ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6605/10 от 02.12.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А58-6605/10

г. Якутск 03.12.2010

Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2010.

Решение изготовлено 03.12.2010.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е. Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) , при участии в судебном заседании представителя от индивидуального предпринимателя ФИО2 по доверенности 6.09.2010, представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) – ФИО3 по доверенности от 12.10.2009 № 10, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Писаревой Н.С.,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с заявлением в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), далее Управление, от 19.03.2010 № 01-03/44 «Об отмене распоряжения от 01.09.2009 года № 01-03/544».

В судебном заседании представитель предпринимателя ФИО1 поддержал требование, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка может быть признано недействительным только в судебном порядке, отсутствие полномочий у Управления издавать распоряжения об отмене ранее принятого решения; оспариваемое распоряжение препятствует заявителю осуществлять предпринимательскую деятельность, получать доход от предпринимательской деятельности.

Управление не согласно с заявлением по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнениях к отзыву.

Судом установлены обстоятельства дела.

Заключениями ГУ «Мегино-Кангаласский лесхоз» от 20.09.2006 №069, Территориального отдела в Мегино-Кангаласском районе Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.11.2006 № 27, ОГПН Мегино-Кангаласского района, Мегино-Кангаласской инспекции охраны природы от 24.07.2007 №37, Заречного межрайонного территориального отдела в Мегино-Кангаласском районе Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РС(Я) от 12.03.2007, Администрацией муниципального района «Мегино-Кангаласского улус» от 13.03.2007 согласованы предпринимателю ФИО1 согласован перевод лесных земель в земли поселений площадью 7,44 га для строительства молодежного поселка.

15.04.2007 актом выбора лесного участка № 9 согласован предпринимателю ФИО1 выбор участка по варианту №1 под строительство молодежного поселка на территории Бестяхского лесничества ГУ «Мегино-Кангаласский лесхоз», общей площадью 7,44 га, в эксплуатационных лесах, для перевода земель лесного фонда в категорию «Земли поселений».

Приказом Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 17.04.2007 № 11 утвержден акт выбора лесного участка из земель лесного фонда №9 от 15.04.2007, прилагаемый к нему чертеж участка лесного фонд, предпринимателю ФИО1 под строительство молодежного поселка из эксплуатационных лесов земель лесного фонда ГУ «Мегино-Кангаласский лесхоз» общей площадью 7,44 га с переводом в земли населенных пунктов.

30.01.2009 Заречным территориальным отделом Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) составлены кадастровые паспорта на земельные участки: земельный участок кадастровый номер 14:15:1300004:59 площадью 61210, кв.м., кадастровый паспорт от 30.01.2009 № 15/2009/5901, земельный участок кадастровый номер 14:15:130004:60 площадью 13189,0 кв.м., кадастровый паспорт от 30.01.2009 № 15/2009/5899.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.07.2009 №636-р «О включении земельных участков в границы населенного пункта п.Нижний Бестях и их переводе из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов» земельные участки, расположенные в эксплуатационных лесах Бестяхского участкового лесничества ГУ РС(Я) «Мегино-Кангаласское лесничество», общей площадью 7,44 га согласно приложению к распоряжению в границы населенного пункта п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса (района) со следующими видами разрешенного использования земельных участков: индивидуальное жилищное строительство, многоэтажная жилая застройка, дачное и садово-огороднические товарищества и др.; переведены земельные участки, расположенные в эксплуатационных лесах Бестяхского участкового ГУ РС(Я) «Мегино-Кангаласское лесничество», общей площадью 7,44 га из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, согласно приложению к распоряжению. Согласно приложению в перечень земельных участков включены: земельный участок кадастровый номер 14:15:1300004:59 площадью 61210, кв.м., кадастровый паспорт от 30.01.2009 № 15/2009/5901, земельный участок кадастровый номер 14:15:130004:60 площадью 13189,0 кв.м., кадастровый паспорт от 30.01.2009 № 15/2009/5899.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) от 01.09.2009 № 01-03/544 на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.09.2009 № 01-03/544, заявления предпринимателя ФИО1 предоставлен предпринимателю ФИО1 в аренду сроком на 10 лет земельные участки: с кадастровым номером 14:15:1300004:59 из земель населенных пунктов, находящийся по адресу : Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, п.Нижний Бестях, площадью 61210, кв.м., под дачное строительство; с кадастровым номером 14:15:1300004:60 из земель населенных пунктов, находящийся по адресу : Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, п.Нижний Бестях, площадью 13189, кв.м., под дачное строительство.

01.09.2009 между Управлением (арендодатель) и предпринимателем ФИО1 (арендатор) заключен договор №448 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которому арендодатель предоставляет, арендатор принимает в аренду земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:15:1300004:59, 14:15:1300004:60, находящийся по адресу : Республика Саха (Якутия), <...> для использования под дачное строительство общей площадью 61210 + 13189 + 74399 кв.м.

01.09.2009 между указанными лицами подписан акт приема-передачи земельного участка.

14.10.2009 Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) уведомлением о приостановлении государственной регистрации уведомило предпринимателя ФИО1 о приостановлении на основании письма руководителя ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом государственной регистрации договора аренды земельных участков в связи с проводимой проверкой Росимуществом законности предоставления на срок до 15.01.2010 , начиная с 14.10.2009.

По результатам проверки Федеральным агентством по управлению государственным имуществом деятельности Управления составлен акт проверки от 19.02.2010, по результатам которой в акте указано об отмене распоряжения Управления от 01.09.2009 № 01-03/544.

