ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-537/2021 от 29.04.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

29 апреля 2021 года

Дело № А58-537/2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 3" городского округа "город Якутск" (ИНН 1435147473, ОГРН 1041402035498) без даты и номера к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2020 об административном правонарушении №1/15.14-2020/454,

без вызова лиц, участвующих в деле.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3" городского округа "город Якутск" – далее Учреждение, МОБУ, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) – далее Минфин, Министерство, административный орган о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/454, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением арбитражного суда от 20.02.2021 заявление МОБУ принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Административному органу предложено в срок не позднее 23.03.2021 представить мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно предъявленных требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении; пояснение о полномочиях лица, составившего протокол об административном правонарушении, и лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, с приложением соответствующих документов; доказательства направления или вручения копии отзыва заявителю; материалы административного дела с доказательствами надлежащего извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения материалов административного дела; документы по правовому положению. Сторонам разъяснено о возможности представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 13.04.2021.

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

23.03.2021 от Минфина поступили отзыв № 17/16-1-33/23-516 с приложением материалов административного дела, пояснение от 22.03.2021 № 17-16-1-33/23-517 о полномочиях лиц, составившего протокол и рассмотревшего дело об административном правонарушении.

19.04.2021 судом принято решение путем подписания резолютивной части решения в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.04.2021.

22.04.2021 от Минфина поступило заявление от 22.04.2021 № 17/16-1-33/23-761 о составлении мотивированного решения по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Учитывая поступление заявления от 22.04.2021 № 17/16-1-33/23-761 о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Заявитель не согласен с постановлением по мотиву того, что Министерство вышло за рамки проводимой выездной проверки, цель которой указана в приказе Минфина от 19.06.2020 № 01-04/0892 и фактически проводило проверку расходования Учреждениями субсидии на выполнение муниципального задания, что в его полномочия не входит, является неправомерным вывод Минфина о нецелевом использовании бюджетных средств на оплату стимулирующих выплат заместителям директора, т.к. указанные выплаты были произведены согласно постановлению Окружной администрации г. Якутска от 26.06.2013 № 143п. В заявлении заявитель указывает на то, что несмотря на нарушения в 2018-2019 годах во исполнение постановления Правительства РС (Я) от 25.12.2013 № 477 был организован отдых детей с охватом 75%.

Минфин с требованием Учреждения не согласен по основаниям, указанным в отзыве от 22.03.2021 № 17/16-1-33/23-516.

Из материалов дела следует.

В ходе встречной проверки Учреждения по вопросам соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), проведенной в рамках камеральной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 – 2022 годы и на плановый период до 2026 года» в Городском округе «город Якутск», проведенной на основании приказа Минфина от 19.06.2020 № 01-04/0892 «О назначении камеральной проверки в Городском округе «город Якутск» за период 2018 – 2019 годы» составлен акт встречной проверки от 14.08.2020, в котором установлен факт нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 627 708,21 рублей, в том числе в размере 342 043,65 рублей в нарушение п. 5.2.2 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений ГО «город Якутск», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 26.06.2013 № 143п, произведена выплата ежемесячной стимулирующей выплаты заместителям руководителя в размере 14 % от начисленной заработной платы, не предусмотренной Положениями об оплате труда, в размере 12 000,00 рублей в нарушение пп. «а» п. 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152, в размере 273 664,56 рублей в нарушение пп. «а» п. 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 произведена оплата труда работников, которые не осуществляли реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (работники лагеря).

01.12.2020 главным контролером-ревизором Минфина в присутствии законного представителя Учреждения – директора МОБУ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, по факту нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) на общую сумму 627 708,21 рублей, в том числе в размере 342 043,65 рублей в нарушение п. 5.2.2 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений ГО «город Якутск», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 26.06.2013 № 143п, произведена выплата ежемесячной стимулирующей выплаты заместителям руководителя в размере 14 % от начисленной заработной платы, не предусмотренной Положениями об оплате труда; в размере 12 000,00 рублей в нарушение п. 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152; в размере 273 664,56 рублей в нарушение пп. а) пункта 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152.

