказания услуг по изготовлению и приемке/передаче услуг на рекламу (видеоролики, брошюры, буклеты, фотоальбомы, их расходование, факт проката на телевидении, размещения на сайтах в сети Интернет и выхода статей в газетах), а сумма 486 450 рублей возвращена в доход госбюджета РС (Я) платежным поручением от 22.02.2019 № 435 (копия платежного поручения представлена Фондом).

Из материалов контрольного мероприятия следует, что в 2016 году на рекламу Фондом направлено 3 810 348, 12 рублей и проверка установила, что неподтверждается целевое использование средств - финансовое обеспечение деятельности Фонда в части осуществления функций по оказанию консультационной, информационной, организационно-методической помощи, услуг по вопросам организации проведения капитального ремонта, реализации программ в области модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а также в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определенных пунктом 10 статьи 24 Закона о капремонте РС (Я) и пунктом 2.3. Устава Фонда, в связи с непредставлением документов/материалов подтверждающих факт оказания услуг по изготовлению и приемке/передаче рекламной продукции (видеоролики, брошюры, буклеты, фотоальбомы), его расходованию, факт проката на телевидении, размещения на сайтах в сети Интернет и выхода статей в газетах на сумму 2 465 705 рублей.

Суд считает, что материалами дела достоверно подтверждается, что Фонд не предоставил Счетной палате, как во время проведения контрольного мероприятия, так и в рамках исполнения оспариваемого представления, более того, считая, что документы/материалы, подтверждающие факт оказания услуг по изготовлению и приемке/передаче услуг на рекламу в сумме 486 450 рублей (видеоролики, брошюры, буклеты, фотоальбомы, их расходование, факт проката на телевидении, размещения на сайтах в сети Интернет и выхода статей в газетах), отсутствуют, исполнило представление путем возврата указанной суммы в доход госбюджета РС (Я).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Фондом представление в части пункта 9 (необходимости представления документов/материалов, подтверждающих факт оказания услуг по изготовлению и приемке/передаче услуг на рекламу в сумме 486 450 рублей) соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Фонда.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что представление от 12.10.2018 № 01/1-08/52 в оспариваемой Фондом части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах с учетом норм процессуального закона суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Фондом требований полностью. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                       РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)» к Счетной палате Республики Саха (Якутия) о признании недействительным представления от 12.10.2018 № 01/1-08/52 в части пунктов 8 и 9 (частично) отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                                А.Н. Устинова