ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5998/10 от 25.11.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А58-5998/2010

Город Якутск 2.12.2010

Резолютивная часть решения оглашена 25.11.2010.

Решение изготовлено 02.12.2010.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» к Окружной администрации «Город Якутск» о признании незаконным решения, при участии третьего лицо Товарищества собственников жилья «Ломоносова - 2004», с участием в судебном заседании представителей от Общества – Божедонов А.И. по доверенности от 23.04.2010, Бояркина О.Н. по доверенности от 4.09.2010, от Окружной администрации город Якутск – Задорожная Е.А. по доверенности от 11.01.2010 №12-г, третье лицо Товарищество собственников жилья «Ломоносова – 2004» извещено 15.11.2010 уведомление №19683, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мохначевской Н.В.,

установил:

Открытое акционерное общество «Домостроительный комбинат» обратилось с заявлением к Окружной администрации «Город Якутск» о признании распоряжения Окружной администрации город Якутск №1096р от 5.07.2010 по второму вопросу пункт 1 недействительным, обязать в порядке устранения нарушенных прав и законных интересов принять решение о переводе нежилого помещения , расположенного по адресу г.Якутск, ул.Пояркова 19, помещений 98, 100, 103, 104, 106, 107 в жилые.

В судебном заседании представитель Открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат», далее Общество, уточнил требование и  признать распоряжение Окружной администрации "Город Якутск" № 1096р от 05.07.2010 об утверждении протокола Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) города Якутска от 29.06.2010 № 6, пункт 1, в части утверждения протокола от 29.06.2010 № 6, по второму вопросу, в части отказа ООО "Домостроительный комбинат" в переводе из нежилых помещений №№ 98, 100, 103, 104, 106, 107, расположенных по адресу город Якутск, улица Пояркова, дом 19, в жилые помещения, обязании Окружной администрации устранить нарушение прав ОАО «ДСК» собственника нежилых помещений на перевод в жилые помещения, поддержал требование с учетом уточнения.

Окружная администрация «Город Якутск», далее администрация, с заявлением не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнении к отзыву.

Судом установлены обстоятельства дела.

22.12.2008 Окружной администрацией г.Якутска выдано Обществу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 14301000-116-07, которым разрешен ввод в эксплуатацию построенный объект капитального строительства «96-ти квартирный жилой дом с магазином и офисами», расположенного по адресу г.Якутск, у. Пояркова дом 19.

На основании обследования 28.07.2009 изготовлены технические паспорта на объекты : нежилое помещение №98, нежилое помещение №100, нежилое помещение №103, нежилое помещение №104, нежилое помещение №106, нежилое помещение №107. Согласно экспликации к поэтажному плану здания нежилые помещения расположены на мансардном этаже жилого дома по адресу г.Якутск, ул.Пояркова, дом 19.

04.08.2009 составлены на указанные объекты кадастровые паспорта помещений.

08.10.2009 Управлением Федеральной регистрационной службой по Республике Саха (Якутия) на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Окружной администрации г.Якутск от 30.12.2008 года № RU 14301000-116-07 зарегистрировано право собственности Общества на объекты права - нежилое помещение, общая площадь 82,4 кв.м., мансардный этаж, номера на поэтажном плане с 7 по 13, инвентарный номер 98 401 000 /ЯК2/ 019426/ 98, лит.А, адрес объекта г.Якутск, ул.Пояркова, дом 19, помещение 106 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 14-АА № 578655, помещение 98;

нежилое помещение, общая площадь 84,2 кв.м., мансардный этаж, номера на поэтажном плане с 72 по 77, инвентарный номер 98 401 000 /ЯК2/ 019426/ 100, лит.А, адрес объекта г.Якутск, ул.Пояркова, дом 19, помещение 106 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 14-АА № 578654, помещение 100;

нежилое помещение, общая площадь 82,5 кв.м., мансардный этаж, номера на поэтажном плане с 26 по 31, инвентарный номер 98 401 000 /ЯК2/ 019426/ 103, лит.А, адрес объекта г.Якутск, ул.Пояркова, дом 19, помещение 106 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 14-АА № 578653, помещение 103;

нежилое помещение, общая площадь 82,3 кв.м., мансардный этаж, номера на поэтажном плане с 59 по 64 , инвентарный номер 98 401 000 /ЯК2/ 019426/ 104, лит.А, адрес объекта г.Якутск, ул.Пояркова, дом 19, помещение 106 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 14-АА № 578652, помещение 104;

