Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
09 октября 2020 года
Дело № А58-6065/2019
Резолютивная часть решения объявлена 28.09.2020.
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2020.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эльгауголь"(ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения от 20.11.2018 № 34, с участием представителей: Общества – ФИО1 по доверенности № б/н от 14.05.2020, ФИО2 по доверенности от 14.05.2020, ФИО3 по доверенности от 14.05.2020 (в онлайн-режиме), Инспекции - ФИО4 по доверенности от 04.02.2020 № 02-15/000576 (до перерыва), ФИО5 по доверенности от 04.04.2019 №02-16/001425 (после перерыва), ФИО6 по доверенности от 19.02.2020 № 02-15/00073@, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эльгауголь" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Саха (Якутия) (с учетом изменения наименования Инспекции, принятого определением от 11.07.2019) – далее Инспекция, налоговый орган о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 20.11.2018 № 34 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.09.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества – без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.03.2020 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.09.2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение, постановление и направляя дело на новое рассмотрение, указал, что для целей применения пониженной налоговой ставки участником РИП значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика по производству товаров с использованием заемных средств (в том числе иностранных), включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в товары, производимые в результате реализации РИП, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность; иной подход может привести к невозможности применения пониженной налоговой ставки участником РИП на стадии осуществления инвестиций и к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений пункта 1 статьи 284 НК РФ и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций; аналогичный правовой подход по применению общих положений пункта 1 статьи 284 НК РФ (в редакции до 01.01.2018), связанных с применением льготных ставок в особых экономических зонах, изложен в определении N 306-КГ17-9355, согласно которому для целей применения пониженной налоговой ставки значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) от курсовой разницы с деятельностью налогоплательщика, обуславливающей применение льготной ставки, включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в объекты, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность; условия применения льготных ставок как от деятельности резидентов в особых экономических зонах, так и от реализации товаров, произведенных в рамках инвестиционного проекта участниками РИП, в части учета курсовой разницы при определения доли доходов, по существу идентичны (доходы от "льготируемой" деятельности должны составлять не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ); с учетом изложенного, суд округа пришел к выводу, что для выяснения вопроса о возможности (невозможности) учета курсовой разницы для определения доли дохода с целью применения пониженной ставки налога, судам следовало включить в предмет судебного исследования вопросы: с какой целью и в каком размере приобреталась обществом иностранная валюта, была ли необходимость в ее приобретении с целью реализации товаров, произведенных в результате РИП; целевое использование иностранной валюты, в связи с приобретением которой получена облагаемая налогом прибыль (связаны ли полученные обществом внереализационные доходы (расходы) в виде курсовых разниц с осуществлением обществом реальной экономической (инвестиционной) деятельности при реализации РИП), между тем, указанные вопросы в предмет судебного исследования судами включены не были, необходимые для правильного разрешения спора обстоятельства, не установлены; допущенные судами нарушения могли привести к принятию неправильного по существу судебного акта и не могут быть восполнены на стадии кассационного рассмотрения дела, поскольку требуют оценки доказательств и установления фактических обстоятельств, что невозможно на стадии кассационного рассмотрения дела.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что Общество является участником региональных инвестиционных проектов и включено в реестр участников РИП с 01.10.2015; является неправомерным вывод Инспекции о том, что Обществом неправомерно уменьшена налоговая база на сумму убытков прошлых лет без ограничения, установленного п. 2.1 ст. 283 НК РФ, т.е. в полном объеме, т.к. не выполнены условия для применения пониженных ставок по налогу на прибыль, предусмотренных п. 1.5 ст. 284 НК РФ, доля дохода от реализации РИП в общей сумме доходов 2017 года составила 88 % (менее 90 % установленных для участников РИП) и Обществом за 2017 год не выполнено условие статьи 284.3 НК РФ для участников, реализующих РИП, на применение пониженной ставки по налогу на прибыль, при невыполнении данного условия налогоплательщик – участник РИП исчисляет и уплачивает налог на прибыль организаций на общих основаниях и не вправе уменьшить прибыль на убыток предыдущих налоговых периодов в размере, превышающем 50 % в соответствии с п. 2.1 ст. 283 НК РФ; Общество считает, что ограничение на перенос убытков в полном объеме не применяется к участникам РИП как категории налогоплательщиков независимо от фактического использования ими ставки 0 % по налогу на прибыль в конкретном налоговом периоде; Общество исполнило условия применения налоговых льгот, т.к. при определении процентной доли доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доходы в виде положительных курсовых разниц, предусмотренные п. 11 ст. 250 НК РФ, не учитываются; денежные средства, поступившие на счета Общества в иностранной валюте были направлены на оплату работ/услуг проектных объектов Эльгинского угольного комплекса; курсовые разницы связаны с видом деятельности при реализации РИП, в 2017 году за счет пересчета суммы кредита, привлеченного заявителем в целях строительства объектов на Эльгинском каменноугольном месторождении образовались положительные курсовые разницы; все кредитные соглашения заключены Обществом с целью реализации проекта «Освоение Северо-Западного участка Эльгинского каменноугольного месторождения в РС (Я)»; все объекты капитального строительства, создаваемые/возводимые в процессе реализации Проекта с привлечением кредитных средств по кредитным соглашениям, задействованы в процессах по добыче и переработке угля и непосредственно связаны с реализацией товаров в рамках РИП.
