ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5755/12 от 01.02.2013 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-5755/2012

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2013

Мотивированное решение изготовлено 08.02.2013

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)  в составе судьи  Собардаховой В.Э

при участии в деле открытого акционерного общества «Саханефтегазсбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) - заявитель, Общество; Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) – антимонопольный орган, Управление; открытого акционерного общества Акционерная компания «АЛРОСА» (ИНН <***>, ОГРН <***>), - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне антимонопольного органа, далее АК «АЛРОСА»; Правительства Республики Саха (Якутия) - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне антимонопольного органа; государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) – третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заявителя, далее Госкомитет,

и в присутствии в судебном заседании представителя Общества ФИО1, представителей Управления ФИО2, ФИО3, представителя АК «АЛРОСА» ФИО4 (до объявления перерыва), представителя Правительства РС(Я) ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Жиркова Л.В.) дело по заявлению Общества к Управлению о признании недействительными решения от 10.07.2012 по делу №02-31/12А - далее решение и предписания от 10.07.2012 о прекращении нарушения по результатам рассмотрения дела №02-31/12А – далее предписание,

УСТАНОВИЛ:

Общество обратилось с заявлением о признании решения и предписания Управления недействительными в связи необоснованностью выводов Управления о нарушении Обществом подпункта 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с нижеследующим:

хранение запасов резерва является обязанностью Общества, от которой оно не может отказаться и которая осуществляется за счет собственных средств Общества. Возмещение расходов производится только в пределах средств, предусмотренных в бюджете;

понижение тарифов для «местного» топлива обусловлено государственным регулированием тарифов на тепловую и электрическую энергию на территории Республики Саха (Якутия). Понижение тарифов произведено за счет прибыли организации;

от затрат сельхозпроизводителей на формирование и содержание межсезонных запасов нефтепродуктов напрямую зависит размер средств бюджета Республики Саха (Якутия), расходуемых на оказание государственной поддержки.

Заявлением от 09.01.2013 Общество основания требования дополнило следующим:

экономическое, технологическое или иное обоснование установления различных цен (тарифов) на один и то же товар не требует обязательного установления соответствующего положения в федеральном законе;

имеется иное обоснование для установления различных тарифов на услуги, оказываемые Обществом. Отдельный тариф на услуги по обеспечению сохранности страхового запаса Республики Саха (Якутия) обусловлен стратегическим характером выполняемых услуг для обеспечения нефтепродуктами нужд социальной сферы и систем жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия);

на услуги по обеспечению сохранности страхового запаса тариф установлен государственными контрактами, которые заключены по результатам открытого аукциона в электронной форме и от заключения которых Общество было не вправе отказаться;

стоимость услуг по обеспечению сохранности страхового запаса тариф не оказывает и не может оказать влияние на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц;

имеется экономическое обоснование для установления различных тарифов на услуги по хранению нефтепродуктов для сельхозтоваропроизводителей, местного топлива и для нужд жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия), а также для установления различных тарифов по приемо-складским операциям для местного топлива и для прочих поклажедателей.

Заявлением от 01.02.2013 Общество дополнило основания заявленного требования следующим:

размер тарифа на услуги по обеспечению сохранности страхового запаса Республики Саха (Якутия) обусловлен отсутствием прямых затрат, непосредственного связанных с обеспечением сохранности страхового запаса Республики Саха (Якутия), так как нефтепродукты страхового запаса хранятся обезличенного вместе с собственными нефтепродуктами Общества и Общество не несет дополнительных переменных затрат;

возмещение ответственным хранителем затрат на хранение материальных ценностей страхового запаса производится в соответствии с условиями государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств;

размер необходимой прибыли, указанный в расчете товарной продукции на 2011 год, по Обществу является согласованным, то есть с учетом отказа Общества от запланированного (прогнозного) размера прибыли на 2011 год.

Управление с заявленным требованием не согласно, представило письменный отзыв с дополнениями, считает факты нарушения Обществом Федерального закона «О защите конкуренции» доказанными, выводы Управления правомерными.

АК «АЛРОСА» позицию Управления поддерживает, представила письменный отзыв, обращает внимание на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по аналогичному делу №02-52/10А, которым Общество признано нарушившим подпункт 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем установления на 2010 год различных тарифов на один и тот же товар: услуги по хранению нефтепродуктов и приемо-складским операциям.

Госкомитет представил отзыв, из которого следует, что услуги по хранению нефтепродуктов и услуги по приемо-складским операциям нефтебаз не подлежат государственному регулированию, тарифы на услуги, оказываемые Обществом, утверждены приказами от 29.12.2010 №№616, 617, 617а, от 26.01.2011 №26. Вопрос установления тарифов на услуги хранения Общества является предметом рассмотрения Президента РС(Я) и совета директоров Общества, членами которого являются члены Правительства РС(Я).