Директором Учреждения даны возражения к протоколу о том, что действия по открытию осеннего лагеря – это выполнение приказов учредителя и работодателя.

09.12.2020 административным органом вынесено определение № 1/15.14-2020/454 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 1/15.14-2020/454 от 01.12.2020 на 14.12.2020 в 14 часов 15 минут посредством видеоконференцсвязи по ссылке, указанной в определении.

14.12.2020 заместителем министра финансов РС (Я) вынесено постановление № 1/15.14-2020/454 об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, Учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 31 385,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В силу статьи 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2013 1280-З № 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом РФ и настоящим Законом.

Судом проверены соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности и полномочия лица вынесшего постановление о назначении административного наказания, нарушений не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Минфин Республики Саха (Якутия) осуществляет полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) (пункт 3.48); проводит проверки, ревизии, обследования (пункт 3.50); направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 3.51); принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, решение об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решение об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения и применяет их в соответствии с главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3.52).

Министерство, как орган финансового контроля за использованием средств государственного бюджета РС (Я), вправе осуществлять контроль как за непосредственными получателями средств бюджета РС (Я), так и иных получателей средств бюджета РС (Я), так и иных получателей средств бюджета кому были предоставлены межбюджетные трансферты.

Минфин правомерно ссылается на то, что поскольку муниципальные образовательные учреждения получали субсидии из бюджета городского округа, которые были предоставлены за счет полученной субвенции (межбюджетных трансфертов) из бюджета РС (Я), Минфин как орган финансового контроля вправе проверять целевое использование указанных средств как городским округом, так и муниципальными учреждениями, получившими субсидии выделенные за счет полученных субвенций, с целью проведения встречных проверок и подтверждения сведений предоставленных непосредственным получателем бюджетных трансфертов – Окружной администрации города Якутска.

В соответствии с пунктом 16 Порядка осуществления Министерством финансов РС (Я) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в РС (Я), утвержденным Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557 в рамках выездных проверок (ревизий) или камеральных проверок могут проводиться встречные проверки. При проведении встречных проверок проводятся контрольные мероприятия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

Таким образом, доводы Учреждения о том, что в полномочия Минфина могла входить исключительно проверка целевого использования средств, выделенной субвенции непосредственно Окружной администрацией города Якутска, Министерство вышло за рамки проводимой выездной проверки являются несостоятельными.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Как следует из статьи 9.2 указанного закона, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1). Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии е федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2). Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6). Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8).

Порядок предоставления и расходования средств субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 152.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка № 152 субвенции предоставляются в соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно пункту 2.4 Порядка № 152 субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка № 152 субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:

а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях;

б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;

в) игры, игрушки;

г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное
оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные
пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-
программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные
и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности, в том числе для проведения государственной итоговой аттестации;

д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников
по профилю их деятельности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.2 Порядка № 152 средства субвенции направляются на финансирование расходов на оплату труда работников, рассчитываемых в соответствии с пунктом 7 Методики расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 № 153 (приложение № 3), согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно подпункту 1 пункта 7 Методики расчета объема субвенций, расчет фонда оплаты труда производится исходя из условий и порядка оплаты труда, установленных для работников общеобразовательных организаций Положениями об оплате труда и законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Постановлением Окружной администрации ГО «город Якутск» от 26.06.2013 № 143п утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Городского округа «Город Якутск».

Таким образом, средства субвенции из государственного бюджета РС (Я) направляются на финансирование расходов на оплату труда работников, рассчитываемых, в том числе и в соответствии с Положением об оплате труда № 143п.

Согласно п. 2 постановления Окружной администрации ГО «город Якутск» от 26.06.2013 № 143п Положение об оплате труда № 143п распространяется на работников муниципальных образовательных учреждений ГО «город Якутск» и работников муниципальных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования.

