ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5578/2022 от 03.08.2023 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

10 августа 2023 года

Дело № А58-5578/2022

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2023

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2023

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Семёновой У.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саввиной М.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 30.06.2022 № 8- 08-2022/777-22-20980001 к муниципальному автономному учреждению "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри (ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о признании договора № 32211137341/001А от 25.03.2022 недействительной (ничтожной) сделкой,

третьи лица: Администрация муниципального образования «город Нерюнгри» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>,адрес: 677980, <...>), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии:

от истца: ФИО2 по доверенности №Дов-2148-23/2095001 от 20.06.2023, удостоверение прокурора №319895;

от ответчиков:

от МАУ «Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева» г. Нерюнгри – ФИО3 по доверенности 14АА 1770687 от 22 июля 2022 года, паспорт, диплом;

от третьих лиц: не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением от 30.06.2022 № 8-08-2022/777-22- 20980001 к муниципальному автономному учреждению "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри, индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании договора № 32211137341/001А от 25.03.2022 недействительной (ничтожной) сделкой.

Определением суда от 05.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Определением суда от 17.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Определением суда от 24.03.2023 назначена по делу №А58-5578/2022 судебная строительно-техническая экспертиза. Проведение судебной строительно-экономической экспертизы поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Техэксперт" ФИО4, ФИО5 (677000, <...>, тел.(4112)32-65-35). Перед экспертами поставлен следующий вопрос: Относятся ли виды работ, подлежащие выполнению по договору от 25.03.2022 №32211137341/001А на выполнение работ по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) к работам по реконструкции, строительству, в том числе объектов капитального строительства? Срок проведения экспертизы установлен не позднее 26.05.2023.

20.06.2023 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило заключение эксперта, согласно которому сделаны следующий вывод:

«Виды работ, подлежащие выполнению по договору от 25.03.2022 №32211137341/001А на выполнение работ по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) не относятся к работам по реконструкции, строительству, в том числе объектов капитального строительства».

Определением суда от 20.06.2023 производство по делу возобновлено.

Суд руководствуясь статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие представителей ИП ФИО1, третьих лиц, извещенных о времени и мете проведения судебного заседания.

Определением суда от 31.07.2023 удовлетворено ходатайство МАО "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри об участии в судебном заседании представителя путем использования системы веб-конференции,

В связи с техническими проблемами системе Картотека арбитражных дел и невозможностью проведения посредством веб-конференции, суд руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил перерыв до 03.08.2023 12 час. 00 мин.

О перерыве сделано публичное извещение в сети Интернет на сайте Арбитражного суда РС (Я) http:// yakutsk.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседание продолжено 03.08.2023 12 час. 00 мин., в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания.

В заседании участвуют:

от истца: ФИО2 по доверенности №8-564-2022 от 26.09.2022, удостоверение адвоката;

от ответчика МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри: ФИО3 по доверенности, паспорт, диплом (посредством веб-конференции);

от третьих лиц: не явились, извещены.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие представителей ИП ФИО1 и третьих лиц.

Представитель истца поддержал исковые требования.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

27.01.2022 между Управлением Архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) и администрацией муниципального образования "Город Нерюнгри", заключено соглашение о предоставлении субсидии в 2022 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды №98660101-1-2022-001 (далее- Соглашения от 27.01.2022 №98660101-12022-001).

Предметом Соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2022 году Бюджету муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) субсидии на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды (далее-Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 934, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 232А255550, вид расходов 523 в целях достижения результатов федерального (регионального) проекта "Формирование комфортной городской среды", обеспечивающего достижения целей, показателей и результатов национального проекта "Жилье и городская среда" в рамках государственной программы "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2021 №360 (пунктом 1.1 Соглашения от 27.01.2022 №98660101-12022-001).

Муниципалитет обязался, установить порядок расходования средств субсидии, направляемых на выполнение работ по благоустройству территорий. При этом указанный порядок должен предусматривать возможность расходования субсидии путем:

- предоставления субсидии бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания;

-закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности казенных учреждений);

- предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий (в случае, если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности) (пункт 4.3.10 Соглашения от 27.01.2022 №98660101-12022-001).

