ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6612/10 от 10.11.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А58-6612/2010

город Якутск 10 ноября 2010 года

резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2010 года

решение в полном объёме изготовлено 10 ноября 2010 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» ФИО1

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия)

о признании незаконным и отмене постановления № 21 от 14 июля 2010 года,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевой С.Л.,

установил:

Конкурсный управляющий Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» ФИО1 просит признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) № 21 от 14.07.2010.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На судебное заседание явились представители: заявителя – ФИО2 по доверенности от 23 марта 2010 года, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) – ФИО3 по доверенности от 08 ноября 2010 № 17/1740.

Заявитель обосновывает свои требования тем, что: дело было рассмотрено в отсутствие конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия «ЖиганскТорг» ФИО1, на дату рассмотрения дела 14 июля 2010 года конкурсный управляющий ФИО1 находился в отъезде; Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» по основному виду экономической деятельности не относится к юридическим лицам, в чьи обязанности входит предоставление в Территориальный орган Росстата информации по форме № 3-ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате», в связи с изложенным, действия конкурсного управляющего не могут быть признаны противоправными, посягающими на общественные отношения в области связи и информации, следовательно, конкурсный управляющий не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность по которому предусмотрена статьёй 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) представил возражение на заявление и дополнение к возражению, просит отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что: распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) ежегодно круг отчитывающихся предприятий по форме 3-ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» расширяется и охватывает предприятия всех отраслей экономики; в 2008 году во все предприятия республики почтой были направлены письма от 19.02.2008 № 03-15/2-01-110 и от 28.02.2008 № 03-6-01ч.5-149, в которых предприятия информировались об обязательном предоставлении отчетности по форме 3-ф в случае наличия просроченной задолженности по заработной плате; в связи с тем, что сведения по форме № 3-ф на 1 июня 2010 года о наличии просроченной задолженности на сумму 566,2 тысячи рублей не были представлены Государственным унитарным предприятием Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» в установленные сроки, это повлекло искажение статистических данных за 2010 год по Республике Саха (Якутия), а также Российской Федерации в целом; согласно пункту 2.2 Временных методических рекомендаций по определению основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденных приказом Росстата от 22.01.2004 № 8, основной вид деятельности по ОКВЭД актуализируется на основе расчетных данных из формы статистического наблюдения № 1-предприятие, в последний раз Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» данную форму представило по итогам за 2007 год, где расчетным путем ему был определен ОКВЭД – 15.81; приглашение на рассмотрение постановления заместителя прокурора г. Якутска от 24.06.2010 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 было направлено ФИО1 факсограммой № 16-27-268 14.07.2010, факс по телефону принял ФИО4, о чем имеется отметка в факсограмме; один экземпляр постановления № 21 от 14.07.2010 был направлен ФИО1 по месту работы заказным письмом с уведомлением, указанное постановление было вручено бухгалтеру Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг», в связи с чем срок обжалования постановления № 21 от 14.07.2010 истек 30 июля 2010 года, заявление подано по истечении установленного законодательством срока на обжалование.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Якутска проведена проверка исполнения работодателями требований законодательства в части предоставления статистической информации об имеющейся просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам.

В ходе проверки установлено, что в Государственном унитарном предприятии «ЖиганскТорг» имеется задолженность по заработной плате перед работниками на сумму 566,2 тыс. рублей, при этом статистическая отчетность о наличии просроченной задолженности в Якутский городской отдел Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) не представлена.

24 июня 2010 года заместитель прокурора г. Якутска Орлов А.Ю. на основании материалов проверки вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего ФИО1 по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации Государственного унитарного предприятия «ЖиганскТорг» об административных правонарушениях.

14 июля 2010 года заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) ФИО5, рассмотрев материалы по делу об административном правонарушении, вынесла постановление по делу об административном правонарушении № 21, которым арбитражный управляющий Государственного унитарного предприятия «ЖиганскТорг» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 23.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного статистического учета, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 23.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета, в субъектах Российской Федерации, их заместители.

Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 июня 2010 года вынесено уполномоченным должностным лицом, постановление по делу об административном правонарушении № 21 от 14 июля 2010 года вынесено уполномоченным должностным лицом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Согласно части 3 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Постановление по делу об административном правонарушении № 21 от 14 июля 2010 года получено арбитражным управляющим ФИО1 09 сентября 2010 года. Следовательно, заявителем не пропущен срок подачи заявления, установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Почтовое уведомление № 67700025599293 не является доказательством вручения оспариваемого постановления, поскольку направлено по адресу: <...>. Указанный адрес не является ни юридическим адресом Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг», ни адресом арбитражного управляющего ФИО1.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 июня 2010 года вынесено в присутствии арбитражного управляющего ФИО1, ФИО1 разъяснены его права и обязанности, о чем сделана запись в указанном постановлении; объяснение ФИО1 приложено к указанному постановлению.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии арбитражного управляющего ФИО1

Факсограмма от 14.07.2010 № 16-27-18, которой арбитражный управляющий ФИО1 на рассмотрение дела об административном правонарушении 14 июля 2010 года в 14 часов 15 минут, согласно отметкам на указанной факсограмме получена ФИО4 14 июля 2010 года в 16 часов 42 минуты, то есть после рассмотрения дела об административном правонарушении.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) также представил доказательства отправления 14 июля 2010 года в 10 часов 42 минуты факсограммы с идентичными реквизитами (от 14.07.2010 № 16-27-18), однако в указанной факсограмме указано, что заседание состоится 13 июля 2010 года.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства извещения арбитражного управляющего ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела.

Кроме того, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении арбитражный управляющий ФИО1 находился в отъезде, что подтверждается электронным билетом от 09.07.2010 и посадочными талонами от 14.07.2010 и от 16.07.2010.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено без арбитражного управляющего ФИО1 и без доказательств извещения арбитражного управляющего ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела, что является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.

Существенное нарушение процедуры административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.

Согласно статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Во исполнение части 9 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий:

а) формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации;

б) наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению;

в) доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов;

г) наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.

Согласно пункту «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический учет находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

При таких обстоятельствах, у Правительства Республики Саха (Якутия) отсутствуют полномочия по регулированию отношений в области официального статистического учета. Следовательно, первичные статистические данные, запрашиваемые на основании распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия), не являются необходимыми для формирования официального статистического учета. Непредставление первичных статистических данных, не являющихся необходимыми для формирования официального статистического учета, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) о том, что распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) ежегодно круг отчитывающихся предприятий по форме 3-ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» расширяется и охватывает предприятия всех отраслей экономики, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 15.07.2009 № 138, сведения по форме № 3-Ф (декадная) «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» заполняются по состоянию на 11 (21) число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами (кроме субъектов малого предпринимательства) при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам, основной вид деятельности которых относится к следующим группам ОКВЭД: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях (код 01); лесозаготовки (код 02.01.1); рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях (код 05); добыча полезных ископаемых (раздел C); обрабатывающие производства (раздел D); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E); строительство (код 45); деятельность сухопутного транспорта (код 60); деятельность водного транспорта (код 61); деятельность воздушного транспорта (код 62); вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код 63); управление недвижимым имуществом (код 70.32); научные исследования и разработки (код 73); удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код 90).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.09.2008 № 294 основным видом экономической деятельности Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» является розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевым продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (код по ОКВЭД 52.11).

Довод Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) о том, что при представлении формы статистического наблюдения № 1-предприятие за 2007 год Государственному унитарному предприятию Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» расчетным путем определен ОКВЭД – 15.81, является необоснованным, поскольку материалами дела не подтверждается, что указанный вид деятельности является основным видом Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг».

Следовательно, Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» по своему основному виду деятельности не относится к юридическим лицам, в чьи обязанности входит предоставление в Территориальный орган Росстата сведений по форме № 3-Ф (декадная) «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».

При таких обстоятельствах, непредставление конкурсным управляющим Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) «ЖиганскТорг» ФИО1 в Территориальный орган Росстата сведений по форме № 3-Ф (декадная) «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) от 14.07.2010 по делу об административном правонарушении № 21 вынесено при отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности и с существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) от 14.07.2010 по делу об административном правонарушении № 21, вынесенное в городе Якутск, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражного управляющего ФИО1

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) от 14.07.2010 по делу об административном правонарушении № 21, вынесенное в городе Якутск, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражного управляющего ФИО1

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию в течение 10 дней со дня принятия.

Судья: В.В. Шевелев