Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-611/2012
28.03.2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2012 года
Полный текст решения изготовлен 28.03.2012 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГОРСВЕТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 17.01.2012 без номера к Нерюнгринской районной администрации в лице Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО «Нерюнгринский район» о признании незаконным решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО «Нерюнгринский район», оформленное в виде протокола № 8 от 01.01.2012,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго»,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Администрации Городского поселения «Город Нерюнгри», Открытого акционерного общества «Нерюнгринские районные электрические сети»,
с объявлением перерыва в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 15.03.2012 до 14 час. 30 мин. 22.03.2012, о чем размещено публичное объявление на официальном сайте суда в сети Интернет,
при участии в судебном заседании представителей, лиц, участвующих в деле:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 16.01.2012 без номера,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 12.03.2012 № 1/510, ФИО3 – по доверенности от 12.03.2012 № 1/509,
от третьего лица – ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» - ФИО1 – генеральный директор, по паспорту,
от третьего лица – Администрации Городского поселения «Город Нерюнгри» - ФИО4 по доверенности от 30.05.2011 № 1086,
от третьего лица – ОАО «АК «Якутскэнерго» - ФИО5 – по доверенности от 14.11.2011 № 1017.
Общество с ограниченной ответственностью «ГОРСВЕТ» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Нерюнгринской районной администрации в лице Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО «Нерюнгринский район» о признании незаконным решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО «Нерюнгринский район», оформленного в виде протокола № 8 от 01.01.2012.
Требования заявителя основаны на следующем.
По мнению заявителя, отключение электроэнергии в связи с отсутствием договорных отношений между заявителем, ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети», Городским поселением «Город Нерюнгри», ОАО АК «Якутскэнерго» не относится к аварии, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, следовательно, не является чрезвычайной ситуацией. В связи с чем, отсутствуют правовые основания рассматривать оспариваемое решение, в части обязания обществ обеспечить энергоснабжение определенного объекта, обязания заключить определенные соглашения и на определенный срок, как мероприятие, проводимое в целях предупреждения чрезвычайной ситуации.
О предстоящем отключении электроэнергии на объект инженерные сети наружного освещения г. Нерюнгри ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» направило письмо от 29.12.2011 г. в адрес как МО «Нерюнгринский район», так и в адрес прокуратуры, администрации города Нерюнгри и др. инстанции. Таким образом, о предстоящем отключении электроэнергии заранее были поставлены в известность органы власти и само МО «Нерюнгринский район».
Составляющим признаком понятия аварии как вида чрезвычайной ситуации является внезапность и неизвестность ее наступления. В данном случае указанный признак отсутствует, так же как отсутствует и сама чрезвычайная ситуация, в связи с чем, довод комиссии о том, что оспариваемое решение направлено на предотвращение чрезвычайной ситуации и угрозы здоровью и нормальной жизнедеятельности людей, является несостоятельным.
Заявитель считает, что при отсутствии чрезвычайной ситуации комиссия не имеет права обязывать коммерческую организацию совершать какие-либо действия в отсутствие договорных отношений с контрагентом, в связи с чем оспариваемое решение принято комиссией за рамками установленных полномочий.
Довод о том, что решение комиссии заявитель исполнил добровольно, тем самым, согласившись с принятым решением, не соответствует действительности, т.к. на самом решении, а также в п. 9 Положения указано, что решения комиссии обязательны к исполнению. В связи с чем общество обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением о признании его незаконным, т.е. действуя добросовестно, неся при этом убытки.
При этом, в гражданско-правовых отношениях по энергоснабжению хозяйствующие субъекты обязаны руководствоваться нормами действующего законодательства. Отключение электроэнергии произведено электросетевой компанией в связи с отсутствием абонента, присоединенного к электрическим сетям. А абонент (ООО ГОРСВЕТ) не имеет желания присоединения к электрическим сетям, в виду отсутствия у него необходимости в электрической энергии.
В связи с тем, что предпосылок для возникновения чрезвычайной ситуации не было, так же как не было и самой чрезвычайной ситуации, правовые основания для принятия оспариваемого решения в отношении общества в рамках публичных правоотношений отсутствуют.
Заявитель считает, что Комиссия не представила надлежащих доказательств в подтверждение наличия полномочий на принятие оспариваемого решения в части обязания общества обеспечить энергоснабжение уличного освещения г. Нерюнгри, на период до 31.03.2012 г. включительно; Администрацию ГП «Город Нерюнгри», ОАО «НРЭС», заявителя в первом квартале 2012 г. заключить соглашение на обеспечение энергоснабжения наружного освещения ГП «Город Нерюнгри»; Нерюнгринскую городскую администрацию ежемесячно производить расчеты согласно фактическому объему потребленной электроэнергии по наружному освещению согласно тарифам, утвержденным РЭК на 2012 год, так же как не доказала, что оспариваемое решение принято в рамках мероприятий по предотвращению чрезвычайной ситуации.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация Городского поселения «Город Нерюнгри», Открытое акционерное общество «Нерюнгринские районные электрические сети».
Нерюнгринская районная администрация представила отзыв от 01.02.2012 № 1-01-29/219, просит в удовлетворении заявления отказать.
Городская администрация Городского поселения «Город Нерюнгри» представила отзыв от 16.02.2012 № 320, просит отказать в удовлетворении заявления.
В указанном отзыве городская администрация указывает на то, что
- полное отключение уличного освещения привело к отключению всех перекрестков на территории города, что создало угрозу безопасности дорожного движения и могло повлечь тяжкие последствия в виде причинения ущерба здоровью и жизни людей, а неконтролируемое отключение всех перекрестков, при отсутствии регулирования дорожного движения, могло повлечь тяжкие последствия для пешеходов и водителей;
- при выключенном уличном освещении повышается риск дорожно-транспортных происшествий, а именно наезд на пешеходов, переходящих проезжую часть, наезд на дорожные ограждения и прочее дорожное оборудование, столкновение с припаркованными транспортными средствами и с уборочной техникой;
- в новогодние праздники повышается пожароопасная обстановка на территории городского поселения, особенно 1 января, в связи с использованием хлопушек, петард, фейерверков, гирлянд, массовыми гуляниями, что при выключенном уличном освещении, в случае возникновения пожаров, существенно затруднило бы нахождение пожарными расчетами номеров домов. А также гидрантов для подключения пожарных машин и могло повлечь тяжкие последствия в виде причинения ущерба имуществу, здоровью и жизни людей;
- при выключенном уличном освещении, в случае возникновения пожаров, существенно затрудняется нахождение пожарными расчетами номеров домов, гидрантов для подключения пожарных машин;
- при выключенном уличном освещении, ухудшается криминальная обстановка на улицах городского поселения, а именно: увеличивается количество противоправных действий по отношению к гражданам, повышается риск разбойных нападений и грабежей: увеличивается количество повреждений элементов благоустройства, растет вандализм и порча городского имущества. И поскольку, имеющиеся камеры видеонаблюдения не эффективны при отсутствии искусственного освещения, то и оперативно отреагировать и задержать преступников не представляется возможным.
ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» представило отзыв от 20.03.2012 о том, что основной целью деятельности ООО «Горсвет» и ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» является получение прибыли. Обеспечение энергоснабжения наружного освещения города Нерюнгри в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, договора о технологическом присоединении к электрическим сетям электросетевой компании, а также в отсутствие заказа со стороны Городского поселения «Город Нерюнгри» данной услуги, для ООО «Горсвет» и ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» является убыточным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечено Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго».
ОАО АК «Якутскэнерго» представила пояснения от 21.03.2012, ссылаясь на ст.539 ГК РФ и п.6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.08.20006 № 530 с последующими изменениями, ОАО АК «Якутскэнерго» поясняет о том, что Администрация Городского поселения «Город Нерюнгри» не имеет в своей собственности или на другом законном основании энергопринимающих устройств либо энергетических сетей, присоединенных непосредственно либо опосредовано к сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика – ОАО АК «Якутскэнерго»), так как собственником имущества – инженерных сетей наружного освещения электросетевого комплекса города Нерюнгри является ООО «Горсвет», у Администрации Городского поселения «Город Нерюнгри» не имеются на праве собственности либо на ином законном основании приборы учета электрической энергии на уличное освещение, но и физически они отсутствуют в наличии. При таких обстоятельствах, Администрация Городского поселения «Город Нерюнгри» как абонент по договору энергоснабжения не только не способна соблюдать предусмотренный договором режим потребления электроэнергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в своем ведении электрических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, но и не способна принимать электрическую энергию. В сложившихся обстоятельствах, между абонентом – Администрацией Городского поселения «Город Нерюнгри» и гарантирующим поставщиком – ОАО АК «Якутскэнерго», как энергоснабжающей организацией, заключен быть не может. У ООО «Горсвет» отсутствует обязанность по заключению договора энергоснабжения с ОАО АК «Якутскэнерго» при отсутствии договорных отношений с городской администрацией Городского поселения «Город Нерюнгри» в части снабжения электрической энергией.
