Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-5265/10
г.Якутск 02.09.2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 02.09.2010 г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских В. С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к открытому акционерному обществу «Саханефтегазсбыт»
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В судебном заседание явились представители: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2010 г. №01-10/30, от ОАО «Саханефтегазсбыт» - ФИО2 по доверенности от 13.01.2010 г. №07-08/16.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 26 августа 2010 г. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время при участии представителей: от Ленского управления Ростехнадзора – ФИО1 по доверенности, ФИО3 по доверенности от 26.08.2010 г. №01-10/56, от ОАО «Саханефтегазсбыт» - ФИО2 по доверенности.
В судебном заседании объявлен перерыв до 11 час. 10 мин. 27 августа 2010 г. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время при участии представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности, ФИО2 – по доверенности.
Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ленское управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ОАО «Саханефтегазсбыт» к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти.
ОАО «Саханефтегазсбыт» с требованием не согласно, полагая, что отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
11.01.2009 г. Ленским управлением Ростехнадзора издан приказ №4 о назначении ответственного для осуществления государственного строительного надзора объекта капитального строительства «Пункт накопления и отбора нефти в г.Олёкминске для нужд Республики Саха (Якутия)».
Данным лицом утверждена программа проведения проверок.
02.07.2009 г. ОАО «Саханефтегазсбыт» получено разрешение на строительство №RU 14519000-02 на строительство объекта капитального строительства «Подключение пункта накопления и отбора нефти ОАО «Саханефтегазсбыт» к магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» на левом берегу реки Лена (участок 1752 км), на территории приемо-сдаточного пункта – здания и сооружения технологических установок, вспомогательно-технологического и технологического назначения, узел приема средств очистки и диагностики, узел подключения к нефтебазе». Позже срок действия разрешения продлен с 02.04.2010 г. до 31.12.2010 г.
ОАО «Саханефтегазсбыт» направлено извещение №1 от 03.11.2009 г. о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства «Пункт накопления и отбора нефти в г.Олекминск для нужд Республики Саха (Якутия)».
Ленским управлением Ростехнадзора издано распоряжение №385-р, датированное 07.05.2010 г., о проведении плановой проверки объекта капитального строительства «Пункт накопления и отбора нефти в г.Олёкминск для нужд Республики Саха (Якутия)». Данным распоряжением назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, определен ее предмет: соответствие выполняемых работ требованиям проекта, техническим регламентам и другим нормативным документам в области строительства, требованиям охраны труда и техники безопасности, соответствие лиц, выполняющих (выполнивших) работы, предъявляемым законом требованиям. Срок проведения проверки определен с 13 по 14 мая 2010 г.
17.05.2010 г. составлен акт проверки №25/06-14С, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения, вынесено предписание №25/06-14С.
Предписанием от 17.05.2010 г., выданным ОАО «Саханефтегазсбыт», со ссылкой на акт проверки №25/06-14С предписано:
ООО «Стройка» г.Барнаул
1. Представить исполнительную документацию в полном объеме.
2. Представить допуски к СРО к работам оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. общие журналы работ, специальные журналы работ завести и зарегистрировать в органах гос.строй.надзора.
4. Представить приказ об ответственных лицах за строй.контроль со стороны лица осуществляющего строительство.
5. Представить свидетельство об аттестации технологии сварочных работ.
ООО «Стройтек»
1. Представить исполнительную документацию в полном объеме.
2. общие журналы работ, специальные журналы работ завести и зарегистрировать в органах гос.строй.надзора.
3. Представить приказ об ответственных лицах за строй.контроль со стороны лица осуществляющего строительство.
4. Представить свидетельство об аттестации технологии сварочных работ.
ООО «Вектор»
1. В общем журнале работ заполнить титульные листы общего журнала работ, разделы 5,6
ООО «Нордспецстрой»
1. В общем журнале работ заполнить титульные листы общего журнала работ, разделы 5,6.
2. общие журналы работ, специальные журналы работ завести и зарегистрировать в органах гос.строй.надзора.
3. Представить допуски СРО к работам оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства
4. Представить приказ об ответственных лицах за строй.контроль со стороны лица осуществляющего строительство.
ОАО «Ленагаз»
1. В общем журнале работ заполнить титульные листы общего журнала работ, разделы 5, 6.
2. Представить акт на скрытые работы, на приемку ответственных конструкций.
3. В общем журнале работ раздел 3 заполнить в соответствии с РД 11-05-2007.
5. Представить сведения об аттестации работников по работе с грузоподъемными механизмами.
6. Заменить такелажную оснастку автокрана в соответствии с требованиями безопасной работы с кранами (ФЗ №116 от 21.07.1997 г., ПБ 10-382 п.9.5.6).
6. Осуществлять строповку грузов в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00 п.9.5.12.
