ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6256/2021 от 13.01.2022 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

20 января 2022 года

Дело № А58-6256/2021

Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2022

Полный текст решения изготовлен 20.01.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой О.А., рассмотрев дело по заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) от 27.08.2021 № 119/3542 к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании недействительным распоряжения от 02.06.2021 № 1070 «Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа «город Якутск» и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества» в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности (паспорт, диплом),

от ответчика – от ответчика – ФИО2, по доверенности от 11.01.2022 № 4 (паспорт, диплом),

У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 27.08.2021 № 119/3542 к Окружной администрации города Якутска (далее - Окружная администрация) и уточнением к заявлению о признании недействительным распоряжения от 02.06.2021 № 1070 «Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа «город Якутск» и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества» в части.

Окружная администрация представила отзыв на заявление от 27.10.2021о том, что выезды по осмотру бесхозяйных объектов тепловодоснабжения запланированы Службой эксплуатации городского хозяйства до конца 2 квартала 2022 года после окончания инвентаризации сетей электроснабжения уличного освещения, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Окружная администрация заявила устное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с предоставлением заявления об уточнении исковых требований от 13.01.2022. Представитель заявителя возражает по мотиву того, что дело находится в производстве с сентября месяца 2021 года, до обращения в арбитражный суд заявитель направлял в адрес ответчика претензионные письма, ходатайство об отложении рассмотрения дела направлено на затягивание процесса.

В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

Указанная норма права предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства.

Из заявленного ходатайства не следует, что ответчик намеревался представить какие-либо конкретные дополнительные доказательства, которые не смог представить в суд ранее, или дать новые пояснения, имеющие значение для дела, или совершить иные процессуальные действия. Ответчик располагал достаточным количеством времени для подготовки правовой позиции.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Таким образом, препятствий к рассмотрению дела по существу с учетом положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не имеется, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания суд отказывает в связи с необоснованностью.

Из материалов дела установлено.

Окружной администрацией вынесено распоряжение «Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа «город Якутск» и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества» от 02.06.2021 № 1070.

Пунктом 2 указанного акта указано ДИЗООкружной администрации г. Якутска заключить договоры эксплуатации с эксплуатирующими организациями на бесхозяйные движимые объекты, указанные в приложении к настоящему распоряжению.

В обоснование своего требования, заявитель ссылается на то, что в приложении к распоряжению приведен перечень движимого имущества, передающегося эксплуатирующим организациям. В перечне помимо прочего указаны сети теплоснабжения, сети холодного водоснабжения. С некоторыми позициями, указанными в списке сетей заявитель не согласен, считает их передачу в эксплуатацию ПАО «Якутскэнерго» необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности, на которую собственник отказался.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 этого же Закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно пунктам 5, 11, 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. Теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом, значимыми обстоятельствами для определения такой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).

В приложении оспариваемого распоряжения указаны сети, которые отсутствуют физически, являются сетями заявителя (не бесхозяйные), являются сетями иных лиц, не имеют подключения к сетям заявителя, адрес не существует. 

В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обратное Окружной администрацией не доказано.

Требования заявителя основаны на следующих документах: cписок сетей, которые необоснованно передаются в эксплуатацию заявителю с указанием причин, а также акты осмотра жилых домов на предмет подключения к сетям ЯТЭЦ ПАО «Якутскэнерго», акты границ балансовой и эксплуатационной ответственности, выкопировка из Схемы теплоснабжения городского округа «город Якутск» до 2032 года, актуализированная Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 25.06.2021 № 185п.

Довод Окружной администрации о том, что выезды по осмотру бесхозяйных объектов тепловодоснабжения запланированы Службой эксплуатации городского хозяйства до конца 2 квартала 2022 года, может свидетельствовать о безосновательном вынесении оспариваемого распоряжения.

Окружной администрацией не представлены доказательства:

признания спорного имущества бесхозяйным недвижимым имуществом в установленном законом порядке и в установленные законом сроки, в том числе и выписки из ЕГРН,

постановки на учет спорного имущества в регистрирующем органе в порядке таковых,

а также доказательства наличия непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации или единой теплоснабжающей организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения в которую входят указанные тепловые сети).

Окружной администрацией не приведено правовое обоснование для придания статуса бесхозяйного движимого имущества в части спорного имущества, которые в свою очередь были признаны бесхозяйным недвижимым имуществом в установленном порядке.

Тем самым Окружной администрацией не доказано соответствие оспариваемого акта Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Указанное по мнению суда, свидетельствует и о нарушении прав и законных интересов заявителя.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, оспариваемое в части распоряжение принято с нарушением требований Гражданского кодекса РФ, Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным оспариваемого акта.

Заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению с отнесением расходов по госпошлине на ответчика.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru.  

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать распоряжение Окружной администрации Городского округа «город Якутск» «Об исключении бесхозяйных объектов недвижимого имущества из реестра бесхозяйного недвижимого имущества городского округа «город Якутск» и придании им статуса бесхозяйного движимого имущества» № 1070 от 02.06.2021 г. недействительным в части:

- пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 25, 34, 35, 36, 38, 39, 41, 46, 48, 52, 53, 54, 55, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 75, 83, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 98, 99, 200, 208, 209, 259, 372 раздела «Сети теплоснабжения» Перечня движимого имущества, передающегося эксплуатирующим организациям (Приложение к распоряжению Окружной администрации города Якутска от 02 июня 2021 г. № 1070р);

- пунктов 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 30, 31, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 59, 60, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 76, 83, 106, 116, 121, 150, 153, 157, 161, 169, 172, 187, 188, 197, 199, 203, 204, 205, 209, 212 раздела «Сети холодного водоснабжения» Перечня движимого имущества, передающегося эксплуатирующим организациям (Приложение к распоряжению Окружной администрации города Якутска от 02 июня 2021 г. № 1070р).

Обязать Окружную администрацию Городского округа «город Якутск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Якутскэнерго».

Взыскать с Окружной администрации Городского округа «город Якутск» в пользу Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Р.И. Эверстова