ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6480/20 от 14.01.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

18 января 2021 года

Дело № А58-6480/2020

Резолютивная часть решения объявлена 14.01.2021.

Полный текст решения изготовлен 18.01.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 11.09.2020 № 24-5096 к Северо-Восточному управлению Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2020 № 020404 о назначении административного наказания,

с объявлением перерыва в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 12.01.2021 до 14.01.2021 12 час. 10 мин., о чем размещено публичное объявление на официальном сайте суда в сети Интернет,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.01.2021 № 11 (паспорт, диплом);

от ответчика – ФИО2 по доверенности (служебное удостоверение, диплом),

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 11.09.2020 № 24-5096 к Северо-Восточному управлению Государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2020 № 020404 о назначении административного наказания.

В обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что вменяемое административным органом правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) ошибочно квалифицировано по общей норме права вместо специальной в отношении причалов, принятое постановление от 04.09.2020 № 020404 о назначении административного наказания нарушает права и законные интересы заявителя.

Административным органом представлен отзыв от 08.10.2020 № 05-2-369/1544 о несогласии с доводами заявителя по причине их необоснованности и противоречащими действующему законодательству Российской Федерации.

Заявителем представлены возражения на отзыв от 17.12.2021 № 24-7583.

Из материалов дела судом установлено.

Якутской транспортной прокуратурой совместно со специалистами административного органа 31.07.2020 была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на участке береговой полосы 1633,8-1633,6 км левого берега реки Лена, согласованной ФБУ «Администрация Ленского бассейна» заявителю, как место погрузки-разгрузки судов сухогрузных судов, имеется гидротехническое сооружение (причал), представляющее собой гравийную насыпь в виде пирса с откосами, укрепленными бетонными плитами, соединенными между анкерами. Территория причала также уложена бетонными плитами. Причал находится в эксплуатации. На причале проводится складирование контейнеров. В акватории у данного причала установлен плавучий кран «СПК 2/35», используемый для проведения погрузочно-разгрузочных работ с судов. При проведении осмотра производилась перегрузка груза данным плавучим краном с теплохода «СОТ-1135» на причал. По результатам проверки выявлены следующие нарушения закона:

1.отсутствует разрешительная и техническая документация на причал (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях);

2.не разработан и не ведется паспорт (технический паспорт) объекта регулирования;

3.по кордону причала отсутствует колесоотбойное устройство.

По окончании проведения проверки, на основании выявленных нарушений Технического регламента при осуществлении деятельности заявителем, связанной с эксплуатацией причала, руководствуясь статьей 28.4 КоАП РФ постановлением и.о. Якутского транспортного прокурора от 14.08.2020 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. С указанным постановлением 14.08.2020 был ознакомлен представитель заявителя, что подтверждает надлежащее извещение о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

04.09.2020 было вынесено постановление № 020404 о привлечении к административной ответственности заявителя, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей. С указанным постановлением 04.09.2020 был ознакомлен представитель заявителя, что подтверждает надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.43.1, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

Объективная сторона этого административного правонарушения выражается в нарушении, в том числе, требований технических регламентов.

Субъектом ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности, а объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – Закон «О техническом регулировании») технический регламент - это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования установлены Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 (далее – Технический регламент), согласно пункту 5 которого к объектам регулирования относятся, в том числе, такие объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, как причалы.

В пункте 3 Технического регламента определено, что указанный технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

Привлекая к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что общество является изготовителем, исполнителем и продавцом, которое допустило нарушение обязательных требований к продукции, к процессам эксплуатации объектов регулирования Технического регламента (портовых гидротехнических сооружений-причалов).

Требования Технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента (пункт 6 Технического регламента).

В соответствии с пунктом 9 Технического регламента причальное сооружение - это гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов; эксплуатант - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом.

Согласно пункту 419 Технического регламента возведение причалов, эксплуатация паромов, сооружение канатных паромных переправ и разводных наплавных мостов на внутренних водных путях, используемых в целях судоходства, должно быть согласовано с соответствующими бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Согласно пунктам 446, 447, Технического регламента причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения. Причал или причальное сооружение могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения. Указанные объекты должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые указываются в паспорте (техническом паспорте). Увеличение нагрузок на объект регулирования сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на видном месте объекта регулирования.

Границы каждого причала и причального сооружения должны быть обозначены. Следует сохранять и возобновлять разметку, которая используется при проведении обследования объекта регулирования аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (пункт 449 Технического регламента).

Согласно пункту 443 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации причалов должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований: разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования; установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима или их прекращения при получении штормового предупреждения (только для причалов и причальных сооружений); ведение технического контроля за объектом регулирования; своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий; разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта регулирования; обеспечение ненарушения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта поточности технологических процессов, принятых архитектурно-планировочных решений в отношении помещений и зданий, а также организации воздухообмена в них.

Как установлено пунктом «а» пункта 477 Технического регламента эксплуатант гидротехнических сооружений (оградительных, берегоукрепительных и причальных) должен иметь: а) разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, как исполнитель, так как выполняет погрузочно-разгрузочные работы при непосредственной эксплуатации гидротехнического сооружения, а продукцией выступает результат погрузочно-разгрузочной деятельности при эксплуатации гидротехнического сооружения и обществу правомерно вменяются нарушения Технического регламента, касающиеся требований безопасности эксплуатации объекта инфраструктуры внутреннего водного транспорта - причала, которое является гидротехническим сооружением .

Вышеуказанные требования технического регламента заявителем не соблюдались. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Довод заявителя о том, что статью 9.2 КоАП РФ следует рассматривать в качестве нормы, содержащей дополнительный квалифицирующий признак правонарушения (специальной нормы) по отношению к статье 14.43 КоАП РФ суд отклоняет как необоснованный.

По определению, данному в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, к судоходным гидротехническим сооружениям относятся инженерно-технические сооружения, предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений. В то время как под причалом понимается гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Статьей 9.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Поскольку причальные сооружения общества не являлись судоходными гидротехническими сооружениями, у административного органа отсутствовали основания для классификации правонарушений, допущенных в области безопасной эксплуатации портовых гидротехнических сооружений, по статье 9.2 КоАП РФ.

Таким образом, в данном случае применительно к диспозиции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, нарушение прав и законных интересов общества судом не установлено.

На основании части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Публичному акционерному обществу «Ленское объединенное речное пароходство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Северо-Восточного государственного управления морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 04.09.2020 № 020404 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова