ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6341/18 от 13.11.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Город Якутск

Дело № А58-6341/2018

29 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В. А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Л.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кинг-95" (ИНН 1435046193, ОГРН 1021401074970) от 20.07.2018 №485 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 69519 от 21.03.2018,

с участием от заявителя – ФИО1 по доверенности, от Инспекции  – ФИО2  по доверенности, ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности

установил:

Как следует из представленных материалов дела, 25.07.2017 Общество с ограниченной ответственностью "Кинг-95" (далее - заявитель, Общество) представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Республики Саха (Якутия) (далее - налоговый орган, Инспекция) налоговую декларацию за 2 квартал 2017 года.

Заявителем заявлен налоговый вычет по НДС за данный период в размере 10 887 244.56 рублей по четырем контрагентам (ООО «Пеленг» на сумму 971 990,33 рублей, ООО «Промтехстрой» на сумму 3 813 559,32 рублей, ООО « Экспостройдизайн» на сумму 2 841 101,69 рублей, и ООО «Евростройстандарт» на сумму 3 260 593,22 рублей).

С 25.07.2017 по 25.10.2017 налоговым органом в порядке статьи 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017, о чем составлен акт налоговой проверки от 10.11.2017 №115738.

Акт вручен 17.11.2017 представителю Общества ФИО5 по доверенности от 09.01.2017.

Общество было уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 20.12.2017 в 10 час. 30 минут извещением от 15.12.2017 №49680.

Общество представило письменные возражения от 18.12.2017 по акту камеральной налоговой проверки.

20.12.2017 акт налоговой проверки, материалы камеральной налоговой проверки, возражения Общества рассмотрены заместителем начальника Инспекции с участием представителя Общества, о чем составлен протокол №115738. В связи с тем, что Обществом представлены возражения в день рассмотрения, была назначена новая дата рассмотрения материалов проверки на 09.01.2018.

Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 09.01.2018 в 15 час.20 минут извещением от 27.12.2017 №50516.

09.01.2018 по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки с участием представителя Общества ФИО6 принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 09.02.2018 (протокол рассмотрения №115738).

09.02.2018 составлена справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля №415 и вручена представителю Общества 16.02.2018. Одновременно вручено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 15.02.2018 №52505, дата рассмотрения назначена на 06.03.2018 года в 11-00 час.

16.02.2018 состоялось ознакомление с материалами, представленными во время проведения дополнительных мероприятий, о чем составлен протокол №б/н.

05.03.2018 Обществом в Инспекцию представлены возражения от 02.03.2018 №б/н на справку о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 09.02.2018 №415.

В связи с этим извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 06.03.2018 №53720 направлено Обществу по ТКС.

21.03.2018 акт налоговой проверки, материалы проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, возражения рассмотрены заместителем начальника Инспекции с участием представителей Общества (протокол №115738-2).

В ходе рассмотрения материалов проверки Обществом представлено ходатайство о применении смягчающих обстоятельствах от 21.03.2018, пояснения.

По результатам рассмотрения Инспекцией вынесено решение №69519 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым:

- Обществу доначислено и предложено уплатить НДС за 2 квартал 2017 года в сумме 10 887 245 рублей.

- Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа с учетом применения смягчающих обстоятельств в размере 1 088 724,50 рублей.

- Обществу начислены пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 615 785,82 рублей.

28.03.2018 Решение Инспекции вручено представителю Общества по доверенности от 09.01.2018.

Инспекция проверив по итогам камеральной проверки обоснованность данных вычетов заявленных обществом, пришла к выводу о  наличии в  действиях Общества, целей направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, о нереальности хозяйственных операций данных контрагентов и не проявлении Обществом должной осмотрительности в выборе контрагентов. Инспекция также пришла к выводу о том, что выполнения обязательств по договорам является невозможным, а сведения, содержащиеся в документах, представленных Обществом, недостоверны и противоречивы.

В результате анализа представленных Обществом и указанными контрагентами документов Инспекция установила следующие обстоятельства:

28.10.2014 Государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Госзаказчик) и Обществом заключен государственный контракт №0116200007914008590 на выполнение собственными и /или привлеченными силами и средствами строительно-монтажных работ по объекту: Школа на 400 учащихся в с. Усть-Майя Усть-Майского улуса (коробка здания) (далее по тексту -Школа). Цена контракта – 87 136 647,85 рублей, в т.ч. 13 292 031,02  рублей.

При этом, в обязанности Общества по данному контракту (п.3.1.34) входило привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства в размере 15% от цены контракта.

Во исполнение вышеуказанного государственного контракта Общество заключило договор субподряда с ООО «Пеленг» (согласно единому реестру малого предпринимательства является малым предприятием с 01.08.2016) от 03.04.2017 № 14/1 СП/2017, согласно которому ООО «Пеленг» с 03.04.2017 по 29.05.2017 обязуется произвести работы на объекте «Школа». Объем работ определяется локальной сметой - Приложение №1, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Стоимость договора составила 6 371 936,60 руб., в т.ч. НДС 971 990,33 рублей.

29.05.2017 между Обществом и ООО «Пеленг» подписан акт о приемке выполненных работ от 29.05.2017 №1, локальная смета №1, справка о стоимости выполненных работ от 29.05.2017 №1 на сумму 6 371 936,60 руб., в т.ч. НДС -971 990.33 рублей.

Согласно Акту о приемке выполненных работ №1 от 29.05.2017, локальной сметы №1 ООО «Пеленг» сдал Обществу следующие виды работ: Наружная отделка: Облицовка стен фасадов зданий плитами «Краспан» на металлическом каркасе, 100 м2 поверхности облицовки. Установка пароизоляционного слоя из пленки полиэтиленовой 100м2 поверхности покрытия изоляции. Изоляция изделиями из волокнистых и зернистых материалов на битуме холодных поверхностей покрытий и перекрытий сверху, 1м3 изоляции. Установка пароизоляционного слоя из пленки полиэтиленовой 100 м2 поверхности покрытия изоляции. Период выполнения работ с 03.04.2017 по 29.05.2017.

