ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6358/13 от 24.12.2013 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-6358/13

резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2013 года

мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2013 года

Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (административный орган) о привлечении арбитражного управляющего Попова Василия Николаевича (лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности), с участием представителей административного органа Бурцевой О.П. (доверенность от 20.09.13 №92), лица, привлекаемого к административной ответственности, Петрова В.В. (доверенность от 26.10.13 №1), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Семеновой М.М.,

установил:

административный орган просит привлечь Попова Василия Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило отзыв от 24.12.13, без номера, которым, признавая факт того, что административному органу не было направлено уведомление о проведении собрания кредиторов, указывает о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Попов Василий Николаевич родился 08.06.70 в селе Мындагай Чурапчинского района Якутской АССР, зарегистрирован по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, переулок Вилюйский, дом 12, корпус 1, квартира 15; паспорт 98 01 218534 выдан 11.12.01 УВД города Якутска.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций административного органа Бурцевой О.П. в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, в его присутствии, составлен протокол об административном правонарушении от 05.11.13 №00151413 по части 3 статьи 14.13 Кодекса.

Согласно названному протоколу лицо, привлекаемое к административной ответственности, совершило предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации правонарушение, что выразилось в следующих обстоятельствах.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.05.13 по делу №А58-1056/2013 утверждено временным управляющим открытого акционерного общества Акционерная фирма «Якутстрой».

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в нарушение норм пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» от 03.02.05 №52, подпункта «а» пункта 4 Правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.04 №56 не направило административному органу уведомление о проведении 04.09.13 первого собрания кредиторов открытого акционерного общества Акционерная фирма «Якутстрой».

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в нарушение норм пункта 2 статьи 70 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», части 1 статьи 5, части 1 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» анализ финансового состояния открытого акционерного общества Акционерная фирма «Якутстрой» произведен без аудиторского заключения.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.13 Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.05 №52 регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.

Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.09 №457:

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в частности, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (пункт 1);

Росреестр составляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, протоколы об административных правонарушениях, рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагает административные штрафы, обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности (пункт 5).

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.08 №437 Министерство экономического развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты, в частности, перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях (пункт 5).

Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.10 №178 и приложения к нему начальники отделов территориальных органом Росреестра и их заместители, другие должностные лица территориальных органов Росреестра, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, в пределах совей компетенции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 статьи 14.13 Кодекса, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими.

Таким образом, должностные лица Росреестра как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций вправе составлять протоколы по статье 14.13 Кодекса в случаях, если эти правонарушения совершены арбитражными управляющими.

Иного органа федеральной исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций, чьи должностные лица вправе составлять протоколы по статье 14.13 Кодекса в случаях, если эти правонарушения совершены арбитражными управляющими, в Российской Федерации не имеется.

Согласно Приказу административного органа, являющегося территориальным подразделением Росреестра, от 26.09.13 №317-П и приложения к нему Ведущий специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Бурцева Ольга Павловна уполномочена составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, по частям 1-3 статьи 14.13 Кодекса.

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 05.11.13 №00151413 по части 3 статьи 14.13 Кодекса в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен уполномоченным должностным лицом административного органа.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации.

В материалах дела имеется судебный акт об утверждении временным управляющим открытого акционерного общества Акционерная фирма «Якутстрой» лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.04 №56, при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании.

С учетом приведенных выше норм права лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано было уведомить административный орган уведомление о проведении 04.09.13 первого собрания кредиторов открытого акционерного общества Акционерная фирма «Якутстрой».

Между тем, этого сделано не было, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не отрицает.

Вследствие данного обстоятельства, административный орган на данном собрании не участвовал, о чем указано в протоколе об административном правонарушении от 05.11.13 №00151413 и что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не отрицает, а суд считает достоверным.

Довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд отклоняет.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18). Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).

Совершенное лицом, привлекаемым к административной ответственности, правонарушение малозначительным не является, так как не только создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, но и представляет собой существенное нарушение этих правоотношений, поскольку вмененное правонарушение:

содержит признаки состава административного правонарушения;

его характер, роль лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетельствуют о пренебрежительном отношении к требованиям закона и посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере несостоятельности (банкротства);

его последствие, в смысле вреда и тяжести, сделало невозможным реализацию административным органом гарантированных законом прав на участие в собрании кредиторов и выступлении по вопросам повестки собрания кредиторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» временный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором. При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

обязательный аудит проводится, если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

обязательный аудит проводится ежегодно.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Анализ финансового состояния открытого акционерного общества Акционерная фирма «Якутстрой», составленный 28.08.13 лицом, привлекаемым к административной ответственности, не содержит сведений о том, что этот анализ проводился:

на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности указанного должника, достоверность которых подтверждена аудитором;

при отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, но с привлечением аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

При этом в письме от 18.10.13, без номера, в административный орган лицо, привлекаемое к административной ответственности, сообщило, что не получило необходимых документов от руководителя открытого акционерного общества Акционерная фирма «Якутстрой», но анализ финансового состояния этого должника провело на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия).

Следовательно, документами бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника для целей анализа финансового состояния должника, но достоверность которых не была подтверждена аудитором в одном из двух вариантов, предусмотренных пунктом 2 статьи 70 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» лицо, привлекаемое к административной ответственности, располагало.

Таким образом, обнаруженные административным органом нарушения, совершенные лицом, привлекаемым к административной ответственности, являются неисполнением им обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

На основании изложенных обстоятельств и приведенных норм права суд приходит к выводам о том, что имелись:

событие административного правонарушения, то есть совершение лицом, привлекаемым к административной ответственности, противоправного виновного деяния;

полномочия Ведущего специалиста-эксперта отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций административного органа Бурцевой О.П. на составление протокола об административном правонарушении от 05.11.13 №00151413;

основание для составления протокола об административном правонарушении от 05.11.13 №00151413, выразившееся в обнаружении должностным лицом административного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности.

При таких обстоятельствах суд считает, что:

совершение лицом противоправного виновного деяния, за которое предусмотрена ответственность частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о наличии достаточного основания для привлечения к административной ответственности;

заявление подлежит удовлетворению;

арбитражного управляющего Попова Василия Николаевича следует привлечь на основании статьи 4.1, части 3 статьи 14.13 Кодекса к административной ответственности в виде наложения штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, то есть размере 25 000руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

привлечь арбитражного управляющего Попова Василия Николаевича (родился 08.06.70 в селе Мындагай Чурапчинского района Якутской АССР, зарегистрирован по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, переулок Вилюйский, дом 12, корпус 1, квартира 15; паспорт 98 01 218534, выдан 11.12.01 УВД города Якутска) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 25 000руб.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Столбов