Распоряжением Управления от 19.03.2010 № 01-03/44 в связи с несоблюдением порядка принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, установленного статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации отменено распоряжение от 01.09.2009 №01-03/544.

Копия распоряжения направлена в адрес предпринимателя.

Предприниматель ФИО1, не согласившись с распоряжением, обратился с заявлением от 20.09.2010 в арбитражный суд.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предпринимателем ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления в арбитражный суд.

Определением суда от 02.12.2010 ходатайство удовлетворено, срок на подачу заявления в арбитражный суд восстановлен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации решение уполномоченных органов о предоставлении земельных участков может быть признано недействительным в судебном порядке, а не посредством издания распоряжения об отмене ранее принятых решений.

Положением о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 №49, не предусмотрены полномочия руководителя Территориального управления отменять принятые на том же уровне с нарушением законодательства решения.

Действующее законодательство не содержит нормы, предоставляющей территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочие на отмену ранее принятых на том же уровне решений о предоставлении земельных участков.

Таким образом, Управление при несогласии с ненормативным правовым актом, в том числе по результатам проверки ранее принятых актов, вправе обратиться в суд с соответствующим требованием.

Исходя из указанного, в силу положений статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации об оспаривании ненормативного правового акта в области использования и охраны земель в судебном порядке, следует признать, что распоряжение от 19.03.2010 № 01-03/44 вынесено руководителем Управления в нарушение установленного законом порядка.

Однако суд, исследуя обстоятельства дела, не усматривает нарушения оспариваемым распоряжением прав и законных интересов предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по основаниям.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу части 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 части 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Следовательно, при предоставлении земельного участка для строительства в аренду подлежали применению нормы пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 - 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Доказательства того, что органом местного самоуправления осуществлялся выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий, утверждался акт о выборе земельного участка путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, отсутствуют.

Письмом муниципального учреждения «Агентство по управлению муниципальной собственностью» от 04.09.2009 подтверждается, что отсутствует информация по выбору земельных участков и оформлению актов выбора земельных участков, находящихся по адресу Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, п.Нижний Бестях, с кадастровым номером 14:15:1300004:60, общей площадью 13189, с кадастровым номером 14:15:1300004:59, общей площадью 61210.

Предпринимателем ФИО1 представлены в материалы дела доказательства перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов земельных участков, расположенных в эксплуатационных лесах Бестяхского участкового лесничества ГУ РС(Я) «Мегино-Кангаласское лесничество», общей площадью 7,44 га , п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса (района) со следующими видами разрешенного использования земельных участков: индивидуальное жилищное строительство, многоэтажная жилая застройка, дачное и садово-огороднические товарищества и другие.

Из анализа положений статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, предусмотренный указанной нормой срок для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство (в аренду) не является пресекательным,  поскольку действующие на момент принятия спорного распоряжения нормы земельного законодательства не содержат оговорок о невозможности его восстановления и (или) продления.

Земельный кодекс не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка под строительство в случае прохождения лицом, заинтересованным в получении такого земельного участка, процедуры предварительного согласования места размещения объекта и представления в уполномоченный орган кадастровой карты (плана) земельного участка.

С учетом приведенных норм суд приходит к выводу: основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для строительства являются заявление заинтересованного лица и кадастровая карта (план) испрашиваемого участка, указанные заявления и кадастровые карты (планы) подлежали представлению предпринимателем в Управление; далее, орган местного самоуправления по заявлению предпринимателя либо по обращению Управления должен провести мероприятия по выбору земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства; орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта; копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения; на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта Управление должно было принять решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.

Между тем, как установлено материалами дела, установленный порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства был нарушен.

Индивидуальные правоприменительные акты - правовые акты, применяемые должностными лицами или коллегиальными органами управления, имеющие персонифицированный характер и влекущие за собой правовые последствия в виде индивидуальных прав и обязанностей субъектов.

Таким образом, на основании распоряжения Управления от 01.09.2009 № 01-03/544 у индивидуального предпринимателя ФИО1 не возникло право на аренду земельного участка под строительство.

Однако, принимая во внимание, что Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает пресекательность сроков, суд считает, что у предпринимателя ФИО1 не утрачено право на оформление земельных участков, переведенных из земель лесного фонда в земли поселений, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

Довод предпринимателя о том, что право предпринимателя подтверждено договором аренды земельного участка, суд отклоняет по основаниям.

В силу статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Поскольку договор аренды земельного участка подписан спорящими сторонами на срок более одного года, он подлежал государственной регистрации.

При отсутствии государственной регистрации договор аренды земельного участка считается незаключенным в силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что регистрация договора аренды Управлением Федеральной регистрационной службы приостановлена.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты, действия и решения государственных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств по делу, названных норм закона, суд не усматривает на момент рассмотрения дела нарушений прав индивидуального предпринимателя ФИО1, в удовлетворении заявления отказывает.

Государственная пошлина.

При подаче заявления в арбитражный суд предпринимателем ФИО1 уплачена государственная пошлина 2000 рублей.

В абзаце 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче физическими лицами заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 200 рублей.

Излишне уплаченная предпринимателем при подаче заявления по квитанции от 10.09.2010 государственная пошлина в сумме 1800 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170,176, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации,

решил:

Проверив распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) от 19.03.2010 № 01-03/44 на соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, в удовлетворении заявления отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченную государственную пошлину 1800 руб.

Выдать справку.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия,

в Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Судья Е.Б.Бадлуева