ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6193/08 от 21.11.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-6193/08

21 ноября 2008 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Щербакова А.А. (заявитель  ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Саха (Якутия) (административный орган  ) о признании незаконным и отмене постановления, третье лицо на стороне заявителя, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Индивидуальный предприниматель Бакалаев Виктор Георгиевич (лицо, привлеченное к административной ответственности  ), с участием представителя заявителя Немытышевой Н.Д. (удостоверение №145911), составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, представители административного органа и лица, привлеченного к административной ответственности, не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного органа и лица, привлеченного к административной ответственности, извещенных о времени и месте судебного разбирательства согласно соответственно телеграмме от 14.11.08, уведомлению №52121 и телеграмме от 14.11.08 о доведении до указанных лиц определения суда от 11.11.08.

Заявитель обратился в суд с требованием (заявление от 22.10.08 №38-08/140-08) о признании незаконным и отмене полностью постановления от 26.03.08 (по делу АД-27/2008) начальника административного органа о привлечении Индивидуального предпринимателя Бакалаева Виктора Георгиевича к административной ответственности по части 3 статье 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данным заявлением от 22.10.08 №38-08/140-08 заявитель также просит восстановить пропущенный срок на обжалование постановления административного органа.

В соответствии с частями 1,2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В соответствии с частями 2,3 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Как следует из заявления, прокуратура района проводила проверку административного органа, по результатам которой последовало обращение в суд, в октябре 2008 года. Основаниями для этой проверки послужили приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» от 31.03.08, указание Прокуратуры Республики Саха (Якутия) «Об использовании прокурорами полномочий по обращению в арбитражные суды с исковыми заявлениями» от 09.10.08 №38-09-2008.

На основании указанных норм права и обстоятельств дела суд приходит к выводам об удовлетворении заявления о восстановлении срока обжалования постановления и о восстановлении заявителю срока на подачу заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Заявитель свое требование обосновывает доводами, изложенными в заявлении от 22.10.08 №38-08/140-08 и дополнении от 07.11.08 №38-08/6193-08.

Административный орган отзыв от 31.10.08 №03-08/461/6243, в котором выражает несогласие с заявленным требованием по приведенным в нем доводам.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, отзыв не представило.

Специалистом 1 разряда отдела регистрации и учета налогоплательщиков административного органа Савиновой Л.И. в присутствии лица, привлеченного к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении от 06.03.08 №08/3/1 о совершении правонарушения, выразившегося в нарушении лицом, привлеченным к административной ответственности, установленного пунктом 5 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» трехдневного срока сообщения в регистрирующий орган с момента внесения изменений о данных удостоверяющего личность основного документа (в связи с несвоевременной подачей 29.02.08 заявления с указанием данных нового паспорта), что подтверждается заявлением формы Р24001, копией паспорта 98 07 082168, выданного 29.11.07 ТП УФМС по Республике Саха (Якутия) в Нюрбинском районе.

Данный протокол содержит отметки о разъяснении прав, объяснение на якутском языке и подписи лица привлеченного, к административной ответственности.

Из сведений, содержащихся в заявлении лица, привлеченного к административной ответственности, формы Р24001 «Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» следует, что данное заявление поступило в административный орган 29.02.08 за входящим номером 171А.

Согласно определению руководителя административного органа от 14.03.08 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 24.03.08 в 16 ч. 00 мин в помещении административного органа.

Как следует из заявления Бакалаевой М.Т., сделанного на якутском языке (перевод по просьбе суда осуществлен 21.11.08 Старшим помощником прокурора Республики Саха (Якутия) старшим советником юстиции Кулаковской М.М.) и поступившего в административный орган 21.03.08, лицо, привлеченное к административной ответственности, находится на работе в тайге.

Согласно определению руководителя административного органа от 20.03.08 №167 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 26.03.08 в 16 ч. 00 мин в помещении административного органа в связи с тем, что лицо, привлеченное к административной ответственности, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не извещено, поскольку находится за пределами населенного пункта.

Указанное определение лицо, привлеченное к административной ответственности, получило 25.03.08, что подтверждается соответствующими отметками на данном определении.

