Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-5949/2010
3 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2010г. Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2010г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А. Н. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Стройсвязьремонт» без даты и номера к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе о признании незаконным и отмене постановлений от 04.12.2009г. № 20-09-125/ап, от 23.04.2010г. № 20-10-21/пн о назначении административного наказания, с участием представителей ОАО: ФИО1 директора по паспорту <...>, административного органа: ФИО2 по доверенности от 17.12.2009г., при составлении протокола судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации помощником судьи Николаевой К. С., установил:
Открытое акционерное общество «Стройсвязьремонт» - далее Общество обратилось с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в дальневосточном Федеральном округе – далее административный орган о признании незаконным и отмене постановлений от 04.12.2009г. № 20-09-125/ап, от 23.04.2010г. № 20-10-21/пн о назначении административного наказания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель обосновывает свое требование по основаниям, изложенным в заявлении без даты и номера, в том числе, по мнению общества, у ОАО отсутствуют обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, установленной Федеральным законом от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н, кроме того, в судебном заседании, обществом заявлено о том, что ими не были получены предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации за неисполнение которых вынесены оспариваемые постановления, что отражено в протоколе судебного заседания.
02.09.2010г. обществом представлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, в котором общество указало о том, что определить начало течения срока на подачу заявления не представляется возможным ввиду не получения обществом оспариваемых постановлений посредством почтовой связи, также в судебном заседании представителем (руководителем) общества пояснено о том, что копии оспариваемых постановлений от 04.12.2009г. по делу № 20-09-125/ап, от 23.04.2010г. № 20-10-21/пн получены обществом 06.04.2010г. и 28.07.2010г. соответственно в службе судебных приставов-исполнителей одновременно с копиями постановлений о возбуждении исполнительных производств, возбужденных судебными приставами-исполнителями на основании указанных постановлений.
27.09.2010г. административным органом представлен отзыв от 16.09.2010г. № 20-10-МА-03/3202 на заявление общества, в котором орган просит отказать в удовлетворении заявления на основании следующего:
материалами административного дела подтверждается наличие составов выявленных правонарушений, а именно вынесенные органом предписания от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379, от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78 обществом получены и в установленный срок не выполнены, указанное обстоятельство образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации;
процедура привлечения к административной ответственности органом соблюдена, права лица, привлекаемого к административной ответственности не нарушены;
обществом пропущены сроки подачи заявления об оспаривании постановлений;
кроме того, в судебном заседании представителем административного органа дополнительно заявлено о том, что общество добровольно уплатив административный штраф по постановлению от 04.12.2009г. № 20-09-125 09.04.2010г., на указанную дату знало о наличии административных производств в отношении ОАО «Стройсвязьремонт»;
общество должно соблюдать законодательство Российской Федерации об акционерных обществах независимо от наличия вынесенных предписаний, таким образом, административный орган возражает против заявленного обществом ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока (отражено в протоколе судебного заседания).
Судом установлено.
11.09.2009г. в связи с выявленными в ходе осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации нарушениями Федерального закона от 26.12.1995г. № 208 «Об акционерных обществах», Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 10.10.2007г. № 06-117/пз-н административным органом вынесено предписание № 20-09-ИВ-03/379 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым ОАО «Стройсвязьремонт» предписано в пятнадцатидневный срок с даты получения предписания устранить нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и совершить действия указанные в пунктах 1-8 предписания:
опубликовать годовых отчетов ОАО «Стройсвязьремонт» за 2006, 2007, 2008 годы на странице в сети Интернет;
опубликовать тексты ежеквартальных отчетов ОАО «Стройсвязьремонт» за 3-4 кварталы 2006 года, за 1-4 кварталы 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-2 кварталы 2009 года на странице в сети Интернет;
опубликовать тексты списков аффилированных лиц ОАО «Стройсвязьремонт» на дату окончания отчетного периода за 3-4 кварталы 2006 года, 1-4 кварталы 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-2 кварталы 2009 года на странице в сети Интернет;
опубликовать сведения о решениях общего собрания акционеров ОАО «Стройсвязьремонт», проведенного в 2009 году в форме сообщения о существенном факте на странице в сети Интернет;
опубликовать текст Положения о ревизионной комиссии ОАО «Стройсвязьремонт» на странице в сети Интернет;
опубликовать текст устава ОАО «Стройсвязьремонт» со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями;
опубликовать на странице в сети Интернет банковские реквизиты расчетного счета (счетов) ОАО «Стройсвязьремонт» для оплаты расходов по изготовлению копий документов, предусмотренных Положением и размер (порядок определения размера) таких расходов;
представить в РО ФСФР России в ДФО прошитый, скрепленный печатью эмитента на прошивке, заверенный подписью уполномоченного лица эмитента ежеквартальный отчет общества за 2 квартал 2009 года, а также электронный носитель, содержащий текст указанного отчета (л.д. 120-121); предписание направлено в адрес общества заказным письмом 16.09.2009г. с уведомлением № 69009116464877.