Согласно п. 2 постановления Окружной администрации ГО «город Якутск» от 26.06.2013 № 143п Положение об оплате труда № 143п распространяется на работников муниципальных образовательных учреждений ГО «город Якутск» и работников муниципальных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования.

Из материалов дела следует, что между Управлением образования Окружной администрации г. Якутска и Учреждением заключено Соглашение от 17.01.2019 № 61, предметом которого является определение порядка и условий предоставления бюджетных средств или уполномоченным органом, выполняющим функции учредителя, Учреждению субсидии из бюджета ГО «город Якутск» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (на реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в Учреждении). В 2019 году поступило субвенций на сумму 91 250 770,68 рублей, в том числе на оплату труда – 87 808 290,26 рублей.

Положение об оплате труда № 143п определяет, в том числе Порядок и условия оплаты труда и стимулирования руководителей учреждений, заместителей руководителя, главных бухгалтеров (раздел 5 Положения).

Пунктом 5.1 Положения об оплате труда № 143п предусмотрено, что заработная плата руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается на основании трудового договора и состоит из должностного оклада, выплат за почетные звания, профессиональные знаки отличия, ученую степень, выплат по районному регулированию и премии (п. 5.1.1); заработная плата заместителей руководителя и главных бухгалтеров учреждений, перечисленных в пунктах 5.1.2 и 5.1.3, устанавливается на основании трудового договора и состоит из должностного оклада, почетного звания, профессиональных знаков отличия, ученой степени, выплат по районному регулированию. В случае, если заместитель руководителя учреждения осуществляет учебный (учебно-воспитательный) процесс, почетные звания, профессиональные знаки отличия, ученую степень по педагогической нагрузке не производятся (п. 5.1.11).

Пунктом 5.2 Положения об оплате труда № 143п разработан Порядок и условия стимулирования в отношении только руководителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений образования, согласно которому премирование руководителя и главного бухгалтера учреждения осуществляется из 2-х источников:

- за счет фонда оплаты труда учреждения ежемесячно в фиксированном размере 14% от фонда оплаты труда, выплачивается за фактически отработанное время на основании табеля учета рабочего времени, издание локальных актов по учреждению не требуется;

- за счет средств централизованных фондов стимулирования руководителей с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения.

Согласно пункту 5.2.2 Положения об оплате труда № 143п размеры премирования руководителя, главного бухгалтера, порядок и критерии их выплат устанавливаются для муниципальных учреждений образования и учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования, - Управлением образования Окружной администрации города Якутска в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными Положением о премировании руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. Конкретные показатели осуществления премиальных выплат руководителям, заместителям руководителей и главным бухгалтерам устанавливаются исходя из задач, стоящих перед учреждением.

Приказом Управления образования Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2018 № 01-10/580 утверждено Положение о премировании руководителей муниципальных образовательных учреждений ГО «город Якутск», устанавливающий порядок и критерии формирования выплат стимулирующего характера только в отношении руководителя.

Согласно п. 1.5 Положения о премировании руководителей стимулирующие выплаты устанавливаются в виде премиальных выплат: по итогам работы (полугодие); за интенсивность и высокие результаты работы; иные поощрительные и разовые выплаты. Выплата премии осуществляется на основании решения Комиссии по премированию руководителей путем издания приказа Управления образования.

Таким образом, Положением об оплате труда № 143п, а также вышеперечисленными документами, регулирующими порядок выплаты премии и иных стимулирующих выплат, заместителям руководителя Учреждения не предусмотрена ежемесячная стимулирующая выплата в фиксированном размере 14% от заработной платы.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договора с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 Трудового кодекса РФ).

Статья 57 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательные для включения в трудовой договор условия, которыми являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Согласно частям1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, устанавливаются: размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу на условиях, отклоняющихся от нормальных, стимулирование и премирование.

Следовательно, оплата труда заместителей руководителя Учреждения, оговоренная в трудовом договоре, должна соответствовать действующему на момент начисления заработной платы системе оплаты труда Положению об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Городского округа «Город Якутск», утвержденному постановлением Окружной администрации городского округа «город Якутск» от 26.06.2013 № 143п.