нежилое помещение, общая площадь 82,4 кв.м., мансардный этаж, номера на поэтажном плане с 32 по 37, инвентарный номер 98 401 000 /ЯК2/ 019426/ 106, лит.А, адрес объекта г.Якутск, ул.Пояркова, дом 19, помещение 106 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 14-АА № 578652, помещение 106;

нежилое помещение, общая площадь 82,4 кв.м., мансардный этаж, номера на поэтажном плане с 38 по 44, инвентарный номер 98 401 000 /ЯК2/ 019426/ 107, лит.А, адрес объекта г.Якутск, ул.Пояркова, дом 19, помещение 106 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 14-АА № 578650, помещение 107.

23.04.2010 Обществом представлены в Межведомственную комиссию по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г.Якутска. К заявлению приложены свидетельства о государственной регистрации права, кадастровые паспорта помещения, технические паспорта на нежилые помещения №№ 98, 100, 103, 104, 106, 107; проект корректировки мансардного этажа под квартиры по ул. Пояркова д.19, направление на согласование от 30.12.2009 №326, приложение к согласованию №326.

29.06.2010, протокол № 6, на заседании Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) города Якутска по результатам рассмотрения заявления юридического лица Открытое акционерное общество «ДСК» по виду изменения «перевод нежилых помещений на мансардном этаже в жилые помещения» отказано на основании пп.3 п.1 ст.24 ЖК РФ, п.4 ст.22 ЖК РФ, п.1 ст.36 ЖК РФ, п.2 ст.36 ЖК РФ, п.1 ст.46 ЖК РФ.

05.07.2010 Межведомственная комиссия по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г.Якутска Городского округа «Город Якутск» вынесла уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение.

Распоряжением главы Окружной администрации г.Якутска от 05.07.2010 №1096-р «Об утверждении протокола Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) города Якутска от 29.06.2010 №6» утвержден протокол заседания Межведомственной комиссии по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) города Якутска от 29.06.2010 № 6.

Общество, не согласившись с отказом в переводе нежилых помещений в жилые, обратилось с заявлением об оспаривании распоряжения Администрации № 1096р от 05.07.2010 в части.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными постановлений органов местного самоуправления являются несоответствие постановлений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, признание ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий (бездействия) незаконными, поставлены в зависимость от совокупности двух условий, а именно несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности издания оспариваемых актов, наличия надлежащих полномочий, обстоятельств, послуживших основанием для их издания, возлагается на орган, издавший акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое принимается органом местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Полномочия по установлению порядка признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в силу части 3 статьи 15, части 10 статьи 32 указанного Кодекса в редакции, действовавшей на день издания оспариваемого нормативного правового акта, были предоставлены Правительству Российской Федерации. В настоящее время порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.(пункт 4 статьи 22 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (пункт 2 статьи 23 ЖК РФ).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений (пункт 3 статьи 23 ЖК РФ).

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.(пункт 4 статьи 23 ЖК РФ).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) (пункт 5 статьи 23 ЖК РФ).

Согласно статье 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (пункт 2 стать 24 ЖК РФ).

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.(пункт 3 статьи 24 ЖК РФ).

Окружной администрацией г.Якутска пояснено, что порядок перевода нежилого помещения в жилое осуществляется установлен в настоящее время Административным регламентом Окружной администрации города Якутска по предоставлению муниципальной услуги по оформлению разрешительной документации на перевод нежилого помещения в жилое помещение, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 26.03.2010 г. № 47п.

Постановление Окружной администрации г. Якутска от 26.03.2010 N 47п "Об утверждении Административного регламента окружной администрации города Якутска по предоставлению муниципальной услуги по оформлению разрешительной документации на перевод нежилого помещения в жилое помещение" опубликовано в газете "Эхо столицы", N 25, 06.04.2010. Таким образом, Административный регламент подлежит применению к правоотношениям, возникшим после даты официального опубликования.

Пунктом 1.5. Административного регламента предусмотрено, что органом исполнения муниципальной услуги является:

коллегиальный орган окружной администрации города Якутска "Межведомственная комиссия по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска", расположенная по адресу: г. Якутск, ул. Ленина, 15.