Начальником административного органа Макаровой Н.Ф., рассмотревшей протокол об административном правонарушении от 06.03.08 №08/3 и приложенные к нему документы вынесено оспариваемое постановление о наложении административного наказания от 26.03.08 №АД-27/2008, которым Индивидуальный предприниматель Бакалаев Виктор Георгиевич привлечен к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.25 Кодекса в виде предупреждения за нарушение трехдневного срока сообщения в регистрирующий орган с момента внесения изменений о данных основного документа, предусмотренного ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 23.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 №506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно Перечню должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного Приказом ФНС России от 02.08.05 №САЭ-3-06/354@, в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях руководитель инспекции, заместитель руководителя инспекции, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, старший государственный налоговый инспектор, государственный налоговый инспектор, должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Следует полагать, что из указанных в данном перечне должностных лиц специалист 1 разряда отдела регистрации и учета налогоплательщиков административного органа Савинова Л.И., составившая протокол об административном правонарушенииот 06.03.08 №08/3/1, имеет отношение только к должностным лицам, уполномоченным проводить мероприятия по контролю.

Между тем, из должностной инструкции специалиста 1 разряда отдела регистрации и учета налогоплательщиков административного органа не следует, что такой специалист наделен полномочиями по проведению мероприятий по контролю либо полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 настоящего Кодекса.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 06.03.08 №08/3/1    составлен неуполномоченным должностным лицом административного органа.

В соответствии со статьей 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (часть 1). Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (часть 2).

Из подлинных материалов административного дела, представленных административным органом, следует, что производство по делу об административном правонарушении велось на русском языке.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

При этом в протоколе об административном правонарушении не содержится сведений о разъяснении лицу привлеченному, к административной ответственности, его прав, предусмотренных частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как уже отмечено выше лицо привлеченное, к административной ответственности, в протоколе об административном правонарушении давало объяснение на якутском языке.

При этом согласно переводу данного объяснения лица, привлеченного к административной ответственности (перевод осуществленного по просьбе суда Старшим помощником прокурора Нюрбинского района Рожиной М.В. и поступил в суд 11.11.08) по существу правонарушения никаких пояснений не дано, указаны только обстоятельства личного, семейного, имущественного характера, которые лицо, привлеченное к административной ответственности, просило учесть при принятии решения.

Таким образом, административный орган при составлении протокола об административном правонарушении, зная о том, что лицо привлеченное, к административной ответственности, не владеет русским языком, хотя и предоставив ему возможность дать письменное объяснение на родном (якутском) языке, не разъяснил ему права, предусмотренные частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе на переводчика, в результате чего лицо, привлеченное к административной ответственности, могло быть введено в заблуждение относительно: его процессуальных прав, в том числе на защитника; а также существа и характера вменяемого ему правонарушения.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.04 №10 указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В связи с этим суд считает, что административным органом допущены нарушения требований закона о:

составлении протокола об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом;

языке, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях, носящие существенный характер и не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в числе прочих сведений об индивидуальном предпринимателе содержатся данные об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

Согласно части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет административную ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Лицо, привлеченное к ответственности, получило 29.11.07 выданный ТП УФМС по Республике Саха (Якутия) в Нюрбинском районе паспорт 98 07 082168, сведения об изменении данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, представило в регистрирующий орган 29.02.08, то есть с нарушением установленного законом срока.

Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Нарушение установленного срока представления информации, то есть невыполнение лицом, привлеченным к административной ответственности, предусмотренной законом обязанности к установленному в нем сроку, по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения.

Выдача паспорта лицу, привлеченному к административной ответственности, произведена 29.11.07.

В связи с этим, лицо, привлеченное к административной ответственности, должно было представить в регистрирующий орган сведения об этом не позднее 02.12.07.

Оспариваемое постановление же о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено административным органом 26.03.08, то есть за пределами срока давности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного суд приходит к выводам об удовлетворении заявленного требования полностью, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170,176,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить Заместителю Прокурора Республики Саха (Якутия) Щербакову А.А. срок на подачу заявления об оспаривании постановления от 26.03.08 по делу АД-27/2008 Начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 Республике Саха (Якутия) Макаровой Н.Ф. о привлечении Индивидуального предпринимателя Бакалаева В.Г. к административной ответственности по части 3 статье 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Признать незаконным полностью и отменить постановление от 26.03.08 по делу АД-27/2008 Начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 Республике Саха (Якутия) Макаровой Н.Ф. о привлечении Индивидуального предпринимателя Бакалаева В.Г. к административной ответственности по части 3 статье 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Судья В.В. Столбов