ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6898/10 от 14.12.2010 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-6898/10

14 декабря 2010 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  ,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества Судоходная компания «АЛРОСА—Лена» (заявитель  ) к Главе муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) (орган местного самоуправления  ) о признании недействительным постановления, при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Мохначевской Н.В.,

установил:

на разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, заявитель и орган местного самоуправления, не явились.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие заявителя и органа местного самоуправления, извещенных о времени и месте судебного разбирательства согласно соответственно уведомлениям о вручении указанным лицам заказных писем с копиями определения суда от 18.11.10.

Заявитель требованием от 27.09.10 №08-04/092, с учетом уточнения от 14.10.10 №08-04/096, просит признать недействительным постановление органа местного самоуправления «Об отмене действия постановления и.о. главы от 29.06.10 №12-03-000632/10-» от 20.08.10 №12-03-000877/10.

Доводы в обоснование своего требования заявитель излагает в заявлении от 27.09.10 №08-04/092, поступившем в суд 05.10.10.

Орган местного самоуправления представил отзыв от 15.11.10 №01-09-003117/10-, в котором приводит доводы в обоснование несогласия с требованием заявителя.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 2). По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса (пункт 3).

Согласно пункту 2 статьи 17 Устава муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) органом местного самоуправления является Глава муниципального образования «Ленский район» — выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, избираемое в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О выборах глав муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)", полномочия и статус которого определяются соответствующими положениями настоящего Устава.

Согласно статье 29 названного Устава Глава муниципального образования как глава администрации муниципального образования «Ленский район», в частности, в пределах своих полномочий принимает постановления и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно - правовой формы и вида собственности, и гражданами. Постановления и распоряжения главы муниципального образования могу быть обжалованы в судебном порядке, опротестованы прокурором или отменены им по собственной инициативе.

Постановлением И.о. главы органа местного самоуправления от 29.06.10 №12-03-000632/10- «О продлении срока аренды земельных участков для размещения причала и расширения причала ОАО СК «АЛРОСА—Лена» на основании статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления от 07.06.10 и протокола заседания комиссии по распоряжению земельными участками от 18.06.20 №32 предусмотрено:

продление заявителю на три года срок аренды земельных участков их земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности – с кадастровым номером 14:14:050091:0009, общей площадью 3.000кв.м, по адресу: <...> (в районе причала ООО «Декор») для размещения причала для выгрузки автомобилей; с кадастровым номером 14:14:050091:0059, общей площадью 1.461кв.м, по адресу: <...> (вдоль берега с восточной стороны причала заявителя) для расширения причала для выгрузки автомобилей;

разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения причалов;

поручение Комитету имущественных отношений оформить договоры аренды на земельные участки с заявителем на новый срок;

обеспечение заявителем государственной регистрации договоров аренды земельных участков в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Оспариваемым постановлением, копия которого представлена заявителем, отменено действие постановления и.о. главы от 29.06.10 №12-03-000632/10- «О продлении срока аренды земельных участков для размещения причала и расширения причала ОАО СК «АЛРОСА—Лена» до момента установления Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) права собственности на объект недвижимости в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на объекты недвижимости на основании протокола №44 заседания комиссии по распоряжению земельными участками от 13.08.10.

Копия данного постановления, представленная заявителем, содержит подпись Главы — ФИО1 и оттиск печати органа местного самоуправления.

Оспариваемым постановлением, копия которого представлена органом местного самоуправления, отменено постановление и.о. главы от 29.06.10 №12-03-000632/10- «О продлении срока аренды земельных участков для размещения причала и расширения причала ОАО СК «АЛРОСА—Лена» в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на объекты недвижимости на основании протокола №44 заседания комиссии по распоряжению земельными участками от 13.08.10.

Копия данного постановления, представленная органом местного самоуправления, в отличие от копии, представленной заявителем, не содержит:

указание на то, что действие постановления и.о. главы от 29.06.10 №12-03-000632/10- «О продлении срока аренды земельных участков для размещения причала и расширения причала ОАО СК «АЛРОСА—Лена» отменено до момента установления Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) права собственности на объект недвижимости;

подпись Главы – ФИО1 и оттиск печати органа местного самоуправления.

В связи с этим, суд рассматривает оспариваемое постановление в копии, представленной заявителем, как содержащее подпись Главы — ФИО1 и оттиск печати органа местного самоуправления, то есть отвечающее, по мнению суда, признакам достоверности, и не рассматривает, по этой причине копию оспариваемого постановление в копии, представленной органа местного самоуправления.

