ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6131/10 от 19.11.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-6131/10

19 ноября 2010 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Столбова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Саха (Якутия) (налоговый орган  ) к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Токуминская начальная общеобразовательная школа» муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ответчик  ) о взыскании 31.098,72 руб. недоимки и пени по единому социальному налогу, при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Мохначевской Н.В., без использования средств аудиозаписи,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, налоговый орган и ответчик не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания согласно уведомлениям №17390, №17389 о вручении 11.11.10 налоговому органу и 13.11.10 ответчику заказных писем с копиями определения суда от 25.10.10.

Налоговый орган просит взыскать с ответчика 31.098,72 руб. недоимки и пени по единому социальному налогу, в том числе: 15.358 руб. единого социального налога и 15.740,72 руб. пени по единому социальному налогу (заявление поступило в суд 26.08.10).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Токуминская начальная общеобразовательная школа» муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) является юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве 06.02.03, присвоен основной государственный регистрационный номер 1031400386808 (л.д.96).

Ответчик отзыв на заявление не представил.

Согласно налоговой декларации по единому социальному налогу за 2009 год ответчику подлежит уплате108.250 руб. единого социального налога, из них: 54.125 руб. налога, зачисляемого в федеральный бюджет, 26.160 руб. налога, зачисляемого в фонд социального страхования, 9.923 руб. налога, зачисляемого в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 18.042 руб. налога, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (л.д.54-60).

Требованием об уплате налога от 08.04.10 №1110 налоговый орган предложил ответчику уплатить 15.358 руб. единого социального налога, зачисляемого: в федеральный бюджет по срокам 16.11.09, 15.12.09, 15.01.10 соответственно 5.207 руб., 5.946 руб., 4.205 руб. и пени в размере 15.470,72 руб. - до 18.04.10 (л.д.5). Указанное требование получено ответчиком 17.05.10, что подтверждается уведомлением №67850025005901 (л.д.6).

Доказательства исполнения указанного требования налогового органа ответчик суду не представил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- в ред. до 01.01.10) ответчик является плательщиком единого социального налога.

Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанной статьи Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что решение в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации не принималось, следовательно, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Следовательно, требование налогового органа о взыскании 15.358 руб. недоимки по единому социальному налогу следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 28 февраля 2001 года №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что требование об уплате пени должно содержать сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени (установленный законодательством срок уплаты налога), и ставке пени.

В соответствии с представленным требованием №1110 предложено уплатить пени, начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 15.740,72 руб.

Налоговым органом также представлено подтверждение пени от 18.08.10, из которого следует, что взыскиваемые суммы пени в размере 15.729,47 руб. за период с 16.11.07 по 31.03.10. При этом, указанные в подтверждении пени суммы недоимки, на которую фактически начислены пени, не отражены в соответствующем столбце таблицы (недоимка) требования.

Из представленного требования по состоянию на 08.04.10 не следует, что вышеуказанное подтверждение пени от 18.08.10 является приложением к требованию и/или было направлено ответчику одновременно с требованием.

Представленное налоговым органом подтверждение пени, начисленной с 16.11.07 по 31.03.10 в размере 15.934,65 руб., имеющей отметку об ознакомлении 12.11.10 ответчиком с указанным расчетом, не может являться доказательством ознакомления с расчетом одновременно с предъявленным требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Таким образом, требование №1110 в части предложения уплатить пени в сумме 15.740,72 руб. не соответствует требованиям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит сведений о фактической сумме недоимки, на которую начислены пени, периода начисления пени, не указана ставка пени, то есть отсутствуют сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

Исходя из положений статьи 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пени следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Пропуск налоговым органом установленного срока взыскания задолженности по налогам в бесспорном порядке исключает возможность взыскания в таком порядке соответствующих пеней.

Непредставление налоговым органом сведений о своевременном взыскании недоимки, на которую начислены пени не позволяет суду проверить правомерность начисления пени.

Суд приходит к выводу о том, что налоговым органом также не доказана обоснованность начисления пени своевременным взысканием недоимки по налогу.

Также суд считает необходимым отметить, что проверка соблюдения налоговым органом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки, при этом, согласно вышеуказанному подтверждению пени начислены за период, находящегося за пределами сроков принудительного взыскания, учитывая дату обращения в суд.

При таких обстоятельствах, заявленное требование налогового органа следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению в части недоимки по единому социальному налогу в размере 15.358 руб., в остальной части следует отказать.

В соответствии со статьями 103, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 103, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь пунктом статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения "Токуминская начальная общеобразовательная школа" муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (678500, Республика Саха (Якутия), Верхоянский улус, село Токума, зарегистрированного в качестве юридического лица 06.02.03, основной государственный регистрационный номер 1031400386808, в доход государства с зачислением в соответствующий бюджет 15.358 руб. единого социального налога; в доход федерального бюджета 980 руб. государственной пошлины.

В остальной части отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано.

Судья В.В. Столбов