7. Вести вахтенный журнал работы крана в соответствии с ПБ 10-382-00 п.9.4.27.
ООО НУ «ВСЭМ»
1. общие журналы работ, специальные журналы работ зарегистрировать в органах гос.строй.надзора.
ООО «Газэкспертсервис»
1. Представить акты об устранении нарушений согласно ранее выданных предписаний лицам осуществляющим строительство.
2. Заполнить раздел №4 общего журнала работ.
3. Принять меры к устранению выявленных замечаний и нарушений, согласно выданных предписаний лицам осуществляющим строительство.
ОАО «Саханефтегазсбыт»
1.Представить приказ об утверждении проектной документации.
2. Представить сведения об авторском надзоре.
3. Провести испытания оборудования и технических устройств.
4. Представить сведения об автоматизации технологических процессов.
5. Провести экспертизы промышленной безопасности на определение возможности безопасной эксплуатации резервуаров, с истекшим амортизационным сроком, резервуарного парка пункта налива ОАО «Саханефтегазсбыт» в соответствии с требованиями п.п.3.1, 4.3, 6.9 «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ПБ 03-517-02) и п.4.25 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» (ПБ 09-560-03).
6. Провести государственную экспертизу на проект причальных сооружений.
7. Оборудовать сливоналивной причал №2 согласно требований с п.п.2.5.1 и 2.5.4 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов (ПБ 09-560-03).
8. Представить технологический регламент на ведение технологических процессов перекачки нефти с резервуарного парка пункта налива ОАО «Саханефтегазсбыт» в танкерный флот.
9. Представить специальные технологические документы на пуско-наладочные работы «ПСП», магистрального нефтепровода и резервуарный парк пункта налива ОАО «Саханефтегазсбыт».
10. Представить планы локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) и планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) на все объекты.
11. Представить проектные решения по сезонному опорожнению (очистке) полости и испытанию магистрального нефтепровода с учетом эксплуатации нефтепровода только в период навигации.
О выполнении предписания указано уведомить Ленское управление Ростехнадзора в срок до 01.06.2010 г.
02.06.2010 г. ОАО «Сахенефтегазсбыт» направило Ленскому управлению Ростехнадзора письмо от 01.06.2010 г. №04/3-9-291.
Распоряжением от 24.06.2010 г. №490-р Ленского управления Ротехнадзора назначено проведение итоговой проверки объекта капитального строительства «Пункт накопления и отбора нефти в г.Олёкминск для нужд Республики Саха (Якутия)», направлено уведомление №14-225.
29.06.2010 г. составлен акт проверки №173/14с, в котором зафиксировано, что на момент проверки ведутся строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, при этом выявлены нарушения.
В акте проверки указано, что ОАО «Саханефтегазсбыт» не устранены замечания п.п.2, 3 (в части объектов резервуарного парка пункта налива ОАО «Саханефтегазсбыт»), 5, 6, 7, 8, 9, 10 (в части предоставления ПЛАРН), 11 предписания №25/06-14с от 17.05.2010 г. Не выполнено предписание 25/06-14с от 17 мая 2010 г. по следующим у лиц осуществляющих строительство ООО «Нордспецстрой» п.3, 4, ОАО «Ленагаз» 1, 2, 3, 5, ООО «Стройка» 1, 2, 3, 4, 5, ООО «Стройтек» 1, 3, 4.
Уведомлением от 01.07.2010 г. №14-27/_3115_ ОАО «Саханефтегазсбыт» извещено о необходимости явки 06.07.2010 г. для составления и подписания протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
06.07.2010 г. составлен протокол №70/14с об административном правонарушении в отношении ОАО «Саханефтегазсбыт».
В протоколе установлено, что по состоянию на 29.06.2010 г. предписание №25/06-14с от 17.05.2010 г. не исполнено, о причинах не исполнения не сообщено, ходатайства о продлении сроков исполнения предписания в Ленское управление Ростехнадзора не поступало.
Деяние квалифицировано административным органом как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Ленское управление Ростехнадзора 27.07.2010 г. обратилось с заявлением о привлечении ОАО «Саханефтегазсбыт» к административной ответственности в арбитражный суд.
Дело рассматривается в порядке, установленном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.
В пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительства, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Пунктом 11 статьи 48.1 ГрК РФ установлено, что к особо опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таким образом, государственный строительный надзор в отношении объекта капитального строительства, относящегося к особо опасным и технически сложным объектам, вправе осуществлять Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 30 июня 2009 года №588, государственные инспектора относятся к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере государственного строительного надзора по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении №70/14 с от 06.07.2010 г. составлен уполномоченным на то лицом.
Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 (далее - Положение) предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии).
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ).
Исходя из смысла указанных норм, основанием для осуществления мероприятий государственного строительного надзора является получение извещения о начале работ.
Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления (п.11 Положения).
Программой проведения проверок объекта капитального строительства «Пункт накопления и отбора нефти в г.Олекминск для нужд Республики Саха (Якутия)» предусмотрено проведение проверки разрешительной и исполнительной документации, фактически выполненных и выполняемых работ в январе и итоговая проверка в апреле.
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006) утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 г. №1129.
В соответствии с пунктом 3 названного Приказа проверки проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в следующих случаях:
а) наступления сроков завершения работ, которые подлежат проверке в соответствии с программой проведения проверок;
б) получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о завершении работ, которые подлежат проверке, если срок окончания таких работ не совпадает со сроками, указанными в программе проведения проверок;
в) получения извещения от лица, осуществляющего строительство, о случаях возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
г) получения обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к осуществлению государственного строительного надзора;
д) получения сведений о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, подлежащих проверке, из иных источников.
Как пояснил в судебном заседании представитель Ленского управления Ростехнадзора основанием для проведения проверки в мае 2010 г. послужило обращение ОАО «Саханефтегазсбыт».
Данное обстоятельство подтверждается и содержанием распоряжения №385-р о проведении плановой проверки объекта капитального строительства, подпункт «г» пункта 6 которого содержит ссылку на письмо ОАО «Саханефтегазсбыт» 04/3-9-247 от 11 мая 2010 г.
Указанным письмом ОАО «Саханефтегазсбыт» обратилось к Ленскому управлению Ростехнадзора с просьбой о направлении 12.05.2010 г. в г.Олекминск представителей Ростехнадзора для проведения проверки качества выполняемых строительных работ по объекту «Пункт накопления и отбора нефти ОАО «Саханефтегасбыт».
Письмо поступило Ленскому управлению Ростехнадзора 11.05.2010 г.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что распоряжение о проведении плановой проверки №385-р, содержащее ссылку на письмо ОАО «Саханефтегазсбыт» №04/3-9-247 от 11.05.2010 г., не могло быть издано ранее 11.05.2010 г. и дата, указанная в самом распоряжении, 07.05.2010 г. не соответствует действительности.
Следовательно, и уведомление №14-225 о проведении проверки с 13 по 14 мая 2010 г. не могло быть составлено и вручено ОАО «Саханефтегазсбыт» ранее 11.05.2010 г.
Между тем, пунктом 9 РД-11-04-2006 установлено, что должностное лицо органа государственного строительного надзора перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения, обязано уведомить застройщика или заказчика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи. В уведомлении указываются сведения о дате проведения проверки, предмете проверки, иные сведения, необходимые для проведения проверки. Уведомление вручается уполномоченному представителю заказчика или застройщика на основании соответствующего документа о представительстве. В случае отказа от получения на руки (подписания) уведомления представителем застройщика или заказчика документ направляется по факсу или по почте заказным письмом с уведомлением.
Статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)» (далее - Закон №294-ФЗ) предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. По смыслу пункта 2 указанной статьи Закона №294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона №294-ФЗ. Данной нормой предусмотрена обязанность уведомления юридического лица о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех дней до начала ее проведения посредством направления органом государственного контроля (надзора) копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Закон №294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1), в том числе предусматривает сферу неприменения Закона (часть 3 статьи 1), особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в определенных сферах (часть 4 статьи 1), порядок вступления его в силу (статья 27).
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами.
В силу части 5 статьи 27 данного закона до 01.01.2011 г. его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Согласно части 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Однако порядок и срок уведомления юридического лица о проведении проверки не относится ни к виду, ни к предмету, ни к основаниям проверок, ни к срокам их проведения и, соответственно, не подпадают под действие части 5 статьи 27 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.
В связи с изложенным суд считает, что Ленским управлением Ростехнадзора допущено грубое нарушение при проведении проверки, влекущее в силу статьи 20 Закона №294-ФЗ недействительность результатов проверки.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом. Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность выданного предписания.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности устанавливает: имелось ли событие административного правонарушения, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Следовательно, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд наделен полномочиями по проверке законности предписания, неисполнение которого послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении.
На основании пункта 14 Положения, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора, составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений. В предписании указывается вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Таким образом, требования предписания административного органа не должны содержать формулировок, не позволяющих однозначно определить какие именно действия необходимо совершить лицу в целях исполнения предписания.
При этом выявление смысла ненормативного акта путем сопоставления его текста с иными документами, является недопустимым, учитывая санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации за неисполнение требований предписания.
Программой проведения проверок и распоряжением №385-р о проведении плановой проверки предусмотрено проведение проверки объекта «Пункт накопления и отбора нефти в г.Олёкминск для нужд Республики Саха (Якутия)».