Инспекция не согласна с заявленными требованиями Общества по основаниям, указанным в отзыве на заявление от 05.07.2019 № 02-15/002789 (том 1, л.д. 17 – 22), отзыве на апелляционную жалобу от 20.11.2019 № 02-15/004771 (том 3, л.д. 55 – 59), отзыве на кассационную жалобу от 25.02.2020 № 02-14/000765 (том 3, л.д. 98 – 102), отзыве от 18.05.2020 № 02-14/001571 (том 4, л.д. 12 – 15), отзыве от 17.07.2020 № 02-14/002346 (том 4, л.д. 54 – 57), возражениях на объяснения от 20.08.2020 № 02-14/002751 (том 5, л.д. 105 – 110), возражениях на отзыв от 25.09.2020 № 02-14/003128 (поступили в суд 25.09.2020).
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
18.06.2018 Обществом по телекоммуникационным каналам связи представлена уточненная налоговая декларация № 1 по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2017 года (рег. № 1802600), с суммой налога, уменьшенной до 0 рублей. В результате, ранее исчисленный в предыдущей налоговой декларации, налог на прибыль за 12 месяцев 2017 года уменьшен на 366 383 839 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 28.09.2018 № 53.
Акт проверки направлен Инспекцией в адрес Общества почтовой связью 04.10.2018 с сопроводительным письмом от 04.10.2018 № 06-17/004636 и получен 08.10.2018, что подтверждается письмом от 17.10.2018 № 06-17/004905@.
Обществом представлены возражения от 01.11.2018 № 1-5-11/9301 на акт камеральной налоговой проверки.
12.11.2018 Инспекцией направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи извещение о времени месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 08.11.2018 № 75 на 20.11.2018 в 15 час. 00 мин., которое получено 13.11.2018, что подтверждается квитанцией о приеме.
20.11.2018 акт проверки, материалы проверки, возражения на акт проверки рассмотрены начальником Инспекции в присутствии уполномоченных представителей Общества при участии должностных лиц Инспекции, составлен протокол рассмотрения материалов проверки от 20.11.2018 № 153.
По результатам рассмотрения Инспекцией принято решение № 34 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислен налог на прибыль организаций за 2017 год в размере 328 094 203 рублей, которое направлено Обществу по ТКС.
Обществом подана в вышестоящий налоговый орган апелляционная жалоба от 26.12.2018 № б/н на решение Инспекции от 20.11.2018 № 34.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 28.02.2019 № 05-17/03043 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением Инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, доводы Общества и возражения Инспекции, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что досудебный порядок урегулирования налогового спора Обществом соблюден.
Общество является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса РФ.
Согласно приказу Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 07.09.2015 № 128-од Общество подлежит включению в реестр участников региональных инвестиционных проектов в связи с реализацией инвестиционного проекта «Развитие Эльгинского угольного комплекса в пределах Северо-Западного участка Эльгинского каменного месторождения в Республике Саха (Якутия)».
Общество включено в реестр участников РИП и имеет статус участника РИП с 01.10.2015.
Из материалов дела следует, что камеральной налоговой проверкой уточненной налоговой декларации № 1 по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2017 года, представленной Обществом, установлено, что за 2017 год доля доходов Общества от реализации товаров, произведенных в результате реализации региональных инвестиционных проектов в общей сумме доходов составляет 88% и не превышает 90 процентов.
