АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-604/2008-0324
резолютивная часть оглашена 25 марта 2008 года
решение в полном объёме изготовлено 01 апреля 2008 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» от 31.01.2008 года № СЭ-345 к Государственному комитету по ценовой политике – региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия при вынесении постановления от 31.10.2007 года № 279, выразившегося в том, что Государственный комитет по ценовой политике – региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) не определил для Открытого акционерного общества «Чукотэнерго» границы зоны деятельности на территории Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия), а также не определил для Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» гарантирующего поставщика с даты вступления в силу Правил (08.09.2006 года), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица Открытого акционерного общества «Чукотэнерго», составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Сахаэнерго» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике – региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия при вынесении постановления от 31.10.2007 года № 279, выразившегося в том, что Государственный комитет по ценовой политике – региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) в нарушение пункта 56 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, не определил для Открытого акционерного общества «Чукотэнерго» границы зоны деятельности на территории Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия), а также в нарушение пункта 36 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, не определил для Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» гарантирующего поставщика с даты вступления в силу Правил (08.09.2006 года).
На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились представители: заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.08.2007 года № 361, заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2008 года № 1 с опозданием. Представитель третьего лица на судебное заседание не явился, третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено по телеграмме № 11829216 от 21.03.2008 года.
Заявитель обосновывает свое требование тем, что бездействие Государственного комитета по ценовой политике – региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия), выразившееся в том, что для Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» не был определён гарантирующий поставщик в лице Открытого акционерного общества «Чукотэнерго», ставит Открытое акционерное общество «Сахаэнерго» и Открытое акционерное общество «Чукотэнерго» в неравные условия; Государственный комитет по ценовой политике – региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) издал постановление № 279, в нарушение пункта 56 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, не ставя в известность о вынесении постановления и не согласовывая границ зон деятельности с Открытым акционерным обществом «Сахаэнерго»; Открытое акционерное общество «Сахаэнерго» приобретает электрическую энергию у Открытого акционерного общества «Чукотэнерго» на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств Открытого акционерного общества «Чукотэнерго», находящихся в ЗРУ-6 кВ ПС «Черский», принадлежащей Открытому акционерному обществу Чукотэнерго», таким образом, Открытое акционерное общество «Чукотэнерго» фактически осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации; у Государственного комитета по ценовой политике – региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) не существовало препятствий для определения гарантирующего поставщика для Открытого акционерного общества «Сахаэнерго».
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в удовлетворении требований заявителя просит отказать, ссылаясь на то, что: гарантирующий поставщик не назначается уполномоченным органом, он уже является таковым в силу Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530; гарантирующий поставщик не определяется для конкретных потребителей и субъектов рынка электрической энергии, определяются лишь границы зон его деятельности; пункт 56 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, устанавливает обязанность уполномоченного органа об уведомлении о принятом решении – такое уведомление было произведено, постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике – региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) № 279 было направлено в адрес Открытого акционерного общества «Сахаэнерго»; поскольку Открытое акционерное общество «Сахаэнерго», являясь обществом энергетики и электрификации, подпадает под действие подпункта «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, то границами её зоны деятельности будут являться административные границы Республики Саха (Якутия), но не вся республика, а та часть, которой организация осуществляет свою деятельность; абзац второй пункта 54 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, а именно разграничение зон деятельности гарантирующих поставщиков по их точкам (группам точек) поставки на оптовом рынке, не действует, так как Республика Саха (Якутия) не входит в перечень субъектов Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии, и не является зоной оптового рынка.
Третье лицо отзыв на заявление не представило.
Как следует из материалов дела, 31 октября 2007 года Правлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) вынесено постановление № 279 «О гарантирующих поставщиках на территории Республики Саха (Якутия) и границах зон их деятельности».
Согласно подпункту 2 пункта 1 постановления № 279 от 31.10.2007 года «О гарантирующих поставщиках на территории Республики Саха (Якутия) и границах зон их деятельности» Открытое акционерное общество «Сахаэнерго» определено гарантирующим поставщиком в границах зон деятельности, соответствующих административных границам Республики Саха (Якутия) на территории п. Черский, п. Зеленый Мыс Нижнеколымского района и п. Угольный Верхнеколымского района, за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в подпункте 1, 3-12 пункта 2 указанного постановления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее Правила).
Названные Правила устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - розничные рынки) в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - оптовый рынок) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
В соответствии с пунктом 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса.
На дату принятия постановление № 279 от 31 октября 2007 года «О гарантирующих поставщиках на территории Республики Саха (Якутия) и границах зон их деятельности» на территории Республики Саха (Якутия) открытый конкурс на определение гарантирующего поставщика не проводился. Указанное обстоятельство не оспаривается и не отрицается лицами, участвующими в деле.
До определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил являются организации указанные в пункте 36 Правил.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил являются акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по указанным договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих выполнение требований статьи 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» понятие гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) означает коммерческую организацию, обязанную в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» понятие потребители электрической и тепловой энергии означает лиц, приобретающих электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Следовательно, гарантирующий поставщик не может быть потребителем электрической и тепловой энергии в значении, определённом Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», так как гарантирующий поставщик приобретает электрическую и тепловую энергию не только для собственных бытовых и (или) производственных нужд, но и для передачи её потребителям. Поскольку гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения только с потребителем или действующим от его имени лицом, то для гарантирующего поставщика не может быть определён гарантирующий поставщик.
Кроме того, исходя из понятия гарантирующего поставщика, гарантирующий поставщик определяется для неопределённого круга лиц, а не для конкретного лица.
При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что не определение для Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» гарантирующего поставщика нарушает пункт 36 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, является не обоснованным.
В соответствии с пунктом 56 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в случаях если такие уполномоченные органы не определены) в течение 45 дней с даты вступления в силу настоящих Правил согласовывают определенные в соответствии с пунктами 54 и 55 настоящих Правил границы зон деятельности гарантирующих поставщиков и в течение 5 дней с даты согласования уведомляют о принятом решении организации, получившие статус гарантирующего поставщика, а также направляют в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов перечень организаций, получивших статус гарантирующего поставщика на территории данного субъекта Российской Федерации, с указанием зон их деятельности, перечень организаций, которые направили заявление об отказе от статуса гарантирующего поставщика, а также перечень организаций, которым отказано в присвоении статуса гарантирующего поставщика с указанием причин такого отказа (в связи с несоответствием предусмотренным пунктом 36 настоящих Правил требованиям), и организаций, которые лишены статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил. Указанные сведения учитываются при формировании федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, пункт 56 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, не содержит норму о согласовании границ зоны деятельности с организациями, приобретающими статус гарантирующего поставщика. При таких обстоятельствах отсутствие согласования границ зоны деятельности с Открытым акционерным обществом «Сахаэнерго» не нарушает пункт 56 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530.
Как следует из пояснения заявителя, в представленной план-схеме энергоснабжения м.р Зеленый мыс и п. Черский указано ОРУ-110кВ, принадлежащее Открытому акционерному обществу «Чукотэнерго», остальные указанные сети и устройства принадлежат Открытому акционерному обществу «Сахаэнерго», в заявлении Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» от 31.01.2008 года СЭ-345 ОРУ-110кВ именуется ЗРУ-6кВ ПС «Черский».
Из плана-схемы энергоснабжения м.р. Зеленый мыс и п. Черский видно, что Открытое акционерное общество «Чукотэнерго» не оказывает услуги энергоснабжения каким-либо организациям, расположенным в м.р. Зеленый мыс и п. Черский, кроме Открытого акционерного общества «Сахаэнерго».
Согласно пункту 81 Правил гарантирующий поставщик приобретает электрическую энергию на оптовом рынке.
Организация, которой статус гарантирующего поставщика присвоен по результатам внеочередного конкурса, или территориальная сетевая организация, которой присвоен этот статус, до даты получения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке приобретает электрическую энергию на розничном рынке у энергосбытовой организации, ранее выполнявшей функции гарантирующего поставщика и обладающей правом на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке.
В случаях, предусмотренных разделом X настоящих Правил, гарантирующий поставщик приобретает электрическую энергию (мощность) на розничном рынке у производителей (поставщиков) электрической энергии.
Гарантирующий поставщик также вправе приобретать электрическую энергию (мощность) на розничном рынке у потребителей - участников оптового рынка для иных потребителей, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства указанных участников оптового рынка, по цене, не превышающей средневзвешенную стоимость единицы электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком на оптовом рынке.
Таким образом, гарантирующий поставщик может приобретать электроэнергию у других лиц.
При таких обстоятельствах Открытое акционерное общество «Сахаэнерго» правомерно определёно гарантирующим поставщиком на территории п. Черский и п. Зеленый Мыс Нижнеколымского района.
Довод заявителя о том, что не определение для Открытого акционерного общества «Чукотэнерго» границы зоны деятельности на территории Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) нарушает пункт 56 Правил функционирования розничных рынков, утверждённых Постановлением Правительства от 31.08.2006 года № 530, является не обоснованным.
С учетом изложенных норм права и фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и соответствует требованиям Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» о признании незаконным бездействия Государственного комитета по ценовой политике – региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) при вынесении постановления от 31.10.2007 года № 279, выразившегося в том, что Государственный комитет по ценовой политике – региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) не определил для Открытого акционерного общества «Чукотэнерго» границы зоны деятельности на территории Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия), а также не определил для Открытого акционерного общества «Сахаэнерго» гарантирующего поставщика с даты вступления в силу Правил (08.09.2006 года) отказать.
Решение может быть обжаловано.
Судья: В.В. Шевелев