ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6816/10 от 10.12.2010 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А58-6816/2010

город Якутск 17 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 к Правительству Республики Саха (Якутия) о признании недействительным распоряжения от 30 марта 2010 года № 285 «О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными» в части закрепления территорий, акваторий за КС РО им. П. Е. Погодаева в Томпонском улусе (районе) согласно п. 195 приложения к указанному распоряжению, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Правительства Республики Саха (Якутия) Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) и КС РО им. П.Е. Погодаева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевой С.Л.,

УСТАНОВИЛ:

На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились представители: заявителя – Индивидуальный предприниматель ФИО1 (паспорт <...> выдан 12.07.07 ТП УФМС России по Республике Саха (Якутия), ФИО2 по доверенности от 18.06.2010, ФИО3 по доверенности от 03.12.2010; Правительства Республики Саха (Якутия) – ФИО4 по доверенности от 03.12.2010 № 574 ПЗ; Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) – ФИО5 по доверенности от 06.09.2010, ФИО6 по доверенности от 22.11.2010 № 16; КС РО им. П.Е. Погодаева – Погодаева М.П. по доверенности от 01.11.2010.

Заявитель 30 сентября 2010 года обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2010 года № 285 «О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными» в части закрепления территорий, акваторий за КС РО им. П. Е. Погодаева в Томпонском улусе (районе) согласно п. 195 приложения к указанному распоряжению.

Заявленное требование заявитель обосновывает тем, что:

заявка на получение объектов животного мира в пользование от 23.12.2009 года Департаментом охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) не была рассмотрена, по ней не было сделано экспертное заключение о возможности (или невозможности) предоставления животного мира в пользование;

заявитель в соответствии со статьёй 36 Федерального закона «О животном мире» имеет приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории;

при рассмотрении заявки КС РО им. П.Е. Погодаева Департаментом охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) ошибочно были приняты во внимание отдельные документы, оформленные на ООО КС РО им. Погодаева;

описание границ территорий закрепленных за КС РО им. П.Е. Погодаева, изложенному в приложении к оспариваемому распоряжению невозможно точное их определение.

Правительство Республики Саха (Якутия), Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия), КС РО им. П.Е. Погодаева представили отзывы на заявление, согласно которым возражают против заявленного требования. Возражения мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение соответствует нормам права, не нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель пропустил установленный срок для обжалования ненормативного акта.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.

23 декабря 2009 года в Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Департамент) от индивидуального предпринимателя ФИО1 поступила заявка на получение объектов животного мира в пользование на площади 1.728 кв.км., на территории Томпонского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

24 декабря 2009 года Кочевая семейно-родовая община им. П.Е. Погодаева также обратилась в Департамент с заявкой на получение объектов животного мира в пользование на площади 632.439 га на территории Томпонского улуса (района) Республики Саха (Якутия).

11 января 2010 года экспертной комиссией Департамента была рассмотрена заявка ИП КС РО им. П.Е. Погодаева и вынесено положительное экспертное заключение от 11.01.2010 № 01-315.

11 января 2010 года экспертной комиссией Департамента рассмотрена заявка ИП ФИО1 По результатам рассмотрения указанной заявки комиссия пришла к выводам о том, что пакет документов соответствует требованиям ст. 37 Федерального закона «О животном мире». Однако на заявленную ИП ФИО1 территорию также подала заявку КС РО им. П.Е. Погодаева, имеющая приоритетное право на предоставление первоочередного выбора промысловых угодий согласно ст. 49 Федерального закона «О животном мире». В связи с чем, заявка ИП. ФИО1 отклонена.

17 мая 2010 года заявитель получил уведомление Департамента от 13 апреля 2010 года № 01-381 о том, что его заявка оставлена без удовлетворения.

30 марта 2010 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято распоряжение № 285-р «О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными». Согласно пункту 195 приложения к указанному распоряжению, в перечень соискателей долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира на территории Томпонского улуса (района) включена КС РО им. Погодаева П.Е.

Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) № 285-р «О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными» опубликовано в газете «Якутские ведомости» № 23 от 07 апреля 2010 года.

Согласно карты – схемы испрашиваемые территории ИП ФИО1 примерно на 50 процентов налагаются на испрашиваемые территории КС РО им. Погодаева П.Е. (л.д. 173 т. 1).

Следовательно, заявитель и КС РО им. Погодаева П.Е. претендуют на одни и те же территории в налагаемой части.

Указанное обстоятельство не оспаривается и не отрицается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кочевая семейно-родовая община имени Петра Егоровича Погодаева зарегистрировано в качестве юридического лица 02 июля 2001 года Представительством территориального органа юстиции Российской Федерации – Министерства юстиции Республики Саха (Якутия), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица № 190.