Положением о порядке премирования (распределения стимулирующей части фонда оплаты труда) работников МОБУ от 27.06.2018 премирование осуществляется единовременно и по полугодиям в мае и декабре. Выплаты могут быть постоянными (по итогам учебного года), регулярными (по итогам четверти, полугодия), разовыми.

Данным Положением о распределении стимулирующей части Фонда оплаты труда не предусмотрена выплата заместителям руководителя Учреждения ежемесячной премии в фиксированном размере 14% от фонда оплаты труда.

Между тем, из материалов дела следует, что Учреждением заключены трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним с заместителями руководителя Учреждения, в которых установлены ежемесячные стимулирующие выплаты в фиксированном размере 14 % от заработной платы.

Таким образом, Учреждением установлены заместителям руководителя Учреждения ежемесячные стимулирующие выплаты в фиксированном размере 14 % от заработной платы, не предусмотренные системой оплаты труда.

Материалами дела достоверно подтверждается, что в 2019 году на выплаты заместителям руководителя Учреждения ежемесячных стимулирующих выплат в фиксированном размере 14% от заработной платы направлено средств субвенций, предоставленных из государственного бюджета РС (Я) всего на сумму 342 043,65 рублей.

При таких обстоятельствах, заявителем допущено нецелевое использование средств субвенций, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на сумму 342 043,65 рублей.

Кроме этого, согласно пункту 2.3.1 Соглашения от 17.01.2019 № 61 Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания муниципальных услуг, определенными в государственном задании.

Согласно приказу Учреждения от 26.06.2019 «О направлении на семинар» для участия в семинаре по внедрению инструментария проектного управления в практике деятельности образовательных систем по достижению стратегических направлений развития образовательных систем в формате портфелей проектов (на школьном и муниципальном уровнях) с 24 по 27 июня, были направлены работники.

Платежным поручением от 08.07.2019 № 82234 произведена оплата АНО ДПО «Образовательный холдинг – лаборатория Глобал-НПД» в размере 24 000,00 рублей за проведение проектно-экспертных обучающих семинаров по теме «Проектное управление как инструмент развития образовательных систем» согласно договору от 29.04.2019, акту от 27.06.2019 № 48.

Условием Порядка № 152 является направление субвенции из государственного бюджета РС (Я) на финансирование дополнительного профессионального образования педагогических работников по профилю их деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка № 152 за счет средств субвенций должны производиться только расходы на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, установлена номенклатура должностей педагогических работников, где директор, заместитель директора, секретарь учебной части, помощник воспитателя не относятся к должности педагогических работников.

Таким образом, учреждение, направив средства, полученные из государственного бюджета РС (Я), на повышение квалификации работников Учреждения, не относящихся к должностям педагогических работников, нарушило пункт 3.2 Порядка № 152, являющегося правовым основанием предоставления средств субвенции, тем самым допустило нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) в сумме 12 000,00 рублей.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Между Управлением образования и Учреждением заключено Соглашение без номера от 17.05.2019 о предоставлении целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 566 586,00 руб.

В течение года были заключены соглашения об изменении объема субсидий, в том числе:

- без номера от 17.09.2019 об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 722 586,00 рублей;

- без номера от 12.11.2019 об уменьшении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым учреждению предусмотрено 722 504,50 рублей.

В учреждении были открыты следующие лагеря:

- приказом от 23.04.2019 № 01-10/54 оздоровительный лагерь дневного пребывания для 82 детей в период с 04 по 29.06.2019, который включен в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году;

- приказом от 02.11.2019 № 01-10/202 оздоровительный лагерь дневного пребывания в период осенних каникул для 312 детей в течение 6 дней, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году.

Кассовое исполнение учреждения составило 722 504,50 рублей, в том числе: 357 464,50 рублей направлены на летний лагерь дневного пребывания, из них:200 378,50 рублей направлены на питание детей; 157 086,00 рублей направлены на оплату труда страховых взносов работников; 365 040,00 рублей направлены на питание детей осеннего лагеря дневного пребывания.