Согласно регистру раздельного учета по реализации РИП за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, выручка от продажи угольной продукции в результате реализации РИП составляет 12 241 114 021 рублей (без НДС), выручка от реализации прочих видов деятельности составляет 1 668 766 377 рублей (без НДС), соответственно, общая сумма доходов за указанный период составила 13 909 880 398 рублей, что соответствует сумме строк 010 и 020 Листа 02 декларации.
Из документов представленных Обществом по требованию Инспекции от 10.04.2018 № 425 следует, что общая сумма выручки за 2017 год составила 13 909 880 398 рублей, в том числе: выручка от реализации (работ, услуг) собственного производства (РИП) 12 241 114 021 рублей; прочие доходы 1 668 766 377 рублей, в том числе выручка от реализации прочего имущества, прочих услуг 11 915 512 рублей и внереализационные доходы - 1 656 850 865 рублей, в том числе доходы в виде положительной курсовой разницы 1 344 291 722 рублей, доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций 117 737 858 рублей, доходы в виде процентов, полученных по договору займа, 66 431 166 рублей, доходы от сдачи имущества в аренду 39 356 294 рублей, доходы в виде стоимости излишков ТМЦ, выявленных в результате инвентаризации 12 368 562 рублей, прочие внереализационные доходы 76 334 879 рублей.
Таким образом, доля доходов Общества от реализации РИП в общей сумме доходов составляет 88% (12 241 114 021 рублей / 13 909 880 398 рублей * 100%) и не превышает 90%.
В соответствии с пунктом 1 статьи 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с настоящей главой, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и статьями 264.1, 268.1, 274, 275.1, 275.2, 278.1, 278.2, 280 и 304 НК РФ.
В силу пункта 2.1 статьи 283 НК РФ 2.1 в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 НК РФ (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные пунктами 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10 статьи 284 и пунктами 6 и 7 статьи 288.1 НК РФ), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 284.3 НК РФ налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта, указанный в подпункте 1 пункта 1 или пункте 2 статьи 25.9 НК РФ, при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с настоящей главой, без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ, вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, в уточненной налоговой декларации за 12 месяцев 2017 года отражена прибыль (строка 100 Листа 02) в размере 3 280 942 033 рублей, которая полностью уменьшена Обществом на сумму убытков прошлых лет, т.е. без учёта ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ.
Обществом за указанный налоговый период в первичной налоговой декларации и в уточненной налоговой декларации не применялись пониженные налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 284.3 НК РФ.
Согласно редакции п.1 ст. 284.3 НК РФ, действовавшей до 1 января 2018 года, налогоплательщик - участник регионального инвестиционного проекта, указанный в подпункте 1 пункта 1 или пункте 2 статьи 25.9 НК РФ, при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с настоящей главой, вправе применять к налоговой базе налоговые ставки в размерах и порядке, которые предусмотрены статьей 284.3 Кодекса.
Согласно пункту 1.5 статьи 284 НК РФ для организаций - участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3 Кодекса.
Этим же пунктом 1 статьи 284 НК РФ предусмотрено, что для организаций - участников РИП законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 07.11.2013 1231-3 №17-V «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» для организаций, признаваемых в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 25.9 НК РФ и соответствующими законами Республики Саха (Якутия) участниками РИП, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), устанавливается в следующих размерах:
1) в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, - в размере 0 %;
2) в течение следующих 5 налоговых периодов - в размере 10 %.
Согласно нормам статьи 284.3 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) налогоплательщик - участник РИП, указанный в подпункте 1 пункта 1 или пункте 2 статьи 25.9 НК РФ, вправе применять к налоговой базе пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 Кодекса.
Исходя из вышеизложенного, условие о доле дохода от РИП не менее 90 процентов всех доходов, в целях применения пониженной либо нулевой ставки налога на прибыль, нормами статьи 284 НК РФ установлено для налога, зачисляемого и в федеральный и в региональный бюджет.
Из материалов дела следует, что Инспекция по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за 2017 год пришла к выводу, что за 12 месяцев 2017 года Обществом не соблюдено условие, предусмотренное статьей 284.3 НК РФ, для применения налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0 процентов, как в федеральный, так и в региональный бюджет и при данных обстоятельствах Общество не вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, без учета ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ.
Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, без учета ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ, только при соблюдении условия, предусмотренного статьей 284.3 НК РФ.
Таким образом, разногласия заявителя и Инспекции касаются вопроса о возможности (невозможности) учета курсовой разницы при определении доли доходов от РИП с целью применения пониженной ставки, установленной для участников РИП нормами налогового законодательства.
Инспекция, ссылаясь на положения пунктов 1 статей 284.3 и 250 НК РФ, считает, что положительная курсовая разница является внереализационным доходом и в целях расчета процентной доли не подлежат учету в составе доходов от реализации товаров, произведенных в рамках РИП.
При первоначальном рассмотрении настоящего спора в арбитражном суде, суд, отказывая в удовлетворении требований Общества, исходил из того, что при определении доли доходов от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, с целью применения пониженной ставки, основания для исключения доходов в виде курсовой разницы из состава всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы, отсутствуют.
Между тем арбитражный суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, пришел к иным выводам.
Общие положения о требованиях, предъявляемых к региональным инвестиционным проектам, содержатся в статье 25.8 НК РФ.
В статье 25.9 НК РФ содержатся понятие налогоплательщика - участника РИП и условия, при которых организация может быть признана налогоплательщиком - участником РИП.
Согласно положениям пункта 1 статьи 284 НК РФ для организаций - участников РИП законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3.1 Кодекса.
Законом РС (Я) от 07.11.2013 в отношении организаций - участников РИП было установлено применение пониженной ставки налога на прибыль.
Согласно статье 284.3 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) налогоплательщик - участник РИП, указанный в подпункте 1 пункта 1 или пункте 2 статьи 25.9 НК РФ, вправе применять к налоговой базе пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 Кодекса.
Условия применения предусмотренной пунктом 1.5 статьи 284 НК РФ налоговой ставки определены в статье 284.3 НК РФ, и заключаются, в том числе в том, что пониженная ставка применяется участником РИП в течение десяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В рамках создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территории Дальнего Востока и Забайкалья с 01.01.2014 вступили в силу положения Закона N 267-ФЗ, направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации.
Введено понятие регионального инвестиционного проекта - это инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который должен удовлетворять соответствующим требованиям.
Из изложенного следует, что участник РИП не только ведет промышленно-производственную деятельность, но, прежде всего, осуществляет инвестиции и капитальные вложения, необходимые для ведения указанной деятельности.
Таким образом, для целей применения пониженной налоговой ставки участником РИП значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) с деятельностью налогоплательщика по производству товаров с использованием заемных средств (в том числе иностранных), включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в товары, производимые в результате реализации РИП, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность.
Иной подход может привести к невозможности применения пониженной налоговой ставки участником РИП на стадии осуществления инвестиций и к ограничению области применения пониженной ставки налога только прибылью от реализации товаров (работ, услуг), что не вытекает из положений пункта 1 статьи 284 НК РФ и не соответствует целям поощрения, государственной поддержки инвестиций.
Аналогичный правовой подход по применению общих положений пункта 1 статьи 284 НК РФ (в редакции до 01.01.2018), связанных с применением льготных ставок в особых экономических зонах, изложен в определении Верховного Суда РФ N 306-КГ17-9355, согласно которому для целей применения пониженной налоговой ставки значение имеет объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) от курсовой разницы с деятельностью налогоплательщика, обуславливающей применение льготной ставки, включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в объекты, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность.
Условия применения льготных ставок как от деятельности резидентов в особых экономических зонах, так и от реализации товаров, произведенных в рамках инвестиционного проекта участниками РИП, в части учета курсовой разницы при определения доли доходов, по существу идентичны (доходы от "льготируемой" деятельности должны составлять не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ).
Как установлено судом, что в проверяемый период доля доходов от реализации РИП в общей сумме доходов Общества составила 88 %, что менее 90 %, без учета курсовой разницы (1 344 291 722 рублей) доля доходов от РИП за 2017 год составляет 97,4 %.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Обществом условия для применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль, предусмотренные пунктом 1.5 статьи 284 НК РФ, выполнены в части того, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 Кодекса.
В части установления соответствия Общества для целей применения пониженной налоговой ставки как участника РИП условию, когда имеется объективная связь рассматриваемых доходов (расходов) от курсовой разницы с деятельностью налогоплательщика по производству товаров с использованием заемных средств (в том числе иностранных), включая те случаи, когда определенные доходы (расходы) имели место на стадии инвестирования в товары, производимые в результате реализации РИП, с использованием которых должна осуществляться указанная деятельность суд приходит к следующему.
