ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6471/2022 от 13.10.2022 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

21 октября 2022 года

Дело № А58-6471/2022

Резолютивная часть решения объявлена 13.10.2022.

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" (ИНН 1435029085, ОГРН 1021401045258) от 10.08.2022 № 24-4588 к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ИНН 1435033691, ОГРН 1021401057655) о признании недействительным пункта 1 предписания от 04.06.2022 № 33/00001 в отношении сочетания должностей командного судна ОС-23,

с участием в судебном заседании от заявителя: ФИО1 по доверенности, от ответчика: ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" (далее – ПАО «ЛОРП», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее – ФБУ «АЛБВВП», администрация, контрольный орган) о признании недействительным пункта 1 предписания от 04.06.2022 № 33/00001 в отношении сочетания должностей командного судна ОС-23.

Определением суда от 19.08.2022 заявление принято к производству.

Как следует из материалов дела, ПАО «ЛОРП» является собственником самоходной очистной станции «ОС-23» (далее - судно) на основании свидетельства о праве собственности на судно от 25.04.2002.

02.04.2021 на основании заявления Общества контрольным органом был выдан Свидетельство о минимальном составе экипажа судна № 742/ЯИГПК сроком до 01.01.2027.

Согласно указанного свидетельства, минимальный состав экипажа судна должно составлять 4 человека с допущением совмещения должностей.

При этом на судне  в состав экипаже должны входить следующие должности : 1 капитан-механик, 1 старший помощник капитана - первый помощник механика и 2 моторист-рулевой.

Согласно судовой роли судна, установленной Обществом 14.05.2022 в состав членов экипажа входит ФИО5 в качестве капитана-первого помощника механика, ФИО6 механик-старший помощник капитана, ФИО7 – моторист - рулевой, ФИО8 – моторист - рулевой и ФИО9 – повар.

04.06.2022 контрольным органом был осуществлен портовый контроль судна в результате которого, Администрацией были установлены требования установленные Приказом Министерства транспорта РФ № 504 от 23.11.2020 в части несоответствия должностей командного состава судна выданному свидетельству от 02.04.2021 №742/ЯИГПК о минимальном составе экипажа судна в частности, отсутствия на судне старшего помощника капитана-первого помощника механика.

В целях устранения данного нарушения контрольным органом было выдано в адрес Общества предписание № 33/00001 от 04.06.2022 согласно которого, руководствуясь положениями Приказа Минтранса России от 06.11.2020 N 464 Администрация обязала Общество устранить выявленное нарушение до выхода судна в рейс (пункт 1 предписания).

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В представленном отзыве на заявление Администрация отклонила доводы заявителя, указав, что указанные в судовой роли состав экипажа судна должен полностью соответствовать содержанию свидетельству от 02.04.2021 № 742/ЯИГПК о минимальном составе экипажа судна. С учетом того, что на судне в соответствии с судовой ролью в состав экипажа входил капитан - первый помощник капитана и механик - старший помощник капитана, а в свидетельстве о минимальном составе экипажа должны  капитан -механик и старший помощник капитана - первый помощник механика, контрольный орган пришел к выводу о нарушении обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна.

Заявителем представлены возражения на отзыв Администрации и письменные пояснения, в которых он поддержал свои требования, указав на допустимость совмещения должностей при работе экипажа на судне.

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 10 часов 58 минут 13.10.2022 до 10 часов 00 минут 14.10.2022. После судебного перерыва судебное разбирательство продолжено, в том же составе суда, при участии тех же представителей лиц, участвующих в деле.

Администрация также представила в материалы дела дополнительные документы.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, возражения антимонопольного органа, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 4.1 КВВТ).

В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) Администрация является органом осуществляющим в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с Кодексом.

Общие цели и функциональные обязанности Администрации определены КВВТ РФ и Уставом учреждения и включают в себя, в том числе осуществление государственного портового контроля.

Согласно пункту 2 статьи 4.1 КВВТ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области внутреннего водного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 7 названной статьи, статьей 38.1 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38.1 КВВТ государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях (далее - государственный портовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственный портовый контроль).

Согласно пункту 2 статьи 38.1 КВВТ капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 38.1 КВВТ государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных данным Кодексом и в соответствии с этим Кодексом (обязательные требования).

Проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводят лица, осуществляющие государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей (пункт 4 статьи 38.1 КВВТ).

Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий, порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, квалификационные и иные требования к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 5 статьи 38.1 КВВТ).

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 6 статьи 38.1 КВВТ капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки посещать и обследовать суда и плавучие объекты, находящиеся в бассейне внутренних водных путей, проверять эксплуатационные характеристики судов, их оборудования, конструкций, машин, механизмов; выдавать судовладельцам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 4 статьи 38.1 КВВТ РФ проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.

Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий утвержден Приказом (далее - Порядок № 308).

Согласно пункту 2 Порядка N 308 проверки судов и иных плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.

Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок утвержден Приказом Минтранса России от 27.11.2020 N 521 (далее - Порядок № 521).

В соответствии с пунктом 8 Порядка № 521 проверка судов и плавучих объектов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, осуществляется на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказами (распоряжениями) капитана бассейна внутренних водных путей.

