ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5334/16 от 16.12.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело № А58-5334/2016

23 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" (ИНН 1435032049, ОГРН 1021401062187) от 28.09.2016 № 1984-15

к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435058287, ОГРН 1031402044563)о признании бездействия, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устранить нарушение прав и законных интересов общества путем:

- в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта, рассмотрения жалобы ОАО «ЯТЭК» от 11.08.2016 по существу и не позднее даты истечения указанного срока вручения ответа по итогам рассмотрения указанной жалобы;

- согласовать и разрешить проведение внеплановой проверки Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) в отношении ООО «ЯкутСтройСити» и объекта незавершенного строительства – «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 10 дней с даты изготовления судебного акта;

- подать в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц и в целях защиты публичных интересов с требованием о сносе самовольной постройки объект незавершенного строительства «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта;

к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании бездействия, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устранить нарушение прав и законных интересов общества путем:

- проведения внеплановой проверки в отношении ООО «ЯкутСтройСити» и объекта незавершенного строительства – «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта;

к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании бездействия, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устранить нарушение прав и законных интересов общества путем:

- в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта, рассмотрения жалобы ОАО «ЯТЭК» от 11.08.2016 по существу и не позднее даты истечения указанного срока вручения ответа по итогам рассмотрения указанной жалобы;

- Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска отменить выданное ООО «ЯкутПроектСити» разрешение на строительство № 14RU14301000-187-2015 и не выдавать ООО «ЯкутПроектСити» новых разрешений на строительство объекта - «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89;

- Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска подать в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц и в целях защиты публичных интересов с требованием о сносе самовольной постройки объект незавершенного строительства «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта.

с участием в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: Семенов Л.М. по доверенности от 26.05.2016 №93; от ОА г. Якутска: Харлампьев В.В. по доверенности от 11.01.2016 №5; от Департамента градостроительства ОА г.Якутска: Харлампьев В.В. по доверенности от 17.12.2015 №35; УГСЖН РС(Я): Огочонова Н.В. по доверенности от 27.10.2016; от Прокуратуры РС(Я): Минеева Э.В. по доверенности от 25.10.2016 №38-11-2016; от Управления архитектуры и градостроительной политики ОА г.Якутска: Харлампьев В.В. по доверенности от 01.11.2016 №05/16; от ООО «ЯкутСтройСити»: Катышевцев С.Б. по доверенности от 26.10.2016,

с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации с 10ч.50м. 15.12.2016 до 10ч.00м. 16.12.2016, после окончания перерыва дело рассмотрено в том же составе суда, с теми же представителями лиц, участвующих в деле,

у с т а н о в и л:

28.09.2016 Открытое акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, Прокуратуре Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по приостановлению и сносу строительства объекта «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П.Алексеева, 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), об обязании признать объект незавершенного строительства «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П.Алексеева, 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, д. 89 самовольной постройкой.

17.11.2016 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Открытое акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания" представило уточнение от 16.11.2016 № 2374-15 и просит:

- бездействие Прокуратуры Республики Саха (Якутия), выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Прокуратуре Республики Саха (Якутия) устранить нарушение прав и законных интересов общества путем в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта, рассмотрения жалобы ОАО «ЯТЭК» от 11.08.2016 по существу и не позднее даты истечения указанного срока вручения ответа по итогам рассмотрения указанной жалобы;

- Прокуратуре Республики Саха (Якутия) согласовать и разрешить проведение внеплановой проверки Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) в отношении ООО «ЯкутСтройСити» и объекта незавершенного строительства – «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 10 дней с даты изготовления судебного акта;

- Прокуратуре Республики Саха (Якутия) подать в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц и в целях защиты публичных интересов с требованием о сносе самовольной постройки объект незавершенного строительства «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта;

- бездействие Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

- Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) провести внеплановую проверку в отношении ООО «ЯкутСтройСити» и объекта незавершенного строительства – «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта;

- бездействие Окружной администрации города Якутска, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» признать незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

- Окружной администрации города Якутска устранить нарушение прав и законных интересов общества путем в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта, рассмотрения жалобы ОАО «ЯТЭК» от 11.08.2016 по существу и не позднее даты истечения указанного срока вручения ответа по итогам рассмотрения указанной жалобы;

- Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска отменить выданное ООО «ЯкутПроектСити» разрешение на строительство № 14RU14301000-187-2015 и не выдавать ООО «ЯкутПроектСити» новых разрешений на строительство объекта - «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89;

- Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска подать в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц и в целях защиты публичных интересов с требованием о сносе самовольной постройки объект незавершенного строительства «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П. Алексеева 89 г. Якутска» (кадастровый номер 14:36:104015:4997), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104015:783 по адресу: г. Якутск, ул. П. Алексеева, 89 в течение 30 дней с даты изготовления судебного акта.

