ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6565/2023 от 19.02.2024 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, 677980

тел: +7 (4112) 34-05-80, https://yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

5 марта 2024 года

Дело № А58-6565/2023

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2024 года

Мотивированное решение изготовлено 5 марта 2024 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Артамоновой Л. И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Копыриной А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)(ИНН 1435035635, ОГРН 1021401058161) к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" (ИНН 1402012336, ОГРН 1021400521515) о восстановлении средств программы ОМС в размере 3 233 267,57 рублей,

при участии в судебном заседании представителя истца – Иванов Е.М. по доверенности, Неустроев А.И. по доверенности, в отсутствии ответчика,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) обратился в арбитражный суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" о восстановлении средств территориальной программы обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 3 233 267,57 рублей.

Ответчик на судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств не представил, извещен о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие надлежаще извещенного ответчика.

Истец поддерживает иск в полном объеме.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

На основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (далее – ТФОМС, истец) № 19 от 17.01.2023 проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница» (ответчик) за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, по результатам которой составлен акт проверки целевого использования средств обязательного медицинского страхования от 16.02.2023, подписанный со стороны ответчика с разногласиями.

Из содержания акта комплексной проверки следует, что ответчиком допущено нарушения на общую сумму 3 233 267,57 рублей, в том числе:

- использование средств территориальной программы не по целевому назначению в размере 3 215 142,10 по статьям: заработная плата 290 660,90 рублей, начисления на выплаты по оплате труда 581,32 рубля, работы услуги по содержанию имущества 273 805,34 рубля, прочие работы, услуги 161 500 рублей, другие экономические санкции 2 488 594,54 рубля;

- использование средств финансового обеспечения дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 18 125,47 рублей по статьям: заработная плата 13 921,25 рублей, начисления на выплаты по оплате труда 4 204,22 рубля.

Ответчик письмом № 5115 от 22.02.2023 направил истцу протокол разногласий, в котором просит отменить решение по акту проверки от 16.02.2023.

Истец, рассмотрев возражения ответчика на акт проверки, отклонил его доводы (письмо № 07/688 от 03.03.2023).

В акте проверки от 16.02.2023 истцом также был начислен штраф в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 в размере 323 326,76 рублей, составляющий 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.

Ответчик произвел перечисление штрафа на сумму 323 326,76 рублей платежным поручением № 1451 от 21.03.2023.

14.06.2023 в адрес ответчика истец направил письмо № 12/1807 от 14.06.2023 с требованием об оплате суммы нецелевого использования денежных средств 3 233 267,57 рублей, оставленное ответчиком без удовлетворения.

Поскольку требование не было выполнено обществом в добровольном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском на основании части 9 статьи 39 № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Ответчик в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в материалы дела отзыв № 2571 от 01.09.2023, в котором с иском не согласен полностью, при этом указал, что закон предусматривает возможность оплаты экономических санкций 2 488 594,54 рубля и на оплату образовательных услуг по программе «пожарная безопасность» в размере 101 500 рублей и т.д.

В дополнении к отзыву № 3041 от 14.11.2023 ответчик также указал, что пункт 10.9.5 приказа Министерства финансов России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» предусмотрено применение КОСГУ 295; сумма расходов 2 500 000 рублей была предусмотрена планом ФХД на соответствующий год, согласована начальником планово-экономического отдела ТФ ОМС РС (Я) Н.Н. Кузьминой 22.11.2022.

Истец в возражении на дополнение к отзыву не согласен с доводом ответчика, так как медицинские организации самостоятельно распределяют финансовые средства согласно плану ФХД по статьям расходов в пределах утвержденной территориальной программы ОМС на соответствующий год, персональная ответственность за целевое и эффективное использование средств возлагается на руководителей медицинских организаций.

В дополнении от 19.12.2023 истец указал, что ответчик использовал средства ОМС в размере 2 488 594,54 рубля на оплату штрафов и пени по актам МЭЭ и ЭКМП, которые являются экспертизами по выявлению нарушений при оказании медицинской помощи и соответствии сроков и объема медицинских услуг, тогда как структура тарифа на оплату медицинской помощи на основании части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ не включает данные расходы; расходы на надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 10 % от оклада на сумму 291 242,22 рубля, должны осуществляться за счет средств бюджета; расходы на капитальный ремонт кислородного трубопровода на сумму 273 805,34 рубля должны производиться за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета РС (Я); расходы на оплату труда без соответствующего дополнительного образования на сумму 18 125,47 рублей признаются нецелевыми и т.д.

Изучив материалы дела, выслушав представителей истца, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил арбитражным судам, что нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), согласно которому средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, подлежащим использованию строго в соответствии с целевым назначением.

Данный закон определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Статьей 9 Федерального закона № 326-ФЗ определены субъекты ОМС (застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд), а также участники ОМС, которыми являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.

