Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело № А58-6240/2010
03 ноября 2010г.
Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 03 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Атолл» к Департаменту архитектуры и градостроительства Окружной администрации «Город Якутск» о признании незаконным отказа в подготовке разрешения на строительство (нулевой цикл) на объект: «Административное здание» по ул. Петровского, в квартале «103» г. Якутска под кадастровым номером 14:36:000000:65, при ведении протокола в соответствии с ч. 3 ст. 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации помощником судьи Николаевой К.С., с участием представителей заявителя: Яныгиной О.А. по доверенности от 26.02.2010г., Департамента: Жарикова В.О. по доверенности от 28.09.2010г., установил:
В судебном заседании был объявлен перерыв с 15-50 часов 29.10.2010г. до 16-00 часов 01.11.2010г., уведомление об объявлении перерыва размещено на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в Интернете и на стенде объявлений Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Общество с ограниченной ответственностью «Атолл» – далее Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Окружной администрации города Якутска – далее Департамент о признании незаконным отказа в подготовке разрешения на строительство (нулевой цикл) на объект: «Административное здание» по ул. Петровского, в квартале «103» г. Якутска под кадастровым номером 14:36:000000:65.
Заявленное требование Общество обосновывает следующим – земельный участок был предоставлен Обществу под проектирование и строительство административного здания; акт выбора земельного участка согласовывался главным архитектором, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Якутска предварительно согласовал место размещения объекта; видом разрешенного использования согласно акту выбора земельного участка, градостроительного заключения, распоряжения о предоставлении земельного участка является проектирование и строительство административного здания; строительство административного здания и его использование на предоставленном земельном участке не вызывает опасности для жизни или здоровья людей, для окружающей среды; Департамент при разработке проекта планировки территории квартала «103» внес изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, что не соответствует Градостроительному кодексу РФ; в зоне Ж-5 отсутствует возможность использования земельного участка под административное здание.
Департаментом представлен отзыв на заявление (представлен в суд 29.10.2010г.), в котором Департамент с заявленным требованием не согласен по следующим основаниям – отказ в подготовке разрешения на строительство произведен в соответствии с положением пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка; в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; в градостроительном плане земельного участка, принадлежащего Обществу указаны виды разрешенного использования данного земельного участка, установленные Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением РОС – 51 от 26.06.2007г. Городского собрания ГО «Якутск», вид использования «административное здание» отсутствует, следовательно намерение Общества осуществить строительство административного здания на данном участке противоречит требованиям градостроительного плана земельного участка и является законным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство по основаниям, указанным в п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено.
Из протокола № 206 от 19.06.2006г. заседания Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска (л.д. 26) следует, что Комиссия единогласно приняла решение о согласовании предоставления ТСК ООО «Атолл» земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Петровского, квартал 103, под строительство административного здания на срок длительностью 3 (три) года с условием расселения жителей ветхих домов, расположенных на предоставленном земельном участке.
30.01.2007г. МУП «Архитектурно-планировочное муниципальное предприятие» выдано градостроительное заключение № 0-24-07 для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок (л.д. 29).
Распоряжением заместителя главы Городского округа «Якутск» от 06.07.2007г. № 2580р «О предоставлении земельного участка» (л.д. 28) ТСК ООО «Атолл» предоставлен в аренду по 30.01.2010г. земельный участок из земель населенных пунктов, в кадастровом квартале 14:36:106011, находящийся по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Петровского, квартал «103» для использования под проектирование и строительство административного здания общей площадью 2 296 кв.м.
19.03.2008г. между Департаментом имущественных отношений г. Якутска и ТСК ООО «Атолл» заключен договор № 218 аренды земельного участка (л.д. 30 – 34),
Общество 20.04.2009г. обратилось главному архитектору города Якутска с письмом № 013 (л.д. 11) о разработке и выдаче градостроительного плана на проектирование и строительство объекта: «Административное здание по ул. Петровского, в квартале 103 г. Якутска».
11.06.2009г. МУП «Архитектурно-планировочное муниципальное предприятие» предоставлен Обществу градостроительный план земельного участка № RU 143010002005001-2009-01-102-1 (л.д. 12 – 18).
Проектной фирмой «Утум+» разработан проект административного здания в квартале 103 г. Якутска (л.д. 19 – 25).
09.12.2009г. Якутским отделом Управления Роснедвижимости по РС (Я) выдан Обществу кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 14:36:000000:65 (л.д. 35 – 38).
02.08.2010г. Общество обратилось в Департамент с заявлением № 37 (л.д. 9) о подготовке документов для выдачи разрешения (нулевой цикл) на объект: Административное здание, расположенный по адресу: РС (Я), г. Якутск, ул. Петровского, квартал 103,
16.08.2010г. Департамент письмом № 07/1021 (л.д. 10) отказал в подготовке разрешения на строительство по объекту: «Административное здание» по ул. Петровского, в квартале «103» г. Якутска по причине несоответствия требованиям градостроительного плана земельного участка в части разрешенного вида использования земельного участка, в связи с чем документы, предоставленные 03.08.2010г. возвращаются.
Общество, не согласившись с отказом Департамента, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, изучив доводы Общества и возражения Департамента, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 7 вышеуказанной статьи ГрК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов по перечню, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).
В соответствии с частью 10 вышеуказанной статьи ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
В соответствии с частью 11 вышеуказанной статьи ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, а именно при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Материалами дела подтверждается, что Обществом документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в Департамент представлены в полном объеме, что не оспаривается Департаментом.
Из письма от 16.08.2010г. № 07/1021, которым Департамент отказал Обществу в подготовке разрешения на строительство по объекту: «Административное здание» по ул. Петровского, в квартале «103» г. Якутска, следует, что отказ произведен по причине не соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка в части разрешенного вида использования земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно частям 4 и 6 вышеуказанной статьи ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
На территории Городского округа «Город Якутск» решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007г. № РОС-51-9 утверждены «Правила землепользования и застройки города Якутска», которые были опубликованы в издании «Эхо столицы» № 55 от 17.07.2007г.
В соответствии со статьей 36 Правил … установлен перечень видов территориальных зон на территории города, выделенных на карте градостроительного зонирования территории г. Якутска, в том числе зона среднеэтажной жилой застройки 5 - 10 этажей – Ж-5.
В соответствии со статьей 36.3. Правил … «Градостроительные регламенты. Жилые зоны» зона среднеэтажной жилой застройки Ж-5 выделена для формирования жилых районов средней плотности с размещением многоквартирных домов 5 - 10 этажей; допускается ограниченный спектр услуг местного значения, некоммерческие коммунальные предприятия, а также площадки для отдыха, игр, спортивные площадки, скверы; основные виды разрешенного использования недвижимости: многоквартирные жилые дома 5 - 10 этажей; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; дворовые площадки: детские, спортивные, хозяйственные, отдыха (для многоквартирных жилых домов); аптеки; поликлиники; магазины товаров первой необходимости (общей площадью не более 400 кв. м); ремонт бытовой техники, парикмахерские, пошивочные ателье, иные объекты обслуживания; почтовые отделения; спортзалы, спортклубы, залы рекреации (с бассейном или без); спортивные площадки, теннисные корты; административные помещения на первых этажах жилых многоквартирных домов; вспомогательные виды разрешенного использования: гаражи боксового типа, гаражи, встроенные в жилые дома; жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы; объекты пожарной охраны (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы); площадки для сбора мусора; парковки перед объектами культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования; условно разрешенные виды использования: многоквартирные жилые дома 11 этажей и выше; отделения, участковые пункты милиции; телефонные и телеграфные станции; киоски, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения; гаражи боксового типа, многоэтажные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке; площадки для выгула собак; объекты инженерного обеспечения.
Земельный участок с кадастровым номером 14:36:000000:65 относится к зоне среднеэтажной жилой застройки 5 - 10 этажей – Ж-5, что не оспаривается Обществом и Департаментом.
Согласно статье 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указывается, в том числе информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), при этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что на основании письма Общества от 20.04.2009г. № 013 (л.д. 11) МУП «Архитектурно-планировочное муниципальное предприятие» подготовлен градостроительный план земельного участка № RU 143010002005001-2009-01-102-1 (л.д. 12 – 18).
В градостроительном плане земельного участка, принадлежащего Обществу, указаны все виды разрешенного использования данного земельного участка, установленные Правилами землепользования и застройки города Якутска».
Как видно из исчерпывающего перечня видов разрешенного использования вид использования «Административное здание» отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что намерение Общества осуществить строительство административного здания на земельном участке противоречит требованиям градостроительного плана земельного участка и является законным основанием для отказа в подготовке разрешения на строительство по основаниям, указанным в части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом указанных положений процессуального закона суд считает, что отказ Департамента соответствует закону.
Общество считает, что изначально земельный участок был предоставлен под проектирование и строительство административного здания, в связи с чем нарушены права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно право на проектирование и строительство объекта недвижимости административного здания на отведенном для этих целей земельном участке.
Суд считает, что земельный участок для целей проектирования и строительства административного здания был предоставлен Обществу до утверждения Правил землепользования и застройки города Якутска, которые обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов местного самоуправления городского округа "Город Якутск", физических и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и соблюдение земельного законодательства на территории города Якутска.
Более того, статьей 37 ГрК РФ установлено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Аналогичное положение предусмотрено статьей 7 Земельного кодекса РФ, которой предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Таким образом, суд считает, что права Общества с учетом вышеуказанных положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ не нарушены, Общество имеет право выбрать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов без дополнительных разрешений и процедур согласования.
На основе изложенных обстоятельств дела и норм материального права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Общества полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья А.Н. Устинова