Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Город Якутск
Дело № А58-6339/2018
29 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Теплоэнергосервис» (ИНН<***>, ОГРН <***>) от 24.07.2018 №2764 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения №03-53/17А от 25.04.2018,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Оймяконского района Республики Саха (Якутия) (678730, <...>), Общество с ограниченной ответственностью «Организация коммунального комплекса «Персей» (678730, <...>),
при участии: представителей заявителя ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности, от Управления ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности, от Прокуратуры: ФИО5 по доверенности.
установил:
Акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее - Заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании решения №03-53/17А от 25.04.2018 о нарушении антимонопольного законодательства.
В процессе рассмотрения дела в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены Прокуратура Оймяконского района Республики Саха (Якутия) и Общество с ограниченной ответственностью «Организация коммунального комплекса «Персей».
Судом установлены обстоятельства дела.
В Управление поступило обращение Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (далее - Прокуратура PC (Я)), и материалы о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, выразившееся в уклонении от заключения договора энергоснабжения с ООО «Организация коммунального комплекса «Персей», устанавливая невыгодные условия при выдаче технических условий от 19.09.2017 № 3/КНС. Кроме того, по мнению Прокуратуры Общество неправомерно отказывает в подключении данному контрагенту к теплоносителям, при отсутствии задолженности по оплате за потребленную ранее энергию.
На основании данного обращения Прокуратуры PC (Я), а также информации, полученной в ходе проверки заявления, 31 октября 2017 года Якутским УФАС России возбуждено дело № 03-53/17А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе проведенной проверки материалов и представленных в ходе рассмотрения дела документов Управлением были установлено следующие фактические обстоятельства и доказательства.
Распоряжением администрации муниципального образования «Поселок Усть-Нера» от 28.07.2015 № 124/1, решением поселкового Совета депутатов от 28.07.2015 № 25 утверждена схема теплоснабжения МО «Поселок Усть-Нера» Оймяконский район Республики Саха (Якутия) до 2030 года.
Постановлением главы муниципального образования «Поселок Усть-Нера» от 30.12.2016 № 237 Общество наделено статусом единой теплоснабжающей организации для объектов, подключенных к системе централизованного отопления на территории муниципального образования «Поселок Усть-Нера».
22.01.2016 между Обществом и ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» заключен договор № 00043 на энергоснабжение (далее - договор), согласно которому теплоснабжающая организация обязуется осуществлять поставку тепловой энергии, оказывать услуги по ее передаче, а также иные услуги, связанные с процессом снабжения тепловой энергией потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую тепловую энергию и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.2 договора потребитель обязуется оплачивать потребление тепловой энергии и тепловые потери по сети, находящейся в пределах его балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности, а также все другие платежи за сверхнормативные тепловые потери и пени (включая стоимость теплоносителя, выявленные и актированные потери тепловой энергии с утечками, из-за нарушений тепловой изоляции и т.д.) в сроки, указанные в настоящем договоре.
Раздел 4 договора определяет учет, порядок расчетов и ответственность сторон (п. п. 4.1 - 4.11). Пунктом 4.4.1 договора определен порядок расчетов потребляемой потребителем тепловой энергии: потребитель самостоятельно платежным поучением оплачивает предъявленный теплоснабжающей организации счет в следующем порядке: а) 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца; б) 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; в) оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией понимается один календарный месяц (пункт 4.4.4 договора).
Пунктом 2.3.1 договора предусмотрено право теплоснабжающей организации вводить ограничение и прекращение подачи тепловой энергии, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по предварительной оплате.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора отмена ограничения режима потребления, примененного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, осуществляется не позднее чем через 48 часов с момента поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации, после исполнения потребителем требования о погашении (оплате) задолженности, и компенсации потребителем затрат, понесенных теплоснабжающей организацией в связи с введением ограничения режима потребления вив связи с восстановлением режима потребления.
Теплоснабжающая организация вправе произвести частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате перед теплоснабжающей организацией по договорам на энергоснабжение, на поставку горячей воды. При этом порядок ограничения и возобновления режима потребления аналогичен порядку ограничения и возобновления режима потребления за неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по настоящему договору (пункт 2.3.6 договора).