Постановлением Нерюнгринской городской администрации от 22.03.2018 №73 (в редакции изменений от 11.01.2021 №01-НПА, от 24.03.2021 №18-НПА, от 10.03.2022 №22-НПА), утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха(Якутия)» на 2018-2022 г.г.".

Постановлением от 24.12.2020 № 341 Нерюнгринская городская администрация, утвердила Порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели муниципальным бюджетным и автономных учреждениям муниципального образования "Город Нерюнгри".

10.12.2021 постановлением Нерюнгринской городской администрации утвержден устав МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри.

22.12.2021 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри.

27.01.2022 между администрацией муниципального образования "Город Нерюнгри" и МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри заключено соглашение № 98660101-1-2022-001 о предоставлении субсидии в 2022 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды.

10.02.2022 между администрацией муниципального образования "Город Нерюнгри" и МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри заключено соглашение № 5-21 о предоставлении из местного бюджета муниципальному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на сумму 8 657 781,43 рублей, денежные средства Администрацией МО "Город Нерюнгри" перечислены МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри платежным поручением от 25.02.2022 № 187 в размере 8 657 781, 43 рублей.

03.03.2022 между администрацией муниципального образования «Город Нерюнгри» и МАУ « Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева» г. Нерюнгри заключено соглашение № 20-2022-028770 о предоставлении из местного бюджета муниципальному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на сумму 34 883 088,60 рублей, денежные средства Администрацией МО "Город Нерюнгри" перечислены МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри платежным поручением от 09.03.2022 № 186 в размере 34 883 088,60 рублей.

31.03.2022 между администрацией муниципального образования "Город Нерюнгри» и МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри заключено соглашение № 6-21 о предоставлении из местного бюджета муниципальному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на сумму 594 000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 394 от 06 апреля 2022 года на сумму 594 000 рублей.

01.04.2022 между администрацией муниципального образования "Город Нерюнгри" и МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри заключено дополнительное соглашение № 20-2022-028770/1 к соглашению о предоставлении из местного бюджета муниципальному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 03.03.2022 № 20-2022-028770 на сумму 183,01 рублей, что денежные средства перечислены платежным поручением от 11.04.2022 № 387 в размере 183,01 рублей.

16.02.2022 директором МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри ФИО6, утверждена документация по проведению аукциона в электронной форме на выполнение работ по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия);

Муниципальное автономное учреждение "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" г.Нерюнгри 16.02.2022 разместил на сайте электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://utp.sberbank-ast.ru извещения об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству восточной части муниципального автономного учреждения "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) №32211137341. Дата начала подачи заявок 15.02.2022, дата окончания 09.03.2022, начальная цена 47 955 445 рублей.

10.03.2022 рассмотрена первая часть заявки на участие в аукционе на выполнение работ по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" г. Нерюнгри, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, что подтверждается протоколом.

Закупочная комиссия, рассмотрев вторую часть заявки на участие в электронном аукционе, приняла решение признать единственную заявку индивидуального предпринимателя ФИО1 (заявка N 1) соответствующей требованиям документации и приняла решение заключить с ним договор на выполнение работ по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на сумму 47 955 445,03 рублей. Поскольку на участие в аукционе подана только одна заявка, аукцион признается несостоявшимся (пп. "в" п. 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, пп. 3 п. 1.7.5. Положения о закупке МАУ «Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева»), протокол подписан 14.03.2022.

25.03.2022 по результатам электронного аукциона в электронной форме №32211137341, проведенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" между муниципальным автономным учреждением "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" г.Нерюнгри (заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор 32211137341/001А (далее- договор).

Договор был заключен на выполнение работ по благоустройству по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" (далее –Объект), расположенного по адресу: 678960, <...>, (далее-Работы), предусмотренные Техническим заданием, проектом, сводным сметным расчетом и локальными сметными расчетами (Приложения к Договору) и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Договором (пункт 1.1 договора).

Работы выполняются Подрядчиком в следующие сроки: начало работ: с первого рабочего дня, следующего за днем заключения договора: первый этап: с даты заключения договора до 01.10.2022, второй этап: с наступлением положительных температур и до 01.09.2023 (пункт 2.1 договора).

В соответствии с пунктом 4.3 договора, цена договора №32211137341/001А -47 955 445,03 рублей.

