ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6170/2021 от 26.10.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

29 октября 2021 года

Дело № А58-6170/2021

Резолютивная часть решения оглашена 26.10.2021.

Полный текст решения изготовлен 29.10.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 26.08.2021 № 0807/08-06-063 к Прокуратуре города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) о признании недействительным представления от 26.07.2021 № 609ж-2021,

при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности, от Прокуратуры ФИО2 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество "Ростелеком" в лице филиала «Сахателеком» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд республики Саха (Якутия) с требованием к Прокуратуре города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) (далее – «Прокуратура») о признании недействительным представления от 26.07.2021 № 609ж-2021.

Материалами дела установлено следующее.

15.07.2021 в прокуратуру поступило обращение начальника ФКУ «Упрдор «Лена» ФИО3 о нарушении законодательства об автомобильных дорогах, допущенных со стороны Общества, а именно устройства на км 398+775 (объездная дорога п.Чульман) пересечения автомобильной дороги А-360 Невер-Якутск «Лена» воздушной линией связи путем установки столбов в тело земляного полотна без предварительного получения согласия на указанные действия владельца автомобильной дороги.

В ходе рассмотрения обращения 22.07.2021 заместителем прокурора вынесено решение о проведении проверки в отношении Общества. Данное решение доведено до сведения директора руководителя указанного подразделения Общества ФИО4, о чем свидетельствует его собственноручная подпись в решении о проведении проверки.

26.07.2021 старшим помощником прокурора отобрано объяснение у директора Сервисного центра г.Нерюнгри филиала «Сахателеком» ПАО «Ростелеком» ФИО4, который подтвердил указанный факт нарушения и пояснил, что предпринимает меры по согласованию и получению технических условий на размещение опоры связи в полосе отвода автомобильной дороги и заключении договора на прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в полосе отвода автодороги А-360 «Лена» с ФКУ «Упрдор «Лена».

Установив факт нарушения законодательства прокурором района в адрес заявителя 26.07.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №609ж-2021 в соответствии с которым требовалось безотлагательно с участием представителя Прокуратуры рассмотреть данное представление, в течение месяца с момента его вынесения принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц допустивших нарушения действующего законодательства и сообщить в письменной форме о результатах рассмотрения представления.

Не согласившись с данным представлением общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве оснований для признания недействительным данного представления заявитель указывает на существенное нарушение порядка проведения прокурорской проверки, выразившееся в отсутствии надлежащего извещения о решении о ее проведении, а также незаконности требования привлечения лиц к дисциплинарной ответственности, как противоречащего требованиям трудового законодательства.

В представленном отзыве на заявление прокуратура отклонила доводы заявителя, указав, что Общество было надлежащим образом уведомлено о решении по проведению в отношении него проверки, а оспариваемое представление полностью соответствует форме и содержанию оспариваемого решения.

В представленных возражениях на отзыв Общество указало, что проверка началась до даты принятия решения о ее проведении, поскольку уведомлением от 20.07.2021 №609ж-2021 Обществу было сообщено что рассматривается обращение ФКУ «Упрдор «Лена» и вызван руководитель подразделения для дачи пояснений по обращению на 23.07.2021.

В дополнительно представленных пояснениях представитель прокуратуры указал, что процедура проведения проверочных мероприятий при принятия оспариваемого представления была соблюдена, а также оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Суд, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы заявителя и прокуратуры приходит к следующим выводам.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом надзора в силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 части 21 Закона N 2202-1).

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки (пункт 3 статьи 21 Закона N 2202-1).

Таким образом, прокурор вправе осуществлять надзор за исполнением законов юридическим лицом, являющимся хозяйствующим субъектом, которым является Общество.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, арбитражный суд считает, что оспариваемое представление выдано в пределах полномочий, представленных должностному лицу прокуратуры Законом N 2202-1.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (ответ на вопрос N 19), согласно которой представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предметом проверки в рассматриваемом случае являлось соблюдение Обществом требований законодательства «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации».

На основании обращения в Прокуратуру ФКУ «Упрдор «Лена» было установлено, что на км 398+775 (объездная дорога п.Чульман) автомобильной дороги А-360 Невер - Якутск- «Лена» Обществом устроена пересечение воздушной линий связи путем установки столбов в тело земляного полотна.

