ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5771/12 от 13.12.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело № А58-5771/2012

21 декабря 2012 года

резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2012 года, мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Валявка В.С., помощником судьи Стручковой Т.И. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружная администрация города Якутска о незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, оформленного письмом от 19.06.2012 № 10772, обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска произвести действия по принятию решения по изменению вида разрешенного использования земельного участка с торгового павильона на магазин расположенный по адресу: <...> в соответствии с действующим законодательством РФ о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка,

с участием представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО2 по доверенности от 14.08.2012; от ответчика: ФИО3 по доверенности от 21.09.2012 №50,

с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации с 06.12.2012 14ч.50м. по 13.12.2012 17ч.30м., после окончания перерыва дело рассмотрено в том же составе суда, с тем же представителями лиц, участвующих в деле,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружная администрация города Якутска (далее – Департамент) о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, оформленного письмом от 19.06.2012 № 10772.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель уточнил заявленные требования к исковому заявлению от 05.12.2012, уточнение судом принято.

Департаментом представлен отзыв без даты, без номера (л.д.54-57) с изложением доводов возражения.

Судом установлены обстоятельства по делу.

Распоряжением от 05.04.2011 № 13281зр ФИО4 продлен срок аренды на три года земельного участка с к/н 14:36:104001:5, находящегося по адресу: РС(Я), <...> под размещение торгового павильона, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 83 кв.м. (далее – земельный участок). Заключен договор аренды земельного участка от 11.04.2011 № 09-1/2011-0737, земельный участок передан по акту приема-передачи, договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

22.06.2011 ФИО4 продала ФИО1 по договору купли-продажи торговый павильон, расположенный на земельном участке площадью 83 кв.м. по адресу: <...> далее – земельный участок).

08.08.2011 по договору № 205 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ФИО4 передала, а ФИО1 приняла все права и обязанности по договору аренды от 11.04.2011 №09-1/2011-0737.

15.05.2012 ФИО1 обратилась в Департамент через МФЦ с заявлением с приложением перечня документов, об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

19.06.2012 Департамент письмом №10772 отказал в изменении вида разрешенного использования земельного участка по причине несоответствия градостроительным регламентам, поскольку земельный участок находится в пределах «красных линий».

Предприниматель, не согласившись с данным отказом, обратился с заявлением в Арбитражный суд РС (Я).

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиям действующего законодательства.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Как следует из оспариваемого письма Департамента, основанием для отказа заявителю в изменении разрешенного вида использования земельного участка явилось то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:104001:5, находится в квартале 5, по ул. С.Данилова, д. 16 «В» города Якутска, в пределах «красных линий».

В силу пункта 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 54 статьи 1 Правил землепользования и застройки городского округа г. Якутск, утвержденного Решением Окружного совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-9 торговые павильоны относятся к объектам не капитального строительства.

Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым земельные участки предоставляются без торгов, на основании заявления заинтересованного лица.

Согласно статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

По общим правилам земельного законодательства предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется без проведения торгов, предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется по результатам торгов.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.

Статьей 7 нормативного правового акта РЯГД-42-6 Якутской городской думы от 15.02.2012 № 50-НПА «О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город Якутск» установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых осуществляется предоставление земельных участков без проведения торгов.

В рассматриваемом случае, заявитель не относится ни к одной категории лиц, обладающих правом предоставления земельного участка без проведения торгов, установленных указанным перечнем.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В данном случае, земельный участок предоставлен под торговый павильон без проведения торгов и требование об изменении вида разрешенного использования «под торговый павильон» на вид разрешённого использования «магазин» земельного участка, направлено на предоставление земельного участка для строительства капитального объекта – магазин без проведения установленной законом процедуре, т.е. без соблюдения порядка предоставления земель, установленного статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Якутск утвержденного Решением Окружного совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-9 и сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, которая содержит в себе сведения правил землепользования и застройки в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <...> градостроительные регламенты не распространяются.

Из письма Департамента градостроительной политики от 11.12.2012 № 2687-ДРП следует, что адрес <...> находится за линией градостроительного регулирования (красные линии) и не относится ни к одному кварталу города Якутска, т.е. находится в землях общего пользования.

Пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В силу подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.

Пунктом 2 статьи 14 Правил землепользования и застройки в городе Якутске, утвержденных постановлением Городского собрания депутатов города Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-9, предусмотрено определение границ территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные) красными линиями, которые устанавливаются проектами планировки территории и утверждаются главой городского округа «Город Якутск».

Установлено, что официально опубликованным постановлением городского собрания депутатов г. Якутска от 16.03.2005 № ПГС-30-1 утвержден генеральный план Городского округа «Город Якутск» (в редакции решения Якутской городской Думы от 11.02.2010 № РЯГД-23-6).

Проект планировки территории центральной части города Якутска, утвержден распоряжением Первого заместителя главы городского округа от 02.12.2009 № 1200/13р в соответствии с распоряжением Главы ГО «Город Якутск» от 30.04.2009 № 1334р «О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории центральной части г. Якутска», опубликованным в установленном порядке в газете «Эхо столицы» № 95 04.12.2009 и на официальном сайте администрации города Якутска в сети «Интернет».

Таким образом, суд считает, что материалы дела достоверно свидетельствуют о расположении спорного земельного участка в пределах красной линии и нахождении его в зоне границы территории общего пользования.

Следовательно, предпринимателю обоснованно отказано в изменении разрешенного вида использования земельного участка .

По смыслу статей 198 АПК РФ и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившего в арбитражный суд за судебной защитой.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.

При указанных обстоятельствах суд в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленного требования, в связи с отсутствием нарушения спорным отказом Департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружная администрация города Якутска о незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, оформленного письмом от 19.06.2012 № 10772 – отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Е.А. Евсеева