АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-588/2008
11 февраля 2008г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А. Н. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Мишиной Ирине Васильевне о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием представителя заявителя Кривошапкина И. А. по доверенности от 01.08.2007г. без номера, заинтересованного лица: не явился, извещен (уведомление о вручении телеграммы 05.02.2008г.), составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) – далее Росздравнадзор обратился с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Мишиной Ирине Васильевне – предприниматель, к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Мишина Ирина Васильевна является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, зарегистрирована в этом качестве 29.09.2004г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленскому улусу Республики Саха (Якутия).
Предпринимателем факсимильной связью представлен отзыв на заявление.
Судом установлено.
Как следует из материалов дела, 16.11.2007г. на основании приказа Управления Росздравнадзора по РС (Я) от 12.11.2007г. № 67/07 проведена плановая проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности на объекте, находящемся по адресу: г. Ленск, ул. Ленина, дом 66 «А», проверка проведена специалистом I-го отдела ГУП «Сахафармация» Ковтун О. М.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности (аптечное учреждение) от 16.11.2007г. (л.д. 13-17) согласно которому установлено, что ИП Мишина И. В. осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности:
- отсутствует холодильник для хранения препаратов с температурным режимом от 12 до 15 градусов;
- лекарственные препараты, требующие хранения по температуре от +2 и не выше +15 градусов, хранятся в торговом зале при температуре +20 градусов;
- не проводятся внутренние проверки, отсутствуют протоколы проверок.
16 ноября 2007 года на основании материалов проверки специалистом экспертом Управления Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия) Поповой Изабеллой Егоровной составлен протокол об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Мишиной Ирины Васильевны. В протоколе зафиксировано правонарушение, выявленное в ходе проверки.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10 октября 2005 года № 2220-Пр/05, должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, относятся к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 16 ноября 2007 года, составленный специалистом экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) Поповой Изабеллой Егоровной, составлен уполномоченным должностным лицом.
При составлении протокола об административном правонарушении от 16 ноября 2007 года предприниматель присутствовала лично, ей разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснение предпринимателя изложено в протоколе, копия протокола об административном правонарушении вручена ИП Мишиной И. В. лично, согласно ее личной подписи на протоколе.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства от 06.07.2006 года № 416, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства от 06.07.2006 года № 416, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», относится к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 года № 377 утверждена Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - Инструкция).
В соответствии пунктом 4.5.2. Раздела 4 «Требования, предъявляемые к хранению различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указанной Инструкции лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20 град. C) прохладной (или холодной) - (12 - 15 град. C) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения (например, для АТФ - (3 - 5 град. C)), что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 года № 80 утвержден Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003» (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 9.3., 9.4., 9.5., 9.6 Раздела IХ. Правил «Обеспечение качества лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях» аптечной организацией должны регулярно проводиться внутренние проверки на соответствие требованиям настоящего ОСТа. При проведении проверок следует обращать внимание на наличие в аптечной организации соответствующих документов на занимаемые помещения, должностных инструкций сотрудников, стандартов, иных необходимых документов.
Проверки могут проводиться как сотрудниками аптечной организации независимыми от лиц, непосредственно осуществляющих проверяемую деятельность, так и независимыми экспертами.
Частота проверок определяется самой аптечной организацией.
Результаты проверок протоколируются и доводятся до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы, и руководства аптечной организации.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных нормативных актов суд считает установленным факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, выразившегося в осуществлении фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, который подтверждается материалами дела.
Между тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления в связи с нижеследующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Правонарушение, за совершение которого заявитель просит привлечь ИП Мишину И. В. к административной ответственности, посягает на отношения по лицензированию отдельных видов деятельности. Следовательно, по настоящему делу согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Факт совершенного административного правонарушения согласно акту проверки соблюдения лицензиатом выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности выявлен 16 ноября 2007 года, с заявлением о привлечении к административной ответственности Управление Росздравнадзора обратилось в арбитражный суд 31.01.2008г. согласно штампу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении (л.д. 3). Двухмесячный срок привлечения к административной ответственности со дня обнаружения правонарушения, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек 16 января 2008 года.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Управления Росздравнадзора по РС (Я) о привлечении Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Мишиной Ирины Васильевны к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) о привлечении Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Мишиной Ирины Васильевны (дата рождения – 01.08.1960г., зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.09.2004г. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленскому улусу Республики Саха (Якутия), проживает по адресу: 677140, Республика Саха (Якутия), город Ленск, улица Победы, дом 2 а, кв. 7) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней в арбитражный апелляционный суд.
Судья А. Н. Устинова