Обществом при повторном рассмотрении настоящего дела представлены в материалы дела доказательства того, что денежные средства, поступившие на счета Общества в иностранной валюте, были направлены на оплату работ/услуг проектных объектов Эльгинского угольного комплекса, все кредитные соглашения заключены Обществом с целью реализации проекта «Освоение Северо-Западного участка Эльгинского каменноугольного месторождения в РС (Я)», все объекты капитального строительства, создаваемые/возводимые в процессе реализации Проекта с привлечением кредитных средств по кредитным соглашениям, задействованы в процессах по добыче и переработке угля и непосредственно связаны с реализацией товаров в рамках РИП.
Из материалов дела следует, что стадия инвестирования в объекты, связанные с производством и реализацией товаров в рамках РИП длилась с 2013 года и далее, включая период 2017 год. В 2017 году (в спорном налоговом периоде) в результате создания производственных объектов Общество производило и реализовало в рамках РИП угольную продукцию (товары РИП).
Для финансирования строительства между Обществом и Государственной компанией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» заключены Кредитные соглашения № 110100/1399 от 24.10.2013, № 110100/1401 и № 110100/1400 от 12.03.2014. Схема предоставления кредитных линий предусматривала определенную последовательность – для начала организации производственной деятельности первый транш кредитных средств Обществу предоставлялся по Кредитному соглашению № 110100/1399 в размере 150 000 000 долларов США, далее с целью рефинансирования задолженности по Кредитному соглашению № 110100/1399 и оплате процентов и комиссии по Кредитному соглашению № 110100/1400 предоставлялись кредитные средства по Кредитному соглашению № 110100/1401, далее планировалось получить основную сумму кредита в размере 2 085 000 000 долларов США по Кредитному соглашению № 110100/1400.
Все Кредитные соглашения заключены с целью реализации Проекта, так статьей 1 Кредитных соглашений под «Проектом» определены мероприятия по реализации проекта «Освоение Северо-Западного участка Эльгинского каменноугольного месторождения в Республике Саха (Якутия), включающие в себя создание и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: участок первоочередной отработки Эльгинского месторождения с обеспечением добычи угля открытым способом в объеме до 1 млн. т/г; 1 очереди разреза «Эльгинский» производственной мощностью по добыче 11,7 млн. т/г; 1 очереди строительства Эльгинского горно-обогатительного комбината производственной мощностью по переработке 9 млн. т/г; строительства железнодорожного пути к Эльгинскому месторождению протяженностью 321 км; сезонной обогатительной установки - установки по обогащению и переработке угля производственной мощностью 2,7 млн. т/г; производственной базы строительства; постоянного вахтового поселка для обеспечения проживания не менее 3000 человек; ремонтно-складского хозяйства (PCX); объектов производственного назначения; объекты общепроизводственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплексаи (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.
Все объекты капитального строительства, создаваемые/возводимые в процессе реализации Проекта с привлечением кредитных средств по Кредитным соглашениям, задействованы в производственных процессах по добыче и переработке угля и непосредственно связаны с реализацией Обществом товаров в рамках РИП.
Из условий п. 3.2 Кредитных соглашений следует, что предоставление кредитных средств является целевым, в указанном пункте Кредитных соглашений указан механизм проверки банком целевого использования средств.
Предоставление Заявителю очередного транша по кредиту производилось банком только по Заявке, к которой были приложены документы, подтверждающие целевую направленность запрашиваемых к получению денежных средств. Таким образом, Заявитель имел возможность использовать кредитные средства только по целевому назначению на реализацию Проекта, осуществляя капитальные (инвестиционные) вложения в производственные объекты, которые использовались для производства и реализации товаровв рамках РИП.
Из представленных обществом доказательств следует, что строительство основных производственных объектов осуществлялось по договору генерального подряда на строительство объектов Эльгинского угольного комплекса № 01/2010-ЭУК от 01.10.2010. Первоначально указанный договор генподряда заключался между генподрядчиком - АО «Металлургшахспецстрой» и заказчиком АО ХК «Якутуголь», 23.10.2013 по указанному договору генподряда произведена замена лиц в обязательстве, с указанной даты заказчиком по договору стало ООО «Эльгауголь», заключив соглашение о замене Заказчика по Договору Генерального подряда № 01/2010-ЭУК.
Проектирование объектов Эльгинского угольного комплекса производилось по Договору генерального подряда на выполнение проектных и изыскательских работ № ЭУК.00.01-17-10-ЯУ. Первоначально указанный договор заключался между подрядчиком - ООО «Мечел-Инжиниринг» и заказчиком - АО ХК «Якутуголь», 23.10.2013 аналогично договору генподряда на строительство объектов произведена замена лиц в обязательстве и заказчиком по договору выступило ООО «Эльгауголь».
В соответствии с требованиями действующего законодательства авторский надзор за строительством осуществлялся по договору на осуществление авторского надзора за строительством от 01.12.2013 № 284, заключенному между ООО «Эльгауголь» и автором проекта (исполнителем) ООО «Мечел-Инжиниринг».
В период строительства основных производственных объектов также осуществлялись геологоразведочные работы по доразведке и переоценке лицензионного участка с целью обеспечения основных объектов водоснабжением, геологоразведочные работы проводились по договору от 30.08.2013 № 265.
ООО «Эльгауголь» являлось заказчиком работ по проведению эксплуатационной разведки участка, на который получена лицензия на право пользования недрами с целью добычи угля. Работы выполнялись и принимались по договору от 29.04.2016 № 524, заключенному между ООО «Эльгауголь» и ООО «Мечел-Инжиниринг».
В период 2013 – 2015 годы закупка товаров, в том числе машин/механизмов для организации производственной деятельности Общества осуществлялась силами АО ХК «Якутуголь». Между ООО «Эльгауголь» и АО ХК «Якутуголь» 01.11.2013 был заключен агентский договор № 1, по условиям которого АО ХК «Якутуголь» в качестве агента заключало договоры поставки товаров, в том числе машин/механизмов необходимых для организации производственной деятельности ООО «Эльгауголь». Для организации производственного процесса и перевозки угля и угольной массы за счет кредитных средств были приобретены автомобили Белаз - 75131 в количестве 7 единиц по договору поставки № 2014/КБА-97, заключенному между ООО «КБА» и АО ХК «Якутуголь», действующему в качестве агента ООО «Эльгауголь», автомобили переданы ООО «Эльгауголь» по акту приема-передачи от 28.04.2014 без номера.
Обществом представлена в материалы дела информация о получении и расходовании заявителем кредитных средств в виде выписки из бухгалтерского учета - журнала проводок.
Общая сумма кредитных средств, предоставленных банком Обществу по Кредитным соглашениям за период с 2013 по 2014 годы составила 170 850 000 долларов США, что с учетом изменения курса валюты на дату перечисления денежных средств на счета Общества составило 6 011 289 156, 69 рублей.
Таким образом, по выпискам из бухгалтерского учета Общества (анализ счета, журнал проводок) следует, что кредитные средства банка в полном объеме использовались для проектирования/строительства объектов Эльгинского угольного комплекса, приобретения техники, перспективной разведки запасов, оплаты услуг технического сопровождения Проекта, осуществление надзора за строительством, услуги управления Проектом, т.е. все кредитные средства банка ВЭБ, учитывая их целевое назначение, использовались для реализации Проекта.
Из полученных Обществом кредитных средств произведена оплата, в том числе за выполнение работ/услуг, приобретение товаров по вышеуказанным договорам.
За период с 2013 по 2017 годы Общество осуществляло приемку работ/услуг/товаров в счет погашения ранее уплаченных средств, всего за указанный период по основным договорам было принято работ/услуг/товаров на сумму 1 584 260 025, 42 рублей, из них АО «МШСС» 1 050 503 436, 42 рублей, ООО «Мечел-Инжиниринг» 206 367 228, 90 рублей, АО ХК «Якутуголь» 327 389 360, 10 рублей.
Обществом в материалы дела представлены документы по приемке работ/услуг/товаров, в которых отражены объекты, на которых осуществлялось строительство, объекты по которым выполнялись проектно-изыскательские работы или осуществлялся авторский надзор за строительством.