Правительство РС(Я) позицию заявителя поддерживает, представило письменный отзыв. По мнению Правительства РС(Я) расходы Общества по хранению страхового запаса должны производиться в пределах бюджетных ассигнований.

Госкомитет о принятии заявления Общества к производству суда извещен. Определение о времени и месте судебного разбирательства опубликовано в сети Интернет на официальном сайте суда 11 января 2013 года. Согласно почтовому уведомлению о вручении Госкомитетом получена 14.01.2013 копия судебного акта о времени и месте судебного заседания. В связи с неявкой представителя Госкомитета дело рассматривается в отсутствие последнего.

В судебном заседании по ходатайству заявителя объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 01.02.2013. Извещенная о времени и месте продолжения заседания представитель АК «АЛРОСА» после окончания перерыва не явилась, направила ходатайство о продолжении заседания в ее отсутствие. Заседание продолжено в отсутствие представителя АК «АЛРОСА».

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

29 ноября 2011 года в антимонопольный орган поступило заявление АК «АЛРОСА» от 24.11.2011 №А02-1320-07-04/074 о значительном повышении Обществом тарифов на услуги хранения нефтепродуктов по договору на 2011 год и навязывании невыгодного условия договора, выразившегося в изменении порядка отпуска нефтепродуктов путем взвешивания на автомобильных весах.

29 февраля 2012 года в связи с установлением признаков нарушения пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - далее Закон о защите конкуренции в действиях Общества, выявленных в ходе рассмотрения заявления АК «АЛРОСА», поступившего в Управление 29.11.2011, приказом Управления №33 возбуждено дело №02-31/12А.

15 марта 2012 года определением Управления дело №02-31/12 А назначено к рассмотрению на 27 марта 2012 года.

27 марта 2012 года, 16 апреля 2012 года, 14 мая 2012 года, 13 июня 2012 года, 21 июня 2012 года определениями Управления рассмотрение дела №02-31/12А было отложено на 26 июня 2012 года.

26 июня 2012 года оглашена резолютивная часть решения по делу №02-31/12 А.

10 июля 2012 года решение Управления по делу №02-31/12А изготовлено в полном объеме. Решением антимонопольного органа

Общество признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления приказами Общества от 29.12.2010 №№616, 617, 617а и от 26.01.2011 №26 различных тарифов на один и тот же товар: услуги по хранению нефтепродуктов и услуги по приемо-складским операциям в географических границах Республики Саха (Якутия) (пункт 1 резолютивной части);

выдано предписание о принятии мер по обеспечению конкуренции и прекращению установления различных тарифов на услуги по приемо-складским операциям и по хранению нефтепродуктов в географических границах Республики Саха (Якутия) (пункт 2 резолютивной части);

материалы переданы должностному лицу для рассмотрения дела о возбуждении административного производства по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях (пункт 3 резолютивной части).

10 июля 2012 Управлением в полном объеме вынесено предписание, в соответствии с которым

в течение тридцати дней с момента получения предписания Обществу надлежит прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных тарифов на оказываемые Обществом услуги по хранению нефтепродуктов и услуги по приемо-складским операциям в географических границах Республики Саха (Якутия) путем установления экономически, технологически и иным образом обоснованных для всех покупателей услуг, обеспечивающих соблюдение Обществом требований пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 1);

в пятидневный срок с момента исполнения пункта 1 предписания представителей в Управление информацию об его исполнении (пункт 2).

10 октября 2012 года не согласившись с законностью и обоснованностью решения и предписания, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании решения и предписания недействительными.

Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке по позиции хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки с долей более 65% в географических границах Республики Саха (Якутия) приказом Управления от 27.08.2004 №72 (том 1 л.д. 100-101).

В оспариваемом Решении отражено, что в период рассмотрения дела Общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением об изменении информации о хозяйствующем субъекте, включенной в реестр. В удовлетворении заявления Общество Управлением было отказано.

Обоснованность выводов Управления о доминирующем положении Общества на товарном рынке услуг по хранению и складированию нефти и продуктов ее переработки в настоящем производстве Обществом не оспаривается.

Приказами Общества от 29 декабря 2010 года утверждены тарифы на услуги по хранению нефтепродуктов с 01 января 2011 года:

приказом №617 (том 2 л.д. 41)– для прочих поклажедателей в размере 8,29 рублей за 1 тн в сутки без НДС;

приказом №617а (том 2 л.д. 42) – для нефтепродуктов для нужд жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия) в размере 6,95 рублей за 1 тн в сутки без НДС; для сырой нефти и газоконденсатного котельного топлива (далее местное топливо) – 6,95 рублей за 1 тн в сутки без НДС; для обеспечиваемого в сохранности нефтепродуктов страхового запаса (далее страховой запас) – 1,21 рубля за 1 тн в сутки без НДС.

