ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-6361/2015
29 января 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2016 года.
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2016 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рудых В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Байкал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 17.11.2015 № б/н
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 25.08.2015 по жалобе № 02-57/18.1-15,
при участии представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: законный представитель ФИО1; от антимонопольного органа: ФИО2 по доверенности от 28.05.2015; третье лицо: ФИО3 по доверенности от 03.08.2015 № 344,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью "Байкал" (далее – заявитель, общество) обратилось к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 25.08.2015 по жалобе № 02-57/18.1-15, по основаниям, изложенным в заявлении и поддержанным в суде.
Антимонопольный орган не согласился с заявленными требованиями, представил отзыв с изложением доводов возражения.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
14.08.2015 года в антимонопольный орган поступила жалоба ООО «Байкал» (Рыбный цех «Якуцкая рыбка») (адрес: 677004, PC (Я), <...>) на действия организатора аукциона Федеральное агентство по Рыболовству Ленское территориальное управление (677027, PC (Я), <...>) (далее - Ленское управление Росрыболовства) при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных объектах Республики Саха (Якутия) на портале torui.gov.ru.
Заявитель считает действия организатора аукциона, а именно отказ в допуске к участию в аукционе, неправомерными по следующим основаниям:
- организатор аукциона в документации об аукционе установил обязательное требование о предоставлении участниками аукциона заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих имущественные права на собственные или зафрахтованные суда, зарегистрированные в установленном законодательством РФ Порядке, используемые для промысла водных биоресурсов. Однако согласно статье 19 Федеральною закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. Вместе с тем, при осуществлении промышленного рыболовства в пресноводных объектах PC (Я) наличие судов рыбопромыслового флота не требуется;
- организатор аукциона отклонил заявку на основании того, что к заявке не были приложены документы, подтверждающие наличие технических средств контроля (далее -ТСК) на судне, которое по своим техническим характеристикам не предполагает установление на него ТСК. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн. Таким образом, установленные требования о наличии ТСК не предусмотрено действующим законодательством и является ограничением доступа к торгам.
Ленское управление Рыболовства не согласилось с заявлением ООО «Байкал» по следующим основаниям:
- документация и извещение об аукционе разработаны в соответствии с Правилами проведения аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами (далее – Правила), утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 602. Пунктом 39 Правил проведения аукционов установлен перечень документов, которые в обязательном порядке должны быть приложены к заявке, том числе:
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих имущественные права заявителя на собственные или зафрахтованные суда, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, используемые для промысла водных биоресурсов (свидетельство о праве собственности на судно, судовой билет (для маломерных судов), договор бербоут-чартера или тайм-чартера (для судов рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования), свидетельство о годности судна к плаванию и классификационное свидетельство судна в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача указанных свидетельств);
- заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие наличие на судах технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передача информации о местоположении судна, и других технических средств контроля.
Требование о предоставлении вышеуказанных документов в составе заявок, подаваемых заявителями для участия в аукционе, организатором аукциона установлено в строгом соответствии с положениями Правил, регламентирующих содержание и порядок разработки документов по проведению аукционов.
Заявителем к заявкам не были приложены документы, подтверждающие наличие на судах технических средств контроля, несмотря на то, что предоставление таких документов прямо предусмотрено документацией об аукционе и Правилами.
Кроме того, предоставленные в заявках Заявителя документы о регистрации судна в ГИМС МЧС РФ не позволяют осуществлять на данном судне коммерческую деятельность.
В соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, занимающиеся коммерческой деятельностью, подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре. В соответствии со статьей 35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (PC) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР).
К заявкам заявителя на участие аукционе, были приложены судовые билеты, выданные Центром ГИМС МЧС России по Республике Саха (Якутия) на маломерные судна.