Общая сумма полученного кредита составляет 6 011 289 156, 69 рублей, вся сумма кредита использовалась по целевому назначению - с целью создания объектов Эльгинского угольного комплекса. Сумма кредитных средств использованных Обществом непосредственно на создание объектов для производства товаров при реализации РИП составила 1 584 260 025, 42 рублей, что составляет 26,35474661 % от общей суммы полученных кредитных средств, 73,64525339 % - доля кредитных средств, использованных для строительства иных объектов, необходимых для реализации РИП (в частности, строительство железнодорожных объектов, без которых вывоз и реализация товаров, произведенных в рамках РИП, были бы невозможны).
Таким образом, в 2017 году (спорном налоговом периоде) общая сумма доходов в виде курсовых разниц по привлеченным кредитным средствам, полученным от ВЭБ, составила 1 266 838 175, 05 рублей, при расчете курсовых разниц, непосредственно связанных с РИП, учтена доля кредитных средств26, 35474661 %. С учетом указанной доли курсовые разницы, непосредственно связанные с производством товаров в рамках РИП, образованные в связи с получением кредита от ВЭБ составили 333 871 991, 03 рублей.
Согласно регистру раздельного учета по реализации РИП за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 доходы заявителя составили 13 909 880 398 рублей, в том числе: 12 241 114 021 рублей - выручка от продажи угольной продукции в результате реализации РИП (без НДС); 1 668 766 377 рублей - прочие доходы, из которых 1 344 291 722 рублей - доходы в виде положительных курсовых разниц, в том числе положительные курсовые разницы образованные за счет изменения курса валюты по привлеченному кредиту по Кредитным соглашениям - 333 871 991, 03 рублей, положительные курсовые разницы, образованные за счет пересчета стоимости отгруженной/реализованной готовой продукции по договорам поставки/контрактам, заключенным в иностранной валюте - 58 362 576, 60 рублей, положительные курсовые разницы от конвертации валюты - 9 288 869, 89 рублей, положительные курсовые разницы от аренды (финансового лизинга) основных средств, задействованных для реализации РИП - 3 920 447, 74 рублей.
Таким образом, непосредственно связанные с производством товаров в рамках РИП, курсовые разницы составляют 405 443 885, 26 рублей, при учете данных курсовых разниц в совокупности с выручкой от реализации товаров РИП общая сумма дохода от реализации РИП составила 12 646 557 906, 26 рублей.
В 2017 году выручка от реализации прочих видов деятельности составила 1 263 322 491, 74 рублей, в том числе: выручка от реализации прочих видов деятельности, в том числе НДС - 324 474 655 рублей, курсовые разницы по кредитам ВЭБ (оставшаяся часть курсовых разниц, связанных с созданием объектов дорог, подъездных путей, строительством объектов инфраструктуры 1-й очереди Эльгинского комплекса, которые также используются при реализации РИП) - 932 966 184, 02 рублей, прочие курсовые разницы - 5 881 652, 72 рублей.
Таким образом, доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, Общества за 2017 год с учетом только курсовых разниц. непосредственно связанных с РИП, составили 12 646 557 906, 26 рублей (90, 92 % от общей суммы доходов).
Прочие доходы за 2017 год, в том числе с учетом иных курсовых разниц, связанных с РИП, составили 1 263 322 491, 74 рублей (9, 08 от общей суммы доходов).
В п. 1 ст. 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено ограничение, согласно которому применение налоговых преференций в виде пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, предусмотренных для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов, возможно только при соблюдении ряда условий, в частности, доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, должны составлять не менее 90 процентов от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что производя расчет сумм дохода от основного вида деятельности по РИП с включением в сумму доходов только доходов в виде курсовых разниц, непосредственно связанных с РИП, установленное в п.1 ст. 284.3 НК РФ условие о доле доходов от деятельности РИП «не менее 90%» соблюдается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Общество имело право применять пониженную ставку налога (0 %) и использовать сумму убытка прошлых лет в размере 100 %, поскольку доля дохода от реализации товаров в рамках РИП составила более 90 % и Обществом в 2017 году выполнено условие п. 1 ст. 284.3 НК РФ, установленное для участников, реализующих региональные инвестиционные проекты, доводы Инспекции подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права и законные интересы Общества, заявленные требования Общества о признании недействительным решения подлежат удовлетворению полностью.
При обращении в суд Общество уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей и при обращении в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций в размере 1 500 рублей и 1 500 рублей, которые подлежат взысканию с Инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 20.11.2018 № 34 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Эльгауголь».
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Эльгауголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова