ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6113/16 от 09.01.2017 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

11 января 2017года

Дело № А58-6113/2016

Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2017.

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2017.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 07.11.2016 № 20.1-15-388 от 07.11.2016 № 20.1-15-388 к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2016 по делу № 9862А/622-16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа, с участием представителей: Общества – ФИО1 по доверенности от 07.04.2016 № 48, Учреждения – не явились, извещены, установил:

открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" – далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" – далее Учреждение, административный орган о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2016 по делу об административном правонарушении № 9862А/622-16, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что Общество было лишено возможности ознакомиться с содержанием протокола до начала рассмотрения административного дела и представить возражения, т.к. протокол был получен по истечении 17 дней после его составления, а также 13 дней после рассмотрения дела и вынесения оспариваемого постановления; протокол об административном правонарушении содержит описание 6 административных правонарушений, т.е. административный орган объединил данные нарушения в одно производство, но оспариваемым постановлением Обществу назначено шесть административных наказаний в виде шести штрафов в размере 400 000 рублей каждый, КоАП РФ не предусматривает возможность назначения нескольких одинаковых видов наказания (штрафов) одним постановлением; на момент составления протокола и вынесения оспариваемого постановления у административного органа отсутствовали доказательства по делу об административном правонарушении, а именно протоколы опроса военнослужащих были получены только 23.11.2016; имеются основания для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ – Общество занимается перевозками грузов водным транспортом, что носит сезонный характер, в настоящее время в связи с окончанием навигации поступления денежных средств отсутствуют, задолженность только ГУП «ЖКХ РС (Я)» перед Обществом составляет более 800 млн. рублей.

Административный орган не согласен с заявленными требованиями Общества по основаниям, изложенным в отзыве (том 1, л.д. 54 – 59), письменных пояснениях (том 2, л.д. 1 – 2).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Ленское объединенное речное пароходство» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.07.2002, имеет основной государственный регистрационный номер <***>.

Основным видом деятельности Общества является деятельность внутреннего водного грузового транспорта.

Свидетельством о праве собственности на судно MP - IV № 0005824 от 14.04.2014 подтверждается, что на основании данных, внесенных в государственный реестр под № 14-99-88 от 14.04.2014, самоходное наливное судно «Ленанефть - 2057» принадлежит на праве собственности Обществу согласно распоряжению № 1572-р от 17.06.1994 и распоряжению № 669 от 23.06.1994.

Из судовой роли от 21.08.2016 следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является капитаном судна «Ленанефть-2057».

19.08.2016 капитан судна «Ленанефть-2057» ФИО2, планируя выход на указанном судне из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) и последующий каботажный переход из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа, направил в Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району (г. Петропавловск-Камчатский) уведомление о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, отразив (в том числе) сведения о том, что капитаном судна «Ленанефть-2057» является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., судно имеет соответствующий позывной сигнал и собственника (судовладельца) ОАО «ЛОРП», 677000, Россия, Республика Саха (Якутия) <...>.

Однако, при составлении, формировании (заполнении) форменного бланка (уведомления о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном), капитан судна «Ленанефть-2057» ФИО2 не включил и не внес сведения в уведомление об: описании маршрута плавания судна (маршрут следования судна в район осуществления деятельности), географические координаты планируемого места пересечения Государственной границы Российской Федерации; наличии и работоспособности технических средств контроля местоположения судна и (или) других технических средств, которые позволяют контролировать местоположение судна, что исключило законные основания (право) на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

19.08.2016 в 16 часов 45 минут (время якутское) капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2, действуя в интересах юридического лица – Общества, управляя вышеназванным судном и следуя из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа (в том числе) морским путем по Восточно-Сибирскому морю, в указанную дату и время, в географических координатах 71 градус 16 минут 0 секунд северной широты и 152 градуса 28 минут 6 секунд восточной долготы, на судне - танкере «Ленанефть-2057» пересек Государственную границу Российской Федерации при выходе из территориального моря РФ в исключительную экономическую зону РФ, при этом в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации», сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте не передал; соответствующие записи в судовом журнале капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не произвел.

20.08.2016 в 06 часов 30 минут (время якутское) капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2, действуя в интересах юридического лица - ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», управляя вышеназванным судном и следуя из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа (в том числе) морским путем по Восточно-Сибирскому морю, в указанную дату и время, в географических координатах 71 градус 12 минут 08 секунд северной широты и 158 градусов 04 минуты 02 секунды восточной долготы, на судне - танкере «Ленанефть-2057» пересек Государственную границу Российской Федерации при выходе из исключительной экономической зоны РФ в территориальное море РФ, при этом в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации», сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте не передал; соответствующие записи в судовом журнале капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не произвел.

20.08.2016 в 09 часов 50 минут (время якутское) капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2, действуя в интересах юридического лица - ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», управляя вышеназванным судном и следуя из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа (в том числе) морским путем по Восточно-Сибирскому морю, в указанную дату и время, в географических координатах 71 градус 00 минут 09 секунд северной широты и 159 градусов 22 минуты 08 секунд восточной долготы, на судне - танкере «Ленанефть-2057» пересек Государственную границу Российской Федерации при выходе из исключительной экономической зоны РФ в территориальное море РФ, при этом в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации», сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте не передал; соответствующие записи в судовом журнале капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не произвел.

20.08.2016 в 11 часов 00 минут (время якутское) капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2, действуя в интересах юридического лица - ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», управляя вышеназванным судном и следуя из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа (в том числе) морским путем по Восточно-Сибирскому морю, в указанную дату и время, в географических координатах 70 градусов 54 минуты 05 секунд северной широты и 159 градусов 49 минут 0 секунд восточной долготы, на судне - танкере «Ленанефть-2057» пересек Государственную границу Российской Федерации при выходе из исключительной экономической зоны РФ в территориальное море РФ, при этом в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации», сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте не передал; соответствующие записи в судовом журнале капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не произвел.

20.08.2016 в 14 часов 00 минут (время якутское) капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2, действуя в интересах юридического лица - ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», управляя вышеназванным судном и следуя из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа (в том числе) морским путем по Восточно-Сибирскому морю, в указанную дату и время, в географических координатах 70 градусов 35 минут 07 секунд северной широты и 160 градусов 36 минут 05 секунд восточной долготы, на судне - танкере «Ленанефть-2057» пересек Государственную границу Российской Федерации при выходе из исключительной экономической зоны РФ в территориальное море РФ, при этом в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации», сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте не передал; соответствующие записи в судовом журнале капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не произвел.

20.08.2016 в 19 часов 50 минут (время якутское) капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2, действуя в интересах юридического лица - ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», управляя вышеназванным судном и следуя из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа (в том числе) морским путем по Восточно-Сибирскому морю, в указанную дату и время, в географических координатах 69 градусов 52 минуты 05 секунд северной широты и 161 градус 47 минут 0 секунд восточной долготы, на судне - танкере «Ленанефть-2057» пересек Государственную границу Российской Федерации при выходе из исключительной экономической зоны РФ в территориальное море РФ, при этом в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации», сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте не передал; соответствующие записи в судовом журнале капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не произвел.

07.10.2016 административным органом в адрес Общества направлено телеграфное уведомление о том, что 14.10.2016 в 17 часов 00 минут (время местное – Чукотский автономный округ) состоится составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества, в действиях которого усматривается признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ (6 фактов), имевших место с 19.08.2016 по 20.08.2016 со стороны капитана судна – танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 и 18.10.2016 в 17 часов 00 минут (время местное – Чукотский автономный округ) рассмотрение дела об административном правонарушении. Уведомление получено Обществом в тот же день 07.10.2016.

14.10.2016 государственным участковым инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 категории отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Анадыре Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району старшим прапорщиком ФИО3 в отсутствие законного (уполномоченного) представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, составлен протокол в отношении Общества за совершение 6 административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, а именно Общество 19.08.2016 и 20.08.2016 в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации» не переедало сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте; соответствующие записи в судовом журнале капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не произвел, в связи с чем Общество совершило 6 административных правонарушений, выразившихся в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ. Протокол направлен Обществу 17.10.2016 исх. № 21/705/100/26/9862А/622-16. Протокол получен Обществом 31.10.2016.

18.10.2016 временно исполняющий должность дознавателя группы дознания и административной практики Службы в г. Анадыре Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району старший прапорщик ФИО3, рассмотрев материалы административного дела № 9862А/622-16 в отношении Общества, в отсутствие законного (уполномоченного) представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, вынес постановление по делу об административном правонарушении № 9862А/622-16, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении 6 административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП России, и Обществу назначено наказание в виде административных штрафов в размере 400 000 рублей за каждое правонарушение, всего в размере 2 400 000 рублей. Постановление направлено Обществу 24.10.2016 исх. № 21/705/100/26/9862А/622-16. Постановление получено Обществом 02.11.2016.

Общество, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Изучив представленные материалы административного дела, выслушав доводы Общества и рассмотрев возражения административного органа, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Согласно материалам административного дела, оспариваемое постановление направлено в адрес Общества почтовой связью 24.10.2016 с сопроводительным письмом от 20.10.2016 № 21/705/100/26/9862А/622-16 и получено Обществом 02.11.2016. Согласно штампу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении Общество обратилось 11.11.2016, следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.

В соответствии со статьей 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со статьей 23.10 КоАП РФ пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в частности статьей 18.1 КоАП.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, его заместители;

2) руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, их заместители;

3) начальники управлений, их заместители;

4) начальники служб и отрядов, их заместители;

5) начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители;

6) старшие государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

7) начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители;

8) начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов;

9) государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

10) командиры пограничных кораблей (катеров), капитаны пограничных патрульных судов (катеров);

11) начальники пограничных застав, отделений, радиотехнических и пограничных постов, их заместители;

12) государственные участковые инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

13) начальники подразделений процессуальной деятельности, старшие дознаватели, дознаватели, старшие специалисты и специалисты по административному производству (часть 2 статьи 23.10).

Согласно пункту 9 раздела 3 «Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы административных правонарушениях», утвержденного приказом ФСБ России от 11.12.2013 № 747 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и о реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах федеральной службы безопасности», перечисленные должностные лица, в том числе дознаватель, а также государственный участковый инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.10, пункте 14 части 2 статьи 28.3, абзацах втором и третьем части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что протокол от 14.10.2016 в отношении Общества составлен государственным участковым инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 категории отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в г. Анадыре Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району старшим прапорщиком ФИО3, оспариваемое постановление вынесено временно исполняющим должность дознавателя группы дознания и административной практики Службы в г. Анадыре Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району старшим прапорщиком ФИО3

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и обжалуемое постановление вынесено должностными лицами в соответствии с полномочиями, предоставленными им КоАП РФ.

В соответствии с частями 4 и 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. При этом, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» закреплено, что протокол об административном правонарушении может быть составлен и в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

КоАП РФ регламентированы особенности рассмотрения дела об административном правонарушении.

Так, согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При этом, частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ регламентировано, что в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело.

Материалами дела подтверждается, что в адрес Общества административным органом было направлено телеграфное уведомление о том, что 14.10.2016 в 17 часов 00 минут (время местное – Чукотский автономный округ) состоится составление протокола об административном правонарушении в отношении Общества, в действиях которого усматривается признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ (6 фактов), имевших место с 19.08.2016 по 20.08.2016 со стороны капитана судна – танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 и 18.10.2016 в 17 часов 00 минут (время местное – Чукотский автономный округ) состоится рассмотрение дела об административном правонарушении, уведомление получено Обществом в тот же день 07.10.2016.

Между тем, ни на составление протокола, ни на рассмотрение дела об административных правонарушениях законный (уполномоченный) представитель Общества не явились, никаких ходатайств, в том числе об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в целях ознакомления с протоколом об административном правонарушении, Обществом не было заявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушений предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, права лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом соблюдены, доводы Общества в указанной части подлежат отклонению.

Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима Государственной границы.

Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе).

В соответствии со статьей 1 Закона о Государственной границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона о государственной границе законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, состоит из этого Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Исходя из положений статьи 7 Закона о Государственной границе, режим Государственной границы включает в себя, в том числе правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В силу частей 4, 21, 23 статьи 9 Закона о Государственной границе, российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с названным Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.

Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 № 863 утверждены Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - Правила № 863).

Пунктом 2 названных Правил № 863 установлено, что капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо не позднее, чем за 24 часа до выхода российского судна из порта, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган по месту нахождения указанного порта (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению.

Российское судно может осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации только в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.

Пунктом 4 Правил № 863 установлено, что заявитель в течение одного часа после направления уведомления в пограничный орган по телефонной связи проверяет получение пограничным органом уведомления.

Пунктом 6 Правил № 863 предусмотрено, что при изменении сведений, указанных в уведомлении, заявитель направляет новое уведомление в порядке, предусмотренном пунктами 2 - 4 настоящих Правил.

Выход российского судна из российского порта в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации осуществляется не раньше даты и времени, которые заявлены в уведомлении (пункт 7 Правил № 863).

Отклонение от плана перехода российского судна, прилагаемого к уведомлению, допускается только по согласованию с ближайшим пограничным органом (пункт 8 Правил № 863).

Как следует из пункта 10 Правил № 863 при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации капитан российского судна передает в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения государственной границы Российской Федерации, по радиосвязи, факсимильной связи или электронной почте информацию о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации. Соответствующая запись в судовом журнале производится капитаном или другим лицом командного состава российского судна.

Форменный бланк уведомления о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, являющийся приложением к Правилам № 863, предполагает предоставление определенных сведений в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган), в том числе сведений и информации включающей: описание маршрута плавания судна (маршрут следования судна в район осуществления деятельности), географические координаты планируемого места пересечения государственной границы Российской Федерации; наличие и работоспособность технических средств контроля местоположения судна и (или) других технических средств, которые позволяют контролировать местоположение судна.

Из материалов дела следует, что 19.08.2016 капитан судна «Ленанефть-2057» ФИО2, планируя выход на указанном судне из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) и последующий каботажный переход из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа, направил в Пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю (г. Петропавловск-Камчатский) уведомление о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, отразив (в том числе) сведения о том, что капитаном судна «Ленанефть-2057», является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., судно имеет соответствующий позывной сигнал и собственника (судовладельца) - ОАО «ЛОРП» 677000, Республика Саха (Якутия) <...> (том 1, л.д. 114).

Однако, при составлении, формировании (заполнении) форменного бланка (уведомления о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном), капитан судна «Ленанефть-2057» ФИО2 не включил и не внес в уведомление сведения об: описании маршрута плавания судна (маршрут следования судна в район осуществления деятельности), географические координаты планируемого места пересечения государственной границы Российской Федерации; наличии и работоспособности технических средств контроля местоположения судна и (или) других технических средств, которые позволяют контролировать местоположение судна, что исключило законные основания (право) на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что административным органом установлено, что при следовании из порта бар р. Индигирка Республики Саха (Якутия) в порт г. Певек Чаунского района Чукотского автономного округа (в том числе) морским путем по Восточно-Сибирскому морю, танкер «Ленанефть-2057» под руководством капитана ФИО2 19.08.2016 в 16 часов 45 минут (время якутское) в географических координатах 71 градус 16 минут 0 секунд северной широты и 152 градуса 28 минут 6 секунд восточной долготы; 20.08.2016 в 06 часов 30 минут (время якутское) в географических координатах 71 градус 12 минут 08 секунд северной широты и 158 градусов 04 минуты 02 секунды восточной долготы; 20.08.2016 в 09 часов 50 минут (время якутское) в географических координатах 71 градус 00 минут 09 секунд северной широты и 159 градусов 22 минуты 08 секунд восточной долготы; 20.08.2016 в 11 часов 00 минут (время якутское) в географических координатах 70 градусов 54 минуты 05 секунд северной широты и 159 градусов 49 минут 0 секунд восточной долготы; 20.08.2016 в 14 часов 00 минут (время якутское) в географических координатах 70 градусов 35 минут 07 секунд северной широты и 160 градусов 36 минут 05 секунд восточной долготы; 20.08.2016 в 19 часов 50 минут (время якутское) в географических координатах 69 градусов 52 минуты 05 секунд северной широты и 161 градус 47 минут 0 секунд восточной долготы пересек Государственную границу Российской Федерации при выходе из территориального моря РФ в исключительную экономическую зону РФ, при этом в нарушение п. 10 «Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации», сведения о российском судне, времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации при фактическом ее пересечении в пограничный орган (подразделение пограничного органа) по месту пересечения Государственной границы Российской Федерации, посредством радиосвязи, факсимильной или электронной почте капитан судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО2 не передал; соответствующие записи в судовом журнале не произвел.

Таким образом, суд полагает, что отмеченные нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, свидетельствуют о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Факт нарушения Обществом правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, в полном объеме подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: уведомлением от 19.08.2016 о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (том 1, л.д. 114 – 115); судовым журналом (том 1, л.д. 118 – 124); рапортами от 22.08.2016 старшего прапорщика ФИО4 (том 1, л.д. 131 – 136); объяснениями от 17.10.2016 ФИО5, ФИО6, ФИО4 (том 1, л.д. 125 – 130); выпиской о координатах (месте), дате и времени пересечения Государственной границы Российской Федерации, составленной старшим помощником капитана судна - танкера «Ленанефть-2057» ФИО7; письмом Пограничного управления по Восточному арктическому району от 12.10.2016 (том 1, л.д. 139); протоколом об административном правонарушении от 14.10.2016 (том 1, л.д. 69 – 80).

Оценив вышеуказанные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что ими достоверно подтверждается факт нарушения Обществом Правил пересечения Государственной границы Российской Федерации. Доводы Общества в указанной части, о том, что на момент составления протокола и вынесения оспариваемого постановления у административного органа отсутствовали доказательства по делу об административном правонарушении, а именно протоколы опроса военнослужащих были получены только 23.11.2016, подлежат отклонению.

Таким образом, суд признает, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, материалами дела доказана.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Общество не приняло всех зависящих от него мер к не нарушению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Доказательств того, что совершение административного правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами или другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, в ходе расследования дела административным органом, заявителем не представлено.

С учетом изложенного, суд исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Общества по ч. 1 статье 18.1 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.

Довод Общества о том, что является неправомерным составление одного протокола об административном правонарушении и вынесение одного постановления по делу об административном правонарушении, при наличии шести фактов совершения административных правонарушений, подлежит отклонению судом.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

При этом, необходимо учесть, что в КоАП РФ не содержится запретов на составление одного протокола об административном правонарушении по нескольким фактам совершенных административных правонарушений.

Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, само по себе не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.

Учитывая, что Общество совершило 6 (шесть) однородных административных правонарушения и с разницей в незначительные временные промежутки, протокол об административном правонарушении составлен по 6 (шести) фактам совершения административных правонарушений, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

В последующем по делу об административном правонарушении № 9862/622-16 в отношении Общества принято процессуальное решение в виде постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа за каждое совершенное административное правонарушение, в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку Общество совершило несколько самостоятельных административных правонарушений. В связи с чем суд считает, что положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в данном случае применению не подлежат.

Суд с учетом фактических обстоятельств не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, указанные обстоятельства суд не усматривает, поскольку допущенное нарушение представляет существенную угрозу общественным отношениям в сфере обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушен.

Размер санкции, предусмотренный частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен административным органом в минимальном размере – в размере 400 000 рублей за каждое административное правонарушение (6 административных правонарушений), всего размер штрафа составил 2 400 000 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Наказание Обществу назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, при назначении наказания административным органом не учтены сезонный характер деятельности Общества, связанной с перевозками грузов водным транспортом, отсутствие поступления денежных средств в связи с окончанием навигации, финансовое состояние Общества, а именно задолженность перед Обществом только ГУП «ЖКХ РС (Я)» по итогам навигации составляет более 800 млн. рублей.

По мнению суда, данные обстоятельства являются исключительными, позволяющими снизить назначенный штраф в два раза (до 1 200 000 рублей) и изменить оспариваемое постановление.

В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным и изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания, об удовлетворении требования заявителя частично.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

признать незаконным и изменить постановление Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному Арктическому району" от 18.10.2016 по делу об административном правонарушении № 9862А/622-16, совершенном открытым акционерным обществом "Ленское объединенное речное пароходство", предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 2 400 000 рублей.

Назначить открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 1 200 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья А.Н. Устинова