АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-5845/2012
28 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2012 года.
Полный текст решения изготовлен 28.12.2012 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Нерюнгринские районные электрические сети" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписания № 08-22/74Н от 23.07.2012 об устранении выявленных нарушений,
с объявлением перерыва в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 18.12.2012 до 11 час. 00 мин. 25.12.2012, о чем размещено публичное объявление на официальном сайте суда в сети Интернет,
с участием в судебных заседаниях представителей: заявителя – ФИО1 генерального директора, по паспорту, административного органа - ФИО2 по доверенности от 01.02.2012 № 01-08-ПО/7,
установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Нерюнгринские районные электрические сети", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление) о признании недействительным предписания № 08-22/74Н от 23.07.2012 об устранении выявленных нарушений.
Заявитель свое требование обосновывает тем, что внеплановая выездная проверка была проведена с грубым нарушением требований закона и не может являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Поскольку результаты проведенной проверки не могут являться доказательством нарушения заинтересованным лицом требований в области требований безопасности в электроэнергетике, оснований для вынесения спорного предписания у управления не имелось.
Управление представило отзыв, просит в удовлетворении требования отказать.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения управления № 1074-р от 16.07.2012 была проведена внеплановая документарная проверка с целью выполнения требования Прокуратуры города Нерюнгри от 12.07.2012 № 3-2012. Задачами проверки являлись проверка соблюдения требований безопасности в электроэнергетике.
Проведение проверки поручено начальнику Южного отдела по надзору за электроустановками ФИО3
23.07.2012 был составлен акт проверки № 08-22/74Н, в котором отражено, что начальником Южного отдела по надзору за электроустановками ФИО3, государственным инспектором ФИО4 была проведена внеплановая выездная проверка.
23.07.2012 управлением выдано предписание № 08-22/74Н на основании акта проверки от 23.07.2012.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии с пунктом 6.6 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного технологического надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В первом пункте предписания указано на то, что отсутствует в организации лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия. В должностной инструкции мастера участка по ремонту КЛ и ВЛ ФИО5, назначенного приказом по предприятию № 54 от 23.05.2012 исполняющим обязанности ответственного за электрохозяйство, данное право отсутствует. Мастер участка по ремонту КЛ и ВЛ ФИО5 с должностной инструкцией под роспись не ознакомлен, чем установлено нарушение пункта 1.5.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 № 4799 (далее – Правил) с установлением срока устранения нарушения 15.08.2012.
В соответствии с п. 1.5.1. Правил на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Как поясняет заявитель, в соответствии с приказом общества № 54 от 23.05.2012 г. ответственным за электрохозяйство являлся главный инженер ФИО6, а на период его отсутствия исполнение обязанностей возлагалось на мастера ФИО5 Данный приказ был согласован с Начальником южного отдела по надзору в электроустановках – ФИО3
По мнению заявителя, при проведении проверки управлением не запрашивалась и не исследовалась должностная инструкция главного инженера. Управлением на момент проведения проверки не запрашивался лист ознакомления с должностной инструкцией мастерами. Мастера ОАО «НРЭС» были ознакомлены с должностной инструкцией, по мере их назначения, что подтверждается листом ознакомления. После проведения проверки мастера ОАО «НРЭС» были дополнительно ознакомлены с должностной инструкцией, копия листа ознакомления была направлена в управление.
В пояснении от 29.11.2012 управление ссылается на то, что 13.08.2012 заявителем было направлено письмо об исполнении первого пункта предписания № 08-22/74Н с приложенной копией должностной инструкции мастера ремонтной службы ОАО «НРЭС», с листом ознакомления, в котором подпись об ознакомлении поставлена 06.08.2012.
В связи с чем, нарушений п. 1.5.1. Правил не допущено.
В пункте 2 предписания указано на то, что заявитель не выполняет технического освидетельствования зданий трансформаторных подстанций, электрооборудования, чем установлено нарушение пунктов 1.5.2, 2.2.1, Правил с установлением срока устранения нарушения 01.10.2012.
В п. 1.5.2. Правил указано, что все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.
Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже 1 раза в 5 лет.
Управлением не указано то, что по каким объектам истекли сроки, установленные нормативно-технической документацией срока службы и истекли ли данные сроки вообще, когда истек срок службы, и в чем выразилось нарушение данного пункта заявителем.
Из оспариваемого предписания невозможно определить какие: системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, необходимо подвергнуть техническому освидетельствованию в установленный срок.
Тем самым, управлением не представлено достаточных доказательств нарушения заявителем указанного пункта Правил и не доказан факт нарушения требований данного пункта.
В пояснениях от 29.11.2012 управление указывает, что заявителем 28.09.2012 г. был представлен график технического освидетельствования зданий трансформаторных подстанций, электрооборудования.
Мнение управления о том, что указанным письмом заявитель подтверждает указанные в акте нарушения, является ошибочным.
В соответствии с п. 1.5.2. Правил при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Представленный Управлению график свидетельствует, что срок проведения периодического технического освидетельствования электрооборудования наступает с сентября 2012 года. Тем самым, на момент проведения проверки срок для проведения технического освидетельствования по п. 1.5.2. Правил не наступил. Доказательств иного управлением не представлено.