В акте проверки №25/06-14С перечислены следующие объекты: «Подключение пункта накопления и отбора нефти ОАО «Саханефтегазсбыт» к магистральному нефтепроводу «ВСТО» на левом берегу р.Лена (участок 1752 км)», резервуарный парк пункта налива ОАО «Саханефтегазсбыт», сливоналивной причал №2.
В акте указано, что строительство объектов осуществляется по следующим проектам:
1. «Подключение пункта накопления и отбора нефти ОАО «Саханефтегазсбыт» к магистральному нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан»;
2. рабочий проект №243-С «Расширение резервуарного парка Олекминской нефтебазы ОАО «Саханефтегазсбыт» в г.Олекминск. Установка РВС-3000 2 шт.»;
3. «Корректировка рабочего проекта «Расширение резервуарного парка Олекминской нефтебазы ОАО «Саханефтегазсбыт» в г.Олекминск. Установка РВС-3000 2 шт.» №1/2008;
4. Реконструкция Олекминской нефтебазы ОАО «Саханефтегазсбыт» в г.Олекминске. Причал №2».
Между тем, административный орган в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что пункт накопления и отбора нефти и резервуарный парк Олекминской нефтебазы являются одним объектом.
Также отсутствуют доказательства того, что сливоналивной причал №2, причалы и причальные сооружения входят в состав объекта, подлежащего проверке.
В нарушение требований пункта 14 Положения пункты 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11 предписания №25/06-14С в части, адресованной ОАО «Саханефтегазсбыт», не содержат ссылки на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены.
При этом из предписания не ясно, какие сведения об авторском надзоре и на какой объект необходимо представить, не указано оборудование и технические устройства, испытания которых следует провести, не указано какие именно сведения об автоматизации каких технологических процессов должно представить общество, не указано на какие именно объекты необходимо представление ПЛАС и ПЛАРН.
Из представленных лицами, участвующими в деле, документов: ситуационного плана приемо-сдаточного пункта, технологической схемы трубопроводов ПСП (приемо-сдаточного пункта) Олекминск ОАО «Саханефтегаз», схемы ТТП филиала Олекминская нефтебаза ОАО «Саханефтегазсбыт», раздела 2.2 общей пояснительной записки 2715-00-00-ОПЗ «Подключение пункта накопления и отбора нефти ОАО «Саханефтегазсбыт» к магистральному нефтепроводу «ВСТО» на левом берегу р.Лена (участок 1752 км), разрешений на строительство №RU 14519000-02, №RU 14519106 не следует, что объект капитального строительства «Пункт накопления и отбора нефти в г.Олёкминск для нужд Республики Саха (Якутия)», регламента взаимоотношений ООО «Восток-нефтепровод» и ОАО «Сахаенфтегазсбыт» для обеспечения безопасного режима работы нефтепровода и ведения учетных операций на ПСП через СИКН, включает в себя резервуарный парк, резервуары с истекшим амортизационным сроком, а также причальные сооружения. Доказательств иного административным органом не представлено.
Иные пункты предписания изложены с указанием иных юридических лиц: ООО «Стройка г.Барнаул, ООО «Стройтек», ООО «Вектор», ООО «Нордспецстрой», ОАО «Ленагаз», ООО НУ «ВСЭМ», ООО «Газэкспертсервис», и у суда отсутствуют основания полагать, что данные пункты предписания адресованы ОАО «Саханефтегазсбыт».
Таким образом, не исполнение данного предписания не может служить основанием для привлечения ОАО «Саханефтегазсбыт» к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По результатам итоговой проверки в акте проверки №173/14с от 29.06.2010 г. Ленским управлением Ростехнадзора установлено не устранение части пунктов предписания и пунктов 3 и 10 в части.
В протоколе об административном правонарушении от 06.07.2010 г. №70/14с установлено, что ОАО «Саханефтегазсбыт» по состоянию на 29.06.2010 г. предписание не исполнено. При этом в протоколе не указаны сведения, касающиеся исполнения либо неисполнения отдельных пунктов выданного предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в частности, событие административного правонарушения.
В силу данных положений КоАП РФ протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности, что подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 №1097/08.
Обращаясь в суд с заявлением о привлечении ОАО «Саханефтегазсбыт» к административной ответственности Ленское управление Ростехнадзора сослалось на неисполнение обществом пунктом 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (в части не представления плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) на все объекты), 11.
Иных неисполненных пунктов предписания заявитель не указал.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что в протоколе об административном правонарушении от 06.07.2010 г. №70/14с не установлено событие административного правонарушения, в связи с чем, основанием для привлечения ОАО «Саханефтегаз» к административной ответственности данный протокол являться не может.
Основания для привлечения ОАО «Саханефтегаз» к административной ответственности отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении открытого акционерного общества «Саханефтегазсбыт» (<...>, основной государственный регистрационный номер 1021401050857) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Судья В.С.Терских