ООО «Пеленг» выставило Обществу счет-фактуру от 29.05.2017 №6 за выполненные работы по договору №14/1СП/2017 от 03.04.2017 на объекте Школа на 400 мест в с. Усть-Мая Усть- Майского улуса на сумму 6 371 936,60 руб. , в т.ч. НДС 971 990,33 руб. Счет-фактура подписана от имени руководителя и главного бухгалтера ООО «Пеленг» - ФИО7 (том 5, л.д.77).

В книге покупок Общества по НДС за 2 квартал 2017 года (запись №588) зарегистрирована и отнесена к вычетам счет-фактура от 29.05.2017 №6, полученному от ООО «Пеленг», на сумму 6 371 936,60 руб., в том числе НДС 18% 971 990 руб.

По выписке по расчетному счету Общества установлено перечисление денежных средств в адрес ООО «Пеленг» по платежному поручению № 1739 от 02.06.2017 с назначением платежа «ОПЛАТА ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ ПО ДОГОВОРУ СУБПОДРЯДА № 14/1СП/2017 ОТ 03.04.2017 Г. ШКОЛА В С.УСТЬ-МАЯ СУММА 6 371 936,60 рублей в том числе НДС (18%) 971 990,33рублей».

Также налоговым органом было установлено, что в карточке счета 20 в части выполнения строительных работ субподрядными организациями по объекту «Школа на 400 мест в с. Усть-Мая Усть-Майского улуса» отражено принятие выполненных работ ООО «СахаМонтажСтрой» (30.06.2015, по договору субподряда №01/СП/2015 от 20.01.2015), ООО «Идеал 2001» (25.08.2016, 01.11.2016, 15.12.2016, по договору №14-2/СП/2016 от 10.03.2016), ООО «Плазма» (14.12.2016, по договору субподряда №56/1/СП/2016 от 17.08.2016), ООО «Мастерсервис»(15.12.2016, по договору подряда 63/1/СП/2016 от 03.10.2016). ООО «Пеленг» (29.05.2017, по договору №14/1СП/2017 от 03.04.2017).

Исходя из вышеуказанных документов, налоговый орган пришел к выводу В соответствии со ст.93 НК РФ требованием налогового органа от 28.08.2017 №25/1094/54266 (том 5, стр. 7-13) у Общества были истребованы документы подтверждающие совершение указанной сделки.

Обществом с сопроводительным письмом № 139 от 08.09.2017 (вх. № 44367 от 11.09.2017) представлены следующие документы: - карточка счета по контрагенту ООО «Пеленг» за 2 квартал 2017 года; - оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за 2 квартал 2017 года по контрагенту ООО «Пеленг»; - договор субподряда № 14/1СП/2017 от 03.04.2017; - свидетельство о допуске к определенному виду или видам деятельности, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №0084.01-2017-7734685174-С-258 от 22.06.2015; - счет-фактура № 6 от 29.05.2017, государственный контракт от 28.10.2014 №0116200007914008590 (том 5 стр. 14, 16-21, 49-77).

Вместе с тем, Обществом не были  представлены общие журналы работ (КС-6), журналы по технике безопасности, журнал пропуска работников на объект строительства, а также  документы, подтверждающие предоставление информации ГКУ «СГЗ РС(Я)» о привлечении на объект субподрядных организаций.

Анализ содержания журнала регистрации инструктажа на рабочем месте по объекту «Школа на 400 мест в с. Усть-Майя Усть-Майского района» свидетельствует, что  инструктаж на объекте в основной массе прошли сотрудники ООО «Кинг-95».

Также налоговым органом было установлено, что работы указанные в КС -2 от 29.05.2017 №1 ООО «Пеленг» по объекту: «Школа»  Общество выполнило и передало госзаказчику актами о приемке выполненных работ (КС-2) от 02.05.2017 №3, от 25.05.2017 №4 , счет - фактурами от 02.05.2017 №56, от 25.05.2017 №62.

Данные обстоятельства позволили Инспекции сделать вывод о том, что ООО «Пеленг», фактически не выполняло указанные работы, а документы представленные Обществом являются фиктивными и направленными на получение необоснованной налоговой выгоды.

По мнению налогового органа, о формальном документообороте и невозможности выполнения работ со стороны ООО «Пеленг», свидетельствуют следующие обстоятельства.

- Данный контрагент не обладает материальными и трудовыми ресурсами, тогда как само Общество в состоянии выполнить указанный вид работ самостоятельно;

- ООО «Пеленг» зарегистрировано в г. Санкт-Петербург, (основной вид деятельности: 41.2 Строительство зданий и сооружений, является членом СРО Ассоциации «Субъектов строительной сферы «Гарантия оптимальных строительных технологий» с 27.01.2015 за номером СРО-С-258-11012015). Его руководитель и один из учредителей ФИО7 являлся руководителем 4 организаций и учредителем 6 организаций. Справки 2-НДФЛ за 2016 год представлены по 4 физическим лицам, за 2015 год представлены по 4 физическим лицам. Сведения о среднесписочной численности работников:- за 2016 год - 3; - за 2015 год - 3; - за 2014 год - 2; - за 2013 год - 1; - за 2012 год - 1. Имущество, транспортные средства отсутствуют.

- По выписке банков по расчетным счетам ООО «Пеленг» за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлено, что основные суммы зачисленных денежных средств за 1 полугодие 2017 года поступили от ООО «Кинг-95» и ООО «Сельдорстрой» и в значительном объеме сумма списывается в адреса лиц, подконтрольных ООО «Пеленг»: ИП ФИО7, ИП ФИО8 (бывший коллега, соучредитель), ФИО7, ФИО8, ФИО9 (дочь ФИО7), ФИО10 (племянник, сын ФИО11), ООО «Промтехстрой» (руководитель и учредитель ФИО8), ООО «Якутия-Трейд» (руководитель - ФИО12, учредители - ФИО7, ФИО8), ООО «Якутстройком» (руководитель - ФИО13, зарегистрированная по одному адресу с ФИО7 (ранее зарегистрирован), с ФИО12 (действующая регистрация).

- Первичная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2017г. ООО «Пеленг» представлена 25.07.2017. Подписантом является ФИО7 Сумма налога к уплате в бюджет составила 123 434,00 руб., при этом обороты составили: - налоговая база по ставке 18% -32 507 433 руб.; - сумма НДС - 5 851 338 руб.; - сумма исчисленная с учетом восстановительных сумм налога 5 851 338 руб.;- налоговые вычеты 5 727 904 руб. Доля налоговых вычетов к исчисленной сумме налога составила 98%. По сведениям из раздела 8 налоговой декларации ООО «Пеленг» основные вычеты по НДС заявлены по подконтрольным контрагентам: ООО «Промтехстрой» ИНН <***>, ООО «Якутия-Трейд» ИНН <***>, ООО 'ЯКУТСТРОЙКОМ' ИНН 1435280997,000 "СТРОЙКОМПЛЕКТ" ИНН <***>.

- В ответ на запрос налогового органа, ООО «Пеленг» сопроводительным письмом № 08-33327 от 11.09.2017 представило следующие документы:

- договор субподряда № 14/1СП/2017 от 03.04.2017,

- счет-фактура № 6 от 29.05.2017,

- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 29.05.2017,

- акт о приемке выполненных работ № 1 от 29.05.2017.

Сравнительный анализ данных документов с документами представленных Обществом показал, что договор и счет-фактура являются не идентичными (договор субподряда, представленный ООО «Пеленг» по объекту «Школа на 400 учащихся в с. Усть-Мая Усть-Майского района», составлен на 8 страницах, подписан Генподрядчиком и Субподрядчиком на каждом листе, договор содержит 16 пунктов условий договора сроком действия - до 31.05.2017. Стоимость договора не определена, ссылкой в п. 2.1 установлено, что стоимость работ определяется на основании актов КС-2, КС-Банковские реквизиты ООО «Пеленг» указаны по расчетному счету, открытому в Филиале «Санкт-Петербургский» АО «Альфа-Банк» (действующий счет, открыт в феврале 2017 года), ООО «КИНГ-95» - по счету, отрытому Якутском отделении № 8603 тогда как договор субподряда № 14/1 СП/2017 от 03.04.2017, представленный ООО «Кинг-95» по объекту «Школа на 400 учащихся в с. Усть-Мая Усть-Майского района», составлен на 5 страницах, подписан Подрядчиком и Заказчиком в заключительной части договора; договор содержит 8 пунктов условий договора сроком  действия - до 29.05.2017 Банковские реквизиты ООО «Пеленг» указаны по расчетному счету, открытом в АБ Таатта» а ООО «КИНГ-95» - по счету, отрытому в Якутском отделении № 8603.

При анализе копий счета-фактуры, представленных Обществом и ООО «Пеленг» установлено расхождение Объектов, на которых выполнялись работы (в представленной Обществом указан объект «Школа», а в представленном ООО «Пеленг» Административное здание интернет-кафе по договору от 10.09.2016.

Счет-фактура, представленная Обществом, подписана от имени руководителя организации и главного бухгалтера - ФИО7; счет-фактура, представленный ООО «Пеленг», подписана от имени руководителя организации - (поле подписи - пустое) - ФИО7, от имени главного бухгалтера - установлена подпись ФИО14

- Допрошенный в качестве свидетеля главный бухгалтер ООО «Пеленг» ФИО14 (протокол допроса № 25/1094/2483 от 01.02.2018) пояснила, что: «налоговую отчетность по НДС за 2017 год по ООО «Пеленг» оформляла на основании переданных ей директором документов. ООО «Пеленг» на объект «Школа в с. Усть-Майя Устъ-Майского района» привлекало субподрядные организации, но  какие именно не помнит. По факту неверного указания в счете-фактуре № б от 29.05.2007. наименования выполненных работ, указала на свою ошибку».

На основании изложенного, налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество документально не подтвердило факт привлечения субподрядчиков на выполнение строительно-монтажных работ по государственному контракту, а указанные работы выполняло само Общество при отсутствии разумных экономических причин и фиктивности его хозяйственных операций.

По  сделкам с контрагентом Общества ООО «Промтехстрой» налоговым органом были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с государственным контрактом № 0716100000216000002-0029735-01 от 29.11.2016, заключенным между Обществом и СВФУ им.М.К. Аммосова заявитель обязался выполнить комплекс подрядных работ по объекту: «Общежитие на 500 мест СВФУ им. М.К. Аммосова в 142 квартале г. Якутска» в соответствии с техническим заданием согласно Приложению № 1.

Цена контракта определена в сумме 391 929 700,00 руб., в том числе НДС 59 785 886,44 руб. (п. 2.1. контракта).

При этом, в обязанности Общества по данному контракту (п.5.24) входило привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства в размере 16% от цены контракта.

Во исполнение вышеуказанного государственного контракта Общество 01.05.2017 заключило договор субподряда № 15/1/СП/2017 с ООО «Промтехстрой» (согласно единому реестру малого предпринимательства является малым предприятием с 01.08.2016 г.) согласно которого последний обязался выполнить  работы на объекте «Общежитие на 500 мест СВФУ им. М.К. Аммосова в 142 квартале г. Якутска» в срок до 30.06.2017 по объему и цене определенной локальной сметой.

Обществом  сопроводительным письмом от 08.09.201 представлены следующие документы:

- карточка счета по контрагенту ООО «Промтехстрой» за 2 квартал 2017 года;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за 2 квартал 2017 года по контрагент} ООО «Промтехстрой»;

- договор субподряда № 15/1/СП/2017 от 01.05.2017;

- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 15.06.2017;

- акт о приемке выполненных работ № 1 от 15.06.2017;

- счет-фактура № 88 от 15.06.2017,

- локальная смета № 1.

По запросу налогового органа  ООО «Промтехстрой» сопроводительным письмом № 18-10/204908-1 от 12.09.2017 также представлены данные документы.

В соответствии с актом приемки-сдачи выполненных работ и локальной сметой ООО «Промтехстрой» для Общества выполнялись следующие виды работ:

- устройство железобетонных колонн,

- установка колонн на нижестоящие колонны массой до 2 тонн,

- установка монтажных изделий массой до 20 кг,

- устройство железобетонных монолитных стен толщиной 200 мм,

- укладка перемычек,

- кладка наружных стен,

- армирование кладки стен

- установка стальных конструкций и т.д.