Теплоснабжающая организация вводит полное или частичное ограничение режима потребления в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». «Правилами организации теплоснабжения в РФ» (пункт 2.3.7 договора).
Согласно пункту 7.1 договора срок действия договора установлен с момента подписания до 31 декабря 2016 года, стороны договорились, что настоящий договор распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2016 года. При этом договором определено, что «Настоящий договор, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договор. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение об изменении или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора».
Приложение № 5 «Перечень точек поставки тепловой энергии», приложение № 3 «Справочник объектов потребителя с указанием присоединенной нагрузки ООО «ОКК «Персей» содержит реестр 48 точек поставки тепловой энергии ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» с указанием адресов их расположения, в том числе гараж, столярная мастерская, 46 канализационных сборников, расположенных в Оймяконском районе, пгт Усть-Нера и теплоисточников (котельных) Общества. Объекты подключены к открытой системе теплоснабжения.
Договором о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения за ООО «ОКК «Персей» от 01.06.2014 указанные в договоре канализационные сборники, расположенные в Оймяконском районе, Усть-Нера, переданы ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» администрацией муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) PC (Я).
В соответствии с Уставом ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: сбор, очистка и распределение воды, сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, прочие виды деятельности.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 № 286 установлены тарифы на водоотведение, поставляемое организациями коммунального комплекса потребителям муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 годы, в том числе ООО «Организация коммунального комплекса «Персей».
В материалы рассмотрения заявления Прокуратурой PC (Я) представлены договоры, заключенные ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» с собственниками домостроения (жилого помещения) на оказание услуг по водоотведению с жильцами п. Усть-Нера Оймяконского района PC (Я), в силу которых ООО «ОКК «Персей» осуществляет водоотведение, прием сточных вод абонентов в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект (в частности, договор с собственником домостроения (жилого помещения) на оказание услуг по водоснабжению от 20.03.2017 № 268 (<...>), договор с собственником домостроения (жилого помещения) на оказание услуг по водоснабжению от 24.01.2017 № 240 (<...>)); объяснения абонентов ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» - граждан ФИО6 от 06.11.2017, ФИО7 от 06.11.2017, ФИО8 от 06.11.2017 о разливе канализационных вод на прилегающих территориях к жилым домам.
Как следует из представленных документов, схемы напорных и самотечных трубопроводов системы водоотведения пос. Усть-Нера, канализационные сборники расположены в п. Усть-Нера Оймяконского района PC (Я), которые образуют составную часть системы водоотведения п. Усть-Нера и обеспечивают систему водоотведения жилых домов и социальных объектов поселка.
Обществом также предоставлены акты разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сетей холодного водоснабжения, тепловых сетей Оймяконского филиала ОАО «ТЭС» и Администрации МО «Поселок Усть-Нера» по КНС №№ 48, 47, 46, 45, 43,42, 41, 39, 38, 37, 36, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 25,24, 23, 22, 21, 8, 7, 6, 5.
27.02.2017 Обществом направлены в адрес ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» два экземпляра договора на тепло № 00043 от 01.01.2017 (вх. от 27.02.2017 № 053). Кроме того, поскольку ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» ненадлежащим образом исполняло свои обязанности по оплате потребленной энергии распоряжением Общества от 15.03.2017 № 100-р «О введении ограничения предоставления услуг для объектов потребителя общества с ограниченной ответственностью «Организация коммунального комплекса «Персей» в связи с неисполнением договорных обязательств по оплате задолженности за потребленные коммунальные услуги на директора Оймяконского филиала возложена обязанность при наличии у абонента задолженности более двух расчетных периодов ввести с соблюдением порядка, установленного законодательством РФ с 20.03.2017 полное ограничение поставки тепловой энергии с видимым разрывом сетей на объекты, принадлежащие ООО «Организация коммунального комплекса «Персей», разослать уведомления о введении ограничения всем уполномоченным органам.
17.04.2017 ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» направило в адрес общества подписанный договор на тепло № 00043 от 01.01.2017 с протоколом разногласий от 20.03.2017 (исх от 17.04.2017 № 040, вх. от 18.04.2017 № 785).