Представленными в материалы дела актами КС-2 от 04.05.2022 №1, 16.06.2022 №2, 12.07.2022 №4, 19.07.2022 №5, справками КС-3 от 04.05.2022, 16.06.2022, 12.07.2022, 19.07.2022, платежными поручениями по договору №32211137341/001А подтвержден факт сдачи Подрядчиком Заказчику работ, приемки, оплаты работ на сумму 10 539 878,71 рублей.

Прокуратурой г.Нерюнгри проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также о закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц, по результатам которой Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением о признании договора № 32211137341/001А от 25 марта 2022 года недействительной (ничтожной) сделкой, в связи с нарушением порядка проведения закупки, установленного частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Ответчик –МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" г.Нерюнгри, Администрация с исковыми требованиями не согласны по доводам изложенным в отзыве и дополнениях.

Истец представил возражения на отзыв ответчика.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) представило письменные пояснения, в котором указало, требования являются обоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как следует из материалов дела, истец и ответчик заключили договор, являющийся по своей правовой природе договором подряда, подлежащим регулированию главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно пункту 10.2 статьи 1 ГрК РФ (введенному Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

В соответствии с пунктом 36 статьи 1 ГрК РФ под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:

-на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;

-на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;

-на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016[1] благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. К элементам благоустройства территории данный документ относит:

-декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства;

-растительные компоненты;

-различные виды оборудования и оформления;

-малые архитектурные формы;

-некапитальные нестационарные сооружения;

В этой связи благоустройство территории не может быть отнесено ни к строительству, реконструкции, техническому перевооружению, ни к приобретению объектов недвижимого имущества. Таким образом, учитывая, что статьей 15 Закона № 44-ФЗ не установлены нормы о применении его положений в отношении закупок автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из бюджета в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса, при осуществлении закупок за счет указанных средств автономные учреждения применяют положения Закона № 223-ФЗ.

Материалами дела установлено и не оспаривается участниками процесса, что между муниципальным автономным учреждением «Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева» г. Нерюнгри и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (подрядчик) 23.03.2022 заключен договор № 32211137341/001А «Выполнение работ по благоустройству восточной части муниципального автономного учреждения «Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева» на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).

В соответствии с договором Подрядчик обязуется в порядке и на условиях договора выполнить работы по благоустройству восточной части муниципального автономного учреждения «Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева» г. Нерюнгри, расположенного по адресу: 678960, <...>, предусмотренные техническим заданием, проектом, сводным сметным расчетам и локальными сметными расчетами и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных оговором.

Виды, этапы работ указаны в пунктах 3.1, 3.2 Технического задания указанного в извещении о закупке и договоре.

Выполнение указанных работ предусмотрено муниципальной программой «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2024гг.», утвержденная постановлением Нерюнгринской городской администрации № 73 от 22.03.2018 (с изм. от 24.03.2021, постановления НГА №27 (Национальны проект).

Таким образом, закупка осуществляется в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2024гг".

Согласно заключению экспертизы: "Виды работ, подлежащие выполнению по договору от 25.03.2022 №32211137341/001А на выполнение работ по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) не относятся к работам по реконструкции, строительству, в том числе объектов капитального строительства".

Суд признает экспертное заключение надлежащим доказательством по делу, поскольку заключение эксперта соответствует требованиям статей 82, 86, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключение обладает достаточной ясностью, не вызывает сомнения в его обоснованности, а содержащиеся в заключении выводы даны лицом, обладающим специальными познаниями в области экспертизы, профессиональная подготовка и квалификация которого подтверждены представленными в дело документами.

В соответствии с положениями статьи 123.21 и 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно положениям статьи 4 данного Федерального основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Согласно пункту 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Таким образом, автономное учреждение может быть создано муниципальным образованием в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, для этого в уставе автономного учреждения определяются основные виды деятельности для достижения указанной цели (реализации полномочий в сфере образования).

В соответствии с пунктом 1.4 Устава МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И.Чиряева" г.Нерюнгри, утвержденного Постановлением Нерюнгринской городской администрации от 10.12.2021 № 322 (далее –Устав), учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Город Нерюнгри».