Пунктом 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, реестре маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835, Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Поскольку заявленные заявителем, маломерные суда были зарегистрированы в ГИМС МЧС РФ, они не могут использоваться в коммерческих целях (осуществление прибрежного рыболовства, т.е. осуществления промысла водных биоресурсов, как вида предпринимательской деятельности). Документов, подтверждающих права предпринимателей на собственные или зафрахтованные суда, используемых для промысла водных биоресурсов не были представлены.
Комиссия антимонопольного органа по рассмотрению дела, рассмотрев жалобу ООО «Байкал» пришла к выводу о ее необоснованности, и вынесла оспариваемое решение от 25.08.2015.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения Общества в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
Дело рассматривается в порядке 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа); выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган, рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 1-8 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В части 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Ленским управлением Росрыболовства проводился аукцион по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных объектах Республики Саха (Якутия) (далее - Аукцион), извещение и документация о проведении которою были опубликованы на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов 29.06.2015 г., номер извещения - 290615/4518504/01.
Заявителем, в установленные документацией о проведении аукциона сроки для подачи заявок, было подано 2 заявки на участие в аукционе по лотам № 2 и 3 (лот № 2, водные биологические ресурсы: ряпушка, район промысла: река Лена, Республика Саха (Якутия): доля квот. % - 1.205; лот № 3, водные биологические ресурсы: осетр, район промысла: река Лена, Республика Саха (Якутия); доля квот, % - 1,939), которым были присвоены регистрационные №№ 2 и 3, соответственно.
04.08.2015 г. по результатам рассмотрения Комиссией Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по организации проведения аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных объектах Республики Саха (Якутия) (далее — Комиссия) заявок, поданных в целях участия в Аукционе, был составлен Протокол № 1.
Согласно данному Протоколу, Комиссией было принято решение об отказе в допуске Заявителя к участию в аукционе по следующим основаниям:
- к заявкам не приложены документы, подтверждающие наличие на судах технических средств контроля;
- предоставленные копии документов (судового билета, акта классификации и освидетельствования) не заверены в установленном порядке;
- предоставленные в заявках документы о регистрации судна в ГИМС МЧС РФ не позволяют осуществлять на данном судне коммерческую деятельность (п. 2 ст. 17 КВВТ РФ);
- к заявкам приложены договоры аренды судна, заключенных на срок меньший, чем срок, на который заключается договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 602 утверждены правила проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами.
Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее соответственно - водные биоресурсы, договор о закреплении долей) и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами.
В соответствии с п.39 Правил и пунктом 3.3. Документации об аукционе по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных объектах PC(Я) (Утверждена Приказом Ленского территориального управления Росрыболовства от 29 июня 2015 г. № 61) к заявке на участие в аукционе прилагаются следующие документы:
- копии учредительных документов - для юридического лица;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих имущественные права заявителя на собственные или зафрахтованные суда, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, используемые для промысла водных биоресурсов (свидетельство о праве собственности на судно, судовой билет (для маломерных судов), договор бербоут-чартера или тайм-чартера (для судов рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования), свидетельство о годности судна к плаванию и классификационное свидетельство судна в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача указанных свидетельств);
- заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие наличие на судах технических средств контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и других технических средств контроля;
- документ, подтверждающий внесение заявителем задатка;
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости).
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить на обоснованность доводов ООО «Байкал» в части обязательности требований документов, подтверждающих наличие на суднах технических средств контроля, как противоречащее действующему законодательству о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а именно, положениям статьи 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ, не предусматривающего обязательность установки технических средств контроля на маломерных судах, каковым являются судна ООО «Байкал». В силу данной нормы закона при осуществлении промышленного рыболовства в пресноводных объектах Республики Саха (Якутия) наличие на маломерных судах технических средств контроля не требуется. Следовательно, у ООО «Байкал» отсутствует обязанность по установлению ТСК на маломерных судах.
Между тем, учитывая наличие иных оснований для отказа в допуске ООО «Байкал» к участию в аукционе (документы не заверены в установленном порядке, регистрация судна в ГИМС МЧС РФ, сроков аренды судна), заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Евсеева Е.А.