ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-613/16 от 04.04.2016 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

11 апреля 2016 года                                                                             Дело № А58-613/2016

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-2008" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 10.02.2016

к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 02.02.2016 по делу  № 28,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-2008" (далее – заявитель), «Общество» обратилось с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.02.2016 № 28 по делу об административном правонарушении,

Судом установлены следующие обстоятельства.

13.03.2015 Общество заключило трудовой договор с гражданином Республики Таджикистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на должность начальника отдела кадров.

20.11.2015 Общество обратилось в Управление, представив заполненное установленной формы уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином Республики ФИО1, указав дату расторжения договора 07.11.2015.

Установив из содержания указанного уведомления от 20.11.2015 факт нарушения трехдневного срока уведомления о прекращении трудового контракта на основании Распоряжения Врио начальника УФМС России по Республике Саха (Якутия) от 21.12.2015 в отношении Общества была проведена внеплановая документарная проверка по результатам которой был составлен акт № 703 от 21.01.2016.

Из содержания данного акта проверки Управление сделало вывод о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Письмом от 25.01.2016 заявитель был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

28.01.2016 Управлением в присутствии руководителя Общества был составлен Протокол об административном правонарушении № 28, согласно которого, Обществу вменено совершение правонарушения, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

В этот же день Обществу вручено определение о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении.

02.02.2016 Управлением в лице заместителя начальника отдела иммиграционного отдела, были рассмотрены материалы административного дела № 28  с участием руководителя Общества, по результатам которого Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения , предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Заявитель не согласился с данным Постановлением, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая следующее:

- отсутствует событие административного правонарушения, поскольку фактически прекращение (расторжение) трудового договора было произведено 17.11.2015 и уведомление в Управление было подано в установленные законом сроки;

- вывод Управления о том, что договор расторгнут 07.11.2015 является неверным, поскольку был установлен исключительно из предоставленной в Уведомлении информации Общества, которое допустило описку при заполнении документов;

- доказательствами установления даты прекращения договора являются копия заявления ФИО2 об увольнении его по собственному желанию от 17.11.2015, копия приказа Общества № 29 от 17.11.2015 о прекращении трудового контракта.

В представленном отзыве на заявление Управление отклонило доводы заявителя, указав на наличие полномочий по привлечению юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ и доказанности совершения административного правонарушения со стороны Общества.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Нарушение трехдневного срока уведомления предусмотрено законодателем в качестве деяния, образующего объективную сторону правонарушения, с 01.01.2015 (дата вступления в силу Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Формы и порядок подачи уведомления (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров устанавливаются ФМС России (абз. 3 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 № 711).

Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 установлены формы и порядок представления уведомлений.

Таким образом, законодательно установлена обязанность уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора, по установленным формам.

Судом проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом - инспектором ОИК УФМС России по РС (Я), в соответствии со статьями 28.3, 23.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено заместителем начальника ОИК УФМС России по РС (Я) на основании подпункта 3 части 2 статьи 23.67 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных им законных полномочий.

Нарушений процессуальных норм, установленных КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении арбитражным судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии законного представителя Общества, с разъяснением процессуальных прав и обязанностей.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что административным органом соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

Согласно ст. 26.1, ст. 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Между тем, в рассматриваемой ситуации, в нарушение вышеуказанной нормы права Протокол об административном правонарушении от 28.01.2016 и обжалуемое постановление от 02.02.2016 не содержат указания на то, с учетом каких конкретно обстоятельств административным органом сделан вывод о том, что договор с привлеченным иностранным работником был прекращен 07.11.2015.

При осуществлении документарной проверки Управлением был осуществлен запрос в адрес Общества о предоставлении необходимых документов, свидетельствующих о наличии (начало и их прекращение) трудовых отношений с иностранным работником. В том числе, у Общества были запрошены трудовые договора, приказы о приеме на работу и увольнению, заявления работников о приеме и увольнению и другие документы.

Вместе с тем, в материалах административного дела данных документов, определяющих факт и дату прекращения трудовых отношений иностранного работника с Обществом не имеется.

Управление, принимая оспариваемое решение, пришло к выводу о дате прекращения трудового договора с гражданином ФИО1 только на основании указанной даты в уведомлении Общества от 20.11.2015.

Из представленных в суд дополнительных  документов,  (копия заявления  ФИО2 об увольнении его по собственному желанию от 17.11.2015, копия приказа Общества№ 29 от 17.11.2015 о прекращении трудового контракта) следует, что трудовые отношения с иностранным работником прекращены 17.11.2015.

Из буквального содержания объяснений руководителя Общества также невозможно установить дату расторжения трудового договора с ФИО1

Поскольку административным органом при рассмотрении материалов  дела об административном правонарушении не был надлежащим образом установлен момент расторжения договора с иностранным работником, а из представленных доказательств следует, что его моментом следует считать дату 17.11.2015, суд приходит к выводу о том, что в представлении Обществом уведомления о расторжении договора с ФИО1 от 20.11.2015 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ

Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии в действиях заявителя события правонарушения административным органом не был установлен, что свидетельствует о недоказанности обязательного элемента состава административного правонарушения и влечет вывод о несоответствии оспариваемого постановления закону.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

По совокупности названных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия)  № 28, вынесенное 02 февраля 2016 года в городе Якутске, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-2008" признать незаконным и отменить полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                   Евсеева Е. А.