Пункт 12 Порядка № 521 устанавливает, что во время проверки судна или плавучего объекта лицо, осуществляющее государственный портовый контроль в отношении судна:

производит внешний осмотр;

проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ;

проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным положением о дипломировании членов экипажей судов;

проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки;

В соответствии с пунктом 6 статьи 38.1 КВВТ РФ капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и вправе принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства. При этом, Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельные сроки этого задержания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Приказом Минтранса России от 06.11.2020 N 464 утвержден Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания" (далее - Перечень № 464).

Пунктом 3 указанного перечня  к данным нарушениям отнесено несоответствие численности экипажа самоходного транспортного судна минимальным требованиям, установленным в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, выданным на основании Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов.

Пунктом 1 ст. 14 КВВТ РФ предусмотрен перечень обязательных для наличия на судне документов, среди которых: список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

В силу пункта 5 статьи 26 КВВТ РФ, лица, входящие в состав экипажа судна, должны быть включены в судовую роль.

Пунктом 4 статьи 26 КВВТ РФ установлено, что минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается положением о минимальном составе экипажей судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно пункту 4 Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов утвержденного Приказом Минтранса России от 23.11.2020 №504 (далее – Положение № 504), свидетельство о минимальном составе экипажа судна выдается  Администрацией на основании предложений, полученных от судовладельца, а также технических характеристик судна.

Минимальный состав экипажей судов приведен в приложениях №№1 - 9 Положения.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (ред. от 06.08.2020) утвержден технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Согласно пункту 216 Технического регламента к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента.

В соответствии со статьей 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 27 КВВТ РФ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта", утвержденного Приказом Минтранса России от 12.03.2018 N 87 (ред. от 25.09.2020) членам экипажей судов внутреннего водного транспорта выдаются дипломы по следующим должностям:

а) судоводители: капитан; старший помощник капитана; помощник капитана;

в) судовые механики: механик; первый помощник механика; помощник механика.

Указанным Положением установлено, что при совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа дипломов, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 3 Положения.

Материалами дела установлено, что в соответствии с судовой ролью судна от 14.05.2022, в состав его экипажа входили ФИО5, имеющий диплом члена экипажа №1000467933 от 26.11.2021 (подтверждающий возможность занимать ему должность первого помощника механика и должность капитана), а также  ФИО6, имеющий диплом члена экипажа № 1000657277 от 12.07.2022 (подтверждающий возможность занимать ему должность  механика и должность капитана).

Из содержания свидетельства от 02.04.2021 № 742/ЯИГПК о минимальном составе экипажа судна «ОС-23» следует, что минимальный количественный состав экипажа должен составлять 4 человека. При этом, на судне должны быть лица, имеющие соответствующие дипломы, отвечающие к занятию должностей - капитан, механик, старший помощник капитана и первый помощник капитана, а также двух мотористов-рулевых.

Администрация, выдавая в адрес Общества оспариваемое предписание, пришло к выводу о том, что на судне отсутствуют лица отвечающие требованиям к должностям старшего помощника капитана и первого помощника механика. Указанное нарушение было квалифицировано Администрацией как несоответствие численности экипажа самоходного транспортного судна минимальным требованиям, установленным в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна.

Вместе с тем, судом установлено, что  входящий в состав экипажа судна  ФИО5 имеет квалификационные требования,  предъявляемые к должности капитана и первого помощника механика, а член экипажа судна ФИО6 имеет квалификационные требования предъявляемые к должности механика и  капитана.

Таким образом, указанные члены экипажа по своим квалификационным требованиям были способны исполнять на судне функции, обусловленные должностями старшего помощника капитана и первого помощника механика, а, следовательно, вывод контрольного органа  о нарушении Обществом требований  пункта 1 статьи 27 КВВТ РФ является необоснованным.

Довод Администрации о том, что возможность совмещения должностей на судне допускается только в установленном сочетании, определенной соответствующим свидетельством о минимальном составе экипажа отклоняется судом, поскольку в Положении о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Приказом Минтранса России от 12.03.2018 N 87 (ред. от 25.09.2020) такого ограничения не установлено, в согласно требований Положения № 504 предложения о минимальном составе экипажа судна  определяет судовладелец.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в силу изложенной в пункте 3 Перечня № 464 к данным нарушениям, служащих основаниями для временного задержания судна отнесено только несоответствие численности экипажа самоходного транспортного судна минимальным требованиям, установленным в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, а не квалификационным требованиям экипажа.

В рассматриваемом случае число экипажа (5 человек) превышало минимальное число членов экипажа, определенных свидетельством.

При таких обстоятельствах требования установленные пунктом 1 оспариваемого предписания не основаны на требованиях закона и нарушают права и законные интересы заявителя, что определяет обоснованность заявленных требований Общества.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей в силу требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на Администрацию.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требование Публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" от 10.08.2022 № 24-4588, удовлетворить.

Признать недействительным пункт 1 предписания Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 04.06.2022 № 33/00001 в отношении сочетания должностей командного судна ОС-23.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев