Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
21 февраля 2017 года | Дело № А58-6901/2016 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И. , рассмотрев в упрощенном порядке дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук (ИНН 1435017643, ОГРН 1021401046336) без даты и номера к Красноярской таможне СТУ ФТС об отмене решения № 10606000-1375/2016 от 12.12.2016 о привлечении к административной ответственности
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Сибирского отделения Российской академии наук (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Красноярской таможне (далее - административный орган) об отмене решения № 10606000-1375/2016 от 12.12.2016 о привлечении к административной ответственности.
Основанием для признания незаконным и отмене данного постановления по делу об административном правонарушении заявитель указывает на следующее:
- правила, установленные для членов Евразийского экономического союза Евразийской экономической комиссии, на перемещение образцов грунта с территории РФ не распространяются;
- при таможенном оформлении перемещаемого товара представлены сопроводительные документы;
- таможенным органом неверно назначен размер административного штрафа.
Административный орган представил отзыв от 24.01.2017 № 06-48/01222 о том, что доводы заявителя не могут быть приняты во внимание в связи с их неправомерностью, необоснованностью и несоответствием фактическим обстоятельствам дела, просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Определением суда от 26.12.2016 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
17.01.2017 в суд от заявителя сопроводительным письмом от 17.01.2017 № 15360-01/1611-31 поступило ходатайство от 12.01.2017 № 15360-01/1611-19 об уточнении исковых требований, которым заявитель просит суд отменить решение Красноярской таможни № 10606000-1375/2016 от 12.12.2016 о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей как несоответствующее принципу соразмерности и справедливости, изложенному в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П. К ходатайству приложена квитанция в приеме заказного письма в подтверждение направления ходатайства административному органу.
На основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает уточненный предмет заявленного требования.
Административный орган представил отзыв от 24.01.2017 № 06-48/01222 и материалы дела об административном правонарушении, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Представленные в суд документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение суда от 26.12.2016 лицами, участвующими в деле, получены, что подтверждается сведениями об отслеживании регистрируемых почтовых отправлений из сайта Почты России по идентификаторам № 67700006210360 (заявитель), № 67700006210377 (административный орган). Информация о принятии заявления к производству размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.12.2016.
Дело рассматривается в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.
Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении в силу части 2 статьи 208 АПК РФ может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления. В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Из заявления следует, что оспариваемое постановление получено заявителем 12.12.2016 года, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество направило в адрес арбитражного суда нарочно 21.12.2016.
Следовательно, заявление подано в пределах десятидневного срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ, в связи с чем, довод административного органа о пропуске обществом срока для оспаривания постановления суд отклоняет.
Из материалов дела установлено.
24.10.2016 таможенным представителем ООО «Инстар Лоджистикс Групп» (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0237/00 от 29.12.2010) от имени и по поручению декларанта Института мерзлотоведения Игарская геокриологическая лаборатория, на основании договора поручения № 0237/00-16-КJA/030 от 17.08.2016, в таможенный пост Аэропорт Красноярской таможни подана декларация на товары в электронной форме (далее - ДТ), зарегистрированная за № 10606010/241016/0001646.
Согласно данной ДТ под таможенную процедуру экспорта заявлены 3 товара, в том числе, товар № 2 «Образцы почвы таежной суглинистой. Предназначены для проведения научно-исследовательских работ в национальном политехническом институте во Франции в г.Тулуза:
1.Образцы почвы таежной суглинистой (в индивидуальных пластиковых пакетах 1л.), количество 8 шт.
2.Образцы почвы таежной суглинистой (в индивидуальных пластиковых пакетах 50 мл), количество 34 шт.».
Страна происхождения – Россия. Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2530 90 000 9.
Товары, заявленные в ДТ № 10606010/241016/0001646, подлежали вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а именно из Российской Федерации во Францию в соответствии с условиями соглашения № PIRG08-GA-2010-277059 от 22.04.2013.
В результате проведения таможенного контроля в соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Таможенного Союза в форме проверки документов и сведений, установлено, что товар, заявленный в ДТ под № 2 «образцы почвы…» код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 2530 90 000 9 соотносится с разделом 4 категории 9 пункта 9.3.2 списка, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1661 от 17.12.2011 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль», то есть подпадает под меры экспортного контроля, которые применяются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1999 № 183- ФЗ «Об экспортном контроле» (далее Федеральный закон № 183-ФЗ) в отношении товаров и технологий, списки которых утверждаются указами Президента Российской Федерации.
На момент подачи декларации на товары № 10606010/241016/0001646 сведения о лицензии ФСТЭК России на товар № 2 указаны не были.
В связи с чем, заявителю 25.10.2016 направлено уведомление, в котором указано, что для выпуска товара необходимо предоставить лицензию ФСТЭК России.
В ответ на данное уведомление заявитель направил административному органу ответ от 26.10.2016, из содержания которого следует, что лицензию ФСТЭК России не получали, поскольку товар вывозится с территории РФ для научных исследований в области гидрологии и болотоведения, а не для работ по разработке защиты от поражающих воздействий, данные образцы почвы в течение нескольких месяцев сохранялись при комнатной температуре, и их микробиологический состав формировался под влиянием внешней среды.
Административным органом установлено, что заявителем при таможенном декларировании товара № 2 в ДТ № 10606010/241016/0001646, не предъявлена лицензия ФСТЭК России, подтверждающая разрешение на экспорт данного товара, послужившее основанием для несоблюдения установленного ограничения, за что предусмотрена административная ответственность по статьей 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями положений 28.7 КоАП РФ 25.10.2016 должностным лицом таможенного органа, в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении, о времени и месте составления определения (телеграмма № 01-60/19750 от 17.11.2016 вручена 22.11.2016) вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10606000-1375/2016 и проведении административного расследования в отношении заявителя по статье 16.3 КоАП РФ.
По данному факту 25.11.2016 должностным лицом Красноярской таможни, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344 "Об утверждении перечня должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" в отсутствие законного представителя заявителя (извещен телеграммой от № 01-60/19750 от 17.11.2016 вручена 22.11.2016), составлен протокол об административном правонарушении № 10606000-1375/2016, где действия заявителя квалифицированы по статьей 16.3 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес законного представителя заявителя письмом от 29.11.2016 исх. № 14-05-17/20543.
Протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № 10606000-1375/2016 от 25.10.2016 товар:
- образцы почвы таежной суглинистой (в индивидуальных пластиковых пакетах 1л.), в количестве 8 шт.;
- образцы почвы таежной суглинистой (в индивидуальных пакетах, 50 мл), в количестве 34 шт., изъяты, и по акту приема-передачи вещественных доказательств от 25.10.2016 № 3/1030 переданы в камеру хранения веществ в таможенном посту Аэропорт Красноярск Красноярской таможни.
Постановлением Красноярской таможни от 12.12.2016 по делу об административном правонарушении № 10606000-1375/2016, вынесенным заместителем начальника Красноярской таможни в пределах полномочий, предоставленных пунктом 3 части 2 статьи 23.8 КоАП РФ в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии информации о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела (телеграмма от 16.02.2016 исх. 01-60/02701), заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 12.12.2016 № 10606000-1375/2016, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области таможенного дела, связанные с соблюдением запретов и ограничений при вывозе товаров за таможенную территорию Таможенного союза.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в несоблюдении установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 08.05.2015) (далее - Договор) установлено, что до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствие со статьей 99 настоящего Договора в право Союза, с учетом положений настоящей статьи.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие ТК ТС (ред. от 08.05.2015), являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
Под товаром в соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 4 ТК ТС понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Таким образом, образцы почвы таежной суглинистой обладают признаками движимого имущества и являются товаром, перемещение которого через таможенную границу должно соблюдаться с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (статья 152 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС:
- меры технического регулирования;
- меры экспортного контроля,
- меры в отношении продукции военного назначения;
- санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов в соответствии с Договором, либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 181 ТК Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пункту 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 при перемещении товаров через таможенную границу Союза, в том числе товаров для личного пользования, и (или) помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов в соответствии с настоящим Договором либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Вопросы экспортного контроля и формирования его законодательной базы находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона "Об экспортном контроле").
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (далее – ФЗ «Об экспортном контроле») списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона "Об экспортном контроле" установлен разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.
Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 (ред. от 21.07.2014) "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
В соответствии с Общим примечанием к Списку товаров и технологий, принадлежность конкретного товара или технологии к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, а также регистрационному номеру товара Реферативной службы по химии (GAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), приведенным в графе "Наименование" указанного Списка.
Характеристика товара № 2 «образцы почвы…» (далее – товар) по ДТ № 10606010/241016/0001646, соответствует техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» позиции 9.3.2 Списка.
Статьей 19 ФЗ "Об экспортном контроле" установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, подлежат лицензированию.
В соответствии с пп. "а" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 № 447 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники" разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации и (или) передачу контролируемых товаров и технологий (включая передачу товаров и технологий в виде отдельных компонентов), указанных в разделах 1 - 4 Списка.
В соответствии с пунктом 9 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 № 447 (далее - Положение), внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие их вывоз из Российской Федерации либо передачу иностранным лицам на территории Российской Федерации, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (кроме случаев, предусмотренных пунктами 13 и 25 Положения).
Согласно пункту 10 решения Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 687 "О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров" перемещение лицензируемых товаров (за исключением лицензируемых товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования) через таможенную границу Таможенного союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии.
Положениями статьи 179 ТК ТС определено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно статье 190 ТК ТС дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий (пункт 2), с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7).
Согласно пункту 2 статьи 181 ТК ТС, в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8).
На основании пункта 5 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
На момент подачи декларации на товары 10606010/241016/0001646 сведения о лицензии ФСТЭК России на товар № 2 заявлены не были.
Согласно пункту 3 статьи 183 Таможенного кодекса, если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, после выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
Административный орган обоснованно утверждает, что мотивированного обращения от заявителя в письменной или электронной форме об обязательстве представления разрешительного документа к ДТ № 10606010/241016/0001646, не поступало.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2001 № 477 (ред. от 22.12.2011) "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" утверждены "Правилами получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля" и "Положением о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля".
В соответствии с указанным нормативно-правовым актом независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее именуется - экспертиза) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности (далее именуются - экспертные организации), в связи с обращениями российских участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в проведении экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации (далее именуются - заказчики экспертизы).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1085 (ред. от 21.12.2013) "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" установлено, что ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля.
На ФСТЭК России возложена обязанность выдавать специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, а также осуществлять экспортный контроль.
Приказом ФСТЭК России от 20.03.2012 № 29 утвержден Административный регламент Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности, пунктом 3.1 которого на ФСТЭК России возложена идентификационная оценка продукции, подготовка и выдача заключения. Указанное заключение оформляется на бланке ФСТЭК России, визируется исполнителем, начальником тематического отдела (лицом, его замещающим), начальником Управления или его заместителем, курирующим данную тематику. Заключение подписывается заместителем директора ФСТЭК России, курирующим вопросы экспортного контроля, а в его отсутствие - начальником Управления. Заключение заверяется печатью ФСТЭК России в случае необходимости его представления в таможенные органы.
Пунктом 1 статьи 24 ФЗ «Об экспортном контроле» установлено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
В силу ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
При указанных обстоятельствах в действиях заявителя имеется объективная сторона административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, выразившегося в том, что таможенному органу сведения о лицензии ФСТЭК России на товар № 2 не были заявлены.
На основании изложенного, суд соглашается с доводом административного органа о том, что при помещении декларантом под таможенные процедуры товаров, указанных в категории 9 раздела 4 Списка товаров и технологий двойного назначения, в том числе образцов почв, подлежат обязательному предоставлению таможенному органу декларации с сопровождением оригиналов лицензий на этот товар, выдаваемых ФСТЭК.
Таким образом, довод заявителя о том, что правила, установленные для членов Евразийского экономического союза Евразийской экономической комиссии, на перемещение образцов почв с территории РФ, не распространяются, подлежит судом отклонению.
Довод заявителя о том, что институт вывозил образцы почв не в коммерческих целях, а для проведения научных исследований в области гидрологии и болотоведения не подтверждается документально материалами дела, в том числе материалами дела об административном правонарушении.
Субъектомправонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению документов и сведений, при декларировании товара.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 188 ТК ТС определено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов , на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, что также указано в подпункте 2 статьи 188 ТК ТС как обязанность декларанта.
Таким образом, на момент регистрации таможенной декларации заявитель был обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, но не сделал этого.
В соответствии с графами 9, 14 ДТ 10606010/241016/0001646 декларантом заявлен заявитель, в силу чего правомерно определен административным органом надлежащим субъектом административной ответственности.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Субъективная сторона правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается из имеющиеся у лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Заявитель не представил суду достаточных доказательств, подтверждающих принятие им необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных требований таможенного законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.
При таких обстоятельствах, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, является установленной.
Таким образом, в ходе административного производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ является доказанным и Красноярская таможня правомерно квалифицировала административное правонарушение по статье 16.3 КоАП России.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 01.03.2012 № 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" протокол об административном правонарушении составлен, материалы административного дела рассмотрены, оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной компетенции.
Суд приходит к выводу о том, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, права общества на участие в составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Кроме того, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности. В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).
Определением от 05.11.2003 № 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Законодатель относит административные правонарушения в сфере таможенного дела к правонарушениям повышенной общественной опасности. Данный вывод подтверждается тем, что за совершение таких административных правонарушений установлены повышенные размеры административных штрафов и более продолжительные сроки давности привлечения лиц к административной ответственности за их совершение.
Непредставление в установленный таможенным органом документов, необходимых для проведения таможенного контроля, способствует укрытию товаров от проведения в отношении их таможенного контроля.
Исходя из изложенного, учитывая необходимость реализации цели административного наказания и предупреждение совершения новых правонарушений, применение по данному делу положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий (состав административного правонарушения является формальным), а в ненадлежащем исполнении заявителем своих публично-правовых обязанностей в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем. При этом не наступление вредных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения в действиях заявителя усматривается пренебрежительное отношение к исполнению соответствующей публично-правовой обязанности по представлению документов в момент подачи декларации.
Таким образом, оснований для квалификации выявленных правонарушений малозначительными, судом не установлено. Доказательств обратного, заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о приложении сопроводительных документов к перемещаемым образцам при таможенном оформлении суд, руководствуясь статьями 180, 181, 183 ТК ТС, подпунктом 42 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, не принимает в связи с недоказанностью заявителем отражения сведений о лицензии ФСТЭК России на товар № 2 в графе 44 ДТ на момент подачи декларации на товары № 10606010/241016/0001646.
Довод заявителя о размере административного штрафа, который не может составлять более 1 000 рублей, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П, не состоятелен.
Оценив доказательство в совокупности и взаимной связи, административный орган учел характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовой положение юридического лица, и отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, назначил наказание в минимальном размере, установленном санкцией 16.3 КоАП РФ – 50 000 рублей.
Санкцией статьи 16.3 КоАП РФ не предусмотрено наказание в виде предупреждения.
Суд при рассмотрении вопроса о законности размера определенного наказания в виде административного штрафа, приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Суд считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 229Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Р.И. Эверстова