В период действия договора, заключенного между ООО «Промтехстрой» и Обществом, согласно записям в журнале общих работ № 1 с 01.05.2017 производилась заливка лестничной клетки по осям.

Согласно представленным общим журналам работ формы РД-11-05-2007: № 1 от 25.09.2016, №2 от 28.08.2017, сведения об иных лицах, кроме Общества,  осуществляющих строительство, отсутствуют, В связи с этим, налоговый орган пришел к выводу о том, что выполнение ООО «Промтехстрой» работ в качестве субподрядной организации Общества общими журналами работ не подтверждено.

По представленному журналу регистрации инструктажа на рабочем месте по объекту «Общежитие СВФУ на 500 мест в 142 квартале г. Якутске» инструктаж на объекте прошли сотрудники Общества.

По данным указанного контрагента исходя из расчета по страховым взносам ООО «Промтехстрой» в указанный период привлекались лица из числа трудовых мигрантов в количестве 27 человек - граждан Узбекистана.

Из анализа представленных налоговому органу Управлением по вопросам миграции МВД по РС(Я) № 46/15422 от 09.11.2017 определен перечень 24 физических лиц, которые могли работать в ООО «Промтехстрой» во 2 квартале 2017 года.

Из анализа представленных Управлением по вопросам миграции МВД по РС(Я) №46/15422 от 09.11.2017 определен перечень 24 физических лиц, которые могли работать в ООО «Промтехстрой» во 2 квартале 2017 года.

Из содержания ответа ИФНС России № 17 по г. Москве по поквартальным расчетам по страховым взносам за 2017 год в отношении ООО «Промтехстрой» за период 6 месяцев 2017 года ООО «Промтехстрой»  количество физических лиц - получателей дохода: 32 гражданина Узбекистана.

При этом, налоговый орган сопоставил физических лиц, расписавшихся в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте по объекту «Общежитие СВФУ на 500 мест в 142 квартале г. Якутске», и данных расчета по страховым взносам ООО «Промтехстрой» и совпадений не установил.

При изучении журнала регистрации инструктажа на рабочем месте и журнала регистрации инструктажа по пожарной безопасности на рабочем месте установлено, что из 19 расписавшихся сотрудников - 11 получали доходы согласно справкам 2-НДФЛ в Обществе за 2016 год либо по сведениям Управления по вопросам миграции МВД РС(Я) приняты на 2017 год в Общество:

- ФИО15 1978г.р.,

- ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- ФИО19 1966г.р.,

- ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

- ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Остальные записи  в журнале являются не читаемыми, либо записаны с искажением первоначальных данных.

Отсутствие отражения в журналах по инструктажу и выполненных работ, по мнению налогового органа, свидетельствует о том, что на объекте производили работы работники Общества, а не указанного контрагента.

Также допрошенный налоговым органом в качестве свидетеля ФИО25- ведущий инженер Дирекции строящихся объектов ФГАОУ ВО «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова» (ДСО СВФУ), ответственное лицо по объекту «Общежитие на 500 мест СВФУ им. Аммосова в квартале 142 г.Якутска» показал, что с ООО «Промтехстрой» не знаком. Виды выполненных работ ООО «Промтехстрой»  требуют обязательной аккредитации СРО. Также даны показания, что по документам Общества никого не привлекало, а  Заказчику субподрядчиков в нарушение условий государственного контракта не представляли.

Допрошенный налоговым органом свидетель ФИО26 - доверенное лицо ООО «СтройПодряд» также указал, что все работы выполнены Обществом самостоятельно.

ООО «Промтехстрой» и ее руководитель ФИО26 не знакомы, а на объекте работали только граждане Армении.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО27 - главный специалист отдела надзора за строительством объектов общественного назначения Управления госстройжилнадзора РС(Я),  дал показания о том, что все строительно-монтажные работы по возведению каркаса здания выполнены Обществом. По документам иных субподрядных организаций на объекте не было.

Свидетель ФИО28 - прораб Общества со 2 квартала 2017 года на объекте «Общежитие СВФУ им. Аммосова в 142 квартале г. Якутска», указал, что на  объекте выполняли работы сформированные бригады из иностранных граждан Армении. Про ООО «Промтехстрой» ничего не знает, с директором не знаком, какие именно работы выполняла данная организация на контролируемом объекте ему неизвестно.

Кроме того, налоговым органом при сравнительном анализе акта выполненных работ №1 от 15.06.2017 ООО «Промтехстрой» с актами выполненных работ №3 от 10.05.2017, №4 от 31.05.2017, №5 от 26.06.2017 Общества» по сдаче работ Заказчику установлены-значительное превышение объемов выполненных работ и значительное превышение стоимости видов работ за единицу.

Исходя из указанного, налоговый орган пришел к выводу о том, что представленные Обществом к проверке документы в обоснование вычетов по НДС не могут быть признаны достоверными и не могут служить основанием для применения налоговых вычетов по НДС, поскольку, собранные Инспекцией доказательства, указывают на то, что выполнение спорных работ не могло быть произведено ООО «Промтехстрой», то есть операции по выполнению работ указанным контрагентом отражены лишь в документах, что свидетельствует об отсутствии разумных экономических причин в действиях Общества, о фиктивности его хозяйственных операций.

По взаимоотношениям Общества с контрагентами ООО «Евростройстандарт» и ООО «Экспостройдизайн» по результатам камеральной налоговой проверки и проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией было установлено:

07.04.2017 между Обществом и ООО «ЕвроСтройСтандарт» (подрядчик) был заключен договор субподряда №14/5сп/2017, по условиям которого подрядчик обязуется произвести работы на объекте «Многофункциональный спортивный зал в с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса». Срок действия договора: 07.04.2017 - 30.06.2017. Стоимость выполненных работ составляет 21 375 000,00 рублей, в т.ч. НДС.

По условиям договора установлена предварительная оплата работ в размере 100%. Обеспечение работ материалами и оборудованием несет Общество. По соглашению сторон подрядчик может принять на себя обязанность полностью или частично обеспечить выполнение работ оборудованием.

