ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5880/16 от 22.12.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Якутск

Дело № А58-5880/2016

29 декабря 2016 года

Резолютивная часть объявлена 22.12.2016.

Полный текст изготовлен 29.12.2016.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В. А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) от 27.10.2016 №02-18/09615 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117091, ОГРН 1021401059261) об отмене решения от 06.10.2016 №016S19160001813,

в присутствии представителей заявителя Ноговицин Д.С. по доверенности, Аргунова М.П. по доверенности, Бурнашова В.П.по доверенности

от Управления Захаров А.С. по доверенности,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия), далее – «яИнспекция», «заявитель», обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия), далее – «Управление» «Пенсионный фонд», о признании решения 06.10.2016 №016S19160001813, о применении финансовых санкций за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования недействительным.

Оспариваемым решением Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за 4 месяц 2016 года в виде наложения штрафа в размере 73 000 рублей.

В качестве оснований для признания данного решения недействительным заявитель указал отсутствие вины в совершении вменного ему правонарушения и наличие смягчающих обстоятельств для снижения размера штрафа.

Пенсионный фонд с заявленным требованием не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Из представленных материалов дела судом установлено следующие обстоятельства.

Инспекция является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с требованиями законодательства информационный обмен между Управлением и страхователем осуществляется на основании Соглашения «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи» в соответствии с «Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации» и «Регламентом обеспечения безопасности при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи», размещенных на сайте Пенсионного фонда РФ (http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for employers/edo/).

Согласно п. 4.2 ст. 4 "Права и обязанности сторон" Соглашения об ЭЦП от 03.02.2010 Абонент (заявитель) обязан обеспечить функционирование всего необходимого оборудования со стороны Абонента системы, необходимого для обмена, электронными документами с Управлением ПФР, для чего заключить договор об оказании услуг на изготовление и сертификацию ключей шифрования и ЭЦП для Абонента системы с одним из поставщиков услуг УЦ. список которых предоставляется Абоненту системы территориальными органами ПФР.

Во исполнение требований закона №167-ФЗ, Закон №27-ФЗ устанавливающего обязанность страхователя ежемесячного предоставления в Управление отчета по форме СЗВ-М между заявителем и АО «Главный научный инновационный внедренческий центр в Сибирском федеральном округе» был заключен договор по оказания услуг специализированного оператора связи и поставки программного обеспечения для предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

10.06.2016 Инспекцией посредством предоставления услуг и АО «Главный научный инновационный внедренческий центр в Сибирском федеральном округе» отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления были направлены отчеты по форме «СЗВ-М».

Однако, данный отчет не был принят Пенсионным фондом, что подтверждается уведомлением от 10.06.2016 направленного Управлением в адрес и АО «Главный научный инновационный внедренческий центр в Сибирском федеральном округе» где указано, что найдены ошибки: «не найден сертификат получателя зашифрованного сообщения».

В связи с необходимостью ввода сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года в информационную базу данных ПФР РФ, сведения по форме СЗВ-М за май 2016 данные были повторно направлены заявителем в адрес Управления в первый следующий рабочий день 14.06.2016 г.

31.08.2016 Управлением в отношении Инспекции был составлен Акт №016S19160001947 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам рассмотрения Акта Управлением было вынесено Решение от 06.10.2016 №016S19160001813 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с указанным Решением Учреждение было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 73 000 рублей

Не согласившись с данным решением Управления, Заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух оснований - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

В соответствии с абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения

В силу статьи 2 Закона №167-ФЗ, Закон №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" внесены изменения в Закон № 27-ФЗ.

В частности, статья 11 Закона № 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2, в соответствии с которым страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - ежемесячная отчетность).

Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ).

Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, сведения по форме СЗВ-М за май 2016 г. в информационную базу данных ПФР РФ, были представлены Обществом 10.06.2016 года, т.е. в установленный законом срок.

Тот факт, что Управление в силу технических возможностей не смогло открыть представленную Инспекцией информацию не может определять виновность заявителя в несвоевременном исполнении возложенного на него обязанностей.

В соответствии с пунктом 7 "Порядка информационного обмена" Технологии обмена документами ПФР отправленные сведения считаются предоставленными своевременно если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Инспекцией были предприняты все меры, предусмотренные п. 7 «Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», что свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении правонарушения.

При таких обстоятельствах суд считает, что выводы Управления в оспариваемом решении о виновности Инспекции, с применением к последнему финансовых санкций не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По совокупности изложенных норм права и фактических обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать недействительным решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) от 06.10.2016 №016S19160001813.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья В. А. Андреев