Приказом Общества от 26 января 2011 года №26 (том 13 л.д. 139) установлены тарифы по хранению:

- местного топлива в размере 7,06 рублей за 1 тн в сутки без НДС;

- нефтепродуктов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 7,06 за 1 тн в сутки без НДС.

Тарифы на услуги по приемо-складским операциям (прием, перевалка, отпуск ГСМ) Обществом установлены приказом от 29 декабря 2010 года №616 (том 15 л.д. 137-138):

- для нефтепродуктов 774,9 рублей за 1 тн в сутки без НДС;

- для местного топлива 646,75 рублей за 1 тн в сутки без НДС.

19 сентября 2011 года приказом Общества №391 (том 2 л.. 43) утвержден тариф на услуги по хранению нефтепродуктов на 2011 года в размере 8,29 рублей за 1 тн в сутки без НДС; приказом №392 (том 2 л.д. 44) утвержден тариф на услуги по обеспечению безопасности страхового запаса в размере 1,21 рубля за 1 тн в сутки без НДС. Пунктами 1 приказом №391 и 392 отменены действия приказов Общества №617, 617а от 29.12.2010 года об утверждении тарифов услуги по хранению нефтепродуктов на 2011 год в разрезе поклажедателей.

В рамках проведенной проверки Управлением у ряда хозяйствующих субъектов были запрошены договоры на оказание услуг по приему и хранению нефтепродуктов на 2011 и 2012 года, заключенные с Обществом и счета-фактуры, выставленные Обществом за 2011 и 2012 годы. В результате анализа представленных поименованными в решении организациями Управлением установлено, что в течение 2011 года и января 2012 года Обществом допущено установление различных цен на услуги по хранению нефтепродуктов, исходя из вида топлива и места происхождения топлива, от категории пользователей топлива, назначения топлива. Управлением представлены в материалы дела доказательства.

Обществом установленные Управлением в ходе проверки факты применения различных цен на услуги по хранению нефтепродуктов, исходя из вида топлива и места происхождения топлива, от категории пользователей топлива, назначения топлива, не оспариваются.

В деле имеется представленный Обществом на определение Управления перечень поклажедателей (том 14 л.д. 34-35), из которого следует, что Обществом оказывались услуги

- по тарифу 1,21 рубль (страховой запас) государственному комитету по торговле и материально-техническим ресурсам Республики Саха (Якутия), ликвидационной комиссии государственного комитета по торговле и материально-техническим ресурсам Республики Саха (Якутия), ОАО Нефтяная компания «Туймаада-Нефть»;

- по тарифу 7,06 рублей (сельхозтоваропроизводители) ОАО Нефтяная компания «Туймаада-Нефть»;

- по тарифу 6,95 рублей (госнужды) государственному комитету по торговле и материально-техническим ресурсам Республики Саха (Якутия), ликвидационной комиссии государственного комитета по торговле и материально-техническим ресурсам Республики Саха (Якутия);

- по тарифу 7,06 рублей (местное топливо) ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», ЗАО «Иреляхнефть», ООО «Таас-Юреяхнефтегазодобыча», ОАО «Сахаэнерго», ОАО «Энерготранснаб», ОАО «Теплоэнергосервис», ООО «Байкалресурс», ООО «Жилищно-коммунальная система Сунтарский», ООО «Жилищно-коммунальная система Хангаласский», ООО «СМ-Вест», ГОУ СПО «Колледж Сунтарский», федеральному казенному предприятию «Аэропорты севера», МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство»г. Ленск, ООО «Теплоэнерго».

На основании части 1 статьи 897 Гражданского кодекса если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение.

Как установлено Управлением и следует из материалов дела, в том числе из пояснений Общества от 19.12.2011 (том 2 л.д. 1-7) общая тарифная выручка согласно учетной политике Общества распределяется между видами деятельности пропорционально валовому доходу. Тариф на услуги хранения нефтепродуктов рассчитывался таким образом, чтобы при плановых объемах переработки нефтепродуктов фактическая тарифная выручка была равна плановой. Ставка тарифа на хранение нефтепродуктов определена путем деления плановой тарифной выручки (руб) на планируемый объем годового хранения (тн/дней).

По данным отчета Общества о прибылях и убытках за 2011 года (том 13 л.д. 222-223):

выручка составила 8051169 тыс. рублей (в том числе реализация нефтепродуктов 6786282 тыс. рублей, услуги - ПСО, АЗС, хранение, налив нефти 1 229 223 тыс. рублей (в том числе по госнуждам 380 167 тыс рублей), прочая реализация 35 664 рубля;

себестоимость продаж составила 5 590 759 тыс. рублей, в том числе реализация нефтепродуктов 5590759 тыс. рублей, прочая реализация 55 161 тыс рублей;

валовая прибыль (выручка-себестоимость) составила 2 405 249 тыс. рублей.

В деле имеется представленные Обществом в антимонопольный орган утвержденные руководителем Общества расчет стоимости услуг по приемо-складским операциям в 2011 году (том 2 л.д. 63), расчет стоимости услуг по хранению в 2011 году (том 2 л.д. 64).

Из расчета стоимости услуг по приемо-складским операциям в 2011 году следует, что стоимость услуг за 1 тн составляет 728,33 рублей, исходя из размера необходимого валового дохода на сумму 423 341 тыс. рублей и планируемого объема услуг в 581,25 тыс. тн (423 341тыс/581,25 тыс.)

Из общего объема приемо-складских операций в 581,24 тыс. тн 370,01 тыс. тн составили нефтепродукты (63,66%) и 211,25 тыс.тн - местное топливо (36,34%).

При расчете общего необходимого валового дохода от оказания услуг по приемо-складским операциям Обществом учтены

издержки в виде материальных расходов (сырье и материалы, топливо, электроэнергия и т.д.), затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации, арендной платы, обязательных и добровольных страховых платежей, представительских расходов, суточных и подъемных, включаемых в себестоимость налогов, оплаты услуг сторонних организаций, других затрат на общую сумму 368 620 тыс. рублей,

и необходимая прибыль в размере 54 721 тыс. рублей.

При этом необходимая прибыль от оказания услуг по приемо-складским операциям при расчете тарифов распределена следующим образом: 0 рублей для местного топлива и 54 721 тыс. рублей нефтепродуктов.

Таким образом, получение необходимой прибыли от оказания приемо-складских операций при расчете спорных тарифов Обществом рассчитано без учета выручки от оказания услуг приемо-складских операций с местным топливом.

Из расчета стоимости услуг по хранению в 2011 году следует, что стоимость хранения 1 тонны в сутки, исходя из необходимого планового валового дохода в размере 658 507,90 рублей и объема планируемого годового хранения 99 606,90 тыс тн-дн, составляет 6 рублей 61 копейку в сутки (658 507,90/99 606,90).

В общем объеме планируемого годового хранения в размере 99 606,90 тыс тн-дн объем годового хранения в разрезе поклажедателей и видов топлива составил: 21 843,90 тыс тн-дн местное топливо и сельхозтоваропроизводители (21,93%), 25 472,70тыс тн-дн прочие поклажедатели (25,57%), 33 492,80 тыс. тн-дн АК «АЛРОСА» (33,62%), 18 797,50 тыс. тн-дн страховой запас (18,87%).

При этом тариф за 1 тн-сут составил для отдельных категорий поклажедателей и видов топлива:

для местного топлива и сельхозтоваропроизводителей 7,06 рублей в сутки, исходя из необходимого валового дохода в размере 154 306,80 тыс рублей;

для прочих поклажедателей 8,29 рублей в сутки, исходя из необходимого валового дохода в размере 211 168,70 тыс рублей;

для АК «АЛРОСА» 8,07 рублей в сутки, исходя из необходимого валового дохода в размере 270 288,90 тыс рублей;

по обеспечению безопасности страхового запаса 1,21 рубля, исходя из необходимого валового дохода в размере 22 743,70 тыс. рублей.

При расчете общего необходимого валового дохода Обществом учтены:

издержки в виде материальных расходов (сырье и материалы, топливо, электроэнергия и т.д.), затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации, арендной платы, обязательных и добровольных страховых платежей, представительских расходов, суточных и подъемных, включаемых в себестоимость налогов, оплаты услуг сторонних организаций, других затрат на общую сумму 604 186,80 тыс. рублей,

и необходимая прибыль в размере 54 321,10 тыс. рублей.

При этом необходимая прибыль при расчете тарифа в разрезе поклажедателей и видов топлива распределена следующим образом: 0 рублей для местного топлива и сельхозтоваропроизводителей, 24 828,30 тыс рублей для прочих поклажедателей (45,70%), 29 492,90 тыс рублей для АК «АЛРОСА» (54,29%), для страхового запаса 0 рублей.

Таким образом, получение необходимой прибыли от услуг по хранению нефтепродуктов при расчете спорных тарифов Обществом рассчитано без учета выручки от оказания услуг по хранению страхового запаса, местного топлива и нефтепродуктов для сельхозтоваропроизводителей.