Заказчиком по объекту строительства «Многофункциональный спортивный зал в с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса» является Государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» (далее -Заказчик), с которым Заявителем заключен 15.02.2016 Государственный контракт №011620000791010060 (далее -контракт). По условиям контракта Общество обязуется выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами комплекс строительно-монтажных работ на условиях «под ключ» на объекте: «Многофункциональный спортивный зал в с.Верхневилюйск Верхневилюйского улуса» в соответствии с проектной документацией, перечнем выполняемых строительно-монтажных работ по объекту, графиком производства работ. Стоимость работ составляет 181 401 298,00 рублей, в т.ч. НДС.

Согласно акту выполненных работ от 29.06.2017 №1 ООО «Евростройстандарт» выполнены завершающие работы: устройство мелких покрытий, мозаичных покрытий, плинтусов, лаг, плит, подвесных потолков, штукатурка фасадов.

По данному контрагенту Обществом предъявлен вычет по счет фактуре от 29.06.2017 №80 в сумме 3 260 593,22 рублей.

Инспекция в ходе проверки установила, что единственным учредителем и руководителем ООО «Евростройстандарт» является ФИО11, которая также, также является руководителем ООО «Экспостройдизайн» и имеет  родственные связи с руководителем и учредителем ООО «Пеленг». Данная организация не является членом СРО.

Согласно сведениям о среднесписочной численности работников за 2015 количество работников составляет 1 человек, за 2016 - 0. Имущество, транспортные средства отсутствуют.

Анализ движения денежных средств по расчетному счету ООО «Евростройстандарт», в том числе в части движения денежных средств, полученных от ООО «Кинг-95» за выполненные работы, свидетельствуют о его транзитном характере. Так, налоговым органоном проанализировано движение по расчетному счету ИП ФИО11 (руководителя контрагента), по результатам которого следует, что в период с 01.01.2017 по 30.09.2017 произведено перечисление денежных средств от ООО «Промтехстрой», ООО «Евростройстандарт», и  ООО «Экспостройдизайн».

Согласно налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года доля налоговых вычетов данного Общества к исчисленной сумме НДС составляет 99,4%.

По результатам допроса ФИО11 установлено, что для выполнения работ использовались строительные материалы, приобретенные у ООО AM «Пэтлар», ООО ПК «Авантаж», ООО «Энюнипак», ООО «Рокул-М». Также ФИО11 даны показания что работы ООО «Евростройстандарт», ООО «Экспостройдизайн» по объекту фактически не выполняли, контроль ею не велся, все работы велись Обществом самостоятельно, документы подписывались ФИО11 за вознаграждение в размере 2 000 000 рублей за документооборот.

На основании данных обстоятельств Инспекцией сделан вывод о выполнении указанных работ самим Обществом (сравнительный анализ количества работников Общества и его контрагента, результаты допросов ФИО29, ФИО30 и ФИО31, которые не могут подтвердить выполнение строительных и прочих работ для ООО «Евростройстандарт», в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте отсутствуют указание работников данного контрагента.

В отношении контрагента Общества ООО «Экспостройдизайн» налоговым органом установлены следующие обстоятельства.

В проверяемом периоде между Обществом и ООО «ЭкспоСтройдизайн» (подрядчик) 07.04.2017 заключен договор субподряда №14/6СП/2017 от 07.04.2017, по условиям которого подрядчик обязуется произвести работы на объекте «Многофункциональный спортивный зал в с. Верхневилюйск Верхневилюйского улуса». Срок действия договора: 07.04.2017 - 15.06.2017 Стоимость выполненных работ составляет 18 625 000,00 рублей, в т.ч. НДС. По условиям договора  производится предварительная оплата выполненных работ в размере 100%. Обеспечение работ материалами и оборудованием несет Общество.

Согласно акту выполненных работ от 29.06.2017 №1 ООО «Экспостройдизайн» выполнены завершающие работы: устройство мелких покрытий, мозаичных покрытий, плинтусов, лаг, плит, подвесных потолков, штукатурка фасадов. По данному  контрагенту  Обществом к вычету заявлен НДС по счету-фактуре от 14.06.2017 №64 в сумме 2 841 101,69 рублей.

Инспекция в ходе проверки установила, что единственным учредителем  и руководителем ООО «Экспостройдизайн» является ФИО11, которая также, также является руководителем ООО «Евростройстандарт», и имеет родственные связи с руководителем и учредителем ООО «Пеленг». Данная организация не является членом СРО.

Согласно сведениям о среднесписочной численности работников за 2015 количество работников составляет 1 человек, за 2016 - 0. Имущество, транспортные средства отсутствуют.

Анализ движения денежных средств по расчетному счету ООО «Экспостройдизайн», в том числе в части движения денежных средств, полученных от ООО «Кинг-95» за выполненные работы, свидетельствуют о его транзитном характере. Так, налоговым органоном проанализировано движение по расчетному счету ИП ФИО11 (руководителя контрагента), по результатам которого следует, что в период с 01.01.2017 по 30.09.2017 произведено перечисление денежных средств от ООО «Промтехстрой», ООО «Евростройстандарт», и ООО «Экспостройдизайн».

Согласно налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года доля налоговых вычетов данного Общества к исчисленной сумме НДС составляет 99,4%.

По результатам допроса ФИО11 установлено, что для выполнения работ использовались строительные материалы, приобретенные у ООО AM «Пэтлар», ООО ПК «Авантаж», ООО «Энюнипак», ООО «Рокул-М». Также ФИО11 даны показания что работы ООО «Экспостройдизайн» по объекту фактически не выполняли, контроль ею не велся, все работы велись Обществом самостоятельно, документы подписывались ФИО11 за вознаграждение в размере 2 000 000 рублей за документооборот.

На основании данных обстоятельств Инспекцией сделан вывод о выполнении указанных работ самим Обществом (сравнительный анализ количества работников Общества и его контрагента, результаты допросов ФИО29  ФИО30 и ФИО31 которые не могут подтвердить выполнение строительных и прочих работ для ООО «Экспостройдизайн», в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте отсутствуют указание работников данного контрагента.