23.10.2009г. должностными лицами административного органа составлен акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию, в котором отражено, что в период с 19.10.2009г. по 23.10.2009г. в сети Интернет отсутствовала следующая информация, подлежащая раскрытию: Устав ОАО «Стройсвязьремонт», Положение о ревизионной комиссии ОАО «Стройсвязьремонт»; годовые отчеты ОАО «Стройсвязьремонт» за 2006, 2007, 2008 годы; ежеквартальные отчеты эмитента ОАО «Стройсвязьремонт» за 3-4 кварталы 2006 года, за 1-4 кварталы 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-2 кварталы 2009 года; списки аффилированных лиц ОАО «Стройсвязьремонт» на дату окончания 3-4 квартала 2006 года, 1-4 квартала 2007 года, 1-4 квартала 2008 года, 1-2 квартала 2009 года; о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета (счетов) ОАО «Стройсвязьремонт» для оплаты расходов по изготовлению копий документов, предусмотренных Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н; текст сообщения о существенном факте, а именно – решения годового общего собрания акционеров ОАО «Стройсвязьремонт», проведенного в 2009 году (л.д. 111-112).
23.10.2010г. должностными лицами административного органа составлен акт о непоступлении почтовой корреспонденции, в котором отражено, что в период с 30.09.2009г. по 23.10.2009г. в РО ФСФР России в ДФО отчет об исполнении предписания от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379, ежеквартальный отчет за 2 квартал 2009 года; электронный носитель ОАО «Стройсвязьремонт» не поступали (л.д. 117).
27.10.2010г. письмом № 20-09-09/388 орган известил общество о составлении протокола об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (невыполнение в установленный срок предписания от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379) на дату 17.11.2009г. в 12-00 часов, сообщение направлено обществу заказным письмом с уведомление № 33683 27.10.2009г. (л.д. 107-108).
17.11.2009г. должностными лицами административного органа составлен акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию, в котором отражено, что в период с 11.11.2009г. по 17.11.2009г. в сети Интернет отсутствовала следующая информация, подлежащая раскрытию: Устав ОАО «Стройсвязьремонт», Положение о ревизионной комиссии ОАО «Стройсвязьремонт»; годовые отчеты ОАО «Стройсвязьремонт» за 2006, 2007, 2008 годы; ежеквартальные отчеты эмитента ОАО «Стройсвязьремонт» за 3-4 кварталы 2006 года, за 1-4 кварталы 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-2 кварталы 2009 года; списки аффилированных лиц ОАО «Стройсвязьремонт» на дату окончания 3-4 квартала 2006 года, 1-4 квартала 2007 года, 1-4 квартала 2008 года, 1-2 квартала 2009 года; о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета (счетов) ОАО «Стройсвязьремонт» для оплаты расходов по изготовлению копий документов, предусмотренных Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н; текст сообщения о существенном факте, а именно – решения годового общего собрания акционеров ОАО «Стройсвязьремонт», проведенного в 2009 году (л.д. 130-131).