13.06.2017 АО «Теплоэнергосервис» направило в адрес ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» письмо № 505 «О протоколе разногласий», которым просило в течение 5 дней отозвать протокол разногласий и об отзыве оферты договора теплоснабжения при отсутствии ответа на данное письмо по истечении 7 рабочих дней. Редакция данного проекта договора не была согласована в установленном законом порядке.
13.06.2017 Общество направило в адрес ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» уведомление о расторжении договора (исх. № 567) в соответствии с пунктом 7.1 договора, а также ввиду окончания отопительного сезона с 31.05.2017 через 30 дней с момента получения настоящего уведомления (вх. от 14.06.2017 № 0169).
23.06.2017 Общество направило в адрес ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» уведомление о введении полного ограничения или прекращения режима потребления (исх. от 23.06.2017 № 605, вх. от 22.06.2017 № 0184), в связи с нарушением существенных условий договора в порядке статей 309, 486, 539, 547 п. 2 статьи 546 Гражданского кодекса РФ, статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», раздела III «Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 с 12-00 часов 24.06.2017.
В соответствии с актом отключения потребителя от подачи тепловой энергии от 24.06.2017 вследствие образовавшейся задолженности по оплате услуг перед Оймяконским филиалом Общества подача тепловой энергии прекращена 26.06.2017, объект «КНС № 42, расположенный по адресу: <...> отключен от подачи тепловой энергии путем отключения видимого разрыва.
В соответствии с актами отключения потребителя от подачи тепловой энергии от 26.06.2017 вследствие образовавшейся задолженности по оплате услуг перед Оймяконским филиалом Общества подача тепловой энергии прекращена 26.06.2017, объекты - КНС № 41 (п. Усть-Нера, ул. Трудовая, д. 4), № 39 (<...>), № 38 (<...>), № 37 (<...>) отключены от подачи тепловой энергии путем отключения видимого разрыва.
В соответствии с актами отключения потребителя от подачи тепловой энергии от 28.06.2017, вследствие образовавшейся задолженности по оплате услуг перед Оймяконским филиалом Общества подача тепловой энергии прекращена 26.06.2017, объекты - КНС № 5 (<...>), № 6 (<...>), № 7 (<...>), № 13 (<...>), № 12 (<...>), № 27 (<...>), отключены от подачи тепловой энергии путем отключения видимого разрыва.
В соответствии с актами отключения потребителя от подачи тепловой энергии от 29.06.2017 вследствие образовавшейся задолженности по оплате услуг перед Оймяконским филиалом Общества подача тепловой энергии прекращена 26.06.2017, объекты - КНС № 24 (<...>), № 19 (<...>), № 18 (<...>), № 17 (<...>), № 8 (<...>) отключены от подачи тепловой энергии путем отключения видимого разрыва.
В соответствии с актами отключения потребителя от подачи тепловой энергии от 30.06.2017 вследствие образовавшейся задолженности по оплате услуг перед Оймяконским филиалом Общества подача тепловой энергии прекращена 26.06.2017, объекты - КНС № 20 (<...>), № 21 (<...>), № 22 (<...>), № 25 (<...>), № 47 (<...> 8в-1), № 33 (<...>) отключены от подачи тепловой энергии путем отключения видимого разрыва.
В соответствии с актами отключения потребителя от подачи тепловой энергии от 01.07.2017 вследствие образовавшейся задолженности по оплате услуг перед Оймяконским филиалом Общества подача тепловой энергии прекращена 26.06.2017, объекты - КНС № 23 (<...>), № 28 (<...>), № 29 (<...>), № 28 (<...>), № 29 (<...>), № 30 (<...>). № 36 (<...>), № 34 (<...>) отключены от подачи тепловой энергии путем отключения видимого разрыва.
Распоряжением муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 20.08.2017 № 493 «О начале отопительного сезона 2017-2018 гг.» началом отопительного сезона 2017-2018 гг. объявлено 06.09.2017.
15.09.2017 ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» направило в адрес ответчика письмо № 092 о выдаче технических условий на 48 помещений канализационных насосных станций к системе теплоснабжения Оймяконского филиала АО «Теплоэнергосревис» (вх. № 6880 от 15.09.2017).
