ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6583/07 от 30.10.2007 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск.Дело №А58-6583/2007

резолютивная часть оглашена 30.10.07

полный текст изготовлен 6.11.07

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.

при участии в деле открытого акционерного общества «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания» (Общество), Управления Федеральной налоговой службы по РС(Я) (налоговый орган),

и в присутствии представителей Общества Контонистовой Е.В., Селецкой О.А., представителя налогового органа Пищулиной Е.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества к налоговому органу о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Общество обратилось в Арбитражный суд РС(Я) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа по следующему основанию:

все необходимые условия для предъявления суммы налога к вычету Обществом соблюдены,

налоговый орган неправомерно в обоснование своей позиции сослался на инструкцию по заполнению декларации,

налоговым органом неправомерно применен собственный метод распределения «входного» НДС, непредусмотренный Налоговым кодексом,

добытая руда, золотосодержащий концентрат и драгоценные металлы, находящиеся на стадии аффинажа, но не доведенные до соответствующего стандарта - не являются драгоценными металлами,

налоговое законодательство не устанавливает обязанности распределять НДС на незавершенное производство. Налогооблагаемая база по ставке 0% может быть сформирована только в момент реализации банкам слитков, соответствующих ГОСТу или мерных слитков,

применяемая налоговым органом методика распределения НДС противоречит статье 169 Налогового кодекса, правилам ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж,

в методике расчет НДС, применяемой налоговым органом неправомерно используется показатель стоимости нереализованного серебра,

налоговым органом неправомерно начислены пени на задолженность, в том числе образовавшуюся у налогоплательщика до проверяемого периода и по другим налоговым периодам,

по позиции налогоплательщика имеется обширная судебная практика

Налоговый орган с заявленным требованием по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе

основанием отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужило несоблюдение Обществом дополнительных условий предъявления налога к вычету по операциям, облагаемым ставкой 0 процентов, так как Обществом в нарушение пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса вычеты применены по товарно-материальным ценностям, услугам, основным средствам без учета остатков добытого и нереализованного драгоценного металла на начало и конец проверяемого периода,

нормы инструкции по порядку заполнения налоговой декларации не устанавливают дополнительные условия для вычета сумм НДС, а реализуют положения главы 21 НК,

налоговым органом ввиду отсутствия методики раздельного учета определены суммы налога расчетным путем на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК,

на стоимость нереализованных драгметаллов, в том числе находящихся в руде, золотосодержащем концентрате, налоговая ставка 0 процентов применена быть не может в силу отсутствия факта реализации и соответственно документов предусмотренных пунктом 8 статьи 165 НК,

в соответствии с пунктом 7 раздела II правил, утвержденных Постановлением Правительства России от 2.12.2000 №914, в книге покупок подлежат регистрации счета-фактуры на ту сумму, которую налогоплательщик вправе принять к вычету,

расходы по добыче руды, производству концентратов, аффинажу драгоценных металлов, являются расходами как по добыче и производству золота, так и по добыче и производству серебра. В бухгалтерском учете стоимость полученного после аффинажной обработки серебра отражена в дебете счета 43,

сумма пени на доначисление в ходе повторной проверки суммы налога начислена в с учетом переплаты, имеющейся в карточке лицевого счета по НДС. Для определения итогового сальдо по НДС Управлением учтены доначисления по итогам выездной налоговой проверки,

судебная практика, на которую ссылается Общество, к обстоятельствам рассматриваемого дела отношения не имеет.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.

По результатам повторной выездной налоговой проверки Общества налоговым органом составлен акт №11-31/8 от 11.07.2007 года, которым в частности зафиксировано:

в проверяемом периоде налогоплательщиком осуществлялись операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставкам 18% и 0%. Налоговая ставка 0% применялась налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК при реализации добытых драгоценных металлов (золота) банкам (пункт 2.1.),

при проверке налоговой базы по операциям, облагаемым по ставке 18%, нарушений в исчислении не установлено (пункт 2.1.1.1.1, 2.1.2.1.1)

при проверке налоговой базы по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, применение налоговой ставки 0% подтверждено (пункт 2.1.1.1, 2.1.2.1.2),

нарушений в исчислении налога при определении налоговой базы не установлено (пункт 2.1.1.2, 2.1.2.2.),

при проверке правильности определения налоговых вычетов, заявленных при реализации продукции, облагаемой по ставке 18 процентов, нарушений не установлено (пункт 2.1.1.3.1., 2.1.2.3.1.),

в принятой учетной политике вопрос раздельного учета «входного» НДС по операциям, облагаемым по различным ставкам НДС (18 и 0 процентов), не прописан, порядок ведения раздельного учета не установлен (пункт 2.1.1.3.2, 2.1.2.3.2.),

неправомерно заявлены к налоговому вычету суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) по добытому, но нереализованному металлу за сентябрь 2004 года, за декабрь 2004 года,

недопредъявлены к налоговому органу суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) по реализованному металлу за ноябрь 2004 года, за март 2005 года.

16 августа 2007 года налоговым органом вынесено решение №11-31/12 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым

начислены пени за несвоевременную уплату или неуплату (несвоевременное перечисление или неперечисление) налога на добавленную стоимость,

уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за сентябрь и декабрь 2004 года,

увеличен предъявленный к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость за ноябрь 2004 года и март 2005 года,

доначислен налог на добавленную стоимость за сентябрь и декабрь 2004 года.

10 сентября 2007 года в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа поступило заявление о признании решения налогового органа недействительным.

В проверяемом периоде налогоплательщиком осуществлялись операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость по ставкам 18% и 0%. Налоговая ставка 0% применялась налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 НК при реализации добытых драгоценных металлов (золота) банкам.