Целями деятельности Учреждения являются осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организации обустройства мест массового отдыха населения, организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры,
развития на территории муниципального образования физической культуры и массового
спорта, по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью, по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного
творчества, участию в сохранении, возрождении и развитии народных художественных
промыслов в муниципальном образовании (пункт 2.1 Устава).

Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие основные
виды деятельности, в соответствии с которыми Учредитель формирует и утверждает
муниципальное задание для Учреждения:

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;

- проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий, праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, игровых развлекательных программ;

-содержание территории, техническое обслуживание и озеленение парка;

-организация парков аттракционов, проката аттракционной техники;

-приобретение детских игровых аттракционов;

- проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;

- иная культурно-досуговая деятельность (пункт 2.2 Устава).

В соответствии с законодательством Российской Федерации помимо основных
видов деятельности Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход, соответствующие целям создания Учреждения:

- услуги и работы по содержанию, ремонту и благоустройству скверов, площадей и других общественных территорий;

- выполнение функций заказчика и получателя субсидий, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам;

- обустройство мест массового отдыха населения;

- создание и содержание многофункциональных, спортивных, детских, прогулочных, мемориальных парков, парков развлечений (парков культуры и отдыха), садов и скверов;

-ландшафтное планирование;

-подготовка строительной площадки:

- сдача в аренду имущества Учреждения, закрепленного на праве оперативного управления (пункт 2.3 Устава).

Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд признает, что что МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И.Чиряева" г.Нерюнгри, было специально создано Администрацией города Нерюнгри исключительно для целей обслуживания объектов сферы массового отдыха, спорта, работы с детьми, и других, соответствует учредительным документам указанного учреждения. При этом видами деятельности учреждения являлись услуги и работы по содержанию, ремонту и благоустройству скверов, площадей и других общественных территорий; - выполнение функций заказчика и получателя субсидий.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. Так как заключение МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И.Чиряева" г.Нерюнгри спорного договора соответствовало цели создания этого юридического лица.

В рассматриваемом случае открытый аукцион в электронной форме на право заключить договор на выполнение работ по благоустройству, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования "Город Нерюнгри", проведен заказчиком в рамках процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон №223-ФЗ), документация о проведении закупки размещена в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд Учреждения, и доступна для ознакомления.

При этом закупка на выполнение работ по благоустройству по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования "Город Нерюнгри" (далее –Объект), осуществлена в целях выполнения государственного задания.

Как следует из договора, он заключен на работы по благоустройству восточной части МАУ "Парк культуры и отдыха им. Г.И. Чиряева" на территории муниципального образования "Город Нерюнгри".

Таким образом, оспариваемый договор также заключен для государственных нужд.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона №223-ФЗ, устанавливаются общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров (работ, услуг) автономными учреждениями.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В части 2 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ указано, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В частности, предоставление субсидий Учреждению не нарушает действующего законодательства.

Истец ошибочно полагает, что к рассматриваемой ситуации должна быть применена статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ

Вместе с тем положениями БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям, а также из данных бюджетов бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели.

Так, в пункте 1 статьи 78.1 БК РФ предусмотрено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии автономным учреждениям на иные цели.

В соответствии со статьей 78.2 БК РФ субсидии автономным учреждениям предоставляются также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Случаи, при которых закупки, осуществляемые автономными учреждениями, подпадают под регулирование Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), определены частями 4 и 6 статьи 15 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 4, 6 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность закупки автономными учреждениями осуществляются в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Таким образом, при осуществлении автономным учреждением закупок: за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность согласно частям 4, 6 статьи 15 Закона о контрактной системе распространяются положения указанного Федерального закона; за счет иных субсидий распространяются положения Федерального закона № 223-ФЗ.

В первом случае к закупкам не применяются положения Закона о контрактной системе, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 данного Закона). Во всех остальных случаях муниципальные автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ также является частью законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так как регулирует отношения по закупке товаров, работ, услуг.

Аналогичная правовая позиция изложена также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 №301-КГ8-24305, ОТ 19.06.2017 №306-КГ17-7440.

