Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
_________________________________________________________________________
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело № А58-6198/2014
22 декабря 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2014 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Валявка В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Иркутск-Терминал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 25.09.2014 б/н
к Северо-Восточному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица – Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»,
о признании недействительным предписания Осетровского линейного отдела СВУГМР от 28.07.2014 № 8 в части пунктов 8 и 9,
с участием представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: не явились, извещены; от административного органа: ФИО1 по доверенности от 02.10.2014; от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 13.03.2013,
с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10-20 08.12.2014 до 10-00 12.12.2014 и 10-05 12.12.2014 до 5-30 15.12.2014, после окончания перерыва дело рассмотрено в том же составе суда, с участием тех же представителей лиц, участвующих в деле,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутск-Терминал» (далее – заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Северо-Восточному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган, управление, СВУГМР) о признании недействительным предписания Осетровского линейного отдела СВУГМР от 28.07.2014 № 8 в части пунктов 8 и 9 по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование заявленных требований Общество, в частности, указывает на то, что обязанности оспариваемыми пунктами предписания возложены незаконно, поскольку заявитель является собственником причалов, как отдельно стоящих объектов и не входящих в состав акватории порта, в связи с чем, у нее отсутствует обязанность по проведению траления на рейде и установки рейдовых столбов для обозначения границ рейда. Как полагает Общество, надлежащим лицом, в обязанности которого входит предписанные обязанности, является Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», подведомственная Федеральному агентству морского и речного транспорта.
Управление с заявленными требованиями не согласно, представило отзыв с изложением доводов возражения. Считает, что путевые работы должны выполняться за счет владельцев портов, причалы заявителя не являются портами общего пользования, так как обращения Общества об этом не было, в связи с чем, денежные средства на работы по устройству и содержанию рейдов и подходов к причалам не выделяются третьему лицу из федерального бюджета.
Третье лицо ФБУ «Администрация Ленского бассейна» представило отзыв, в котором указывается, что причалы заявителя не отнесены к портам общего пользования, в перечне портов общего пользования, опубликованном в Сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта не значится.
Судом установлены обстоятельства по делу.
С 01.07.2014 по 28.07.2014 административным органом на основании приказа № 06-03/107 от 02.06.2014 проведена проверка в отношении 6 причалов из массивовой кладки с уголковой надстройкой, расположенных на левом берегу реки Лена на 3609, 1 -3609, 6 км и 3606, 7-3607, 35 км, принадлежащих Обществу. С копией приказа о проведении проверки ознакомлены – 03.06.2014.
По результатам проверки составлен Акт № 17 от 28.07.2014 с указанием выявленных нарушений. Копия акта получена - 28.07.2014.
По итогам проверки Обществу выдано предписание № 8 от 28.07.2014 об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
Общество частично не согласилось с предписанием, обратилась в суд с заявлением о признании их недействительными, а именно:
- пункт 8 предписания: в соответствии ФЗ № 24-фз КВВТ РФ ч.2 ст.9; Правил технической эксплуатации речного транспорта п.6.4.2.2.(и), п.6.6.5 – в срок до 25.08.2014 установить рейдовые столбы и, ясно видимые днем и освещаемые ночью (обозначить навигационными знаками границы рейда ООО «Иркутск-Терминал»);
- пункт 9 предписания: в соответствии Техническим регламентом о безопасности объектов ВВТ п.392; Правил технической эксплуатации речного транспорта п.6.1.2(к), п.6.2.3, п.8.4.7; Правил технической эксплуатации портовых сооружений раздел 10 п.10.2, п.10.1, п.10.5 – в срок до 25.08.2014 провести траление рейда ООО «Иркутск-Терминал».
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере, в том числе морского (включая морские порты), внутреннего водного транспорта, а также обеспечения транспортной безопасности. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 № 1108, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений.
Следовательно, спорный ненормативный акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск к ответчикам, находящимся на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения одного из ответчиков.
Статьей 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключительная подсудность по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц не предусмотрена.
Следовательно, заявление подано надлежащему заинтересованному лицу в соответствующий арбитражный суд.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0105322 от 05.01.2003 на основании протокола общего собрания учредителей № 1 от 10.09.2002, акта приема-передачи основных средств от 25.10.2002 Общество является собственником причала стационарного 1 протяженностью 63 м (Иркутская область, г. Усть-Куть, Усть-Кутская нефтебаза), кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-9А/53.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0105318 от 05.01.2003 на основании протокола общего собрания учредителей № 1 от 10.09.2002, акта приема-передачи основных средств от 25.10.2002 Общество является собственником причала стационарного 2 (Иркутская область, г. Усть-Куть, Усть-Кутская нефтебаза), кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-9А/54.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0105324 от 05.01.2003 на основании протокола общего собрания учредителей № 1 от 10.09.2002, акта приема-передачи основных средств от 25.10.2002 Общество является собственником причала стационарного 3 протяженностью 63 м (Иркутская область, г. Усть-Куть, Усть-Кутская нефтебаза), кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-9А/55.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0105498 от 08.12.2002 на основании протокола общего собрания учредителей № 1 от 10.09.2002 Общество является собственником причала стационарного 4 протяженностью 65,40 м (Иркутская область, г. Усть-Куть, Усть-Кутская нефтебаза), кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-11А/45.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0105326 от 05.01.2003 на основании протокола общего собрания учредителей № 1 от 10.09.2002, акта приема-передачи основных средств от 25.10.2002 Общество является собственником причала стационарного 5 протяженностью 66,4 м (Иркутская область, г. Усть-Куть, Усть-Кутская нефтебаза), кадастровый номер 38:18:060201:0023:11-А/46.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 38-АБ № 0105321 от 05.01.2003 на основании протокола общего собрания учредителей № 1 от 10.09.2002, акта приема-передачи основных средств от 25.10.2002 Общество является собственником причала стационарного 6 протяженностью 65 м (Иркутская область, г. Усть-Куть, Усть-Кутская нефтебаза), кадастровый номер 38:18:060201:0023:11-А/47.