Также издержки производства при расчете тарифов по категориям поклажедателей и видам топлива распределены непропорционально объемам годового хранения. Так, общий объем затрат, относимый на издержки производства, в размере 604 186,80 тыс. рублей при расчете тарифов на услуги по хранению распределен следующим образом: 154 305,80 тыс.рублей для местного топлива и сельхозтоваропроизводителей, то есть 25,53% при 21,93% от общего объема годового хранения; 186 340,30 тыс. рублей для прочих поклажедателей, то есть 30,84% при 25,57% от общего объема годового хранения; 240 796,00 тыс. рублей для АК «АЛРОСА» то есть 39,85% при 33,62% от общего объема годового хранения; 22 793,70 тыс. рублей для страхового запаса то есть 3,77%, при 18,87% от общего объема годового хранения.

В составе издержек при расчете тарифа на страховой запас учтены лишь затраты на оплату труда в объеме 5,71% от общих затрат на оплату труда, отчисления на социальные нужды в объеме 5,71% от общих затрат на отчисления, добровольные страховые платежи в объеме 23,03% от общих затрат на страховые платежи. При этом затраты на оплату труда по остальным поклажадателям и видам топлива при расчете соответствующих тарифов составили: 24,77% для местного топлива и сельхозтоваропроизводителей, 30,49% для прочих поклажедателей, 39,03% для АК «АЛРОСА». Иные издержки по отдельным позициям, не учтенные для расчета тарифа по страховому запасу, также распределены непропорционально объемам годового хранения.

Таким образом, при расчете различных тарифов на хранение Обществом компенсацию своих расходов (издержек) связанных с хранением страхового запаса по договорам с государственным комитетом по торговле государственному комитету по торговле и материально-техническим ресурсам РС(Я) частично отнесло на выручку от реализации услуг по хранению иным поклажедателям.

В соответствии с частью 1 статьи 886 Гражданского кодекса по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Управлением в ходе рассмотрения дела исследован представленный Обществом порядок выполнения операций по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов на филиалах-нефтебазах Общества, утвержденный генеральным директором Общества 23 марта 2011 год (том 17 л.д. 2-28). В результате установлено, что набор операций, оказываемых Обществом при оказании приемо-складских услуг и услуг по хранению нефтепродуктов, является единым по всем видам нефтепродуктов для всех поклажедателей, независимо от цели назначения хранимого топлива и места его происхождения. К аналогичному выводу пришел суд при оценке порядка выполнения операций по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 29 апреля 2009 года в ходе рассмотрения дела №А58-2594/11, возбужденного по заявлению Общества с требованием к Управлению о признании недействительным решения от 17 марта 2011 года.

Доказательств, свидетельствующих о наличии технологической и (или) экономической обоснованности разницы в стоимости оказываемых Обществом услуг по приемо-складским операциям и хранению нефтепродуктов в зависимости от категории поклажедателя и (или) вида топлива, заявителем не представлено. В том числе не представлено доказательств отсутствия дополнительных переменных затрат при хранении нефтепродуктов страхового запаса.

Обществом не приведено надлежащее обоснование понижения тарифов для страхового запаса, местного топлива и сельхозтоваропроизводителей достижением цели извлечения прибыли из соображений маркетинговой ценовой политики. В том числе, увеличение расходной части бюджета республики на поддержку сельхозтоваропроизводителей не влечет напрямую снижение эффективности хозяйственной деятельности Общества, являющего самостоятельным хозяйствующим субъектов с правами юридического лица.

По мнению суда, сам факт установления хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке услуг, различных цен (тарифов) на оказываемые Обществом услуги не может не ущемлять имущественных интересов поклажедателей, оплата услуг хранения для которых предлагается по тарифу выше. При этом для интересов поклажедателей не имеет значения чем обусловлена разница в тарифах. Поэтому довод заявителя о том, что установленный подпунктом 6 пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрет не нарушен в связи с тем, что Общество, не нарушая интересов прочих поклажедателей, при понижении тарифов отказалось от части прибыли, а также в связи с тем, что тарифы для местного топлива, сельхозтоваропроизводителей Обществом установлены не ниже себестоимости услуг, судом отклоняется.

Дифференцирование хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, цен (тарифов) на предлагаемые услуги хранения и приемо-складских операций в зависимости от категории поклажедателя, вида, места происхождения и назначения товара в отсутствие технологической и (или) экономической обоснованности может быть применен только при наличии каких-либо объективных причин, в том числе в случаях государственного регулирования цен на услуги, исполнения хранителем законодательно установленных обязанностей и т.п.

В соответствии с частью 1 статья 424 Гражданского кодекса исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по приемо-складским операциям и хранению нефтепродуктов.