Представитель городской администрации Городского поселения «Город Нерюнгри», представив в судебном заседании решение Нерюнгринского городского суда по делу № 2-102-12 от 16.01.2012, просит отложить рассмотрение дела до рассмотрения апелляционной жалобы на указанное решение.
Судом в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела отказано в связи с необоснованностью.
Из материалов дела установлено.
Согласно актам рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления государственной приемной комиссии от 19.03.1990, 18.03.1991, 14.05.1991, 24.06.1991 были сданы в эксплуатацию сети наружного освещения, наличие аварийной брони в отношении данного объекта проектом не предусмотрено.
Заявитель владеет на праве собственности инженерными сооружениями «Инженерные сети наружного освещения электросетевого комплекса г. Нерюнгри» согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии 14 АА № 763758 от 03.06.2011.
27.10.2011 заявитель направил в Городскую администрацию «Город Нерюнгри» письмо с предложением заключить договор на оказание услуг по уличному освещению на 2012 год.
28.10.2011 ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» уведомило городскую администрацию городского поселения «Город Нерюнгри» о продаже имущественного комплекса – инженерные сети наружного освещения заявителю и сообщило, что продление соглашения о возмещении расходов на оплату электрической энергии на 2012 год невозможно.
03.11.2011 в адрес Главы МО «Нерюнгринский район» заявитель направил письмо, в котором сообщило о бездействии городской администрации Городского поселения «Город Нерюнгри» по заключению договора на оказание услуг по уличному освещению на 2012 год.
В указанном письме заявитель сообщил о том, что с 01.01.2012 складывается негативная ситуация по освещению г. Нерюнгри, поскольку договор энергоснабжения, заключенный между ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» истекает 31.12.2011 года, а со стороны Городского поселения «Город Нерюнгри» до сих пор отсутствует заказ на уличное освещение.
15.11.2011 заявитель обратился в адрес Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) с письмом о бездействии Городского поселения «Город Нерюнгри» и сообщил о том, что с 01.01.212 года складывается негативная ситуация по освещению г. Нерюнгри, поскольку договор энергоснабжения, заключенный с ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети», истекает 31.12.2011 года, со стороны Городского поселения «Город Нерюнгри» до сих пор отсутствует заказ на уличное освещение.
Письмом от 17.11.2011 № 3-02-11/19 Нерюнгринская районная администрация сообщила заявителю о том, что обеспокоена сложившийся ситуацией, в связи с чем обратилась в прокуратуру г. Нерюнгри.
23.11.2011 исх. № 04-01ПМ-3905 Государственный комитет по ценовой политике – Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) направила письмо главе Городского поселения «Город Нерюнгри».
В указанном письме разъяснено следующее.
Поскольку услуга освещения улиц необходима для решения вопроса местного значения, следовательно, потребности в этой услуге, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов, являются муниципальными нуждами. Заключение муниципального контракта на оказание услуг для муниципальных нужд возможно только в соответствии с Законом о размещении заказов. Цена услуг в таком договоре определяется соглашением сторон и не является регулируемой.
12.12.2011 исх. № 001-3475 Энергосбыт ОАО АК «Якутскэнерго» направило письмо главе Городского поселения «Город Нерюнгри» (копии направлены и.о. Главы районной администрации и прокурору г.Нерюнгри) с предложением пролонгировать договорные отношения с ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» на 2012 год по прежней схеме, мотивируя тем, что инженерные сети наружного освещения не принадлежат на законных основаниях городской администрации.
25.12.2011 заявитель направил письмо в адрес ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» с просьбой произвести отключение объекта «Инженерные сети наружного освещения электросетевого комплекса города Нерюнгри» от электрических сетей ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» с 01.01.2012 00 часов 00 минут.
28.12.2011 на обращение №А18-М-2743-25.11.11 заявителем получен ответ № 2274-А8 от Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), в котором рекомендовано продолжить работу с органами местного самоуправления МО «Город Нерюнгри».
Городское поселение «Город Нерюнгри» не заключило договор на уличное освещение на 2012 год.
29.12.2011 исх. № 01/610 ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» уведомило МО «Нерюнгринский район», Городское поселение «Город Нерюнгри», «Ростехнадзор», Прокуратуру г. Нерюнгри, Отделение МЧС по Нерюнгринскому району, ОАО АК «Якутскэнерго» о том, что на 29.12.2011 отсутствует абонент, присоединенный к электрическим сетям по разделам границ ответственности, а заключенное соглашение о возмещении расходов на уличное освещение г. Нерюнгри на 2011 год, заключенное между ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» и Городское поселение «Город Нерюнгри» истекает 31.12.2011 г. в 24 часа 00 минут.
ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» указало на то, что 01.01.2012 после 08 часов 00 минут будет произведено отключение объекта: инженерные сети наружного освещения г. Нерюнгри от электрических сетей ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети».
В указанное время объект инженерные сети наружного освещения г. Нерюнгри был отключен от электрических сетей ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети».
29.12.2011 исх.№ 2422 ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» направило письмо главе городского поселения «Город Нерюнгри» (копии письма – Главе районной администрации и прокурору г.Нерюнгри) следующего содержания.
Организации, имеющие возможность решить вопрос договорных отношений путем переговоров, предложений, либо в судебном порядке, решают их путем предъявления ультиматумов, последствия которых могут быть непредсказуемыми, вплоть до нарушения прав человека или возникновения чрезвычайных ситуаций, Нерюнгринское отделение Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго» снимает с себя ответственность за наступление неблагоприятных последствий в связи с отсутствием договора на энергоснабжение на уличное освещение города на 2012 год.
30.12.2011 от начальника отдела ОДТХиБ главе Городского поселения «Город Нерюнгри» поступила служебная записка о том, что офис заявителя дважды был закрыт, о чем комиссионно составлен акт от 30.12.2011.
31.12.2012 ОАО «Нерюнринские районные электрические сети» и ОАО АК «Якутскэнерго» составлен акт с реестром снятия контрольных показаний по уличному освещению на 31.12.2011 о том, что на основании заявки вх.№ 2844 от 01.11.2011 в связи с исключением из договора на энергоснабжение произведено отключение электроустановок уличного освещения ОАО «Нерюнгринские электрические сети» в точке поставки силами оперативного персонала ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети». Приборы учета забракованы и выведены из коммерческого режима. РБ-0,4 кВ опломбированы пломбами НОЭ ЭС-172.
01.01.2012 между заявителем, ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети», ОАО «АК «Якутскэнерго» заключено соглашение № 01/12 о возмещении расходов, связанных с бездоговорным потреблением электроэнергии на энергоснабжение уличного освещения города Нерюнгри во исполнение решения Комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности МО «Нерюнгринский район».
01.01.2012 ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» и заявитель составили акт о том, что на основании протокола № 8 от 01.01.2012 произведено бездоговорное подключение электроустановок уличного освещения города Нерюнгри персоналом заявителя с указанием улиц.
11.01.2012 заявитель возвратил главе администрации Городского поселения «Город Нерюнгри» соглашение о возмещении расходов на энергоснабжение уличного освещения без подписания (л.д.93).
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности приняла оспариваемое решение, которым обязала ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети», ООО «ГОРСВЕТ» обеспечить энергоснабжение наружного освещения ГП «Город Нерюнгри» на период до 31.03.2012 г. включительно; Администрации ГП «Город Нерюнгри», ОАО «НРЭС», ООО «ГОРСВЕТ» в первом квартале 2012 г. заключить соглашение на обеспечение энергоснабжения наружного освещения ГП «Город Нерюнгри»; Нерюнгринской городской администрации ежемесячно производить расчеты согласно фактическому объему потребленной электроэнергии по наружному освещению согласно тарифам, утвержденным РЭК на 2012 год.
Нерюнгринский городской суд принял решение по делу № 2-102-12-0 от 16.01.2012 об отказе в удовлетворении заявления прокурора города Нерюнгри о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления администрации городского поселения «Город Нерюнгри» в части незаключения договора на оказание услуг по освещению улиц города Нерюнгри» и обязании администрации городского поселения «Город Нерюнгри» заключить договор на 2012 год договор на оказание услуг по освещению улиц города Нерюнгри с ООО «Горсвет».
07.03.2012 исх. № 448-04 ФГКУ «4 ОФПС по РС (Я)» ответил главе Муниципального образования «Нерюнгринский район» о том, что в случае отключения наружного освещения городских (сельских) поселений, складываются условия, затрудняющие действия по тушению пожаров (загораний), что в свою очередь напрямую негативно влияет на безопасность жизнедеятельности населения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд проверяет оспариваемый акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в случае, если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.
Распоряжением МО «Нерюнгринский район» от 12.05.2008 г. № 296р «О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Нерюнгринский район» образована комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Пунктом 1 указанного постановления утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 Положения, Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий государственных и иных предприятий, организаций и учреждений (объектов экономики) в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.
Одной из основных задач комиссии является обеспечение согласованности действий комиссий по ЧС и ОПБ поселений и объектов экономики при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 4.6. Положения, комиссия с целью выполнения возложенных не нее задач принимает решения, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Нерюнгринского района.
Согласно пункту 9 Положения, решения комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории района.
Из содержания оспариваемого решения следует, что комиссия обязала заявителя, ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети» обеспечить энергоснабжение наружного освещения Городского поселения «Город Нерюнгри» на период до 31.03.2012 включительно; Администрацию Городского поселения «Город Нерюнгри», ОАО «Нерюнгринские районные электрические сети», заявителя в первом квартале 2012 г. заключить соглашение на обеспечение энергоснабжения наружного освещения ГП «Город Нерюнгри»; Нерюнгринскую городскую администрацию ежемесячно производить расчеты согласно фактическому объему потребленной электроэнергии по наружному освещению согласно тарифам, утвержденным РЭК на 2012 год, в целях недопущения развития предпосылки к чрезвычайной ситуации.
В обоснование правомерности принятого решения комиссией указан доклад и обсуждение вопроса повестки Комиссией по ЧС и ОПБ в связи с большой социальной значимостью отключения энергоснабжения уличного освещения в Городском поселении «Город Нерюнгри».
В статье 1 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» раскрыты понятия чрезвычайной ситуации и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 Гражданского кодекса РФ).
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пунктам 62, 64 Правил № 530, договор энергоснабжения заключается в письменной форме, за исключением случаев заключения договора с гражданином-потребителем.
Согласно абзацу 18 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" двусторонний договор купли-продажи электрической энергии должен соответствовать правилам оптового рынка и основным положениям функционирования розничных рынков.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Основной целью деятельности общества является получение прибыли. Обеспечение энергоснабжения наружного освещения г. Нерюнгри, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения, договора о технологическом присоединении к электрическим сетям электросетевой компании, а также в отсутствие заказа со стороны ГП «Город Нерюнгри» данной услуги, для заявителя является убыточным. Принятие решения об обязании обеспечения энергоснабжения наружного освещения г. Нерюнгри, по мнению заявителя, в данном случае является ограничением права хозяйствующего субъекта на самостоятельное решение вопросов в гражданско-правовых отношениях по поставке электроэнергии и по использованию его имущества.
Суд приходит к выводу о том, что комиссия вышла за рамки своих полномочий и не представила доказательств наличия полномочий на принятие оспариваемого решения в части обязания обществ обеспечить электроснабжение наружного освещения, обязания заключить соглашение на энергоснабжение. В п.3 решения комиссия определила лицо, которое должно производить расчеты за электроэнергию, которая никем не заказана. Также районная администрация не доказала, что оспариваемое решение принято в целях предотвращения чрезвычайной ситуации, поскольку отсутствовала сама чрезвычайная ситуация.
Довод районной администрации о том, что решение было принято в целях предотвращения чрезвычайной ситуации не может быть принят судом во внимание, так как спорные правоотношения в области электроэнергетики регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии", Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее Правила № 530).
На основании изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению с отнесением расходов по уплате государственной пошлины на Нерюнгринскую районную администрацию.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования заявителя удовлетворить полностью.
Проверив на соответствие Федеральному закону № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признать недействительным решение Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО «Нерюнгринский район», оформленное в виде протокола № 8 от 01.01.2012.
Нерюнгринской районной администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ГОРСВЕТ».
Взыскать с Нерюнгринской районной администрации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ГОРСВЕТ» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «ГОРСВЕТ» справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Р.И. Эверстова