Согласно пункту 2.1 устава Кочевая семейно-родовая община имени Петра Егоровича Погодаева является некоммерческой организацией.

Одним из основных видов деятельности общины являются оленеводство, охотничий промысел, сбор дикорастущих и лекарственных растений, заготовка пантовой и эндокринной продукции оленеводства и охотничьего промысла, осуществление с государственными и другими организациями охраны оленьих пастбищ, охотничьих угодий, животного и растительного мира.

Место нахождение и юридический адрес общины: Республика Саха (Якутия), Томпонский улус, <...>.

ФИО1 зарегистрирован 12 января 1995 года Администрацией Томпонского улуса Республики Саха (Якутия) в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 22.12.2009 основным видом деятельности ФИО1 является грузовые перевозки, дополнительным торговля автотранспортными средствами через агентов.

В соответствии с статьей 37 Федерального закона «О животном мире» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ) для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку.

Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2008 года № 394 заинтересованное лицо определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по приему заявок от соискателей долгосрочных лицензий, согласования условий предоставления участков земельного, лесного, водного фонда для нужд охотничьего хозяйства и предоставлению права пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты.

Согласно положению Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) при Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) является уполномоченным государственным органом Республики Саха (Якутия) по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с статьей 9 Федерального закона «О животном мире» граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона «О животном мире» коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя, в том числе предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р Томпонский муниципальный район (улус) ( с. Тополиное Томпонского сельского поселения (наслега) включено в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, регулируются Федеральным законом № 104-ФЗ от 20.97.2000 года «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Согласно статье 1 Федерального закона № 104-ФЗ от 20.07.2000 «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровно-родственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

В соответствии с статьей 5 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» деятельность общин носит некоммерческий характер.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с статьей 36 Федерального закона «О животном мире» приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации: ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории; собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

Исходя из приведенных норм в их системной взаимосвязи, следует вывод о том, что граждане, составляющие коренные малочисленные народы (их объединения) и граждане (юридические лица) ранее осуществлявшие в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории (акватории), не являются равными по приоритету претендентами.

Следовательно, Кочевая семейно-родовая община имени Петра Егоровича Погодаева имеет приоритетное право на пользование животным миром перед ИП ФИО1

При этом Федеральный закон «О животном мире» не предусматривает право исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о принятии решения в предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в части.

Доводы заявителя о том, что Департамент при рассмотрении заявки КСРО им П.Е. Погодаева ошибочно принял во внимание отдельные документы, оформленные на ООО КС РО им. Погодаева отклоняются, поскольку заявитель не доказал, что Департамент при рассмотрении заявки Кочевой семейно-родовой общины имени Петра Егоровича Погодаева руководствовался именно этими документами.

Довод заявителя о том, что невозможно определить точные границы территорий закрепленных за КС РО им. П.Е. Погодаева на основании оспариваемого ненормативного акта подлежит отклонению, поскольку в приложении к оспариваемому ненормативному акту указаны границы территории закрепленной за КС РО им. П.Е. Погодаева. Кроме того указанное обстоятельство не нарушает права и законные интересы заявителя.

Также следует отметить, что заявка ИП ФИО1 на получение объектов животного мира в пользование на площади 1.728 кв.км., на территории Томпонского улуса (района) Республики Саха (Якутия) оставлена Департаментом без удовлетворения.

Следовательно, распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2010 года № 285 «О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными» в оспариваемой части соответствует нормам статей 36, 49 Федерального закона «О животном мире» и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы заявителя подлежат отклонению по основаниям, изложенным выше.

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления. Ходатайство мотивировано тем, что о существовании оспариваемого распоряжения ему стало известно в июне месяце 2010 года, а также длительное нахождение в дальних рейсах.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с частями 1,2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

ИП ФИО1 обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) 30 сентября 2010 года.

Оспариваемое распоряжение опубликовано в газете «Якутские ведомости» 07 апреля 2010 года.

Следовательно, заявитель пропустил срок подачи заявления об оспаривании ненормативного акта Правительства Республики Саха (Якутия).

Суд, отказывает в удовлетворении ходатайства ИП ФИО1, поскольку не находит причины пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уважительными.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока для обжалования ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

При подаче заявления заявитель уплатил государственную пошлину в размере 2.000 рублей.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц государственная пошлина уплачивается в размере 200 рублей.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Выдать Индивидуальному предпринимателю ФИО1 справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.

Судья: В.В. Шевелев