Уточнение судом принято.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что заинтересованными лицами нарушен срок рассмотрения обращения от 11.08.2016 №1663-15, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов просит обязать рассмотреть обращение от 11.08.2016 №1663-15, в установленный 30-дневный срок и вручить ответ по итогам рассмотрения, согласовать и провести проверку в отношении ООО «ЯкутСтройСити» и объекта незавершенного строительства «Административное здание с теплой стоянкой по ул. П.Алексеева, 89 г. Якутска», отменить и не выдавать разрешение на строительство, подать иск о сносе самовольной постройки.

Прокуратура Республики Саха (Якутия) не согласилась с заявленными требованиями, представила отзыв от 26.10.2016 № 38-11-2016 с изложением доводов возражения. Обращение заявителя от 11.08.2016 №1664-15 рассмотрено в установленный срок в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ от 30.01.2013 №45, с перенаправлением по принадлежности с одновременным извещением заявителя, что подтверждается письмом Прокуратуры от 26.08.2016 №1р-2016/36 и распечаткой с электронного журнала «Центральная картотека» (вх. № ВОРГ-2753-2016 от 15.08.2016, исх. № 71-38р-2016/3902 от 19.08.2016). Нарушений прав заявителя не имеется.

УГСЖН РС(Я) представило отзыв от 26.10.2016 №02-04-10139, в котором указывается, что в Прокуратуру были направлены заявления о согласовании проведения внеплановой проверки в отношении ООО «ЯкутСтройСити», по которым получены отказы. 16.08.2016 в Управление поступило извещение о начале строительства объекта, с даты получения которой осуществляется государственный строительный надзор объекта. Строительство осуществляется на основании разрешения на строительство №14- RU14301000-187-2015 от 04.12.2015 со сроком действия до 30.12.2016. По результатам проверки с 16.09.23016-27.09.2016 по программе Управления выявлены и предписаны к устранению нарушения требований технических регламентов, проектной документации. Обращение заявителя от 11.08.2016 №1665-15 рассмотрено, что подтверждается ответами от 31.08.2016 №01-26-8120, от 03.11.2016 №01-26-10457.

Окружная администрация города Якутска представила отзыв от 17.11.2016 б/н , указано, что на обращение заявителя от 11.08.2016 №1663-15 направлен ответ 09.11.2016 №1578-ДГ. В части предложенного заявителем способа устранения нарушенных прав путем отмены и не выдачи разрешения на строительство, считает, что Управление архитектуры и градостроительной политики не обладает соответствующими полномочиями. Решением АС РС(Я) от 05.12.2014 по делу №А58-3903/14 отказано в удовлетворении требования ОАО «ЯТЭК» к ООО «ЯкутСтройСити» о прекращении строительства спорного объекта. Нет законных оснований для обращения в суд о сносе самовольной постройки.

Третье лицо ООО «ЯкутСтройСити» представило отзыв, в котором указано, что третье лицо является собственником земельного участка, на котором начато строительство спорного объекта, судебным актом, вступившим в законную силу отказано в признании объекта самовольной постройкой.

Исследовав и оценив представленные материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания" является собственником АГЗС №1, назначение нежилое, 1-этажный. общей площадью 41,3 кв.м., инв. №16763, лит.А, с хозяйственными постройками согласно технического паспорта Г1, Г2, Г3, I, расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. П. Алексеева, д.91, корп. 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2010.

Общество с ограниченной ответственностью "ЯкутСтройСити" является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под административное здание, общей площадью 2 235 кв.м., кадастровый (или условный) номер 14:36:104015:783, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. П. Алексеева, д.89, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 20.09.2013.

ООО «Якутстройсити» на указанном земельном участке начато строительство объекта «Административное здание с теплой стоянкой».

ОАО «ЯТЭК», полагая, что возводимый объект не соответствует требованиям Свода правил станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. СП 156.13130.2014, а именно, пункту 8.3 Свода, поскольку объект находится на расстоянии лишь 12 метров, обратился в следующие органы:

- Прокуратуру РС(Я) с жалобой от 11.08.2016 №1664-15 об обращении в суд с требованием о сносе объекта, обязании муниципального органа обратиться в суд с требованием о сносе объекта в интересах неопределенного круга лиц, о приостановлении строительных работ, о принятии мер, направленных на недопущение гибели граждан, а также мер по пресечению нарушения законодательства и по привлечению к ответственности застройщика. Обращение получено 15.08.2016 рег.№ ВОРГ-2753-2016;

- Окружную администрацию города Якутска с жалобой от 11.08.2016 №1663-15 об обращении в суд с требованием о сносе объекта в интересах неопределенного круга лиц, о приостановлении строительных работ, о принятии мер, направленных на недопущение гибели граждан, а также мер по пресечению нарушения законодательства и по привлечению к ответственности застройщика. Обращение получено 12.08.2016 вх.№12006;

- УГСЖН РС(Я) с жалобой от 11.08.2016 №1665-15 об обращении в суд с требованием о сносе объекта в интересах неопределенного круга лиц, обязании муниципального органа обратиться в суд с требованием о сносе объекта в интересах неопределенного круга лиц, о приостановлении строительных работ, о принятии мер, направленных на недопущение гибели граждан, а также мер по пресечению нарушения законодательства и по привлечению к ответственности застройщика. Обращение получено 12.08.2016.

