Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
23 сентября 2022 года | Дело № А58-5360/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2022.
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2022.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола помощником судьи Николаевой К.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волна" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 02.08.2021 № 232-С по делу об административном правонарушении, с участием представителей: УГСЖН – ФИО1 по доверенности от 01.01.2022, диплом; заявитель – не явились, извещены (ходатайство о рассмотрении без участия), установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волна" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) – далее Управление, УГСЖН, административный орган о признании незаконным и отмене постановления от 02.08.2021 № 232-С по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что нарушен порядок вынесения оспариваемого постановления, а именно в постановлении указан неправильный юридический адрес общества, далее УГСЖН внесло изменения в постановление спустя 10 месяцев; постановление направленно Обществу с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ; отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
УГСЖН не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 29.07.2022 № 6009 (поступил в суд 02.08.2022).
Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует.
01.09.2020 Департаментом градостроительства Окружной администрации г. Якутска составлена справка об объекте, имеющем признаки самовольной постройки, в которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105032:60 общей площадью 260 кв.м., расположенном по адресу <...> принадлежащем Обществу было возведено строение – одноэтажное здание кафе «Минутка», общей площадью 226,8 кв.м. без получения разрешения на строительство указанного объекта.
16.09.2020 УГСЖН возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
22.09.2020 главным специалистом Управления произведен осмотр помещения, составлен протокол осмотра.
01.10.2022 представителю общества по доверенности от 18.08.2016 ФИО2 вручено уведомление о составлении протокола от 01.10.2020 № 04-10-1832-2 по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ на 07.10.2020 в 16-30 час. по адресу: <...>, каб. 430.
07.10.2020 главным специалистом Управления составлен протокол об административном правонарушении № 04-13-346-20, в котором зафиксировано выявленное нарушение, квалифицированное по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе указано, что протокол составлен в присутствии директора ООО «Волна» ФИО3, между тем, права, предусмотренные КоАП РФ, разъяснены представителю ФИО2, указанный представитель также указал о том, что объяснения отсутствуют, замечаний не имеется, с протоколом ознакомлен, копия протокола вручена также ей.
23.07.2021 (спустя 9 месяцев) административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 28.07.2021 в 10 часов 10 минут, в помещении по адресу: <...>, кабинет 427.
26.07.2021 в адрес Общества направлена телеграмма с уведомлением по адресу: <...>, которая не доставлена юридическому лицу в связи с тем, что дверь закрыта, адресат по извещению за телеграммой не явился.
28.07.2021 состоялось рассмотрение материалов об административном правонарушении в отношении ООО «Волна» без участия представителя общества, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления.
02.08.2021 и.о. руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) ФИО4 вынесено постановление № 232-С в полном объеме о признании виновным ООО «Волна» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде штрафа в размере 500000 рублей. Постановление 16.08.2021 направлено обществу почтовой связью по адресу: <...>.
23.06.2022 (спустя 10 месяцев) первым зам. УГСЖН ФИО4 вынесено определение о внесении изменений в постановление от 02.08.2021 № 232-С по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым внесены изменения в части указания юридического адреса ООО «Волна», а именно указан адрес: <...> (в постановлении от 02.08.2021 № 232-С указан адрес: ул. Пекарского, дом 9.
24.06.2022 УГСЖН по адресу: <...> направлено постановление от 02.08.2021 № 232-С.
ООО «Волна», не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Изучив представленные материалы административного дела, выслушав представителя административного органа, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление административным органом направлено обществу по адресу: <...> почтовой связью 24.06.2022 заказным письмом № 67700069045237 и получено адресатом 28.06.2022.
С заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось 04.07.2022, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 4.3.4, 4.1.9 Положения об Управлении Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия), утвержденном Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" и пунктом 6, 1.1.2 приказа Управления Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия) от 30.04.2019 № 67 "О внесении изменений в приказ от 11.02.2019 № 32 "Об утверждении Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях".
Таким образом, протокол составлен и дело рассмотрено уполномоченными должностными лицами в пределах полномочий.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд, рассмотрев материалы административного дела, приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление было вынесено Управлением с грубым нарушением процедуры привлечения общества к ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Судом установлено, и административным органом не оспорено по существу, что уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении от 23.07.2021 (которое не доставлено юридическому лицу в связи с тем, что дверь закрыта, адресат по извещению за телеграммой не явился) было направлено по адресу <...>, тогда как юридическим адресом Общества является <...>, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.
Доказательств надлежащего извещения Общества иным образом административным органом в материалы дела не представлено.
Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является, в частности, основанием для признания незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, не извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела является существенным нарушением порядка рассмотрения дела об административном производстве.
При таких обстоятельствах и на основе приведенных норм права суд считает, что административным органом допущено существенное нарушение процессуальных требований, выразившееся в привлечении к административной ответственности заявителя без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Указанное нарушение является существенным, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему статьей 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях гарантий защиты прав и не могло воспользоваться своими процессуальными правами.
Существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение, такое лицо привлечению к административной ответственности не подлежит.
На основании изложенных обстоятельств дела и приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что заявление Общества подлежит удовлетворению полностью.
При обращении в арбитражный суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, которая подлежит возврату обществу в соответствии с действующим законодательством.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 02.08.2021 № 232-С по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Волна» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Волна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 04.07.2022 № 119, выдать справку.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | А.Н. Устинова |