ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-666/10 от 03.03.2011 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-666/10

03 марта 2011 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,

при участии в деле индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица Агаркова Владимира Васильевича, Мекур Натальи Васильевны, Митяевой Татьяны Евгеньевны, Пермякова Дьулустана Кирилловича, Петрова Спартака Ивановича, Творун Марии Васильевны - заявители, Министерства имущественных отношений РС(Я) – Министерство, Яблоковой Марии Арнольдовны – третье лицо на стороне заявителя, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, Афанасьевой Александры Петровны, Гриценко Софьи Евгеньевны, Гусевой Светланы Юрьевны, Гусева Алексея Андреевича, Доржиевой Светланы Васильевны, Ивановой Марии Егоровны, Минеева Александра Сергеевича, Поморцева Александра Станиславовича, Стручкова Михаила Владимировича, общества с ограниченной ответственностью «Якутский книжный дом» - третьи лица на стороне заявителя, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Окружной администрации города Якутска – третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне Министерства,

и в присутствии Петрова Спартака Ивановича, представителя Агаркова Владимира Васильевича, Гусева Алексея Андреевича, Гусевой Светланы Юрьевны, Мекур Натальи Васильевны, Митяевой Татьяны Евгеньевны, Пермякова Дьулустана Кирилловича, Петрова Спартака Ивановича, Творун Марии Васильевны, Гусевой Светланы Юрьевны, Гусева Алексея Андреевича Гордя В.С., представителя Министерства Урбан А.М., представителя Гриценко Софьи Евгеньевны, Ивановой Марии Егоровны, Поморцева Александра Станиславовича, Стручкова Михаила Владимировича Гордя Н.С., представителя Яблоковой М.А. Пидкова В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению о признании недействительным распоряжения Министерства от 20 октября 2009 года,

УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Министерству о признании недействительным распоряжения по следующим основаниям:

имущество находилось во временном владении Общества с 1996 года по договору аренды, заключенному с Администрацией города Якутска со сроком действия с 01 февраля 1996 года по 01 февраля 2010 года (договор зарегистрирован 26 мая 2000 года)

Министерство заявленное требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.

Дело рассматривается в отсутствие извещенных о времени и месте судебного разбирательства Афанасьевой Александры Петровны(по последнему известному суду адресу отсутствует), Доржиевой Светланы Васильевны (за уведомлением в почтовый орган не является), Минеева Александра Сергеевича (по последнему известному суду адресу отсутствует), общества с ограниченной ответственностью «Якутский книжный дом» (по последнему известному суду адресу отсутствует), Окружной администрации города Якутска (почтовое уведомление №05139, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя)

Министерством заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с подачей Окружной администрацией города Якутска в Президиум Верховного суда Республики Саха (Якутия) надзорной жалобы на решение Якутского городского суда РС(Я), определение Судебной коллегии по гражданским дела Верховного суда Республики Саха (Якутия) по иску Окружной администрации города Якутск о признании объекта самовольной постройкой и освобождении земельного участка путем сноса самовольной постройки.

Доказательств принятия к производству надзорной жалобы Министерством не представлено, отметка приемной Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 о поступлении жалобы таковым не является.

Суд оснований для приостановления производства по делу не усматривает.

Проверив доводы сторон, третьих лиц, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим.

27 марта 2009 года заявителями в Министерство подана заявка на приватизацию земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 2017 кв.м, кадастровый номер 14:36:105035:0008, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителям на праве собственности.

20 октября 2009 года Министерством издано распоряжение №Ф-1469, которым заявителям в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:36:105035:8, находящегося по адресу Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д.13, предназначенного для размещения здания торговой галереи, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 13.02.2009 №36/09-1-2822, общей площадью 2017 кв.м. отказано.

Не согласившись с законностью и обоснован-остью распоряжения Министерства, заявители обратились в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании распоряжения Министерства недействительным.

Согласно преамбуле распоряжение Министерства об отказе основано на положениях пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.09.2006 №349-З №723-III «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Якутск», пункта 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Также в преамбуле указаны: разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления земельных участков в собственность юридическим и физическим лицам, расположение здания, находящегося в общей долевой собственности нескольких лиц на неделимом участке; отсутствие установленных законом правовых основании для возникновения права собственности на торговый павильон как на объект недвижимости в соответствии с письмом Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) от 08.06.2009 №02/11-576; факт самовольного занятия земельного участка к основному путем дополнительной прирезки в соответствии с актом проверки соблюдения земельного законодательства Комитета земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 11.09.2009 б/н.

Заявители, наряду с привлеченными к настоящему делу третьими лицами, являются собственниками нежилых помещений в общем здании по адресу: г. Якутск, проспект Ленина 13.

Согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Собственники помещений в здании по адресу: г. Якутск, проспект Ленина 13 обратились с заявкой на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, в Министерство.

Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства от 13 декабря 2007 года №503, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).

Город Якутск является столицей Республики Саха (Якутия) (статья 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1999 года З N 123-II «О статусе столицы Республики Саха (Якутия) города Якутска».

Исполнительно-распорядительным органом Городского округа «Город Якутск» является Окружная администрация города Якутска (пункту 1.3. статьи 22 Устава городского округа «Город Якутск», зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу 23 января 2008 г. N RU143010002008001)

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 349-З N 723-III «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Якутск» уполномоченный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в случае предоставление земельных участков в собственность индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

При этом на основании пункта 2 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 349-З N 723-III «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Якутск» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в иных случаях осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством.

Поскольку собственниками здания по адресу: г. Якутск, пр. Ленина, 13 являются и с заявкой на приватизацию земельного участка обратились также лица, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей, то в соответствии с вышеизложенными нормами законодательства распоряжение таким земельным участком должна осуществлять Окружная администрация города Якутска.

В данной части довод Министерства судом принимается.

Между тем, не имея полномочий на распоряжение данным земельным участком, Министерство, учитывая разделение полномочий между органами государственной и муниципальной власти, не вправе было рассматривать заявку на приватизацию земельного участка по существу и выносить решение об отказе в приватизации. Оспариваемым распоряжением отказ в приватизации мотивирован также отсутствием правовых основании для возникновения права собственности на торговый павильон как на объект недвижимости и фактом самовольного занятия земельного участка к основному путем дополнительной прирезки.

При этом в материалах дела заявителями представлены доказательства в опровержение обоснования Министерством отказа в приватизации земельного участка.

Так, Окружная администрация города Якутска обращалась в Якутский городской суд с иском к заявителям и третьим лицам о признании объекта недвижимости – здания по адресу: г. Якутск, проспект Ленина, 13 самовольной постройкой и освобождении земельного участка путем сноса самовольной постройки. В удовлетворении иска Окружной администрации города Якутска отказано. При этом судом в ходе судебного разбирательства установлено, что

торговая галерея не является самовольной постройкой,

земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, проспект Ленина, 13 общей площадью 0,2017 га с кадастровым номером 14:36:105035:0008 предоставлен в аренду на основании распоряжения вице-мэра г.Якутска от 30.03.2004 №836 с учетом изменений, внесенных распоряжением мэра г. Якутска от 06.05.2004 №331р, под капитальное строительство по договору аренды земельного участка от 07.04.2004 года №4074. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в органах государственной регистрации прав и недвижимое имущество и сделок с ним за №14-01/36-04,2004-516. После истечения срока договора аренды в связи с отсутствием возражений договор аренды возобновлен в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации,

регистрация права собственности была произведена на основании договора о возведении капитального строительства и эксплуатации объекта на отведенном земельном участке 30.04.2004 и акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 26.05.2004.

Заявителями и третьими лицами при подаче заявки на приватизацию и в материалы настоящего дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на части здания – магазины.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации Приказом от 30 октября 2007 года №370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной и муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2007 г. N 10555)

Согласно имеющейся в деле расписке от 27.03.2010 заявителями и третьими лицами представлены все необходимые документы.

Таким образом, кроме принятия Министерством оспариваемого распоряжения с превышением установленных законом полномочий, заявителем опровергнуто наличие указанных в распоряжений оснований для отказа в удовлетворении заявления на приватизацию земельного участка по существу. Наличие иных оснований для отказа в приватизации из материалов дела не усматривается.

Заявленное требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 101, 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 20 октября 2009 года №Ф-1469 «Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности».

Взыскать с Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (г. Якутск, ул. Амосова, 8) в пользу

индивидуального предпринимателя Агаркова Владимира Васильевича, 100 (сто) рублей понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины,

индивидуального предпринимателя Мекур Натальи Васильевны 100 (сто) рублей понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины,

индивидуального предпринимателя Митяевой Татьяны Евгеньевны 100 (сто) рублей понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины,

индивидуального предпринимателя Пермякова Дьулустана Кирилловича 100 (сто) рублей понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины,

индивидуального предпринимателя Петрова Спартака Ивановича, 100 (сто) рублей понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины,

индивидуального предпринимателя Творун Марии Васильевны 100 (сто) рублей понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины,

индивидуального предпринимателя Яблоковой Марии Арнольдовны 100 (сто) рублей понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Судья В. Григорьева