На основании анализа норм Закона о контрактной системе и Федерального закона № 223-ФЗ, условия договора, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемая закупка правомерно проведена автономным учреждением в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ, поскольку предметом рассматриваемой закупки не является осуществление капитальных вложений либо бюджетных инвестиций в объекты государственной, муниципальной собственности, капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый аукцион в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В данном случае, Учреждением соблюден принцип публичности объявления торгов и выявления потенциальных желающих предоставить услуги, поскольку информация о проведении указанного открытого аукциона была размещена в свободном доступе в сети Интернет на сайте "Сбербанк-АСТ" http://utp.sberbank-ast.ru.

МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" не является участником соглашения о предоставлении субсидии в 2022 из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды от 27.01.2022 №98660101-12022-001, следовательно, на него не распространяются условия данного соглашения и оно не могло нарушить условия пунктов 4.3.8, 4.3.10 соглашения от 27.01.2022 №98660101-12022-00.

Кроме того, даже если и было нарушение условий соглашения от 27.01.2022 №98660101-12022-00, оно не ведет к недействительности оспариваемого договора.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным этим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно статье 168 названного Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Из положений данных правовых норм следует, что признание сделки недействительной в силу ничтожности возможно в силу ее несоответствия федеральным законам и иным правовым актам.

Частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу статей 67 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств отнесена к непосредственной компетенции суда.

Таким образом, суд оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание изложенные обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии в данном случае всех необходимых и достаточных оснований для признания спорного договора недействительным.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом результатов рассмотрения дела, государственная пошлина распределению не подлежит.

МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" внесло на депозитный счет суда платежным поручением от 22.03.2023 №77- 74 000 рублей.

В силу части 1 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.

Согласно пункту 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» денежные суммы, причитающиеся эксперту, согласно части 1 статьи 109 АПК РФ выплачиваются после выполнения им своих обязанностей в связи с производством экспертизы, за исключением случаев применения части 6 статьи 110 Кодекса. Перечисление денежных средств эксперту (экспертному учреждению, организации) производится с депозитного счета суда или за счет средств федерального бюджета финансовой службой суда на основании судебного акта, в резолютивной части которого судья указывает размер причитающихся эксперту денежных сумм. Суд выносит такой акт по окончании судебного заседания, в котором исследовалось заключение эксперта.

В силу статей 1 и 52 Федерального закона от 17.01.1994 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор действует от имени Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации.

По смыслу подхода Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", если проигравшей стороной по делу является прокурор, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Положениями статей 165 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты по искам к Российской Федерации, в том числе о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, исполняет Министерство финансов Российской Федерации.

Совокупный анализ указанных положений закона и разъяснений Пленума ВАС РФ показывает, что прокурор в арбитражном процессе участвует от имени Российской Федерации, за счет казны которой и осуществляется возмещение судебных расходов, понесенных лицом, участвующем в деле, когда судебный акт принят не в пользу прокурора, а, соответственно, не в пользу Российской Федерации.

Правовая позиция по единообразному применению норм процессуального права по распределению судебных расходов в делах с участием прокурора сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 16618/12, и, применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", с учетом сложившейся на момент принятия обжалуемых судебных актах правовой позиции в арбитражной судебной практике по вопросам распределения судебных расходов в делах с участием органов прокуратуры (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2018 № 307-АД17-4538, от 06.03.2017 по делу № 308-ЭС16-15247, от 07.10.2016 № 309-АД16-12285 и другие), судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, возмещаются за счет казны Российской Федерации.

Согласно определению суда от 24.03.2023, счету № 54 от 14.06.2023 стоимость экспертизы составила 74 000 рублей.

С учетом того, что экспертиза судом признана надлежащим доказательством по делу, результатов рассмотрения дела:

- с депозитного счета суда подлежат перечислению – ООО НПО "Техэксперт" 74 000 рублей, поступивших от МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" платежным поручением от 22.03.2023 №77, согласно реквизитам, указанным в счете № 54 от 14.06.2023;

- взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу в пользу муниципального автономного учреждения «Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева» г. Нерюнгри 74 000 рублей расходов по проведению экспертизы.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) денежные средства в размере 74 000 рублей, поступившие от МАУ "Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева" платежным поручением от 22.03.2023 №77.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу в пользу муниципального автономного учреждения «Парк культуры и отдыха имени Г.И. Чиряева» г. Нерюнгри (ИНН <***>, ОГРН <***>) 74 000 рублей расходов по проведению экспертизы.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Семёнова У. Н.