Как установлено Арбитражным судом РС(Я) при рассмотрении дела А58-2594/2011 приказом от 7 апреля 2010 года № 24 «Об отмене приказов ГКЦ-РЭК РС (Я)» отменены пункты 1 и 2 приложения к приказу ГКЦ-РЭК РС (Я) от 23 декабря 2009 года № 48 «Об утверждении снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на нефтепродукты, реализуемые ОАО «Саханефтегазсбыт», на 2010 год». Пунктами 1 и приложения к приказу от 23.12.2009 №48 устанавливались снабженческо-сбытовая надбавка при выполнении работ по приему, перевалке и отпуску нефтепродуктов (для жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия) 796,8 руб./т, для местного топлива (нефть сырая, газоконденсат) 527,3 руб./т, для прочих поклажедателей договорная) и снабженческо-сбытовые надбавки, включая услуги по хранению нефтепродуктов (для нефтепродуктов жизнеобеспечения PC (Я) и местного топлива6,32 руб./т. в сутки, для нефтепродуктов страхового запаса 1,10 руб./т. в сутки, для прочих поклажедателей договорная) соответственно. В соответствии с пунктом 3 Приказа ГКЦ-РЭК РС (Я) от 7 апреля 2010 года № 24 «Об отмене приказов ГКЦ-РЭК РС (Я)» он вступил в силу со дня его официального опубликования. Опубликован данный приказ был в газете «Якутские ведомости» № 24 от 10 апреля 2010 года.

Протоколы согласования цены, экспертные заключения Госкомитета (ГКЦ-РЭК РС (Я)), и т.д. не являются правовыми актами государственного органа, устанавливающими (регулирующими) цены.

В отзыве Госкомитет указал, что услуги по хранению нефтепродуктов и услуги по приемо-складским операциям нефтебаз не подлежат государственному регулированию, тарифы на услуги, оказываемые Обществом, утверждены приказами от 29.12.2010 №№616, 617, 617а, от 26.01.2011 №26.

Законодательством также не предусмотрены какие-либо льготы при установлении тарифов по оплате услуг приемо-складских операций и хранения нефтепродуктов для отдельных категорий поклажедателей и (или) видов топлива в зависимости от его места происхождения, назначения.

Заявитель утверждает, что рассматриваемое понижение тарифов обусловлено следующим:

1,21 рубля за 1 тонну в сутки без НДС за услуги хранения страхового запаса Республики Саха (Якутия). Хранение страхового запаса во исполнение Федеральных законов от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Постановления Правительства России от 10.11.1996 №1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положением о республиканском резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 26.01.2008 №20 (том 13 л.д. 118-128), подпрограммы  «Формирование, хранение и восполнение республиканского резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденной Указом Президента РС(Я) от 12.10.2011 №985 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Государственная поддержка завоза грузов в РС(Я) на 2012-2016 годы» (том 13 л.д. 140-143), постановления Правительства РС(Я) от 17.10.2005 №553-ДСП «О порядке формирования и управления неснижаемыми переходящими (страховыми) запасами нефтепродуктов Правительства РС(Я)», протоколом согласования надбавок и тарифов на услуги нефтебаз от 27.12.2010 является обязанностью Общества, от которой оно не может отказаться и которая осуществляется за счет собственных средств Общества. Возмещение расходов производится только в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете РС(Я);

7,06 рублей за 1 тонну в сутки без НДС за услуги хранения местного топлива (сырая нефть, газоконденсатное топливо). Понижение тарифов за счет прибыли организации для «местного» топлива обусловлено государственным регулированием тарифов на тепловую и электрическую энергию на территории Республики Саха (Якутия);

7,06 рублей за 1 тонну в сутки без НДС за хранение нефтепродуктов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Тариф установлен в соответствии с Указом Президента РС(Я) от 26.12.2009 №1772, предусматривающим в качестве направлений государственной политики возмещение части затрат по формированию и содержанию межсезонных запасов нефтепродуктов для сельскохозяйственных товаропроизводителей республики. Соответственно от затрат сельхозпроизводителей на формирование и содержание межсезонных запасов нефтепродуктов напрямую зависит размер средств бюджета Республики Саха (Якутия), расходуемых на оказание государственной поддержки.

646,75 рублей за 1 тонну в сутки без НДС за услуги по приему, перевалке и отпуску местного топлива согласованы председателем ГКЦ-РЭК РС(Я) в соответствии с протоколом согласования надбавок и тарифов на услуги нефтебаз ОАО «Саханефтегазсбыт» от 27.12.2010. Пониженный тариф обусловлен государственным регулированием тарифов на тепловую и электрическую энергию на территории Республики Саха (Якутия).

