ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5308/11 от 27.10.2011 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-5308/2011

01.11.2011

Резолютивная часть решения объявлена 27.10.2011

Мотивированное решение изготовлено 01.11.2011

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)  в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола помощником судьи Поповой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению от 26.08.2011 № 1991 заместителя прокурора Вилюйского района

к Муниципальному унитарному предприятию по благоустройству «Вилюит» муниципального образования «Город Вилюйск» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

с участием: Прокурор: Орлова А.В. удостоверение ТО 086917; МУП: ФИО1 – директор, ФИО2 по доверенности от 04.10.2011;

по делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 26.10.2011 09ч.05м. до 27.10.2011 12ч.15м. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, прокурора, но с участием законного представителя предприятия ФИО1, представителя предприятия по доверенности от 04.10.2011 ФИО2

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) (далее – прокурор) обратился с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия по благоустройству «Вилюит» муниципального образования «город Вилюйск» Вилюйского улуса (далее - предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности без лицензии.

МУП «Вилюит» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным регистрационным номером 171410000254, что подтверждается свидетельством ЕГРЮЛ от 01.06.2007 серия 14 №001460464.

Письменный отзыв на заявление прокурора Предприятием не представлен.

В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Судом установлены обстоятельства дела.

Прокуратурой Вилюйского района проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о лицензировании в части предоставления услуг по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых и жидких бытовых отходов производства и потребления из жилищного фонда муниципального района «Вилюйск улус», по результатам которой установлено, что Предприятие осуществляет деятельность по перевозке (транспортировке) бытовых и промышленных отходов IV-V класса опасностей на полигоне ТБО и ЖБО в городе Вилюйске, при этом у Предприятия отсутствует лицензия на осуществление деятельности по перевозке отходов I-IV класса опасности, к которым относятся ЖБО и ТБО.

Из объяснения директора Предприятия следует, что одним из направлений деятельности предприятия, являющейся коммерческой организацией, является перевозка (транспортировка) твердых и бытовых отходов: на 2011 год заключены договора с 20 организациями на перевозку ТБО и ЖБО; с 01.01.2011 по 24.08.2011 вывезено ТБО – 6507 м.3, ЖБО – 8332 м.3; лицензия на осуществление данной деятельности отсутствует, в целях ее получении оформлены паспорта ТБО и ЖБО в ЦЛАТИ РС(Я), получен сертификат, поданы документы в Росприроднадзор в конце июля 2011; с выявленным нарушением согласна.

26.08.2011 заместитель прокурора Вилюйского района Смирников А. Г., рассмотрев материалы проверки в отношении заинтересованного лица, усмотрев в действиях предприятия наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом Российской Федерации.

Положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляют прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяют полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление.

Таким образом, заместитель прокурора вправе вынести протокол (постановление) по любому делу об административном правонарушении.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Пунктом 74 части 1 статьи 17 Федерального закона 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Согласно СанПиНу 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", СанПиНу 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ГОСТу 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определение" под сбором отходов понимается очистка территорий населенных пунктов, предприятий, мест временного хранения отходов.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. Согласно данного каталога отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 91100100 01 00 4) (код 91200400 01 00 4) относятся к отходам IV класса опасности.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Из содержания названной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.

В рассматриваемом случае одним из основных видов деятельности Предприятия, являющегося самостоятельным хозяйствующим субъектом, является уборка территории, удаление сточных вод, отходов, организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов, сухого мусора (п.п.1.3, 2.2.1, 2.2.15, 2.2.23 Устава (л.д.34-36)), осуществляемая предприятием как специализированной организацией на основании заключенных с третьими лицами договоров на выполнение работы по сбору, транспортированию и размещению этих отходов.

Следовательно, действия Предприятия по смыслу законов от 08.08.2001 N 128-ФЗ и от 24.06.1998 N 89-ФЗ являются деятельностью по сбору, транспортированию и размещению отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Как следует из материалов дела, между Предприятием заключены договора на оказание услуг по вывозу ТБО, ЖБО:

- № 10 от 16.12.2010 с Потребительским обществом «Илгэ» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 17 от 16.12.2010 с МДОУ «Чуораанчык» на срок с 01.01.011 по 31.12.2011;

- № 05 от 17.12.2010 с МДОУ детский сад «Сардаана» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 12 от 21.12.2010 с МДОУ д/с «Туллукчаан» на срок с 01.01.011 по 31.12.2011;

- № 16 от 21.12.2010 с МУДО «Детская художественная школа» на срок 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 21 от 21.12.2010 с Сбербанком России в лице филиала Вилюйского отделения № 5037 на срок с 01.01.2011 по 3.12.2011;

- № 14 от 24.12.2010 с МОУ ВСОШ №3 им. Н.С. Степанова на срок с 01.01.2010 по 31.12.2011;

- № 08 от 31.12.2010 с МОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.И. Чиряева» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 11 от 01.01.2010 с МДОУ д/с «Булуучээнэ» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 18/1 от 01.01.2011 с МОУ ДОД Детский центр «Кэскил» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 02 от 01.01.2011 с МДОУ д/с «Куобахчаан» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 09 от 01.01.2011 с МУ «Центральная районная больница им. П.А. Петрова» на срок с 01.11.2011 по 31.12.2011;

- № 29 от 01.01.2011 с МДОУ д/с «Солнышко» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2011;

- № 23 от 19.01.2011 с ГОУ «Профессиональное училище № 31» на срок с 01.01.2011 по 31.12.2001 (расторгнут 01.05.2011);

- № 30 от 01.03.2001 с муниципальным районом «Вилюйский улус (район)» на срок с 01.03.2011 по 31.12.011;

Согласно указанным заключенным между сторонами договорам, исполнитель (Предприятие) обязуется предоставить услуги по вывозу ЖБО, в т.ч. вывозная канализация из септика, ТБО (IV, V классов) и сухого мусора на полигон по размещению бытовых отходов, а заказчик в установленном настоящим договором порядке оплачивать предоставленные услуги. При этом при оказании услуг на вывоз ЖБО используется автомобиль МАЗ (7м3), при оказании услуг на вывоз ТБО используются трактор МТЗ 82 (4,5 м3) которым осуществляется погрузка ТБО и утилизация (захоронение) свалки. Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Предприятия после подписания справки-талона со счетом-фактурой.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Предприятие осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов IV, V класса опасности на специально отведенном полигоне, на момент проведения проверки лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов IV-V класса опасности не имеет, что свидетельствует о правильной квалификации действий предпринимателя по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлена вина Предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившееся в том, что Предприятие имело возможность не совершать действия по оказанию услуг, имело возможность получить лицензию, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия Предприятия по оформлению соответствующих документов для получения лицензии уже после проведения проверки и передачи материалов в суд правового значения для рассмотрения дела не имеют, как и доводы о финансовом положении предприятия.

Обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность судом не установлено, сторонами не заявлено.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных нормативных актов, суд считает установленным факт совершения Предприятием административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.

Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущена.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

На основании изложенных обстоятельств дела и норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности Предприятия, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление от 26.08.2011 № 1991 заместителя прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Привлечь муниципальное унитарное предприятие по благоустройству «Вилюит» Муниципального образования «Город Вилюйск» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Штраф перечислить: УФК по РС (Я) (Прокуратура Республики Саха (Якутия)) ИНН <***>, КПП 143501001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 98401000000; Номер счета получателя платежа 40101810100000010002; Наименование банка: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, БИК 049805001).

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья Е.А. Евсеева