20.09.2017 Обществом выданы технические условия на подключение объектов ООО «Организация коммунального комплекса «Персей», которые не были выполнены последним.
28.09.2017 ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» произвело оплату задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 709 760,69 руб. (платежное поручение от 28.09.2017 № 1), денежные средства поступили на счет АО «Теплоэнергосервис» 03.10.2017.
03.10.2017 ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» уведомило АО «Теплоэнергосервис» о погашении задолженности и просило о подключении объектов общества к сетям теплоснабжения, указав о возникновении чрезвычайной ситуации в п. Усть-Нера в случае отрицательного ответа.
08.10.2017 на отдельных территориях п. Усть-Нера произошел разлив канализационных вод, что подтверждается актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований Оймяконской инспекции охраны природы от 12.10.2017 № 23, актом обследования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по PC (Я) в Оймяконском районе от 08.10.2017 № 319.
Из содержания данных актов обследования установлено, что 37 КНС эксплуатируется в штатном режиме, 2 не эксплуатируется в связи с отсутствием электроэнергии и 8 не эксплуатируется по причине не запуска в отопительный сезон. Канализационные трубы повреждены из-за низких температур, сборники переполнены с выходом фекальных вод на прилегающую территорию.
10.10.2018 Прокуратурой в адрес Общества направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 72-02-2017, в частности нарушений требований части 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившегося в выдаче 44 технических условий на подключение к сетям теплоснабжения на объекты -канализационно-насосные станции, предусматривающие установку прибора учета тепловой энергии; нарушения требований статьи 100 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, пунктов 121, 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, выразившихся в не возобновлении подачи тепловой энергии в течение 48 часов с момента поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации, в нарушении прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, соответственно.
14.10.2017 ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» направило в адрес Общества письмо № 0103 о заключении отдельных договоров теплоснабжения и ГВС на каждый объект из 45 объектов - канализационных сборников.
Распоряжением главы муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района)» Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 № 306 в связи с критической ситуацией, сложившейся в сфере водоотведения на территории муниципального образования «Поселок Усть-Нера», в целях выполнения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и обеспечения надлежащей эксплуатации объектов водоотведения на территории муниципального образования «Поселок Усть-Нера», во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая требования Методических рекомендаций по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также рекомендации решения КЧС МО «Оймяконский улус (район)» от 06.10.2017, с 26.10.2017 на территории поселка Усть-Нера введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, создан оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, членом которого явились, в том числе Общество, ООО «Организация коммунального комплекса «Персей»; директору Оймяконского филиала Общества» поручено обеспечить техническую возможность присоединения объектов водоотведения к системе отопления, по заявкам, поданным ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» и согласованным с оперативным штабом по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Поселок Усть-Нера».
20.11.2017 распоряжением главы муниципального образования «Оймяконский улус (район)» Республики Саха (Якутия) №619 на основании Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности МО «Оймяконский улус (район)» № 24 от 20.11.2017 в связи с аварийной ситуацией в п. Усть-Нера, связанной с выходом из строя систем водоотведения канализационных насосных сборников и розлива фекальных вод на дворовых территориях жилищного фонда п. Усть-Нера введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Оймяконского звена Якутской территориальной подсистемы РСЧС с 20.11.2017, создан оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации, дан ряд указаний для принятия мер по устранению аварийной ситуации в п. Усть-Нера.
Общество 14.11.2017 присоединило к системе отопления 24 канализационных сборников ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» путем врезки по состоянию на 14.11.2017 и по состоянию на 08.12.2017 произведено 30 врезок на 31 объект ООО «Организация коммунального комплекса «Персей». Основанием для подключения и подачи теплоснабжения на объекты ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» явилось представление прокуратуры Оймяконского района Республики Саха (Якутия) от 10.10.2017 № 72-02-2017, введение режима чрезвычайной ситуации на территории поселка Усть-Нера, распоряжения главы муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района)» Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 № 306, от 20.11.2017 № 619.