На основании подпункта 6 пункта 1 статья 164 Налогового кодекса при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу банкам, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов.

При описании выявленных нарушений при определении налоговых вычетов, заявленных в налоговых декларациях по ставке 0 процентов, налоговый орган сослался на установленный проверкой факт отсутствия раздельного учета «входного» НДС по операциям, облагаемым по различным ставкам НДС (18 и 0 процентов). Между тем, факт отсутствия раздельного учета по операциям, облагаемым по различным ставкам НДС (18 и 0 процентов) к установленным проверкой обстоятельствам завышения налоговых вычетов не привел. В том числе, при проверке правильности определения налоговых вычетов, заявленных при реализации продукции, облагаемой по ставке 18 процентов, нарушений не установлено. При проверке налоговым органом установлено завышение налоговых вычетов за сентябрь и декабрь 2004 года в связи с применением налогового вычета по добытому, но нереализованному драгметаллу. А именно, в ходе проверки налоговым органом установлено, что за сентябрь, ноябрь, декабрь 2004 года и март 2005 года Обществом были отражены дебетовые остатки по счетам 20 (добытая руда), 21 (золотосодержащий концентрат), 43 (золото и серебро в химчистоте). При этом налоговые вычеты по НДС были определены без учета доли реализованного драгоценного металла в общем объеме добычи, приходящейся на соответствующий налоговый период. Таким образом, по результатам проверки Обществом при определении сумм налоговых вычетов по операциям, облагаемым ставкой 0 процентов, не обеспечен раздельный учет «входного» НДС в зависимости от факта реализации металла.

При этом налоговый орган сослался на утвержденную Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 инструкцию по заполнению форм декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденных Приказом МНС России от 26.12.2001 N БГ-3-03/572 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость", согласно разделу IV которой по строке 170 (в том числе 180 - 270) раздела 1 декларации по налоговой ставке 0 процентов показываются суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), стоимость которых относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (подлежащие вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена в соответствии со статьей 165 Кодекса.

А именно, в ходе проверки налоговым органом установлено, что за сентябрь, ноябрь, декабрь 2004 года и март 2005 года Обществом были отражены дебетовые остатки по счетам 20 (добытая руда), 21 (золотосодержащий концентрат), 43 (золото и серебро в химчистоте). При этом налоговые вычеты по НДС были определены без учета доли реализованного драгоценного металла в общем объеме добычи, приходящейся на соответствующий налоговый период. Таким образом, по результатам проверки Обществом при определении сумм налоговых вычетов по операциям, облагаемым ставкой 0 процентов, не обеспечен раздельный учет «входного» НДС в зависимости от факта реализации металла.

В соответствии с Планом счетов и инструкцией по его применению

счет 20 "Основное производство" предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации. По дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака,

счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих обособленный их учет. В организациях, не ведущих обособленный учет полуфабрикатов собственного производства, указанные ценности отражаются в составе незавершенного производства, т.е. на счете 20 "Основное производство". По дебету счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства", как правило, в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство" отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.

счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

Налоговым органом не установлено, из материалов дела не следует, что Обществом к налоговым вычетам отнесены суммы налога, уплаченные за приобретение товаров (работ, услуг) не связанных с золотодобычей. Кроме того, налоговым органом не установлено, что Обществом к налоговым вычетам, отнесены суммы налога, уплаченные поставщикам за товары (работы, услуги), приобретенные после операции, облагаемой налоговой ставкой 0 процентов. Налоговым органом сумма вычета принята с учетом доли реализованного товара (золота) к общим затратам по золотодобы, отраженным по счетам 20 (добытая руда), 21 (золотосодержащий концентрат), 43 (золото и серебро в химчистоте).

По мнению налогового органа, Обществом не соблюдены дополнительные условия отнесения сумм налоговых вычетов по операциям, облагаемым ставкой 0 процентов, установленные пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса.

Таким образом, из пункта 3 статьи 172 НК следует, что одним из условий возмещения налога является исполнение налогоплательщиком обязанности представить в инспекцию одновременно с налоговой декларацией соответствующий пакет документов для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов.

В соответствии с пунктом 8 статьи 165 Налогового кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов или драгоценных камней;

2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов или драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.

При проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и определения налоговой базы по операциям, облагаемым налоговой ставкой 0 процентов, налоговым органом нарушений не установлено.

На основании пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В силу пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 Кодекса. Так, согласно пункту 1 вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных упомянутой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Налоговым органом несоответствие предъявленных Обществом сумм налоговых вычетов статье 171 Налогового кодекса не установлено.

Основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.

Ни общими условиями принятия сумм НДС к вычету, предусмотренными статьей 171 НК, ни дополнительным условием принятия сумм НДС к вычету, предусмотренным пунктом 3 стать 172 НК, не предусмотрена возможность принятия сумм оплаченного НДС в зависимости от объема реализованного товара (драгоценного металла) в соответствующем налоговом периоде. Не предусмотрена такая методика определения сумм налогового вычета по операциям, облагаемым ставкой 0 процентов, и учетной политикой Общества.

При таких условиях вывод налогового органа об отсутствии у Общества материально-правового основания для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) на момент определения налоговой базы по операциям, облагаемым налоговой ставкой 0 процентов, не соответствует нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявленное требование подлежит удовлетворению.

Уплаченная государственная пошлина подлежит взысканию со стороны.

Руководствуясь статьями 101,104,110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 16 августа 2007 года №11-31/12.

Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания».

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченных при подаче заявления по платежному поручению от 5.09.2007 года №552, взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (г. Якутск, ул. Гудина, 2) в пользу открытого акционерного общества «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания» (г. Якутск, пр. Ленина, 3/1)

Судья В. Григорьева