Медицинская организация, вступившая в правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, которые в большей степени являются публичными правоотношениями, должна строго соблюдать нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения.

Объемы и условия медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяются территориальными программами ОМС, Правилами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Следовательно, средства федерального внебюджетного фонда попадают в систему обязательного медицинского страхования и направляются на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Из представленных материалов дела следует, что в результате комплексной проверки истцом выявлено нецелевое использование средств территориальной программы обязательного медицинского страхования на общую сумму 3 233 267,57 рублей, из них:

- использование средств территориальной программы не по целевому назначению в размере 3 215 142,10 рублей, в том числе выплачена надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну 291 242,22 рубля (290 660,90 рублей + 581,32 рубля), понесены расходы на капитальный ремонт кислородного трубопровода 273 805,34 рубля, расходы на оказание образовательных услуг по программе «пожарная безопасность» в размере 101 500 рублей, расходы на услуги за первичное техническое освидетельствование, разработку дубликата паспорта, сопровождение по регистрации и постановке кислородного генератора на учет в Управлении Ростехнадзора на сумму 60 000 рублей, оплата экономических санкций в виде штрафа по актам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медпомощи на сумму 2 488 594,54 рубля;

- использование средств финансового обеспечения дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, в частности, оплата труда без соответствующего дополнительного образования «паллиативная помощь» в размере 18 125,47 рублей.

Из пояснений истца следует, что выплата надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также расходы на капитальный ремонт кислородного трубопровода должны осуществляться за счет средств государственного бюджета РС (Я); оказание образовательных услуг по программе «пожарная безопасность на предприятие» не является необходимым для обеспечения обязательств медицинских организаций, установленных законодательством РФ в сфере обязательного медицинского страхования, в связи с чем должны выплачиваться за счет других источников финансирования; расходы на первичное освидетельствование, разработку дубликата паспорта, сопровождение по регистрации и постановке на учет кислородного генератора, а также штрафы и пени по актам МЭЭ и ЭКМП не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, предусмотренной частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ; расходы на оплату труда без соответствующего дополнительного образования является нецелевым.

Доводы истца о нецелевом характере расходов мотивированы по следующим основаниям.

- отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». В соответствии со статьей 29 данного закона финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных учреждений, учреждений и организаций осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установленная в государственных учреждениях субъектов РФ, относится к расходным обязательствам субъектов РФ, тогда как направление средств ОМС на выплату данной надбавки не предусмотрено;

- в соответствии с пунктом 5.2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РС (Я) на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 09.02.2022 № 71, капитальный ремонт проводится за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

- на основании части 4 статьи 196 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Частью 4 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Установленными стандартами медицинской помощи и порядками оказания медицинской помощи не предусмотрено обязательное обучение по программе «пожарная безопасность на предприятии», в связи с чем обучение персонала по этой программе не является необходимым для обеспечения обязательству медицинских организаций, установленных законодательством РФ в сфере обязательного медицинского образования;

- в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включены расходы, целью которого является содержание объектов движимого и недвижимого имущества (подпункт 2,3 пункта 195 раздела XII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н. Согласно 10.2.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, к расходам по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием относятся работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования;

- согласно пункта 192 Правил обязательного медицинского страхования в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. Состав затрат не включает затраты на оплату финансовых санкций. Средства ОМС могут быть направлены исключительно на оказание застрахованному качественной медицинской помощи, а не на обеспечение деятельности медицинской организации, связанной с неисполнением или некачественным исполнением данной обязанности;

- пунктом 10 Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.05.2019 № 345н/372н паллиативная медицинская помощь оказывается медработниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. Произведенные расходы на оплату труда медицинского работника при отсутствии у него права на осуществление медицинской деятельности признаются нецелевыми.

По мнению суда, требования истца являются обоснованными и правомерными.

Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил надлежащих, достаточных доказательств, подтверждающих целевое использование средств обязательного медицинского страхования. Доводы ответчика судом не могут быть приняты во внимание ввиду их несостоятельности.

Суд, исходя из дискреционных полномочий, устанавливает способ реального восстановления прав лица, обратившегося с заявлением путем взыскания с ответчика в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования РС (Я) 3 233 267,57 рублей.

Поскольку нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования установлено материалами дела, иск подлежит удовлетворению.

Истец освобожден от взыскания государственной пошлины. При цене иска 3 233 267,57 рублей надлежащий размер государственной пошлины составляет 39 166 рублей. С учетом результатов рассмотрения дела, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в сумме 39 166 рублей.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" (ИНН 1402012336, ОГРН 1021400521515) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035635, ОГРН 1021401058161) 3 233 267,57 рублей.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Алданская центральная районная больница" (ИНН 1402012336, ОГРН 1021400521515) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 39 166 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Артамонова Л. И.