Решением Оймяконского районного суда PC (Я) от 12.12.2017 по делу № 2-294/2017 исковые требования и. о. прокурора Оймяконского района PC (Я) в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Теплоэнергосервис», Оймяконскому филиалу акционерного общества «Теплоэнергосервис» о возложении обязанности обеспечить подачу теплоснабжения на канализационные насосные станции удовлетворены, суд обязал Общество, Оймяконский филиал обеспечить подачу теплоснабжения на канализационные насосные станции, эксплуатируемые ООО ОКК «Персей», расположенные в п. Усть-Нера, Оймяконский район, PC (Я), а именно: КНС № 5, КНС № 6; КНС № 7; КНС № 8: КНС № 11; КНС № 12; КНС № 13; КНС № 14; КНС № 17; КНС № 18; КНС № 19; КНС № 20; КНС №21; КНС № 22; КНС № 23; КНС № 24; КНС № 25; КНС № 27: КНС № 28; КНС № 29; КНС № 30; КНС № 31; КНС № 32; КНС № 33; КНС № 34; КНС № 36; КНС № 37; КНС № 38; КНС № 39; КНС № 41; КНС № 42; КНС № 43; КНС № 45; КНС № 46; КНС № 47; КНС № 48.
14.02.2018 Верховным судом PC (Я) решение Оймяконского районного суда PC (Я) от 12.12.2017 по делу № 2-294/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «Теплоэнергосервис» - без удовлетворения.
Управление рассмотрев представленные материалы дела пришло к выводу о том, что Общество в нарушение установленного законом порядка прекратило поставку тепловой энергии в полном объеме, что является нарушением требований антимонопольного законодательства.
При этом, в нарушение требований пункта 82 Правил № 808 Обществом прекращена подача тепла не путем осуществления переключений на тепловых сетях, а путем видимого разрыва трубопровода подачи тепла.
Управление пришло к выводу о том, что в правоотношения Общества с ООО ОКК «Персей» должны регулироваться пунктом 96 Правил № 808 согласно которым в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Нарушение антимонопольного законодательства со стороны Общества, по мнению Управления, выражается в том, что являясь субъектом естественной монополии на рынке передачи тепловой энергии и наделенного статусом единой теплоснабжающей организации, полного ограничения режима потребления тепловой энергии на объекты ООО «Организация коммунального комплекса «Персей», оно лишило возможности последнего осуществлять услуги по водоотведению и указанными действиями создало угрозу ущемления прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
Управление пришло к выводу, что расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе Общества впоследствии повлекло полное прекращение подачи тепловой энергии на объекты - канализационные сборники п. Усть-Нера Оймяконского района PC (Я), образующих составную часть системыводоотведения и обеспечивающих систему водоотведения жилых домов и социальных объектов поселка, и лишило добросовестных абонентов, жильцов домов Усть-Нера Оймяконского района PC (Я), гарантированного Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами № 354 права на бесперебойное получение услуг на водоотведение.
Управлением также сделан вывод, что Общество в нарушение требований пункта 82 Правил № 808, пункта 1 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, выдав ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» технические условия на подключение объектов - канализационных сборников, в т. ч. технические условия на подключение к сетям теплоснабжения от 19.09.2017 № 3/КЫС, от 19.09.2017 № 10/КНС, от 19.09.2017 № 15/КНС, от 19.09.2017 № 8/КНС, от 19.09.2017 № 5/КНС. от 19.09.2017 № 4/КНС, от 19.09.2017 № 11/КНС, от 19.09.2017 № 47/КНС, от 19.09.2017 № 48/КНС, от 19.09.2017 № 46/КНС, от 19.09.2017 № 45/КНС, от 19.09.2017 №43/КНС, от 19.09.2017 № 42/КНС, от 19.09.2017 № 41/КНС, от 19.09.2017 № 47/КНС, от 19.09.2017 № 40/КНС, от 19.09.2017 № 39/КНС, от 19.09.2017 № 38/KIIC, от 19.09.2017 №37/КНС, от 19.09.2017 № 36/КНС, от 19.09.2017 № 35/КНС, от 19.09.2017 № 34/КНС превысило пределы осуществления своих прав, злоупотребив правом и нарушило требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Общество не согласилось с данными выводами Управления обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В представленном отзыве на заявление Управление отклонило доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятого решения.