В силу частей 2 и 2.1 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.

При проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.

Согласно ч. 4.2 ст. 25 Закона допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.

В нарушение требований вышеуказанного законодательства филиал «Сахателеком» ПАО «Ростелеком» согласие и технические условия на размещение линии связи в полосе отвода дороги «Лена» у владельца дороги не получал, договор на ее прокладку и эксплуатацию не заключался, сервитут на земельный участок в месте пересечения владельцем линии связи не оформлен.

Из объяснений руководителя структурного подразделения Общества от 26.07.2021, полученных в связи с проводимой в отношении Общества проверкой факт использования земельного участка в границах полос отвода автомобильных дорог в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций принадлежащих Обществу был подтвержден.

С учетом изложенного приходит к выводу, что у Прокуратуры имелись правовые и фактические основания для направления заявителю оспариваемого представления.

Довод заявителя о том, что Общество не было своевременно уведомлено о начале проверки в отношении него отклоняется судом, так как из содержания решения Прокуратуры от 22.07.2021 следует, что данное решение было вручено руководителю структурного подразделения Общества в этот же день.

Доказательств обратно заявителем не представлено.

Довод заявителя о том, что проверочные мероприятия начались ранее , чем было принято решение о проведении проверки, поскольку уведомление вызове руководителя структурного подразделения Общества для дачи объяснений по обращению ФКУ «Упрдор «Лена» было датировано 20.07.2021 также отклоняется судом, поскольку указанное уведомление было направлено с целью подтверждения или опровержения поступившей информации до решения вопроса о необходимости проведения проверки в пределах предоставленных Законом N 2202-1 полномочий.

Довод Общества о том, что оспариваемым представлением нарушаются права и законные интересы общества, поскольку прокуратурой фактически решен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников Общества, тем самым надзорным органом превышены установленные законом полномочия, отклоняется судом на основании следующего.

Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в определении от 24.02.2005 N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО5 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Закон от 17.01.1992 N 2202-1, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Данные разъяснения положений статьи 24 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 давались Конституционным судом неоднократно с учетом толкования иных норм данного закона (определения КС РФ от 29.05.2019 N 1458-О, 18.07.2017 N 1742-О).

Таким образом, частью 1 статьи 24 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 на орган или должностное лицо, которому внесено представление, возложена лишь обязанность по его обязательному рассмотрению.

Кроме того, пунктом 3 статьи 7 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 прокурору, его заместителю, а также по их поручению другим прокурорам предоставлено право участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений.

Формулировка представления о необходимости решения вопроса об ответственности виновных лиц, допустивших нарушения, по мнению суда, не возлагает на Общество безусловной обязанности применить перечисленные дисциплинарные взыскания в отношении своих работников, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации применение дисциплинарной ответственности к работнику является правом, а не обязанностью работодателя и производится в законодательно установленном порядке.

Таким образом, из дословного содержания представления следует, что Обществу предложено в месячный срок рассмотреть вопрос о наличии (или отсутствии) оснований для привлечения ответственного работника к ответственности и сообщить о результатах данного рассмотрения в Прокуратуру.

Правовой подход о незаконности возложения обязанности на Общество привлечь к дисциплинарной ответственности своих работников изложенный Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 26.10.2017 N 85-АД17-5, от 03.04.2017 N 25-АД17-1, от 16.12.2016 N 78-АД16-38 и др. исходит из невозможности понуждения лица, которому выдано представление, привлекать к дисциплинарной ответственности работников организации, посредством установления виновности при рассмотрении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данном случае, в оспариваемом представлении содержится требование прокурора рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, что не является тождественным требованию о безусловном привлечении работника к дисциплинарной ответственности. Подобное предписание прокурора не может рассматриваться как незаконное вмешательство в компетенцию работодателя, правомочного на принятие решений о привлечении (отказе в привлечении) к дисциплинарной ответственности. Указанная правовая позиция изложена в Кассационном Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2021 N 80-КАД21-6-К6.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленного требований не имеется, и заявление подлежит отказу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев