ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6831/12 от 21.01.2013 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-6831/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2013

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2013

`

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)   в составе судьи Собардаховой В.Э.,

при участии в деле открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) – далее заявитель, Общество, Управления надзорной деятельности главного управления Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) - административный орган, Управление,

в присутствии представителей заявителя Закидышевой Е.Ф., Тавитова А.М., представителя административного органа Лофтинга Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола заседания секретарем Жирковой Л.В. дело по заявлению Общества о признании незаконным постановления Управления от 20.11.2012 №29 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей – далее Постановление,

УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании незаконным Постановления по следующим основаниям:

административный орган не известил о дате и месте составления протокола, о дате и месте вынесения постановления;

в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого в вину правонарушения;

выявленные недочеты не являются грубыми нарушениями требований пожарной безопасности и не соответствуют тяжести наказания;

плановая выездная проверка была организована на основании нескольких распоряжений руководителя Управления, изданных по каждому структурному подразделению и (или) объекту защиты отдельно;

работа с персоналом проводится в соответствии со следующими нормативными документами:

- Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий, утвержденные первым заместителем Председателя Правления РАО "ЕЭС России" 9 марта 2000 года РД 153-34.0-03.301-00 (ВППБ 01-02-95*);

- Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от 29.01.2007 №37 зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2007 г. N 9133

- Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденное Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору от 29.01.2007 №37 зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2007 г. N 9133

- Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденные приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 №149 (зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2000 года, рег.№2150).

выводы административного органа не соответствуют действительности;

в проверках пожарной безопасности, проводимых надзорными органами, все предыдущие 50 лет работы ни разу не отмечены недостатки в обучении персонала пожарной безопасности;

в ведении Общества 1 122 защищаемых объекта, территориально подразделения Общества присутствуют во всех районах Республики Саха (Якутия), а персонал составляет 8 973 человека. Для организации обучения персонала с новыми правилами, введенными Постановлением Правительства России от 25.04.2012 года №390, требуется значительный период времени.

Управление заявленного требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

18 октября 2012 года Обществом получено направленное Управлением распоряжение Управления от 17.10.2012 №109, которым принято решение о проведении плановой выездной проверки Общества по месту нахождения: г. Якутск, ул. Кржижановского, 2 на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Срок проведения проверки – 20 рабочих дней с 01 ноября 2012 года по 28 ноября 2012 года. В процессе проверки в соответствии с распоряжением надлежало провести следующие мероприятия по контролю: 1) обследование используемых юридическим лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, сооружений; 2) рассмотрение документов по обеспечению пожарной безопасности, относящихся к предмету проверки. Перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, установлен пунктом 11 распоряжения.

15 ноября 2012 года Обществом получено извещение Управления от 15.11.2012 о месте и времени составления административного протокола (назначено на 09 часов 30 минут 16.11.2012)

16 ноября 2012 года государственным инспектором Республики Саха (Якутия) по пожарному надзору в отсутствие представителей Общества составлен протокол №29 – далее протокол, согласно которому Общество 14.11.2012 в 14 часов 30 минут на Якутской ГРЭС по адресу: г. Якутск, ул. Кржижановского, 2 совершило административное правонарушение, а именно:

не проводится обучение руководителей, специалистов и работников Якутской ГРЭС пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства;

вводный инструктаж не проводится руководителем организации или лицами, ответственными за пожарную безопасность;

не ведутся журналы учета проведения инструктажей по пожарной безопасности.

16 ноября 2012 года заявителю поступили направленное сопроводительным письмом Управления от 16.11.2012 копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и протокола.

20 ноября 2012 года Управлением в лице заместителя главного государственного инспектора Республики Саха (Якутия) по пожарному надзору в присутствии представителя Общества вынесено постановление №29 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 150 000 рублей. Постановление получено Обществом 22 ноября 2012 года.

26 ноября 2012 года в 10 часов 00 минут составлен акт проверки №109, которым в частности зафиксировано:

дата и время проведения проверки: с 07.11.2012 по 09.11.2012, с 12.11.2012 по 16.11.2012, с 19.11.2012, 21.11.2012 и с 26.11.2012 по 26.11.2012;

руководитель, главные специалисты, работники, ответственные за пожарную безопасность ЯТЭЦ, проводящие противопожарный инструктаж не прошли пожарно-технический минимум в установленном нормативными документами по пожарной безопасности порядке (пункт 1 таблицы);

не проведен с работниками организации внеплановый противопожарный инструктаж в связи с введением Правил противопожарного режима в Российской Федерации (пункт 2 таблицы);

записи противопожарных инструктажей делаются не в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности (пункт 3 таблицы).

Акт проверки Обществом не подписан, отсутствует отметка об отказе ознакомления с актом проверки.

26 ноября 2012 года с сопроводительным письмом Управления от 26.11.2012 №2265-2-2 Обществом получены акт проверки от 26.11.2012 и предписание по устранению нарушений от 26.11.2012 №109/1/1.

29 ноября 2012 года, не согласившись с законностью и обоснованностью Постановления, Общество обратилось в арбитражный суд.

С 01.11.2012 согласно информации размещенной на сайте Генеральной прокуратуры России Управлением было запланировано проведения проверки противопожарного состояния объектов Общества. Распоряжениями Управления со ссылкой на годовой план проверки назначались проверки по каждому структурному подразделению отдельно. По мнению Общества, данное обстоятельство является нарушением требований статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических ли и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Обществом представлена в материалы дела копия сообщения прокуратуры о внесении представления об устранении выявленных нарушений.

Представитель Управления пояснил суду, что по представлению прокуратуры административным органом распоряжения о проведении проверок не отменялись в связи с несогласием с выводами прокуратуры о нарушении действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, наряду с распоряжением Управления №109 от 17.10.2012, которым принято решение о проведении плановой выездной проверки Общества по месту нахождения: г. Якутск, ул. Кржижановского, 3, Управление были вынесены: распоряжение №110 от 17.10.2012 о проведении проверки Общества по Ф. Попова,3 с 01.11.2012; распоряжение от 05.11.2012 №244 о проведении проверки Общества по адресу – с. Намцы, ул. Строительная, 59 с 21.11.2012; распоряжение от 29.10.2012 №137 о проведении проверки Общества по адресу – г. Вилюйск, ул. Амосова,3 с 01.11.2012 и.т.д.

Сам по себе факт назначения проверок отдельно по структурным подразделением Общества грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических ли и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущим отмену постановления о привлечении к ответственности не является.

Вместе с тем, административным органом нарушены требования Закона №294-ФЗ в части ознакомления Общества с результатами проверки, оформленных актом от 26.11.2012, исходя из нижеследующего:

в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона №294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (пункт 4 статьи 16 Закона №294-ФЗ). Установленной пунктом 6 статьи 18 Закона №294-ФЗ обязанности государственного контроля знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, с результатами проверки корреспондирует право руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора).

Материалы административного дела не содержат доказательств ознакомления представителей Общества с актом проверки ни до, ни после составления протокола и вынесения оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона №294-ФЗ такое нарушение установленных требований к организации и проведению проверок является грубым. На основании пункта 1 статьи 20 Закона №294-ФЗ акт проверки от 28.11.2012 не может быть использован как доказательство вмененных Обществу в вину нарушений обязательных требований.

Кроме того, акт проверки не может быть использован в качестве доказательства обстоятельств, отраженных в протоколе, так как на момент составления протокола акт проверки еще не был подписан и вручен для ознакомления проверяемому лицу.

На основании пункта 1 части 1 статьи 28.1. Кодекса об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Согласно имеющимся материалам проверка проводилась в том числе государственным инспектором РС(Я) Игнатьевым И.М. Протокол составлен государственным инспектором РС(Я) по пожарному надзору Игнатьевым И.М.., то есть уполномоченным в соответствии с статьями 28.3. и 23.34 Кодекса об административных правонарушениях и приказом МЧС России от 05.04.2012 года №176 должностным лицом.

Часть 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года Закон о пожарной безопасности «О пожарной безопасности» - далее Закон о пожарной безопасности в статье 1 определено, что под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

На основании статьи 6.1. Закона о пожарной безопасности предметом проверки на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, является соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом,

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

Согласно статье 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации в том числе обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

На основании статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно статье 2.4. Кодекса об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствие с частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно протоколу должностным лицом Управления в ходе проверки установлено, что Обществом не проводится обучение руководителей, специалистов и работников Якутской ГРЭС пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства.

В соответствии с пунктом 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 – далее Правила противопожарного режима лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (пункт 4 Правил противопожарного режима).

В соответствии с пунктами 36 и 37 Норм пожарной безопасности, нарушение которых вменено Обществу, обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства проходят, наряду с прочими, руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; иные категории работников (граждан) по решению руководителя. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Таким образом, пунктами 36 и 37 Норм пожарной безопасности не предусмотрено обязательное обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства всех работников предприятия. В протоколе не указано, что руководители, специалисты и работники Якутской ГРЭС относятся к руководителям и главным специалистам Общества или лицам, исполняющим их обязанности, а также работниками, ответственными за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа. Таким образом, согласно протоколу событие административного правонарушения Управлением не установлено.

Общество с выводом Управления о наличии события правонарушения не согласно. Как пояснили представители Общества, работа с персоналом в Обществе проводится в соответствии с правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 №149 (зарегистрировано в Минюсте России 16 марта 2000 года, рег.№2150). Обществом также представлены в дело доказательства. В том числе, Обществом заключен договор №1-об/1 от 30.12.2011 с НОУ «Учебно-производственный центр подготовки персонала энергетики». В соответствии с пунктом 1.1. договора №1-об/1 от 30.12.2011 НОУ «Учебно-производственный центр подготовки персонала энергетики» обязалось оказывать образовательные услуги на 2012 год. План учебной программы содержит 15 часов в неделю обучения правилам пожарной безопасности (16 документов) и 4 часа в неделю тестирования по ППБ. При этом в соответствии с пунктом 1.1. договора обучение для всего персонала осуществляется с отрывом (с частичным отрывом) от производства. Обществом также представлены:

справки ННОУ «Учебно-производственный цент подготовки персонала энергетики» об оказании образовательных услуг директору, главному инженеру, заместителям главного инженер, мастеру РТС, старшему начальнику смены станции, начальнику смены станции, мастерам ит.д. ЯГРЭС (количество часов 36 каждому работнику),

справки о предэкзаменационной подготовке в ННОУ «УПЦ подготовки персонала энергетики» директора, главного инженера, заместителей главного инженера, мастера РТС, начальников смены станции, мастеров ит.д. ЯГРЭС.

На основании пункта 3 Правил противопожарного режима порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.

Как следует из материалов административного дела в ходе проверки и составления протокола административным органом установленный Обществом порядок и сроки прохождения пожарно-технического минимума не исследовался. В протоколе и оспариваемом постановлении отсутствуют ссылки на документальное подтверждение установленных Управлением фактов прохождения пожарно-технического минимума соответствующей категории работников Общества без отрыва от производства.

Судом представленные Обществом доказательства принимаются, так как распоряжением (приказом) Управления от 17.10.2012 №109 (в пункте 11) административным органом не были истребованы для целей проведения выездной проверки соблюдения требований документы по вопросам организации обучения сотрудников Общества мерам пожарной безопасности, в том числе путем прохождения пожарно-технического минимума. Обследованные по распоряжению Управления от 17.10.2012 №109 в ходе выездной проверки здания и сооружения находятся по адресу: г. Якутск, ул. Кржижановского, 2. Тогда как документы по обучению персонала Общества мерам пожарной безопасности находятся, как пояснили представители Общества, в офисе Общества по другому адресу местонахождения подразделения Общества по кадрам.

Согласно протоколу должностным лицом Управления установлено, что в Обществе вводный инструктаж не проводится руководителем организации или лицами, ответственными за пожарную безопасность.

В протоколе не указано: кто назначен приказом (распоряжением) руководителя Общество лицом, ответственным за пожарную безопасность, какое лицо фактически проводило вводный инструктаж. Управлением в данной части также не представлено доказательств, в том числе, приказ (распоряжение) руководителя Общества о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, а также доказательств того, что фактически инструктаж проводился не руководителем Общества и (или) лицами, не назначенными ответственными за пожарную безопасность. Из протокола также не следует какой порядок и сроки проведения инструктажа определен руководителем Общества и в чем данный порядок противоречит установленным обязательным требованиям. При этом из протокола не следует, что неисполнение несущими персональную ответственность руководителем Общества и (или) должностными лицами Общества обязанности по проведению вводного инструктажа явилось следствием действий (бездействия) Общества.