Таким образом, по мнению Общества, при оценке правомерности установления различных тарифов на оказываемые им услуги необходимо учитывать обязанность Общества хранить страховой запас своими силами, а также влияние тарифов Общества на оказываемые им услуги на формирование тарифов на тепловую и электрическую энергию и на размер бюджетных обязательств Республики Саха (Якутия).

По государственным контрактам, заключенным с государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам, Общество обязалось оказать услуги по хранению нефтепродуктов для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и (или) для обеспечения бесперебойного функционирования тепло- и электроэнергетики, учреждений и предприятий бюджетной сферы.

Постановлением от 26 января 2008 года №20 Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" принято решение о создании в течение 2009 года республиканского резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Резерв). Постановлением утверждено положение о Резерве согласно приложению N 1 к постановлению, утверждена номенклатура и объем Резерва согласно приложению N 2 к постановлению.

Пунктом 2.1. положения о Резерве предусмотрено, что финансирование расходов на создание, хранение, использование и восполнение материальных ресурсов Резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). При этом согласно пункту 2.3. положения о резерве государственные заказчики осуществляют закупку материальных ресурсов в республиканский резерв, их доставку и хранение путем размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 4.3. положения о резерве предусмотрены следующие обязанности организаций, на складских площадях которых хранится Резерв (ответственные хранители):

обеспечить количественную и качественную сохранность материальных ресурсов;

ежегодно проводить инвентаризацию материальных ресурсов с устранением выявленных недостатков.

При этом под ответственным хранением в положении о резерве понимается хранение заложенных в республиканский резерв материальных ресурсов у поставщика или получателя (потребителя) без предоставления ему права пользования этими материальными ресурсами до принятия в установленном порядке решения о выпуске их из резерва.

Пунктом 6.1. положения о Резерве предусмотрено, что финансирование расходов на содержание (хранение, освежение, замену, перемещение) Резерва осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно приложению №2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 г. N 20 в номенклатуру Резерва входят горюче-смазочные материалы: автомобильный бензин А-76(80), А-92, дизельное топливо, топливо авиационное. Всего 950 тонн на 1 тыс. человек на 20 дней.

Из отзыва Правительства РС(Я) следует, что в соответствии с пунктом 5.1. порядка формирования, поддержания, восстановления и управления неснижаемыми переходящими (страховыми) запасами нефтепродуктов Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) 17 октября 2005 года №553-ДСП, источниками формирования и поддержания страхового запаса нефтепродуктов являются средства, предусмотренные в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на формирование и поддержание страхового запаса нефтепродуктов Правительства Республики Саха (Якутия).

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 г. N 20, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 не предусматривают порядок формирования цен на услуги хранителей материальных ресурсов государственного резерва, не устанавливают ни обязанности каких-либо организаций-хранителей заключать государственные контракты, ни права хранителей требовать лишь компенсацию издержек без выплаты вознаграждения (необходимой прибыли).

Из указанных законодательных и подзаконных нормативных актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) следует, что финансирование расходов на хранение материальных ресурсов из республиканского резерва ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, страхового запаса нефтепродуктов должно осуществляться за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим законодательством. Обязанности Общества хранить нефтепродукты Резерва за свой счет и своими силами не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 статьи 124 ГК, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (часть 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность Общества по хранению нефтепродуктов республиканского резерва, страхового запаса возникла из гражданско-правовых договоров с государственными органами Республики Саха (Якутия), а не в силу законодательных и иных правовых актов.

При этом в силу основных начал гражданского законодательства юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Общество в обоснование своей позиции ссылается также на норму пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» - далее Закон о резерве, в соответствии с которой ответственные хранители, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.

Ссылка заявителя на норму пункта 4 статьи 11 Закона о резерве не может быть принята во внимание как неотносимая к обстоятельствам рассматриваемого дела. Согласно статье 1 Закона о резерве государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации. Общество не входит в предусмотренный пунктом 3 статьи 11 Закона о резерве перечень ответственных хранителей, осуществляющих хранение материальных ценностей мобилизационного резерва. В рассматриваемом случае Общество оказывались услуги по хранению нефтепродуктов республиканского резерва.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона о резерве ответственным хранителям производится возмещение затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва в соответствии с условиями государственных контрактов в пределах лимитов бюджетных обязательств. Что соответствует части 2 статьи 897 Гражданского кодекса, согласно которой при безвозмездном хранении поклажедатель обязан возместить хранителю произведенные им необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором хранения не предусмотрено иное. Как видно из вышеупомянутого расчета тарифов на 2011 год, Общество при расчете тарифа по страховому запасу исходило лишь из частичной компенсации республиканским бюджетом его затрат (3,77% от общего объема затрат, относимых на издержки, при объеме годового хранения 18,87% от общего объема).

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 985, на который имеется ссылка в обосновании позиции заявителя, в целях обеспечения нужд Республики Саха (Якутия) продукцией (товарами), необходимой для жизнеобеспечения населения, учреждений социальной сферы и бесперебойного функционирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия), в связи с переходом на программно-целевое финансирование расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) "Государственная поддержка завоза грузов в Республику Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" – далее государственная программа. Приложением №4 к государственной программе утверждена подпрограмма «Формирование, хранение и восполнение республиканского резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»- далее Подпрограмма.

Таблицей №22 раздела 2 Подпрограммы предусмотрен прогноз расчета стоимости хранения нормативных объемов материальных ресурсов республиканского резерва на 2012 - 2016 годы, в том числе нефтепродуктов: на 2012 год 390 900,0 рублей, на 2013 год 430 000,0 рублей, на 2014 год 470 000,0 рублей, на 2015 год 520 000,0 рублей, на 2016 год 570 000,0 рублей.

В разделе 2 Подпрограммы в качестве целей, задач и мероприятий Подпрограммы, наряду с прочим, следующее: все виды резервов нефтепродуктов (ТЗ, НПСЗ, РРЧС) находятся на хранении на нефтебазах республики на основании заключенных государственных контрактов, оплата за услуги хранения резервов ежегодно предусматривается в бюджете республики.

Расчетная сумма услуг хранения нефтепродуктов на период 2012 - 2016 годы с учетом имеющейся задолженности прошлых лет составляет 469,6 млн. рублей.

В целях уменьшения затрат на оплату хранения Правительству Республики Саха (Якутия) во исполнение Подпрограммы необходимо принять решение о передаче текущих запасов нефтепродуктов, хранение которых осуществляется по тарифу для поклажедателей на общих основаниях, в ресурс НПСЗ и "госнужды". При этом Подпрограммой отмечено, что на текущую дату (Указ издан 12 октября 2011 года) тариф по хранению текущих запасов превышает тариф по хранению неснижаемых переходящих (страховых) запасов в 5,7 раза.

В приложении №13 к государственной программе приведены расчеты расходов по формированию, хранению и восполнению республиканского резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе горюче-смазочных материалов в планируемом объеме 770 тонн, из них в наличии по состоянию на 3 квартал 2011 года 215,701 тонн на сумму 6 748,19356 тыс. рублей, недостает 554,299 т (28% от планируемого объема).

Упомянутая Подпрограмма также не может быть отнесена к правовым актам, регулирующим порядок ценообразования на услуги по приемо-складским операциям и хранению нефтепродуктов. Кроме того, Подпрограмма к обстоятельствам дела неотносима как принятая 12 октября 2011 года, тогда как спорные тарифы утверждены Обществом в декабре 2010 и январе 2011 года.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ учредителем (акционером) Общества является Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

Из отзыва Госкомитета следует, что вопрос установления тарифов на услуги хранения Общества является предметом рассмотрения Президента РС(Я) и совета директоров Общества, членами которого являются члены Правительства РС(Я).

Законодательством об акционерных общества в исключительной компетенции органов управления (собрание акционеров, совет директоров) не предусмотрено утверждение тарифов на оказываемые акционерным обществом услуги.

Общество в обоснование своей позиции соответствующие решения собрания акционеров и (или) совета директоров, а также упомянутый в заявлении список членов совета директоров в материалы дела не представлены.

Вместе с тем, любые решения членов Правительства РС(Я) в качестве представителей акционера являются решениями органов управления Общества, которое обязано соблюдать антимонопольное законодательство.

Часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Общество создано и действует в организационно-правовой форме «открытое акционерное общество», является в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Стратегический характер выполняемых Обществом услуг для обеспечения нужд социальной сферы и систем жизнеобеспечения Республики Саха (Якутия), поддержание сельхозтоваропроизводителей и принятие Обществом мер по сдерживанию тарифов на электрическую и тепловую энергию не может являться основанием для установления дифференцированных цен на оказываемые Обществом услуги.

В статье 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

Согласно пункту 1 статьи 10 ФЗ Гражданского кодекса не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Поскольку Общество занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке, оно обязано соблюдать ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Доводы Общества о том, что применение дифференцированных цен не оказывает и не может оказать влияние на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц судом отклоняется. Как разъяснено пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Общество допустило установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Антимонопольным органом доказано, а обществом не опровергнуто, что такое установление экономически, технологически и иным образом не обоснованно.

Вывод Управления о наличии в действиях Общества признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является правильным.

На основании пункта 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

По совокупности изложенных обстоятельств и норм права заявленные требования подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В. Собардахова