Согласно пункту 1.6. Административного регламента конечными результатами исполнения муниципальной услуги, предусмотренной Регламентом, являются вручение (выдача) заявителю распоряжения главы городского округа "Город Якутск" о переводе нежилого помещения в жилое помещение, уведомления о переводе помещения из нежилого помещения в жилое помещение коллегиального органа окружной администрации города Якутска "Межведомственная комиссия по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска" и выдача документов либо обоснованный отказ.

Пунктом 2.3.1. Административного регламента предусмотрено, что заявители, претендующие на оформление разрешительной документации на перевод нежилого помещения в жилое помещение, обращаются в Комиссию и предоставляют следующие документы:

- заявление о переводе нежилого помещения в жилое помещение;

- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом;

- копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - представляется дополнительно в случае, если с заявлением обращается индивидуальный предприниматель;

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копии учредительных документов юридического лица - в случае, если с заявлением обращается юридическое лицо;

- копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица, нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица - если с заявлением обращается представитель физического или юридического лица;

- правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или нотариально заверенные копии);

- план переводимого помещения с его техническим описанием (технический паспорт);

- поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещения требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого помещения).

Отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) представления неполного пакета документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения.

Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Как видно из материалов дела, коллегиальным органом Межведомственной комиссией по использованию жилых и нежилых помещений (зданий) г. Якутска, отказано в переводе нежилых помещений в жилые по основаниям: из представленного проекта, перевод с перепланировкой предусматривает оборудование жилых помещений за счет использования общего имущества (помещений мансардного этажа), перевод с перепланировкой предусматривает оборудование жилых помещений за счет использования общего имущества (помещений мансардного этажа); мансардный этаж является этажом в чердачном пространстве; в соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ чердак является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома; следовательно, необходимо согласие собственников помещений, которое, согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом общего собрания собственников; в числе документов, прилагаемых к заявлению о переводе нежилых помещений в жилые, указанное согласие не предоставлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами квартиры или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно подпункту "а" пункта 2 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 489-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб товариществ собственников жилья "Невский 163" и "Комсомольский проспект-71" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что по смыслу вышеуказанных законоположений, к общему имуществу в многоквартирном доме может быть отнесено только имущество, отвечающее закрепленным в этих законоположениях юридическим признакам: во-первых, это нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (речь идет, в частности, о таких помещениях, как лестничные площадки, лифты, коридоры, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование), во-вторых, это крыши и ограждающие конструкции, в-третьих, это находящееся в данном доме оборудование - механическое, электрическое, санитарно-техническое, расположенное как за пределами, так и внутри помещений.

Указанное имущество находится в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, то есть общее имущество в многоквартирном доме, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.

При этом, помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в многоквартирном доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ.

При отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в пункте 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3).

Согласно СНиП - 31-01-2003 Приложение Б. «Термины и определения», часть 2 «Этажи», пункт 2.6, этаж мансардный - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной, ломаной или криволинейной крыши; часть 3 «Помещения, площадки», п. 3.10, чердак - пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа.

Согласно СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", пункт 8 Приложения 3 при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

Согласно Приложению 2 к СНиПу 2.08.02-89 чердак - пространство между конструкциями кровли (наружных стен) и перекрытием верхнего этажа; этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа по СНиП 2.08.01-89.

Таким образом, мансарда является разновидностью чердака, а признание чердака мансардным этажом обусловлено соответствием параметров чердака вышеуказанным критериям, что позволяет использовать чердачное пространство в качестве помещений.

Как установлено материалами дела, за Обществом зарегистрировано право собственности на спорные шесть объектов – нежилые помещения, находящиеся на мансардном этаже, многоквартирного дома по адресу г.Якутск, ул.Пояркова 19. Какие-либо записи об ограничениях на эти нежилые помещения в Едином государственном реестре прав отсутствуют.

Рабочим проектом 96-ти квартирного жилого дома с магазином в квартале 128 г.Якутска согласно пояснительной записки, п.3.1 «Архитектурно-планировочные решения» предусмотрен 96–ти квартирный жилой дом из трех блоков в 9 этажей с 10-м теплым чердачным этажом (шифр проекта 144/04);

в рабочий проект 96-ти квартирного жилого дома с магазином в квартале 128 г.Якутска по ул.Пояркова дом 19 (шифр 187/05) при привязке по заданию заказчика Общества внесена корректировка теплого чердака под мансардный этаж с нежилыми помещениями;

в ходе строительства по заданию Общества произведена корректировка мансардного этажа из нежилых помещений под квартиры в соответствии с нормативами СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

Из представленных технических документов усматривается, что технические характеристики спорных помещений подтверждают использования их в качестве самостоятельных помещений, а не для обслуживания других помещений в доме; спорные нежилые помещения зарегистрированы как самостоятельные объекты недвижимости.

Изложенное свидетельствует о том, что нежилые помещения, расположенные на чердачном этаже, предназначены для самостоятельного использования, не связанного с обеспечением нужд собственников и владельцев помещений многоквартирного дома, имеют самостоятельные инженерные коммуникации и оборудование, по техническим характеристикам с учетом корректировки проекта мансардного этажа из нежилых помещений под квартиры в соответствии с нормативами СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», использование этих помещений в качестве жилых помещений.

С учетом указанного суд полагает, что указанные помещения не могут быть отнесены по основным параметрам к общему имуществу многоквартирного дома применительно к положениям пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, по своим функциональным характеристикам могут использоваться в качестве жилых по целевому назначению.

При этом судом принято во внимание, что эти обстоятельства в суде администрацией не опровергнуты. В деле отсутствуют доказательств того, что спорные помещения использовались для нужд, связанных с обслуживанием иных помещений в данном многоквартирном доме.

Само по себе расположение в спорных помещениях внутридомовых коммуникаций не влечет за собой распространения на данные помещения правового режима общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, к общему имуществу дома относится такое имущество, которое не может использоваться самостоятельно, а имеет только вспомогательное назначение. Наличие в помещении оборудования, обслуживающего более одного помещения, не является достаточным основанием для признания помещения, в котором это оборудование находится, общим имуществом дома.

В силу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно пункту 3.3.1. Административного регламента Комиссия в составе: представителей Департамента архитектуры и градостроительства окружной администрации города Якутска, Мерзлотной инспекции, управляющей организации, секретаря комиссии по средам по мере поступления заявлений производит выезд на место с обследованием помещения, составляет предварительный протокол о возможности или невозможности производства перевода нежилого помещения в жилое, который подписывается членами комиссии (приложение N 2 к Административному регламенту).

Между тем, как установлено судом, не опровергнуто администрацией межведомственной комиссией не соблюден установленная процедура принятия решения, не осуществлены мероприятия по выезду на место для обследования помещений, составлению предварительного протокола о возможности или невозможности производства перевода нежилого помещения в жилое, который подписывается членами комиссии.

Тем самым уполномоченным органом (межведомственной комиссией) в порядке статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не исследованы обстоятельства соответствия спорных помещений, расположенных на мансардном этаже многоквартирного дома, требованиям к жилому помещению.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводам: помещения, расположенные на мансардном этаже многоквартирного дома, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома; Администрацией не соблюдена процедура принятия решения об отказе в переводе или об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, не представлены доказательства в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что оспариваемое распоряжение об утверждении протокола заседания межведомственной комиссии в части отказа обществу в переводе нежилого помещения в жилое соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, регулирующих порядок перевода или отказе в переводе нежилых помещений в жилые; оспариваемым распоряжением нарушены права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, право на распоряжение своим имуществом.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу изложенного суд находит заявление Открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» обоснованным, подлежащим удовлетворению; в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать Окружную администрацию г.Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 2000 рублей в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Окружную администрацию город Якутск.

Руководствуясь статьями 49, 167-170, 176. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Принять уточнение предмета требования.

Проверив распоряжение Окружной администрации «Город Якутск» от 05.07.2010
 №1096 «Об утверждении протокола Межведомственной комиссии по использованию
 жилых и нежилых помещений (зданий) города Якутска от 29.06.2010 №6 , пункт 1, об
 утверждении протокола заседания Межведомственной комиссии по использованию
 жилых и нежилых помещений (зданий) города Якутска от 29.06.2010 в части отказа
 Открытому акционерному обществу «Домостроительный комбинат» в переводе нежилых
 помещений на мансардном этаже в жилые помещения по адресу г.Якутск, ул.Пояркова
 дом 19, помещения № 98, 100, 103, 104, 106, 107, 108 на соответствие Гражданскому
 кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации,
 Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской
 Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», постановлению Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 « признать недействительным, заявление удовлетворить.

Обязать Окружную администрацию «Город Якутск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат».

Взыскать с Окружной администрации «Город Якутск» в пользу Открытого акционерного общества «Домостроительный комбинат» судебные расходы по уплаченной государственной пошлине 2000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня приятия;

в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья Е.Б.Бадлуева