Указанные обстоятельства, установленные в ходе камеральной проверки позволили налоговому органу сделать вывод что действия Общества направлена на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитацию реальной экономической деятельности ООО «Пеленг», ООО «Промтехстрой», ООО «Экспостройдизайн», ООО «Евростройстандарт», умышленной схемы уклонения от налогообложения, заключающейся в искусственной имитации выполнения работ указанными организациями, в то время как в реальности Общество выполняет подрядные работы самостоятельно.

Данные выводы послужили основанием к принятию оспариваемого решения.

Заявитель не согласился с данным решением налогового органа обратился с жалобой на данные решения в вышестоящий орган.

Решением Управления ФНС по Республике Саха (Якутия) от 03.07.2018 №05-17/10696 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Заявитель не согласившись с решениями Инспекции обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

В представленном отзыве на заявление Инспекция отклонила доводы заявителя, указав на обоснованность выводов сделанных в оспариваемом решении о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды и необоснованном заявлении налоговых вычетов.

В процессе рассмотрения дела  по ходатайству Общества  в судебном заседании от 16.10.2018 был а допрошена в качестве свидетеля ФИО11 которая пояснила суду, что при осуществлении допроса налоговым органом показаний 15.09.2017 на вопрос № 99 (т.д.11.л.д.144) показаний не давала. Указанный вопрос и ответ написан от руки, тогда как остальные 98 вопросов допроса заполнены машинописным текстом.

Более того, данный свидетель пояснила суду, что узнав о содержании свидетельских показаний по пункту 99 от руководителя Общества обращалась в налоговый орган с ходатайством от 26.02.2018 о том, что не давала данных показаний.

Налоговый орган подтвердил получение данного ходатайства от ФИО11 и сообщил суду, что повторно ее допросить уже не мог, в связи с окончанием налоговой проверки.

Судом также удовлетворено ходатайство налогового органа о вызове в качестве свидетеля ФИО31 с возложением обязанности на налоговый орган обеспечить его явку в судебное заседание.

В судебном заседании 13.11.2018 данный свидетель в суд не явился. Налоговым органом представлена суду копия  обращения ФИО31 от 19.10.2018 из содержания которой следует, что он отрицает выполнение работ для ООО «Экспостройдизайн» и ООО «Евростройстандарт». Суд, оценив представленный документ, считает, что он не может быть приобщен в материалы дела, поскольку является не относимым доказательством.

Также суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства по делу в связи с неявкой свидетеля, поскольку из материалов дела следует, что данный  свидетель был допрошен в процессе проведения налоговой проверки и его показания по отношению указанным в обращении не изменились. Налоговым органом не представлено достаточных аргументов того, что указанный свидетель может дополнительно сообщить суду о новых обстоятельствах, которые не могли быть выяснены в период проведения проверки.

Налоговым органом также в судебном заседании заявлено ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы вопроса и ответа Протокола допроса свидетеля ФИО11 от 15.09.2017 с целью опровержения ее показаний, что по вопросу № 99 она показаний не давала.

Суд рассмотрев данное ходатайство не находит оснований для его удовлетворения, поскольку, и в первом и во втором случае, при даче свидетельских показаний ФИО11 была предупреждена об уголовной ответственности, а исследование вопроса о том, кто написал данный вопрос и ответна него находится в плоскости спора между налоговым органом и самой ФИО11 о том, является данный ответ сфальсифицированным или свидетель утверждает о деяниях налогового органа, которые не соответствуют действительности. В любом случае, разрешение данного вопроса не относится к предмету рассматриваемого судом спора, а, следовательно, оснований для назначения судебной экспертизы и приостановления производства у суда не имеется.

Суд, рассмотрев материалы дела и выслушав мнения лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции  заявителем соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о досудебном обжаловании в вышестоящий налоговый орган.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд, проверив процедуру проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее материалов в отношении заявителя, пришел к выводу о соблюдении установленной процедуры.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Общество в соответствии со статьей 143 Кодекса, в том числе в спорном налоговом периоде (2 квартале 2017 года), являлось плательщиком НДС.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно статье 173 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса к налоговым вычетам относится сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. В соответствии со статьей 172 Кодекса такие налоговые вычеты применяются на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками товаров (работ, услуг), после принятия к учету соответствующих товаров (работ, услуг).

Пунктом 2 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, не соответствующие требованиям к их составлению и выставлению, предусмотренным пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для применения налоговых вычетов и возмещения налога.

Из содержания положений главы 25 Кодекса, регулирующих вычеты по НДС, следует, что такие налоговые вычеты могут быть применены налогоплательщиком только при осуществлении реальных хозяйственных операций, подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовал до 01.01.2013) все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 3 Постановления от 12 октября 2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (пункт 4 Постановления N 53).

В пункте 9 Постановления N 53 указано, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Судам необходимо учитывать, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

Учитывая изложенное, а также правила части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о распределении бремени доказывания, соответствующие обстоятельства, послужившие основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, должны быть подтверждены доказательствами, представленными этим органом.

Доказательства, представленные как налоговым органом, так и налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде налогоплательщик заявил налоговые вычеты по НДС в размере 10 887 244,56 рублей по расходам связанных со следующими контрагентами - ООО «Пеленг» на сумму 971 990,33 рублей, ООО «Промтехстрой» на сумму 3 813 559,32 рублей, ООО « Экспостройдизайн» на сумму 2 841 101,69 рублей, и ООО «Евростройстандарт» на сумму 3 260 593,22 рублей.

Из содержания  проверки и оспариваемого решения следует, что Обществом были представлены все первичные документы к вышеуказанным договорам и данные расходы учтены в бухгалтерском учете Общества.

Суммы налога по вышеуказанным сделкам, отраженным в книгах покупок, учтены Обществом при исчислении налога на добавленную стоимость и включены в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период.

Также по запросам налогового органа указанные контрагенты представили все необходимые документы по совершенным сделкам, их руководители подтвердили реальность выполнения работ по указанным сделкам и представили пояснения  по вопросам Инспекции.

Также все указанные операции по сделкам с Обществом отражены в бухгалтерском учете контрагентов и включены в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период.