Согласно п. 2.2.1. Правил производственные здания и сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния, должны подвергаться комплексному обследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с привлечением специализированных организаций, а в дальнейшем - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.
Управлением не указано то, что какие именно здания и сооружения должны быть подвергнуты обследованию с привлечением специализированной организацией, не указаны сроки эксплуатации зданий и сооружений, превышающие 25 лет.
Согласно акту приемочной комиссии от 18.11.1988 было принято в эксплуатацию здание трансформаторной подстанции № 11. Тем самым срок для проведения обследования данного здания истекает в ноябре 2013 года.
Согласно акту приемочной комиссии от 30.12.1991 было принято в эксплуатацию здание трансформаторной подстанции 11-5. Тем самым срок для проведения обследования данного здания истекает в декабре 2016 года.
В соответствии с актом приемочной комиссии от 29.12.1988 было принято в эксплуатацию здание трансформаторной подстанции 10. Тем самым срок для проведения обследования данного здания истекает в декабре 2013 года.
Управлением не представлено достаточных доказательств нарушения п. 2.2.1. Правил и не доказан факт нарушения данного пункта Правил.
В пункте 3 предписания установлено, что не проведены профилактические испытания трансформаторов, электрооборудования РУ, кабельных лин6ий в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования, чем установлено нарушение пунктов 5.3.27, 5.4.30 Правил, с установлением срока устранения нарушения 01.10.2012.
Управлением не указано то, что каких трансформаторов, какого электрооборудования и кабельных линий не производятся профилактические испытания.
Согласно п. 5.3.27 Правил профилактические испытания трансформаторов (реакторов) должны проводиться в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования и заводскими инструкциями.
Управлением не указаны номера заводских инструкций, объемы и нормы испытаний, сроки испытаний, как и не указаны какие именно трансформаторы и электрооборудование не испытаны заявителем в нарушение указанного пункта Правил.
Тем самым из пункта 3 оспариваемого предписания невозможно установить факт нарушения заявителем пункта 5.3.27 Правил.
Ссылка управления на письмо от 28.09.2012 г. № 01/403 как на признание нарушения п. 5.3.27 Правил несостоятельна, в виду того что в данном письме управлению сообщается о проведении профилактических испытаний на будущий период. Однако, заявитель не указывает, на наличие нарушений на момент проведения проверки. Письмо датировано 28.09.2012, т.е. после проведения проверки и выдачи предписания.
Согласно п. 5.4.30 Правил испытания электрооборудования РУ должны проводиться в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования.
Управлением не указано то, какие РУ не испытаны, как и не указано то, что какие нормы и объемы испытаний нарушены.
В пункте 4 предписания указано на то, что согласно программе капитального ремонта и реконструкции объектов ОАО «НРЭС» на 2012 год произведена замена трансформаторов на следующих объектах:
ТП-4 Т-2 ТМГ-630-10/0,4; ТП-56 Т-2 ТМГ-250-10/0,4; ТП-110 т-1, Т-2 ТМГ-400-10/0,4; ТП-102 (РП-5) Т-2 ТМГ-250-10/04, ТП-90 Т-1 ТМГ-630-10-0,4; ТП-93 Т-2 ТМГ 630-10/04, которые не приняты в эксплуатацию в порядке установленном действующими правилами, а также не внесены изменения в технические паспорта вышеуказанные ТП, чем установлены нарушение пункта 1.7.1, главы 1.2 Правил, с установлением срока устранения нарушения 20.08.2012.
В соответствии с п. 1.7.1. Правил на каждом энергообъекте должны быть следующие документы:
акты отвода земельных участков;
генеральный план участка с нанесенными зданиями и сооружениями, включая подземное хозяйство;
геологические, гидрогеологические и другие данные о территории с результатами испытаний грунтов и анализа грунтовых вод;
акты заложения фундаментов с разрезами шурфов;
акты приемки скрытых работ;
первичные акты об осадках зданий, сооружений и фундаментов под оборудование;
первичные акты испытания устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность, молниезащиту и противокоррозионную защиту сооружений;
первичные акты испытаний внутренних и наружных систем водоснабжения, пожарного водопровода, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, отопления и вентиляции;
первичные акты индивидуального опробования и испытаний оборудования и технологических трубопроводов;
акты государственной и рабочих приемочных комиссий;
утвержденная проектная документация со всеми последующими изменениями;
технические паспорта зданий, сооружений, технологических узлов и оборудования;
исполнительные рабочие чертежи оборудования и сооружений, чертежи всего подземного хозяйства;
исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;
исполнительные рабочие технологические схемы;
чертежи запасных частей к оборудованию;
оперативный план пожаротушения;
документация в соответствии с требованиями органов государственного контроля и надзора;
комплект действующих и отмененных инструкций по эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, должностных инструкций для всех категорий специалистов и для рабочих, относящихся к дежурному персоналу, и инструкций по охране труда.
Комплект указанной выше документации должен храниться в техническом архиве энергообъекта.
