АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-5887/2010
12 октября 2010 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,
при участии в деле общества с ограниченной ответственностью «Инфотех-Сервис» - далее Общество, Отдела государственного пожарного надзора г. Якутска Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Саха (Якутия) – далее Отдел,
и в присутствии представителя Общества Потивой Е.С., Шаяхметовой Л.А., представителя Отдела Киприянова Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Предпринимателя о признании незаконным постановления Отдела от 16 июля 2010 года №890 – далее Постановление,
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 19.08.2010 (в редакции от 09.09.2010) о признании незаконным Постановления по следующим основаниям:
повод к возбуждению административного дела, предусмотренный статьей 28.1. Кодекса об административных правонарушениях, отсутствовал, так как Общество само обратилось в Отдел с заявлением от 14.07.2010 о производстве обследования на предмет установки АПС «Стрелец» в МДОУ детский сад №97 и МОУ СОШ №3,
отсутствует протокол о совершении административного правонарушения,
извещение о месте и времени составления административного протокола вручено неустановленному и не имеющему полномочий по ведению дела лицу,
отсутствует отметка о вручении представления Обществу,
Общество не является лицом, несущим ответственность за нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренным частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В судебном заседании Общество заявило также о неправильной квалификации выявленного правонарушения
Общество также ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обжалование в связи поздним получением ответа вышестоящего должностного лица
Отдел заявленное требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
12 июля 2010 года Общество обратилось в Отдел с заявлением, которым просило 14 июля 2010 года в 15 часов 00 минут прислать представителя Отдела для ввода в эксплуатацию пожарной сигнализации
14 июля 2010 года согласно заявлению Общества вх №1614 от 12.07.2010 года было проведено обследование здания МДОУ Детский сад №97, расположенного по адресу Якутск, ул. Можайского 25/1.
14 июля 2010 года Отделом вручено Черных В.А. извещение о месте и времени составления административного протокола. Согласно извещению составление протокола назначено на 10 часов 30 минут 15 июля 2010 года в помещении, по указанному в извещении адресу.
15 июля 2010 года Отделом в лице государственного инспектора города Якутска по пожарному надзору в присутствии законного представителя Общества составлен протокол №890. В протокол занесены объяснения законного представителя Общества, ему же копия протокола вручена под роспись в тот же день. В протоколе также указывалось время и место рассмотрение материалов дела. Также законному представителю вручено определение Отдела от 15.07.2010 года о назначении места и времени рассмотрения административного дела
16 июля 2010 года Отделом в лице главного государственного инспектора города Якутска по пожарному надзору в присутствии законного представителя Общества вынесено постановление №890 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 10 000 рублей. В постановлении отражены доводы законного представителя Общества
23 июля 2010 года Общество обратилось на имя начальника Главного управления МЧС России по РС(Я) с жалобой на Постановление
Письмом от 05.08.2010 года Управление государственного пожарного надзора Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Саха (Якутия) сообщило об отказе в удовлетворении требования Общества об отмене Постановления. Письмо получено Обществом по факсу 13 августа 2010 года
20 августа 2010 года, не согласившись с законностью и обоснованностью Постановления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Часть 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» - далее Закон №69-ФЗ в статье 1 определено, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с муниципальным контрактом №120 от 25 мая 2010 года, заключенным с Управлением образования Окружной администрации города Якутска, Общество обязалось в срок до 15 июля 2010 года оказать услуги по монтажу автоматической пожарной сигнализации в муниципальных образовательных учреждениях. При этом в соответствии с пунктом 2.3.4. договора Общество обязалось оказать монтажно-наладочные услуги в соответствии с проектной документацией или актом обследования, которые согласовываются с заказчиком.
По мнению Общества, отсутствует состав правонарушения, поскольку Общество не является лицом, несущим ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренным статьей 38 Закона №69- ФЗ.
На основании статьи 38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Перечень категорий граждан, указанных в части первой статьи Закона №69-ФЗ, несущих дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности не ограничен.
Между тем, оспариваемым постановлением Отдела к административной ответственности привлечена организация с правами юридического лица.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Ссылка Общества на норму статьи 38 Закона №69-ФЗ судом отклоняется как не относимая к обстоятельствам дела.
Закон №69-ФЗ определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 1 Закона №69-ФЗ
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом,
нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона №69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие в том числе пожарную безопасность;
Таким образом, соответствующие технические регламенты относятся к нормативным документам по пожарной безопасности
Согласно статье 2 Закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В области пожарной безопасности принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности» – далее Закон №123-ФЗ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что в ходе обследования объекта по заявлению Общества в здании МДОУ «Детский сад №97» по адресу г. Якутск, ул. Можайского 25/1 установлены факты осуществления Обществом 14 июля 2010 года в 15 часов 00 минут работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре без утвержденной проектно-сметной документации.
В соответствии с пунктом 3.114 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 175 СП 5.13130.2009, установка пожарной сигнализации - это совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технические устройства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Закона №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Необходимость выполнения работ по монтажу технических средств сигнализации в соответствии с проектной документацией следует также из п. 1.1 руководящего документа РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ", которые должны соблюдаться всеми монтажно-наладочными организациями, кооперативными и частными фирмами, выполняющими данные работы на объектах различных форм собственности. Порядок получения, рассмотрения, согласования и утверждения проектно-сметной документации должен соответствовать требованиям СНиП 1.02.01-85*. По объектам, охраняемым или подлежащим передаче подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел (в дальнейшем - подразделения охраны), проектно-сметная документация должна согласовываться с данными подразделениями (пункт 1.2. Правила).
Выявленное в ходе обследование правонарушение правильно квалифицировано Отделом по статье 20.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации является общественный порядок в сфере пожарной безопасности. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права и законные интересы граждан, государственный порядок управления в сфере стандартизации и сертификации. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности. Норма части 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей и применяется в случаях отсутствия в действиях правонарушителя составов, предусмотренных диспозицией других указанных в ней норм, в том числе, части 1 статьи 20.4 Кодекса. В данной части доводы Отдела, заявленные в ходе судебного разбирательства, судом отклоняются
Установленный Отделом факт нарушения требований пожарной безопасности, выразившегося в выполнении работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре без утвержденной проектно-сметной документации Обществом не опровергнут. Вина Общества в допущенном нарушении доказана Отделом и подтверждается имеющимися в деле материалами дела об административном правонарушении.
То обстоятельство, что правонарушение обнаружено административным органом в ходе проверки, назначенной по приглашению Общества Отдела для ввода объекта к эксплуатацию, вину в совершении правонарушения не исключает.
Штраф в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях, наложен в минимальном размере для юридических лиц - десять тысяч рублей.
Предусмотренный статьей 4.5. Кодекса об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности Отделом не пропущен.
Протокол об административном правонарушении составлен лицом, уполномоченным в соответствии с подпунктом 10 пункта 9 Положения о государственном пожарной надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным в соответствии с частью 1 статьи 23.34. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Нарушений установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Из изложенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 101, 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке
Судья В. Григорьева