Таким образом, суд считает, что оспариваемым постановлением:

ранее изданное постановление от 29.06.10 №12-03-000632/10- не отменено;

отменено действие постановления от 29.06.10 №12-03-000632/10 до момента установления Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) права собственности на объект недвижимости в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, то есть фактически до момента установления Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) права собственности на объект недвижимости и в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на объекты недвижимости на основании протокола №44 заседания комиссии по распоряжению земельными участками от 13.08.10 действие постановления от 29.06.10 №12-03-000632/10- приостановлено;

орган местного самоуправления не отрицает свои волю и интерес к продлению на 3 года срока сдачи заявителю в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 14:14:050091:0009, 14:14:050091:0059.

В арендных отношениях по поводу указанных земельных участков лица, участвующие в деле, находятся длительное время – с 26.02.04 по 30.06.10, что подтверждается: постановлениями органа местного самоуправления от 26.02.04 №07-03-000122/4, от 04.04.06 №07-03-000082/6, от 31.07.09 №07-03-000836/9, договорами аренды от 26.02.04 №65, от 04.04.06 №46, от 31.07.09 №№587,588, актами приема передачи от 04.04.06, от 31.07.09.

Аренда указанных земельных участков была зарегистрирована в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственно регистрации серии 14-АА №120932, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.07.10 №05/003/2010-999.

Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации не содержат норм, позволяющих органам местного самоуправления принимать решения об отмене или приостановлении (отмене) действия до наступления какого-либо события решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Следовательно, у органа местного самоуправления не имелось правового основания для отмены (приостановления) действия постановления от 29.06.10 №12-03-000632/10-.

В материалах дела не имеется доказательств того, что в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) находятся дела, связанные с установлением права собственности на объект недвижимости заявителя, местного самоуправления или иного лица на указанных выше земельных участках.

Дела Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) №№А58-4630/10, А58-4631/10, как следует соответственно из решений от 11.10.10, от 25.11.10 не связаны с установлением права собственности на объекты недвижимости, а связаны с требованиями заявителя как арендатора указанных выше земельных участков к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточная транспортная компания» в виде негаторного и виндикационного исков.

Из решений №№А58-4630/10, А58-4631/10 и из материалов настоящего дела не следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами 14:14:050091:0009, 14:14:050091:0059 имеются объекты недвижимого имущества.

Следовательно, у органа местного самоуправления не имелось фактического обстоятельства для отмены (приостановления) действия постановления от 29.06.10 №12-03-000632/10- до момента установления Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) права собственности на объект недвижимости.

Ссылка в оспариваемом постановлении на отсутствие правоустанавливающих документов на объекты недвижимости никак не мотивирована ссылками на фактические обстоятельства.

Кроме того, Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации не содержат норм, исключающих аренду земельных участков в зависимости от отсутствия правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к следующим выводам:

доводы заявителя о недействительности оспариваемого постановления являются обоснованными;

доводы органа местного самоуправления о законности оспариваемого постановления являются необоснованными;

оспариваемое постановление является произвольным, так как не имеет правовых оснований его вынесения и фактических обстоятельств, подтверждающих согласно закону его обоснованность;

оспариваемое постановление не соответствует требованиям Гражданского и Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает, вследствие его произвольного принятия, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно на аренду земельных участков на новый срок;

Таким образом, оспариваемое постановление подлежит признанию недействительным, заявленное требование подлежит удовлетворению полностью

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 29.01.01) следует возвратить заявителю из федерального бюджета 4.000руб. излишне уплаченной государственной пошлины (уплачено 6.000руб. вместо 2.000руб.) по платежному поручению от 28.09.10 №416.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с органа местного самоуправления за счет средств администрации муниципального образования «Ленский район» в пользу заявителя 2.000руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 104,110,167–170,176,200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным полностью постановление Главы муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 «Об отмене действия постановления и.о. главы от 29.06.10 №12-03-000632/10-» от 20.08.10 №12-03-000877/10, проверенное на соответствие Гражданскому и Земельному кодексам Российской Федерации.

Обязать Главу муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества Судоходная компания «АЛРОСА—Лена».

Возвратить Открытому акционерному обществу Судоходная компания «АЛРОСА—Лена» из федерального бюджета 4.000руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Взыскать с Главы муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 за счет средств Администрации муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) в пользу Открытого акционерного общества Судоходная компания «АЛРОСА—Лена» 2.000руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Судья В. В. Столбов