Средства субсидии на сумму 81,50 рублей были возвращены Управлению образования платежным поручением от 11.11.2019 № 138192.

Во исполнение приказа Учреждения от 23.04.2019 № 01-10/54 штатным расписанием от 23.04.2019 № 01-10/24 утверждены 13 штатных единиц работников лагеря дневного пребывания «Дружба» для 82 детей в период с 05 по 29 июня 2019 года: в том числе: начальник лагеря – психолог – 1 единица, воспитатели - 4 единицы, вожатые 4 единицы, медицинский работник – 1 единица, инструктор физкультуры – 1 единица, педагог дополнительного образования – 2 единицы.

Согласно расчетным листкам за июнь 2019 года учреждением была начислена зарплата по основной деятельности (учителя), когда фактически вышеперечисленные работники работали в лагере дневного пребывания «Дружба» в период с 04 по 29 июня 2019 года.

Таким образом, заработная плата должна быть выплачена данным работникам за счет средств целевой субсидии, выделенной учреждению на организацию отдыха и оздоровления детей.

Фактически оплата труда работников лагеря Учреждением частично произведена за счет средств субвенции на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

На оплату труда и оплату страховых взносов 10 работников лагеря было направлено 273 664,56 рублей, из них:

- 187 029,80 рублей – оплата труда;

- 86 634,76 рублей – НДФЛ, отчисления во внебюджетные фонды.

Учреждением в 2019 году перечисление оплаты труда и страховых взносов произведено платежными поручениями № 80597 от 04.07.2019, № 80601 от 04.07.2019, № 80483 от 04.07.2019, № 81808 от 05.07.2019, № 81809 от 05.07.2019, № 81810 от 05.07.2019.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.2 Порядка расходования субвенций № 152 средства субвенции направляются на расходы на оплату труда работников, рассчитываемых в соответствии с пунктом 7 Методики расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 153 (приложение № 3), согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях:

- до 01 января 2017 года согласно приложению № 1 к настоящему Порядку;

- с 01 января 2017 года согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

Согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, оплата труда которых осуществляется за счет средств субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов РС (Я) на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях, с 01.01.2017.

Суд соглашается с доводом Минфина о том, что в нарушение пп. а) пункта 3.2 Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152, произведено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 273 664,56 рублей, так средства направлены на оплату труда работников, которые не осуществляли реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (работники лагеря).

Обратного заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

Вышеуказанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, допустившее нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2019 году, которым является заявитель.

Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел соблюден.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о признании незаконным и изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 31 385,00 рублей и назначении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказания в виде предупреждения на основании следующего.

Законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).

Следовательно, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 306-КГ17-22270).

Указанные правила основаны на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 4-П, от 14 июля 2015 года № 20-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 2017-О и др.).

Применительно к административной ответственности, упомянутые конституционные положения находят законодательное воплощение в статье 1.7 КоАП Российской Федерации, определяющей, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1); закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2); в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 2.1).

Федеральным законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 19.12.2020) в часть 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях внесены изменения следующего содержания - некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В части 2 статьи 4.1.1 Кодекса предусмотрен перечень административных правонарушений, в случае совершения которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение, в который статья 15.14 не включена.

С учетом приведенных выше положений части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации суд считает, что возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение для некоммерческих организаций, к которым относится Учреждение, имеет обратную силу, как улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности.

В пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обращено внимание на необходимость учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

С учетом изложенного суд считает, что заявленные требования Учреждения подлежат удовлетворению частично – оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 31 385,00 рублей и назначении наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным и изменить постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 14.12.2020 об административном правонарушении № 1/15.14-2020/454, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 3" городского округа "город Якутск" (ИНН 1435147473, ОГРН 1041402035498), в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 31 385 рублей.

Назначить муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 3" городского округа "город Якутск" (ИНН 1435147473, ОГРН 1041402035498) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде предупреждения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Р.И. Эверстова