На основании Договора водопользования от 29.01.2014 № 38-18.03.01.001-Р-ДИБВ-С-2010-00334/00, зареистрирвоанного в установленном порядке, Обществом принят в пользование участок акватории реки Лены (далее – водный объект), с целью использования акватории водных объектов, в том числе рекреационных целей, вид водопользования – совместное водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Сведения о водном объекте подробно указаны в пункте 6 договора. Параметры водопользования приведены в приложении 3 к договору, схема расположения указана в план-схеме. На осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах Общество имеет лицензию серия МР-4 №001037 от 06.09.2013 (выдана на причалы № 1,2,4,5,6).
Из материалов дела судом установлено, что шесть специализированных причалов перевалки нефтепродуктов с судов и на суда. Пять причалов предназначены для погрузки нефтепродуктов через грузовые трубопроводы, причал № 3 для перегрузки тарно-штучного груза, с 2011 не эксплуатируется. Причалы выполнены в виде массивовой кладки с уголковой надстройкой. Протяженность каждого причла 64,71м, высота 10,690 м. Суммарная длина причального фронта 388,26м.
Исследовав и оценив материалы дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ):
причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
речной порт (далее также - порт) - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;
инфраструктура внутренних водных путей - совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, суда технического флота (суда, предназначенные для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием внутренних водных путей работ), и иных обеспечивающих их функционирование объектов.
В соответствии со статьей 55 КВВТ РФ:
территорию порта составляют земельные участки, предоставленные для размещения порта в соответствии с земельным законодательством;
акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.
рейд в порту - это часть его акватории, предназначенная и оборудованная для якорной стоянки судов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 КВВТ РФ) (действовала в редакции до вступления в силу Федерального закона от 28.07.12 № 131-ФЗ) перечень портов с указанием портов общего пользования, видов осуществляемых в портах операций и расстояний между такими портами публикуется для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Действующим законодательством ведение данного перечня портов не регламентировано, в связи с чем, не предоставление сведений в данный перечень не влечет за собой возникновение или прекращение каких либо обязательств по устройству и содержанию рейдов.
В соответствии с п.392 Технического регламента о безопасности объектов ВВТ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2010 № 628 и пп. «б» п. 6.2.3 Правил технической эксплуатации речного транспорта, порты-пристани должны иметь рейды для формирования и расформирования судовых составов, в зависимости от рода грузов.
Административным органом установлено, для обработки нефтеналивного флота Общества имеется рейд на первой очереди нефтебазы, расположенный на левом берегу реки Лена 3606,6-3606,0 км.
В соответствии с пунктами 6.1.2 «в», 8.4.7 Правил технической эксплуатации речного транспорта за безопасность плавания и стоянку судов на рейде несет порт-пристань.
В силу пунктов 10.1, 10.2, 10.5 Правил технической эксплуатации портовых сооружений, акватории портов-приставов и рейды следует содержать в состоянии, обеспечивающем безопасное движение флота и выполнение перегрузочных операций на плаву, своевременно очищать их от топляков и посторонних предметов, после паводков и ледохода производить контрольные промеры глубин, перед открытием навигации, в необходимых случаях и в период навигации состояние акваторий и рейдов следует проверять тралением.
Согласно части 2 статьи 9 КВВТ РФ владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Положения данной нормы сводятся к одному - обеспечению нормального в данном бассейне, на данном участке ВВП судоходства, а также обеспечению его безопасности. Все данные обязанности являются императивными. Пункт 2 статьи 9 КВВТ РФ не говорит о том, владельцы каких именно сооружений обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни, знаки и иное оборудование. По буквальному толкованию этого пункта выходит, что любых, т.е. распространяется на владельцев всех иных сооружений на ВВП, где согласно требованиям необходима установка знаков и иных средств навигационного оборудования. В последнем случае и необходимо такое согласование с БОГУ на ВВТ. Иначе эта норма была бы лишней - БОГУ на ВВТ не требуется согласования с самими собой.
Кроме того, Общество проводит за свой счет траление и промер глубин у нефтеналивных причалов на основании договора № 26-05/14-ю от 20.05.2014 с третьим лицом.
Суд отклоняет довод заявителя на обязанность третьего лица в соответствии с п. 1 ст. 8 КВВТ содержать рейды за счет федерального бюджета, поскольку из-за бездействия самого Общества по не направлению документов для включения причалов в перечень портов, денежные средства на эти цели третьему лицу из федерального бюджета не выделяются.
Проведение путевых работ на подходах к портам, не указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в пунктах отстоя обязаны осуществлять владельцы данных портов и пунктов отстоя по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей (пункт 2 статьи 8 КВВТ РФ).
При этом даже отсутствие признания причала общим пользованием и необязательность перечня не могут являться препятствием для соблюдения обязанности по безопасности Обществом как собственника причала, поскольку в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
При таких обстоятельствах, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Евсеева Е. А.