17.11.2009г. административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 20-09-125/пр-ап, в котором зафиксировано, что согласно уведомления о вручении предписание РО ФСФР России в ДФО от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379 получено ОАО «Стройсвязьремонт» 30.09.2009г., однако в установленный срок (до 16.10.2009г.) общество не устранило выявленные нарушения законодательства, не исполнив указанное предписание, факт неисполнения предписания подтверждается актом о непоступлении почтовой корреспонденции от 23.10.2009г., актом от 23.10.2009г. об отсутствии на странице в сети Интернет информации, протокол составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, о чем имеется соответствующая отметка на протоколе (л.д. 104-106).
19.11.2009г. с сопроводительным письмом № 20-09-09/413 административное дело, возбужденное 17.11.2009г. в отношении ОАО «Стройсвязьремонт» в соответствии со статьями 23.47, частью 1 статьи 28.8 Кодекса об административных правонарушениях направлено для рассмотрения руководителю РО ФСФР в ДФО (л.д. 103).
20.11.2009г. в адрес ОАО «Стройсвязьремонт» административным органом направлено сообщение № 20-09-ЮО-03/3043 о возбуждении дела об административном правонарушении № 20-09-125/ап по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу № 20-09-125/ап на дату 04.12.2009г. в 14-30 часов по адресу: г. Владивосток, улица Алеутская, 45-а, каб. 203 (л.д. 118-119), указанные акты направлены административным органом заказным письмом с уведомлением № 69009119622304 - 24.11.2009г. (л.д. 100).
04.12.2009г. по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки заместителем руководителя РО ФСФР России в ДФО принято постановление о назначении административного наказания, которым ОАО «Стройсвязьремонт» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за невыполнение в установленный срок законного предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков привлечено к административном ответственности в виде наложения штрафа в размере 500 000 рублей, постановление направлено в адрес общества с сопроводительным письмом от 07.12.2009г. № 20-09-ЮО-03/3164 заказным письмом с уведомлением № 69009119772528 09.12.2009г. (л.д. 96-99).
25.12.2010г. должностными лицами административного органа составлен акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию, в котором отражено, что в период с 25.12.2010г. по 30.12.2010г. в сети Интернет отсутствовала следующая информация, подлежащая раскрытию: Устав ОАО «Стройсвязьремонт», Положение о ревизионной комиссии ОАО «Стройсвязьремонт»; годовые отчеты ОАО «Стройсвязьремонт» за 2006, 2007, 2008 годы; ежеквартальные отчеты эмитента ОАО «Стройсвязьремонт» за 4 квартал 2006 года, за 1-4 кварталы 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-3 кварталы 2009 года; списки аффилированных лиц ОАО «Стройсвязьремонт» на дату окончания 4 квартала 2006 года, 1-4 квартала 2007 года, 1-4 квартала 2008 года, 1-4 квартала 2009 года; о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета (счетов) ОАО «Стройсвязьремонт» для оплаты расходов по изготовлению копий документов, предусмотренных Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н; текст сообщения о существенном факте, а именно – решения годового общего собрания акционеров ОАО «Стройсвязьремонт», проведенного в 2009 году (л.д. 88-89).
29.01.2010г. в связи с выявленными в ходе осуществления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации нарушениями Федерального закона от 26.12.1995г. № 208 «Об акционерных обществах», Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 10.10.2007г. № 06-117/пз-н административным органом вынесено предписание № 20-10-МА-09/78 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым ОАО «Стройсвязьремонт» предписано в пятнадцатидневный срок с даты получения предписания устранить нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и совершить действия указанные в пунктах 1-6 предписания:
опубликовать на странице в сети Интернет текст устава ОАО «Стройсвязьремонт»;
опубликовать текст Положения о ревизионной комиссии ОАО «Стройсвязьремонт» на странице в сети Интернет;
опубликовать тексты годовых отчетов за 2006, 2007, 2008 годы на странице в сети Интернет;
опубликовать тексты ежеквартальных отчетов общества за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-3 кварталы 2009 года на странице в сети Интернет;
опубликовать тексты списков аффилированных лиц общества на дату окончания 1-4 квартала 2007 года, 1-4 квартала 2008 года, 1-4 квартала 2009 года на странице в сети Интернет;
опубликовать на странице в сети Интернет размер расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета (счетов) ОАО «Стройсвязьремонт» для оплаты расходов по изготовлению копий документов, предусмотренных Положением (л.д. 94-95); предписание направлено в адрес общества заказным письмом 01.02.2010г. с уведомлением № 381922 (л.д. 93).
01.03.2010г. должностными лицами административного органа составлен акт о непоступлении почтовой корреспонденции, в котором отражено, что в период с 09.02.2010г. по 27.02.2010г. в РО ФСФР России в ДФО отчет об исполнении предписания от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78 не поступал (л.д. 90).
06.03.2010г. письмом орган известил общество о составлении протокола об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (невыполнение в установленный срок предписания от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78) на дату 16.03.2010г. в 11-00 часов (л.д. 86).
16.03.2010г. должностными лицами административного органа составлен акт об отсутствии на странице в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию, в котором отражено, что в период с 10.02.2010г. по 16.03.2010г. в сети Интернет отсутствовала следующая информация, подлежащая раскрытию: Устав ОАО «Стройсвязьремонт», Положение о ревизионной комиссии ОАО «Стройсвязьремонт»; годовые отчеты ОАО «Стройсвязьремонт» за 2006, 2007, 2008 годы; ежеквартальные отчеты эмитента ОАО «Стройсвязьремонт» за 4 квартал 2006 года, за 1-4 кварталы 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-3 кварталы 2009 года; списки аффилированных лиц ОАО «Стройсвязьремонт» на дату окончания 1-4 квартала 2007 года, 1-4 квартала 2008 года, 1-4 квартала 2009 года; о размере расходов, связанных с изготовлением копий документов, а также банковские реквизиты расчетного счета (счетов) ОАО «Стройсвязьремонт» для оплаты расходов по изготовлению копий документов, предусмотренных Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н (л.д. 87).
16.03.2010г. административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 20-10-021/пр-ап, в котором зафиксировано, что согласно уведомления о вручении предписание РО ФСФР России в ДФО от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78 получено ОАО «Стройсвязьремонт» 09.02.2010г., однако в установленный срок (до 24.02.2010г.) общество не устранило выявленные нарушения законодательства, не исполнив указанное предписание, факт неисполнения предписания подтверждается актом о непоступлении почтовой корреспонденции от 01.03.2010г., актом от 16.03.2010г. об отсутствии на странице в сети Интернет информации, протокол составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, о чем имеется соответствующая отметка на протоколе (л.д. 85).
16.03.2010г. с сопроводительным письмом № 20-10-09/082 административное дело, возбужденное 16.03.2010г. в отношении ОАО «Стройсвязьремонт» в соответствии со статьями 23.47, частью 1 статьи 28.8 Кодекса об административных правонарушениях направлено для рассмотрения руководителю РО ФСФР в ДФО (л.д. 84).
16.03.2010г. в адрес ОАО «Стройсвязьремонт» административным органом направлено сообщение № 20-10-ЮО-03/660 о возбуждении дела об административном правонарушении № 20-10-021/ап по факту совершения правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу № 20-10-021/ап на дату 30.03.2010г. в 15-30 часов по адресу: г. Владивосток, улица Алеутская, 45-а, каб. 206 (л.д. 81-82), указанные акты направлены административным органом заказным письмом с уведомлением № 69009125101772 - 18.03.2010г. (л.д. 80).
18.03.2010г. за вх. № 20-10-1981 в административный орган поступило заявление от 17.03.2010г. № 3 ОАО «Стройсвязьремонт», в котором общество просит орган прекратить или отсрочить производство по делу об административном правонарушении в связи с реорганизацией общества (л.д. 78).
19.03.2010г. рассмотрев вышеуказанное заявление общества, органом вынесено определение по делу № 20-10-021/ап об отказе в удовлетворении ходатайства (л.д. 77), указанное определение направлено в адрес общества с сопроводительным письмом от 19.03.2010г. № 20-10-ЮО-03/701 24.03.2010г. (л.д. 76).
30.03.2010г. руководителем РО ФСФР по делу № 20-10-021/ап вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении ОАО «Стройсвязьремонт» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и отложении рассмотрения дела на дату 23.04.2010г. в 12-00 часов по адресу: <...>, кааб. 318 (л.д. 74), указанное определение направлено в адрес общества с сопроводительным письмом от 30.03.2010г. № 20-10-МА-03/790 заказным письмом № 69009123272083 01.04.2010г. (л.д. 72);
23.04.2010г. по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки руководителем РО ФСФР России в ДФО принято постановление № 20-10-21/пн о назначении административного наказания, которым ОАО «Стройсвязьремонт» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за невыполнение в установленный срок законного предписания территориального органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков привлечено к административном ответственности в виде наложения штрафа в размере 550 000 рублей с учетом наличия обстоятельств, отягчающих ответственность; постановление направлено в адрес общества с сопроводительным письмом от 23.04.2010г. № 20-10-МА-03/1129 заказным письмом с уведомлением № 69009125275068 27.04.2010г. (л.д. 84).
Суд, изучив материалы дела, доводы сторон приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1); в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2).
На основании части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного срока общество ссылается на то, что оспариваемые постановления административного органа предприятием не были получены, о принятых в отношении общества постановлениях общество узнало на момент возбуждения исполнительного производства в Службе судебных приставов.
При таких условиях суд с учетом обстоятельств данного конкретного дела и имеющихся в нем доказательств, руководствуясь положениями части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленного ходатайства, так как считает, что нормы статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок и право установления этих причин и их оценки принадлежит суду при этом ограничение срока обращения с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в арбитражный суд законом не предусмотрено независимо от уплаты административного штрафа.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.11.2004г. № 01-936/пз-н утвержден Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым установлено, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обладают руководители территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители; начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители; иные должностные лица территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам специально уполномоченные их приказами осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
В соответствии со статьей 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 13.25, статьями 14.24, 15.17 - 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23.1, статьями 15.24.1, 15.28 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из материалов административного дела усматривается, что протоколы об административных правонарушениях от 17.11.2009г. № 20-09-125/пр-ап, от 16.03.2010г. № 20-10-021/пр-ап составлены начальником территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Республике Саха (Якутия), постановление от 04.12.2009г. № 20-09-125/ап о назначении административного наказания принято заместителем руководителя РО ФСФР России в ДФО, постановление от 23.04.2010г. № 20-10-21/пн принято руководителем РО ФСФР России в ДФО, таким образом, с учетом вышеизложенных норм, суд приходит к выводу о том, что протоколы об административных правонарушениях составлены уполномоченным должностным лицом и постановления по делу об административном правонарушении также приняты уполномоченными должностными лицами.
Объективной стороной выявленного административным органом правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Административным органом в ходе осуществления контрольных мероприятий за соблюдением требований законодательства Российской Федерации выявлены нарушения статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208 «Об акционерных обществах», статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пунктов 1.9, 5.7, 6.2.12, 6.3.1 8.2.4, 8.4.1, 8.4.3, 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 10.10.2007г. № 06-117/пз-н, в связи с чем вынесены предписания от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379 и от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78, которыми обществу предписано в пятнадцатидневный срок с даты получения предписаний устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации и представить отчет о выполнении предписаний и принятых мерах по устранению указанных нарушений не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания срока исполнения предписания в территориальный отдел РО ФСФР России в ДФО в Республике Саха (Якутия), в предписаниях имеется ссылка о том, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет за собой ответственность, установленную частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно материалам административных дел предписание от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379 направлено обществу заказным письмом с уведомлением № 69009116464877 и вручено органом почтовой связи обществу 30.09.2009. ФИО1, о чем имеется соответствующая подпись лица, получившего заказное письмо на уведомлении (л.д. 119); предписание от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78 направлено обществу заказным письмом с уведомлением № 69009122381922 и вручено органом почтовой связи обществу 09.02.2010г. ФИО1 с отметкой «по доверенности» о чем имеется соответствующая подпись лица, получившего заказное письмо на уведомлении (л.д. 93).
Между тем, руководитель общества ФИО1 отрицает получение заказных писем № 69009116464877, № 69009122381922 от административного органа с предписаниями от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379, от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78.
Для установления факта получения ОАО «Стройсвязьремонт» корреспонденции от административного органа, в том числе заказных писем от 16.09.2009 № 69009116464877, от 01.02.2010г. № 69009122381922, судом направлен запрос в ФГУП «Почта России» (ОПС Якутск) о предоставлении информации с указанием кому вручены заказные письма и копии доверенности, заверенной надлежащим образом, на основании которой вручены заказные письма.
На основании вышеуказанного запроса, руководителем отдела организации эксплуатации сети почтовой связи 20.10.2010г. представлен ответ на запрос от 18.10.2010г. № 14.31-88/119АС согласно которому, органом почтовой связи проведена проверка, по результатам которой было установлено, что доверенность на получение почтовых отправлений, адресованных в ОАО «Стройсвязьремонт» в ОПС Якутск 677007 отсутствует, в связи с чем не представляется возможным предоставить информацию о получателе заказных писем, при этом указано о том, что факт ненадлежащего оказания услуги почтовой связи, а именно ненадлежащего извещения адресата установлен.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, суд считает, что в действиях общества отсутствует вина в неисполнении предписаний административного органа, поскольку ОАО «Стройсвязьремонт» было поставлено в условия, исключающие возможность получения предписаний от 11.09.2009г. № 20-09-ИВ-03/379, от 29.01.2010г. № 20-10-МА-09/78 об устранении нарушений законодательства и вместе с тем административным органом суду не представлены доказательства, подтверждающие факт получения обществом, вынесенных предписаний.
Кроме того, суд усматривает следующее.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» предусмотрено, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
В силу статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно статье 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, устанавливаются и выясняются, в том числе:
факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, названными нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов, а также непосредственное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, административным органом при привлечении общества к административной ответственности были нарушены вышеперечисленные нормы действующего законодательства, поскольку протоколы об административных правонарушениях от 17.11.2009 № 20-09-12/пр-ап, от 16.03.2010г. № 20-10-021/пр-ап составлены, а оспариваемые постановления вынесены без участия законного представителя ОАО «Связьстройремонт» при отсутствии доказательств надлежащих извещений о дате, времени и месте составления протоколов об административных правонарушений и о дате, времени и месте рассмотрения административных дел, в связи с тем, что заказные письма № 67702719336832 от 27.10.2009г. (на составление протокола от 17.11.2009г.), № 69009119622304 от 24.11.2009г. (на рассмотрение дела на 04.12.2009г.), № 677018230823082185 от 01.03.2010г. (на составление протокола от 16.03.2010г.), № 69009123272083 от 01.04.2010г. (на рассмотрение дела на дату 23.04.2010г.) органом почтовой связи также вручены лицам (лицу) при отсутствии надлежаще оформленной доверенности от ОАО «Стройсвязьремонт» на получении корреспонденции.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности административное правонарушение.
В силу изложенных выше обстоятельств, постановления от 04.12.2009 по делу № 20-09-125/ап, от 23.04.2010. по делу № 20-10-21/пн о назначении административного наказания не соответствуют закону и подлежат отмене в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство Открытого акционерного общества «Стройсвязьремонт» о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными постановлений о назначении административного наказания удовлетворить.
Восстановить Открытому акционерному обществу «Стройсвязьремонт» срок на подачу заявления об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 04.12.2009г. № 20-09-125/ап о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Стройсвязьремонт», находящегося по адресу: <...>, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 14 № 001503707, основной государственный регистрационный номер 1021401073671.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 23.04.2010г. № 20-10-21/пн о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Стройсвязьремонт», находящегося по адресу: <...>, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 14 № 001503707, основной государственный регистрационный номер 1021401073671.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке.
Судья: А. Н. Устинова