Прокуратура в представленном отзыве также подержала правовую позицию антимонопольного органа и просила в удовлетворении требований отказать.
В письменных пояснениях по делу ООО ОКК «Персей» указало, что 14.06.2017 получило от Общества уведомление о расторжении договора № 00043 от 01.01.2016. С данным расторжением согласилось, и указанное расторжение договора им не оспаривалось.
04.10.2017 ООО ОКК «Персей» обратилось к Обществу с предложением о заключении нового договора теплоснабжения на отопительный сезон 2017 – 2018 года посредством составления договоров на каждый объект.
От Общества и Управления в судебное заседание поступили дополнительные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10 часов 05 минут 11.12.2018 до 10 часов 50 минут 17.12.2018. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
Суд, рассмотрев материалы дела и выслушав мнения лиц участвующих деле приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 30) из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц.
В соответствии с ч. 2 п. 5 Постановления N 30 антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Исходя из формированной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
Как было указано выше, между заявителем и ООО ОКК «Персей» был заключен договор теплоснабжения № 00043 от 22.01.2016 сроком действия до 31.12.2016.
Материалами дела установлено, что ООО ОКК «Персей» допускал существенные нарушения условий данного договора в части несвоевременной оплаты потребленной энергии (более двух периодов подряд), а также факта бездоговорного потребления тепловой энергией.
Кроме того, стороны данного договора совершали действия по заключению нового договора теплоснабжения от 01.01.2017 (направление оферты Обществом от 27.02.2017 и представление ООО ОКК «Персей» протокола разногласий к нему от 20.03.2017, письмо Общества от 13.06.2017 об отклонении протокола разногласий).
Учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что прекращение договорных обязательств по договору теплоснабжения № 00043 от 22.01.2016 со стороны Общества были произведены по окончании отопительного сезона и при отсутствии возражений со стороны контрагента, суд приходит к выводу о том, что у Управления отсутствовали основания признавать действия Общества по прекращению подачи энергии 24.06.2017(в том числе и установлению видимого разрыва трубопровода подачи тепла) как нарушающие требования антимонопольного законодательства, поскольку их нельзя квалифицировать как направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Также суд признает необоснованным и недоказанным вывод Управления о том, что заявитель в нарушение требований антимонопольного законодательства лишил возможности ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» осуществлять услуги по водоотведению создав угрозу ущемления прав добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг.
ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» как организация ответственная за оказание услуг водоотведения, и получая оплату за потребленные услуги, обязано совершать необходимые действия по обеспечению содержания соответствующих инженерных сетей (в данном случае канализационных колодцев), чтобы обеспечить их нормальное функционирование и не допущения соответствующих разливов.
Достаточных доказательств, свидетельствующих о причинно-следственной связи между прекращением подачи тепловой энергии со стороны Общества и фактом разлива канализационных вод на объектах ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» в материалах дела нет. Представленные акты осмотра от 08.10.2017 и 12.10.2017 не устанавливают данных обстоятельств, поскольку из их содержания следует, что из 45 КНС, 37 из них эксплуатируется в штатном режиме, 2 не эксплуатируется в связи с отсутствием электроэнергии и только 8 не эксплуатируется по причине не запуска в отопительный сезон.
При этом, учитывая, тот факт, что подача тепловой энергии на КНС по договору от 22.01.2016 осуществлялась на все объекты ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» остается невыясненным вопрос о том, каким образом отсутствие подачи тепловой энергии со стороны Общества на все объекты КНС смогло повлиять только на 6 объектов КНС.
Факт того, что канализационные трубы повреждены из-за низких температур, а сборники переполнены с выходом фекальных вод на прилегающую территорию, без проведения соответствующих исследований причин, не может достоверно определять вину Общества, которая была вменена Управлением заявителю.
Таким образом, вывод Управления о том, что расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе Общества повлекшее полное прекращение подачи тепловой энергии на объекты - канализационные сборники п. Усть-Нера Оймяконского района PC (Я), и лишило добросовестных абонентов, жильцов домов Усть-Нера Оймяконского района PC (Я) права на бесперебойное получение услуг на водоотведение, является необоснованным и не доказанным.
