ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6590/10 от 28.12.2010 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-6590/10

28 декабря 2010 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Эрчим-Тхан»  (заявитель  ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) (налоговый орган  ) о признании незаконным бездействия, обязании произвести зачет и внести изменения в лицевой счет, к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (вышестоящий налоговый орган  ) с участием представителя налогового и вышестоящего налогового органов Безносова Д.Г. (доверенности от 22.03.10 №03-23/29/3482, от 14.01.10 №08-25/1), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Мохначевской Н.В.,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, заявитель не явился.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания согласно двум уведомлениям о вручении указанному лицу 10.12.10 заказных писем с копиями определений суда от 30.11.10.

Заявитель обратился в суд с требованиями:

к налоговому органу о признании незаконным бездействия его должностных лиц, выразившееся в уклонении от проведения зачета имеющейся у заявителя переплаты по НДФЛ в сумме 4.656.977руб. в счет погашения задолженности по перечислению в бюджет удержанного с физических лиц подоходного налога; обязании произвести зачет переплаты по НДФЛ в сумме 4.656.977руб. в счет погашения задолженности по перечислению в бюджет удержанного с физических лиц подоходного налога; обязании внести изменения в лицевой счет заявителя по подоходному налогу;

к вышестоящему налоговому органу о признании недействительным решения его руководителя от 17.07.09 №05-24/56/08164 об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на действия (бездействие) должностного лица налогового органа.

Доводы в обоснование своего требования заявитель приводит в исковом заявлении от 07.09.10 №654.

Отзывом от 29.11.10 №03-18/76/14156 налоговый орган приводит доводы в обоснование своего несогласия с заявленными требованиями.

Отзывом от 23.12.10 №08-18/13875С вышестоящий налоговый орган приводит доводы в обоснование своего несогласия с заявленными требованиями.

Заявитель обратился в налоговый орган с пятью заявлениями от 17.04.09, без номеров (входящие от 17.04.09 №2224, от 20.04.09 №№2257-2259,2261) о зачете 3.307.036руб. переплаты по налогу на доходы физических лиц, числящейся по состоянию на 17.04.09, в счет: 724.054,46руб. пени по налогу на доходы физических лиц; 196.173,9руб. штрафа по налогу на прибыль в Республиканский бюджет; 1.961.739руб. налога на прибыль в Федеральный бюджет; 72.557,5руб. штрафа по налогу на прибыль в Федеральный бюджет; 352.511руб. налога на прибыль в Республиканский бюджет (всего на сумму 3.307.035,86руб.).

Решением от 07.05.00 №1161 налоговый орган отказал заявителю в зачете переплаты по налогу на доходы физических лиц в связи с неподтверждением суммы переплаты.

Данное решение получено заявителем 02.06.09, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления с данным решением, представленным налоговым органом. Заявитель, исходя из того, что на указанные выше заявления он не получил ответа, обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган на неправомерные действия (бездействия) налогового органа, указывая, что у него на 01.01.09 имеется переплата по налогу на доходы физических лиц в размере уже 4.656.997руб., а не в размере 3.307.036руб.

Как следует из решения вышестоящего налогового органа по жалобе на действия (бездействие) должностного лица налогового органа от 17.07.09 №05-24/56/08164 указанная выше жалоба заявителя поступила в вышестоящий налоговый орган 26.05.09, то есть еще до получения заявителем решения налогового органа 07.05.00 №1161 об отказе в осуществлении зачета (возврата).

Решением вышестоящего налогового органа по жалобе на действия (бездействие) должностного лица налогового органа от 17.07.09 №05-24/56/08164 заявителю отказано в удовлетворении жалобы по мотивам того, в частности, что переплата не установлена.

Данное решение получено заявителем 27.07.09 за входящим №812 согласно соответствующей отметке на этом решении.

Следовательно, налоговый орган не бездействовал по поводу поданных заявителем пяти заявлений о зачете и не уклонялся от проведения зачета, а принял решение об отказе в зачете в связи с отсутствием переплаты, о чем заявителю было известно с 02.06.09.

В связи с этим, учитывая положения пунктов 1,7,14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации о зачете по заявлениям налогоплательщиков и налоговых агентов, суд считает – под оспариваемым бездействием заявитель понимает то, что налоговый орган по пяти заявлениям от 17.04.09, без номеров, о зачетах на общую сумму 3.307.035,86руб. принял 07.05.09 не решение о зачете, а решение об отказе в них.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Следовательно, с заявлением об оспаривании бездействия налогового органа заявитель мог обратиться в суд не позднее 02.09.09, а решения вышестоящего налогового органа по жалобе заявителя – не позднее 27.10.09.

Между тем, в суд заявитель обратился только в сентябре 2010 года, то есть со значительным, по первому требованию – более года, по второму требованию немногим менее года, пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель также полагает пропущенным указанный срок, так как ходатайством от 19.10.10 №767 просит восстановить его, указывая в качестве уважительной причины пропуска то, что бухгалтер заявителя не знала о нормах, которые фактически предусмотрены частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указываемую заявителем причину пропуска срока суд не считает уважительной, так как:

не усматривает, что уполномоченные единоличный или коллегиальный органы управления заявителя имели право не знать требования процессуального закона;

обращение в суд последовало не с разумным пропуском срока.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела в восстановлении пропущенного срока следует отказать, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований полностью.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Данному праву корреспондирует установленная подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, на основании письменного заявления налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.02.01 №5 указано, что определенные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов. В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.

В соответствии со статьей 231 Налогового кодекса Российской Федерации излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога на доходы физических лиц подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса. Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.

Доказательства, подтверждающие юридические факты, вытекающие из указанных норм права, и служащие основаниями для разрешения вопроса о зачете, а именно – письменные заявления налогоплательщиков (физических лиц) к заявителю (налоговый агент) о возврате излишне удержанных из доходов данных налогоплательщиков сумм налога на эти доходы, документы, подтверждающие, что сумм налога, подлежащих перечислению заявителем (налоговым агентом) в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщикам по их заявлениям в течение 10 дней со дня подачи этих заявлений, выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации, а также то, что излишне перечисленные заявителем (налоговым агентом) в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщиков – заявителем не представлены.

В связи с этим доводы в удовлетворении заявленных требований следует отказать полностью.

Руководствуясь статьями 167-170,176,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В заявленном требовании отказать полностью.

Судья В.В. Столбов