ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5946/12 от 17.12.2012 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-5946/2012

21 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2012 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
 ФИО1,   при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 19.10.2012№ У7-4849/03 к обществу с ограниченной ответственностью "Ремикс"(ИНН <***>, ОГРН <***>) об аннулировании лицензии от 30.05.2011 А647553,

  с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края, при выполнении судебного поручения Арбитражным судом Хабаровского края в составе судьи Сумина Д.Ю., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Коленко О.О.,

в судебное заседание в здание Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) явились:

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.10.2012, без номера,

в судебное заседание в здание Арбитражного суда Хабаровского края явились:

от административного органа – Ин В.М. по доверенности от 29.03.2012 № 27АА 0303915,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице Межрегионального управления Федеральной службы по регулирования алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее – заявитель, Росалкогольрегулирование) обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка обществу с ограниченной ответственностью «Ремикс» (далее – общество), на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Срок действия лицензии - до 27.05.2016.

Общество представило отзыв и дополнение к нему о несогласии с заявленным требованием.

Заявителем представлено возражение на отзыв от 29.11.2012 № У7-5651/03.

Судом установлено.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.

Лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в силу пункта 5.3.2 Положения «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 154, осуществляет данная федеральная служба - Росалкогольрегулирование, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Таким образом, в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии вправе обратиться Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Данная федеральная служба, как следует из названного выше Положения, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, Положение о котором утверждено приказом Федеральной службы по регулированию алкогольными рынками от 02.10.2009 № 73, является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что заявление подано уполномоченным лицом.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного Закона № 171-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. В соответствии с пунктом 4 указанной статьи порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 4, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858 "О представлении декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации обязаны представлять декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим периодом, а также в случае, если действие лицензии организации было приостановлено, а затем возобновлено, декларации представляются в течение 3-х месяцев ежемесячно (за отчетный месяц) в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца, в котором было возобновление лицензии.

В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

10.10.2011 общество представило в МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 5, декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6, декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 на бумажном носителе за 3 квартал 2011. В ходе проверки деклараций заявителем установлено, что ООО «Ремикс» представлены недостоверные сведения в декларации № 5, недостоверно указаны объемы поставок алкогольной продукции в адрес организаций оптовой и розничной торговли, что привело к завышению остатка алкогольной продукции на конец отчетного периода (3 квартал 2011 года) на 0,0211 тыс. дал. Данный факт установлен постановлением Росалкогольрегулирования от 02.11.2011 № 06-16/201, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за представление недостоверных сведений в декларациях за 3 квартал 2011 года в виде штрафа в размере 30 000 руб. Штраф оплачен обществом 03.11.2011 платежным поручением № 0001481.

11.07.2012 общество представило в МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 5, декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6, декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 за 2 квартал 2012 года на бумажном носителе и в электронном виде в Федеральную службы по регулированию алкогольного рынка. В ходе проверки деклараций заявителем установлено, что ООО «Ремикс» представлены недостоверные сведения: в декларации № 7 – недостоверно указан объем закупок алкогольной продукции, что привело к завышению объема закупок алкогольной продукции на 0,1068 тыс. дал.; в декларации № 5 – недостоверно указаны объем закупок и объем поставки алкогольной продукции, что привело к занижению объема закупок алкогольной продукции в декларации № 5 на 0,041 тыс. дал. и к занижению объема поставок алкогольной продукции в декларации № 5 на 6,977 тыс. дал. соответственно. По данному факту заявителем вынесено постановление от 29.08.2012 № 458-06/2012, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за представление недостоверных сведений в декларациях за 2 квартал 2012 года в виде штрафа в размере 31 000 руб. Штраф оплачен обществом 30.08.2012 платежным поручением № 85.

В связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях в лицензирующий орган, заместителем руководителя Росалкогольрегулирования 17.10.2012 принято решение № 21907/10-02 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии А647553 от 30.05.2011.

Указанное решение направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением, что подтверждается имеющимся в деле списком заказных отправлений с уведомлением от 18.10.2012 и факсимильной связью, что подтверждается информационным письмом общества от 24.10.2012.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

В силу девятого абзаца пункта 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является, в том числе, повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Вступившими в законную силу постановлениями Росалкогольрегулирования от 02.11.2011 № 06-16/201 и от 29.08.2012 № 458-06/2012 установлен факт повторного в течение одного года сообщения ответчиком недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

На основании указанной нормы суд приходит к выводу о том, что один год для определения повторности сообщения недостоверных сведений в декларациях следует исчислять с даты вынесения последнего постановления, которым лицензиат привлечен к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений в декларациях. В данном случае с 02.11.2011.

Следовательно, довод ответчика об отсутствии признака повторности сообщения недостоверных сведений в пределах одного года подлежит отклонению.

Довод ответчика о том, что им были сданы корректирующие декларации за 3 квартал 2011 года и 2 квартал 2012 года не свидетельствует об отсутствии события состава административного правонарушения, установленного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств представления в первоначально поданных декларациях достоверных сведений либо объективных причин, препятствовавших представлению достоверных сведений, общество не представило. В связи с чем, доводы ответчика не обоснованы.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт повторного в течение одного года сообщения ответчиком в лицензирующий орган недостоверных сведений в декларациях.

Каких-либо нарушений порядка аннулирования лицензии судом не установлено.

В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08, пункт 3 статьи 20 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в этой норме оснований принять решение об аннулировании лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

При рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, устранение организацией нарушения, а также иные фактические обстоятельства дела.

Как следует из материалов дела, обществом допущено повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Суд полагает, что представление достоверных сведений в декларациях способствует осуществлению государственного контроля в этой области общественных отношений, препятствуя нелегальному обороту данной продукции, т.е. направлена как на защиту экономических интересов Российской Федерации, так и на обеспечение прав и законных интересов потребителей такой продукции.

Пренебрежительное отношение общества к исполнению своих публичных правовых обязанностей в сфере декларирования оборота алкогольной продукции не позволяет в должной мере осуществлять контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Запрет на искажение декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также ответственность за сообщение недостоверных сведений в декларациях установлена законодательно, таким образом, общество не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, пренебрежительно отнеслось к исполнению возложенных на него обязанностей, в связи с чем такая мера юридической ответственности, как аннулирование лицензии, в данном конкретном случае является адекватной, справедливой и полностью соответствующей характеру допущенного ответчиком нарушения законодательства.

При названных обстоятельствах суд считает, что лицензия подлежит аннулированию.

В соответствии со статьями 102, 103, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину в размере 4 000 рублей следует взыскать с общества.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

заявленное требование Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу  от 19.10.2012№ У7-4849/03удовлетворить.

Аннулировать лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции от 30.05.2011 А647553 (регистрационный номер 18045), выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка обществу с ограниченной ответственностью «Ремикс» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ремикс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 4 000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

ФИО1