Общество, полагая бездействие указанных органов, выразившееся в не рассмотрении его обращения в установленные сроки, обратилось в арбитражный суд с вышеназванным заявлением, в пределах установленного процессуального срока.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ), устанавливающим также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно частям 2 и 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

По статье 3 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

По подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органами местного самоуправления гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Таким образом, вышеприведенным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ закреплено право лица на получение ответа на письменное обращение, адресованное государственным органам, которому корреспондирует соответствующая обязанность органа (его должностных лиц) на подготовку ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Судом из материалов дела установлено, что Общество 11.08.2016 обратилось в Прокуратуру РС(Я), Окружную администрацию г.Якутска и УГСЖН РС(Я) с жалобой о принятии указанных в обращении действий и мер в отношении строящегося спорного объекта, застройщиком которого является третье лицо.

Указанные жалобы получены Прокуратурой РС(Я), Окружной администрацией г.Якутска и УГСЖН РС(Я), что подтверждается входящими штампами.

Прокуратура РС(Я) письмом от 26.08.2016 №1р-2016/36, перенаправила жалобу по принадлежности УГСЖН РС(Я) и направила для сведения ОАО «ЯТЭК».

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры определен статьей 10 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года № 45 (далее - Инструкция).

Согласно пункту 5.1 Инструкции обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Согласно пункту 4.14 Инструкции по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:

- "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

- "удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;

- "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

- "разъяснено" - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;

- "принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;

- "направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Таким образом, по итогам рассмотрения обращения в соответствии с пунктом 4.14 Инструкции может быть принято решение о направлении в течение 7 дней со дня регистрации обращения для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Следовательно, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) Инструкцией не установлено.

В данном случае, обращение заявителя рассмотрено Прокуратурой в соответствии с пунктом 3.5 Инструкции, и перенаправлено по принадлежности для рассмотрения в адрес УГСЖН РС(Я) в установленные сроки.

Соответственно, Прокуратурой РС(Я) нормы закона при рассмотрении обращения заявителя соблюдены, права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены.

В части требований в отношении Окружной администрации города Якутска и УГСЖН РС(Я) судом установлено, что обязанность по рассмотрению обращения заявителя данными органами, в законодательно установленный срок не исполнена.

Так, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что Окружная администрация города Якутска, получив обращение заявителя 12.08.2016, рассмотрела по существу и представила ответ (решение) только 09.11.2016, то есть, с нарушением законодательно установленного срока.

Указанное обстоятельство подтверждается имеющимся в деле письмом ОА города Якутска от 09.11.2016 №1578-ДГ, доказательством направления на электронную почту заявителя (скриншот).

УГСЖН РС(Я) в подтверждение своевременного рассмотрения обращения заявителя представлено письмо от 31.08.2016 №01-26-8120 и доказательство направления 01.09.2016 на электронную почту заявителя JSP-YGP@yatec.ru. Также представило дополнительное письмо от 03.11.2016 №01-26-10457 направленное на электронную почту заявителя JSC-YATEC.

Между тем, заявитель отрицает факт получения указанных писем, при этом указывая на неправильные адреса электронной почты. Как пояснил представитель заявителя, письмо УГСЖН РС(Я) от 03.11.2016 №01-26-10457 получено лично им в судебном заседании.

Действительно, в представленных доказательствах направления УГСЖН РС(Я) указаны неправильные адреса электронной почты. Суд отмечает, что в самом обращении на бланке заявителя, полученной УГСЖН РС(Я), указан верный адрес электронной почты – JSC-YGP@yatec.ru.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя в отношении Окружной администрации города Якутска и УГСЖН РС(Я) являются обоснованными.

Иных относимых, допустимых и достоверных доказательств, в опровержении заявленных требований, суду не представлено. Заявлений, ходатайств в порядке статьи 66 АПК РФ не заявлено.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования в отношении Окружной администрации города Якутска и УГСЖН РС(Я) подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям:

- быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы,

- обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами),

- быть обусловленной существом спора.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.

Предложенная заявителем восстановительная мера судом не может быть принята, поскольку арбитражный суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Арбитражный суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти. Кроме того, ответ на обращение уже получен.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», признать бездействие Окружной администрации города Якутска, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» от 11.08.2016 №1663-15 незаконным.

Проверив на соответствие Федеральному закону от 02.05.2005 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», признать бездействие Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), выразившееся в не рассмотрении в установленный срок жалобы ОАО «ЯТЭК» от 11.08.2016 №1665-15 незаконным.

В остальной части отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Евсеева Е. А.