Обществом представлен в дело договор, заключенный Обществом 24.02.2012 с государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)». По данному договору Государственная противопожарная службы Республики Саха (Якутия) обязалась осуществлять проведение вводного инструктажа (пункт 2.1.5. договора).

В соответствии с пунктом 2.4. Правилам пожарной безопасности для энергетических предприятий, утвержденных Первым заместителем Председателя Правления РАО "ЕЭС России" 9 марта 2000 года РД 153-34.0-03.301-00 (ВППБ 01-02-95*) вводный инструктаж проводит специалист объектовой пожарной охраны, а при ее отсутствии - назначенный приказом по предприятию специалист или начальник структурного подразделения, принимающий нового работника. Вводный инструктаж по пожарной безопасности допускается проводить одновременно с вводным инструктажем по охране труда.

Управлением не представлено доказательств общественной опасности для целей пожарной безопасности проведения вводного инструктажа не руководителем и (или) иными лицами, ответственными за пожарную безопасность, а специализированной противопожарной службой.

Учитывая, что указанные нарушения в вопросах организации обучения сотрудников Общества мерам пожарной безопасности (обучение пожарно-техническому минимуму и вводный инструктаж) связаны с исполнением обязанностей руководителя и (или) соответствующих должностных лиц Общества, а не с виной Общества, за данные нарушения правил пожарной безопасности, если они имели место, несет ответственность руководитель учреждения или соответствующие должностные лица, а не Общество.

Из протокола не следует, что какие-либо случаи прохождения пожарно-технического минимума работниками Общества без отрыва от производства и проведения вводного инструктажа неуполномоченными на то должностными лицами произошли по вине Общества.

Согласно протоколу должностным лицом административного органа установлено, что Обществом не ведутся журналы учета проведения инструктажей по пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 10 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, утвержденных Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 декабря 2007 года №645 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г. N 10938) – далее Нормы пожарной безопасности о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (приложение 1). В соответствии с приложением 1 в журнале учета инструктажей по пожарной безопасности подлежат указанию: дата; фамилия, имя, отчество инструктируемого; год рождения; профессия, должность инструктируемого; вид инструктажа; фамилия, имя, отчество, должность инструктирующего; подпись инструктируемого и инструктирующего.

Из пояснений представителей сторон следует, что учет инструктажей по пожарной безопасности ведется Обществом, но не в виде отдельного журнала, а в общем журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда и пожарной безопасности. Согласно представленным Обществом доказательствам в данном журнале фиксировалось: дата; фамилии, имя, отчество инструктируемого; год рождения; профессия, должность инструктируемого; вид инструктажа; фамилия, имя, отчество, должность инструктирующего; подпись инструктируемого и инструктирующего.

Таким образом, несоответствие формы журнала усматривается в отсутствии отдельного журнала для учета инструктажей.

Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд считает, что имелись основания для освобождения от ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения с ограничением устным замечанием.

По мнению суда, наложение на Общество административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей за неведение отдельного журнала учета инструктажей при отсутствии установления фактов непроведения инструктажей имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя.

Руководствуясь ст. 2.9 КоАП и разъяснениями, содержащимися в пунктах 17 - 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", считает возможным квалифицировать совершенное Обществом административное правонарушение в качестве малозначительного. При этом суд исходит из того, что административным органом не представлено доказательств существенности угрозы, созданной указанным правонарушением охраняемым отношениям в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП).

В то же время неполнота административного производства не может быть восполнена в рамках административного судопроизводства в порядке, предусмотренном положениями параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управлением не доказаны правовые и фактические основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП. Заявленное требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконным и отменить в полном объеме постановление Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) от 20 ноября 2012 года №29 о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго"  (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260), предусмотренной частью 1 статьи 20.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10дневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Собардахова В. Э.