Суд считает, что исходя из имеющихся материалов дела у Общества в силу требований закона и условий заключенного договора, имелись основания для прекращения подачи тепловой энергии недобросовестному контрагенту и поскольку данные действия были совершены по окончании отопительного сезона, нарушенных прав конечных потребителей коммунальных услуг судом не усматривается.
Тот факт, ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» в период с 24.06.2017 по 04.10.2017 не совершило необходимых действий по обеспечению готовности инженерных систем, находящихся в его ведении для их нормального функционирования не может свидетельствовать о злоупотреблении правом Общества направленного на ограничение или устранение конкуренции по отношению к хозяйствующему субъекту.
При этом, вывод Управления о том, что Общество не имело право производить прекращение поставки тепла путем видимого разрыва тепловых сетей суд оценивает критически, поскольку при том, что Общество было ограничено в допуске на объекты КНС контрагента (ввиду действия административных ограничений), а также доказанности факта допущения бездоговорного потребления энергии со стороны контрагента, иного способа прекращения поставки тепловой энергии у заявителя не было. Кроме того, с учетом того, что в последствии, при подключении КНС к теплоснабжению в октябре 2017 году данное обстоятельство не являлось каким либо препятствием для возобновления поставки тепла в последующий отопительный сезон.
Вывод Управления о том, что Общество выдав ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» технические условия на подключение объектов - канализационных сборников, в т. ч. технические условия на подключение к сетям теплоснабжения от 19.09.2017 № 3/КЫС, от 19.09.2017 № 10/КНС, от 19.09.2017 № 15/КНС, от 19.09.2017 № 8/КНС, от 19.09.2017 № 5/КНС. от 19.09.2017 № 4/КНС, от 19.09.2017 № 11/КНС, от 19.09.2017 № 47/КНС, от 19.09.2017 № 48/КНС, от 19.09.2017 № 46/КНС, от 19.09.2017 № 45/КНС, от 19.09.2017 №43/КНС, от 19.09.2017 № 42/КНС, от 19.09.2017 № 41/КНС, от 19.09.2017 № 47/КНС, от 19.09.2017 № 40/КНС, от 19.09.2017 № 39/КНС, от 19.09.2017 № 38/KIIC, от 19.09.2017 №37/КНС, от 19.09.2017 № 36/КНС, от 19.09.2017 № 35/КНС, от 19.09.2017 № 34/КНС превысило пределы осуществления своих прав и нарушило требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции суд также признает необоснованными, поскольку выдача таких условий в силу требований закона находится в компетенции ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении).
Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.5 Правил N 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий; при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы; для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется, в том числе состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии и оформляется актами.
Приемка подготовленных систем теплопотребления, тепловых сетей и тепловых пунктов потребителей должна быть оформлена двухсторонними актами (Приложения 3, 4) с участием представителей теплоснабжающей организации и потребителя (пункт 16 Методических рекомендаций). Приложениями N 3, N 4 утверждены формы Акта готовности систем отопления и тепловых систем потребителя к эксплуатации в отопительном периоде, а также Акт готовности теплового пункта к эксплуатации в отопительном периоде.
При этом, ООО «Организация коммунального комплекса «Персей» не оспорило в судебном порядке действия заявителя по установлению неправомерных, по ее мнению, пунктов условий, а антимонопольный орган не вправе вмешиваться во взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов, даже, если один и является монополистом на рынке, поскольку такой спор носит гражданско-правовой характер.
Таким образом, Управление не имело право заменять собой судебные органы и разрешать гражданский спор за пределами своих компетенции в связи, с чем оспариваемое решение, является неправомерным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вывод Управления о нарушении Обществом требованиям антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является основанием для удовлетворения заявления и признания оспариваемого решения недействительным.
При обращении в Арбитражный суд Общество произвело судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, которые в силу требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Управление.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
требование Акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить полностью.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) №03-53/17А от 25.04.2018.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы в сумме 3 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
В.А. Андреев