Данный пункт Правил не устанавливает порядок сдачи в эксплуатацию трансформаторов. Тем самым, доказательств нарушения Заинтересованным лицом порядка сдачи в эксплуатацию трансформаторов после капитального ремонта Управлением не представлено.
Изменения в паспорта указанных трансформаторных подстанций заявителем внесены.
Так в паспорте ТП № 4 в графе «Учет перемещения трансформаторов» значится капитальный ремонт трансформатора ТП 4 камера Т2. В графе «внесение изменений в паспорт» значится замена трансформатора ТП 4 камера Т-2. Датой внесения записи значится 22.02.2012.
В паспорте ТП № 56 в графе «Учет перемещения трансформаторов» значится замена трансформатора ТП 56 камера РП 2 камера трансформатора. В графе «внесение изменений в паспорт» значится замена трансформатора ТП 56 камера РП-2. Датой внесения записи значится 27.01.2012.
В ТП 110 замены и капитального ремонта трансформаторов не производилось.
В паспорте ТП № 102 в графе «Учет перемещения трансформаторов» значится замена трансформатора ТП 102 камера РП 5 камера трансформатора. В графе «внесение изменений в паспорт» значится замена трансформатора ТП 102 камера РП-5. Датой внесения записи значится 10.02.2012.
В ТП 90 замены и капитального ремонта трансформаторов не производилось.
В паспорте ТП № 93 в графе «Учет перемещения трансформаторов» значится замена трансформатора ТП 93 камера Т2. В графе «внесение изменений в паспорт» значится замена трансформатора ТП 93 камера Т-2. Датой внесения записи значится 15.02.2012.
Ссылка управления на п. 1.2.1-1.2.3. Правил является несостоятельной, т.к. данные нормы распространяются на полностью законченные строительством электростанции, котельные (паровые и водогрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы, а также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции.
Тем самым, данные нормы распространяются на вновь вводимые в эксплуатацию объекты электрических сетей. Замена и капитальный ремонт одного трансформатора в подстанции не может рассматриваться как приемка вновь построенного энергообъекта, а также как его реконструкция.
Положения по профилактическим испытаниям трансформаторов содержатся в п. 5.3.27 Правил. В соответствии с указанным пунктом профилактические испытания трансформаторов (реакторов) должны проводиться в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования и заводскими инструкциями.
В соответствии с объемом и нормами испытаний, установленных для указанных трансформаторов, профилактические испытания трансформаторов должны быть проведены в срок до конца 2012 года.
В августе 2012 года профилактические испытания трансформаторов были произведены в связи с чем, нарушений гл. 1.2., п. 1.7.1., 5.3.27 Правил заявителем не допущено.
В пункте 5 предписания установлено, что не ведется контроль заземляющих устройств объектов предприятия (измерение сопротивления заземляющих устройств, проверка наличия и состояния цепей между заземлителем и заземленными элементами, соединений естественных заземлителей с заземляющим устройством) для обеспечения электробезопасности людей и защиты электроустановок, а также эксплуатационных режимов работы, чем установлено нарушение пунктов 5.10.1, 5.10.6 Правил, с установлением срока устранения нарушения 01.07.2013.
Согласно п. 5.10.1 Правил заземляющие устройства должны удовлетворять требованиям обеспечения электробезопасности людей и защиты электроустановок, а также эксплуатационных режимов работы.
Все металлические части электрооборудования и электроустановок, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, должны быть заземлены или занулены.
Управлением не указано, какие заземляющие устройства не удовлетворяют требованиям обеспечения электробезопасности людей и защиты электроустановок, а также эксплуатационных режимов работы.
В соответствии с п. 5.10.6 Правил для контроля заземляющего устройства должны производиться:
измерение сопротивления заземляющего устройства и не реже 1 раза в 12 лет выборочная проверка со вскрытием грунта для оценки коррозионного состояния элементов заземлителя, находящихся в земле;
проверка наличия и состояния цепей между заземлителем и заземляемыми элементами, соединений естественных заземлителей с заземляющим устройством - не реже 1 раза в 12 лет;
измерение напряжения прикосновения в электроустановках, заземляющее устройство которых выполнено по нормам на напряжение прикосновения;
проверка (расчетная) соответствия напряжения на заземляющем устройстве требованиям правил устройства электроустановок - после монтажа, переустройства и капитального ремонта заземляющего устройства, но не реже 1 раза в 12 лет.
Управлением не указано то, какие объекты заземления подвергались выборочной проверке, по каким объектам отсутствуют измерения. Тем самым из оспариваемого предписания невозможно установить факт нарушения заявителем требований п. 5.10.6., 5.10.1. Правил.
Поскольку ответчиком не доказана законность принятого предписания, суд находит права и законные интересы заявителя нарушенными, требования заявителя подлежащими удовлетворению с отнесением расходов по уплате госпошлины на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требование открытого акционерного общества "Нерюнгринские районные электрические сети" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания № 08-22/74Н от 23.07.2012 об устранении выявленных нарушений удовлетворить.
Признать предписание Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 08-22/74Н от 23.07.2012 недействительным.
Обязать Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу открытого акционерного общества "Нерюнгринские районные электрические сети" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Р.И. Эверстова