Реальность выполненных работ по результатам камеральной проверки налоговым органом подтверждена и не оспаривается.

Делая вывод о совершении Обществом действий направленных на получение необоснованной налоговой выгоды налоговый орган пришел к выводу том, что указанные контрагенты не имели возможности выполнить указанный объем работ, полученные от Общества денежные средства распределялись контрагентами взаимозависимым и подконтрольным последним организациям, свидетельские показания лиц участвующих в строительстве указанных объектов строительства не смогли достоверно подтвердить наличие работников данных контрагентов Общества, а показания свидетелей подтверждающих выполнение работ являются противоречивыми. Отсутствие осуществления работ на объектах строительства также, по мнению Инспекции, подтверждено отсутствием соответствующих записей в журналах инструктажа и производства работ.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №53 от 12.10.2006 предусмотрено, что отказ в предоставлении налоговой выгоды - в данном случае в виде возмещения НДС из бюджета, возможен лишь при наличии признаков недобросовестности налогоплательщика или если он был извещен о нарушениях, допущенных контрагентами.

Из разъяснений, изложенных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 № 138-0, от 15.02.2005 № 93-0, следует, что для подтверждения недобросовестности налогоплательщика необходимо представить подтверждения умышленности совместных действий сторон по сделкам по возмещению НДС из бюджета, фиктивности хозяйственных операций.

Согласно пункта 5 Постановления Пленума  N 53 о необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.

Вместе с тем, анализ выводов налогового органа из полученных в результате камеральной налоговой проверки документов, по мнению суда, свидетельствует о том, что Инспекцией с достоверностью не было установлено ни одного из перечисленных обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности Общества.

Так, тот факт, что полученные от Общества денежные средства в последующем контрагентами направляются другим юридическим лицам, а также частично снимаются в наличной форме расчетов не может ограничивать Общество в праве на налоговый вычет, при том, что налоговым органом не установлено, что полученные от Общества денежные средства впоследствии, через ряд последовательных действий, возвращены самому Обществу или его взаимозависимым лицам (транзитный характер перечисления денежных средств). Тот факт, что контрагенты Общества, полученные в качестве оплаты за оказанные услуги денежные средства перечисляли другим лицам, в том числе и взаимозависимым по отношению к контрагентам, не может определять недобросовестность поведения заявителя  в налоговых правоотношениях. 

Данный вывод сформулирован в письме ФНС РФ от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», согласно которого, налоговым органам следует исходить из того, что об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок), а также (или) доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг). При этом, при отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику налоговым органам необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (по первому звену). В этом случае в качестве самостоятельного снования для возложения негативных последствий на налогоплательщика не могут приводиться признаки недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков.

Фактов юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов по отношению к Обществу налоговым органом не было установлено.

Также суд считает, что отсутствие записей в журнале работ ( форма КС-6) содержащих сведений о контрагентах Общества  также с достоверностью не может свидетельствовать о том, что указанные работы не могли быть выполнены данными организациями, поскольку данная форма отражает технологическую последовательность, сроки , качество и условия строительно-монтажных работ на объекте и не содержит в себе обязательного указания сведений о привлеченных субподрядчиках.

Также отсутствие сведений в журнале инструктажа работников не может являться самостоятельным основанием для вывода о том, что работы фактически не были выполнены указанным контрагентом. Так требование о ведении данного журнала   обусловлен обеспечением соблюдения требований охраны труда и контроля за их выполнением,  согласно которому работодатель обязан создать службу охраны труда и вести данный журнал для своих работников, если численность работников превышает 50 человек и организация осуществляет производственную деятельность (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Таким образом, по смыслу данной нормы права следует, что в данном журнале отражаются сведения об инструктаже  работников организации осуществляющие производственную деятельность количеством более 50 работников. При этом, проведение инструктажа лицам не являющихся работниками Общества на последнего законом не возложена.

Также не подтвержден довод налогового органа о том, что контрагенты Общества не имели материальных и технических возможностей осуществления выполненных работ.

Как следует из содержания оспариваемого решения налоговый орган установил, что количество работников контрагентов Общества  в период 2012- 2016 годы является незначительным. Вместе с тем, спорные правоотношения сторон охватывают период второго квартала 2017 года. Доказательств отсутствия достаточного количества работников у указанных организаций в проверяемый период налоговым органом в материалы дела не представлено. Кроме того, из собранных Инспекции при проведении камеральной проверки сведений, следует, что у ООО «Пеленг» имелись официально оформленные работники более 30 человек (допрос бухгалтера ФИО14), ООО «Промтехстрой» привлекал работников из числа трудовых мигрантов в количестве 33 человек. Данные сведения опровергают утверждение налогового органа об отсутствии технической возможности  выполнения указанных работ контрагентами Общества.

Суд также учитывает тот факт, что по условиям договоров субподряда материалы для осуществления работ обеспечивались самим Обществом, а, следовательно, налоговый орган не представил достаточных аргументов необходимости наличия материальной базы у контрагентов для обеспечения выполнения принятых обязательств по договору. 

Также суд не может признать достаточным основанием для отказа в признании права на налоговый вычет Обществу несоответствие содержания счет-фактуры представленных заявителем  и ООО «Пеленг».

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Кодекса, возлагается на продавца.

 Поскольку Обществом (в данном случае продавцом) представлены в налоговый орган документы отражающие в полной мере предмет и содержание совершенной сделки, а допрошенный в ходе проверки свидетель (ФИО14) подтвердила на допущенную ей ошибку в заполнении данной счет-фактуры, у суда отсутствуют правовые основания признать представленные Обществом к проверке документы недостоверными.

Несоответствие редакции договора представленных Обществом и ООО «Пеленг», при отсутствии возражений со стороны уполномоченных лиц данных организаций о  наличии договорных отношений между сторонами также не может достоверно определять, что данная сделка является недействительной, поскольку все существенные условия договора между сторонами были согласованы.

В соответствии со ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио-и видеозаписи, иные документы и материалы.

Письменными доказательствами в силу ст. 75 АПК РФ являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В силу ч. 5 ст. 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Из содержания оспариваемого решения следует, что выводы налогового органа о том, что контрагенты Общества реально не выполняли объем работ на объектах строительства основаны на свидетельских показаниях.

Так, в соответствии с полученными показаниями должностных лиц Общества ФИО32 (руководитель) и ФИО5 (главный бухгалтер) (т.д.11.л.д.74-83) факт наличия обязательственных отношений и выполнение работ по указанным объектам строительства полностью подтвержден.

 Допрошенный в качестве свидетеля ФИО27(Т.д.11 л.д.93-96) работавший главным специалистом Управления госстройжилнадзора РС(Я) указал, что в его обязанности входило соответствие строящегося объекта (общежитие Университета)параметрам проектной документации и технических регламентов, нормативных документов в области строительства. При этом на вопрос 13 допроса данный свидетель указал, что на объекте был в декабре 2016, январе 2017 в мае 2017 и в августе 2017. При этом в исполнительно-технической документации указано только Общество (вопрос 16). Данный свидетель подтвердил, что на объекте строительства привлекались трудовые мигранты (скорее всего армяне).

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО26 (т.д.11.л.д. 100-103), пенсионер, доверенное лицо ООО «СтройПодряд» также подтвердил использование трудовых мигрантов на строительстве Общежития Университета (три бригады – 40-50 человек). При этом данный свидетель затруднился ответить какие именно организации  были привлечены для строительства данного объекта.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО25 (т.д.11.л.д. 107-110) ведущий инженер Дирекции строящихся объектов Университета (ответ на вопрос 9) не смог указать в соответствии с каким документом он был назначен ответственным лицом по контролю за строительством данного объекта.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО30 (т.д.11.л.д. 115-119) ответственное лицо Общества за строительным контролем по объекту спортивный зал Верхневилюйского улуса с марта по сентябрь 2017 года на большинство вопросов не смог дать утвердительных ответов подтвердив лишь что работы на данном объекте выполняло Общество. При этом утвердительных показаний об отсутствии других контрагентов, которые могли выполнить часть работ данным свидетелем не дано.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО29 (т.д.11.л.д. 124-127) ответственное лицо ГКУ Служба госзаказчика за строительным контролем по объекту спортивный зал Верхневилюйского улуса указал, что не знаком с контрагентами Общества ООО «Евростройстандарт» и ООО «Экспостройдизайн». Вместе с тем, подтвердил факт найма трудовых мигрантов (ответ на вопрос 16) и указал, что в выезжал на объект строительства один раз в месяц, в  середине июня.

Допрошенный в качестве свидетеля руководитель ООО «Евростройстандарт» и ООО «Экспостройдизайн» ФИО11 (т.д.11.л.д. 135-144) подтвердила наличие договорных обязательств с Обществом по указанному объекту строительства, и факт выполнения работ. С учетом отрицания показаний по вопросу 99 допроса, содержания ответов на другие 98 вопросов, запись данного вопроса и ответа, иным способом фиксации ( рукописным, а не машинописным), суд приходит к выводу, что основанием для отказа в налоговом вычете Общества указанный вывод налогового органа основанный на показаниях данного свидетеля по вопросу 99 являться не может.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО14 – главный бухгалтер ООО «Пеленг» также подтвердила факт наличие обязательственных отношений с Обществом и выполнение работ по договору с Обществом.

Анализ свидетельских показаний собранных налоговым органом по делу достоверно установить отсутствие выполнения работ контрагентами Общества, а также сформировать безусловный вывод о том, что указанные работы выполнены самим заявителем.

Исходя из взаимосвязи положений ст. 89, 90, 101 НК РФ, суд считает, что свидетельские показания, полученные в порядке ст. 90 НК РФ, служат только источником информации о каких-либо обстоятельствах и не могут являться единственным, безусловным доказательством в деле о налоговом правонарушении, доказательства в котором подлежат оценке в совокупности.

Также судом отклоняется довод налогового орган о том, что у Общества не было экономического смысла привлекать субподрядчиков для выполнения работ, которые Общество само могло выполнить, поскольку по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Суд  также отклоняет доводы налогового органа о том, что в результате анализа налоговой отчетности спорных контрагентов, установлено, что налоговая отчетность содержит незначительные показатели сумм налогов, исчисленных к уплате в бюджет, поскольку ненадлежащее исполнение контрагентами покупателя товара (работ, услуг) своих обязанностей налогоплательщика не может служить бесспорным доказательством недобросовестности самого покупателя, который не обязан, в силу действующего законодательства, отвечать за действия третьих лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Таким образом, доказывание умысла состоит в выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

При этом установление умысла не может сводиться к простому перечислению всех сделок (операций), в результате которых налогоплательщик получил налоговую экономию, а необходимо указывать конкретные действия налогоплательщика (его должностных лиц), которые обусловили совершение правонарушения, и приводить доказательства, которые бы свидетельствовали о намерении причинить вред бюджету.

Пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 определяет, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

Пункт 6 статьи 108 НК РФ определяет, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание указанные обстоятельства и учитывая, что налоговый орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил достаточных доказательств, подтверждающих необоснованность применения заявленных вычетов НДС, суд считает, что при подтвержденном факте выполнения работ, отсутствии доказательств свидетельствующих о групповой согласованности интересов заявителя и спорных контрагентов, выводы Инспекции о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды не основаны на материалах дела, что повлекло неправомерный отказ в предоставлении налоговых вычетов в заявленном Обществом размере и принятием решения о доначислении налога на добавленную стоимость, а также начисление соответствующих пеней и применение налоговых санкций.

При этом налоговый орган также не представил доказательств фиктивности хозяйственных операций и умышленности совместных действий по сделкам между Обществом и указанным контрагентами по возмещению НДС из бюджета.

Следовательно, заявитель правомерно и обоснованно применил налоговый вычет по НДС, а выводы налогового органа о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды по указанным контрагентам являются неправомерными, и оспариваемое решение признанию незаконным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, а заявление удовлетворению.

При подаче заявления заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с налогового органа в пользу заявителя 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Саха (Якутия) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 69519 от 21.03.2018, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кинг-95".

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кинг-95" (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                                           В. А. Андреев