ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6942/09 от 27.05.2010 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-6942/09

27 мая 2010 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,

при участии в деле общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» - Общество, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) - Управление,

и в присутствии представителя Общества Чагина С.Н., представителя Управления Самсонова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судьей дело по заявлению Общества с требованием к Управления о признании недействительным решения Управления об отказе в выкупе земельного участка, изложенного в письме от 16 июня 2009 года №03-1737 – далее решение об отказе,

УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению о признании недействительным решения об отказе в связи с необоснованностью решения нормами права

Управление письменный отзыв не представило. В судебном заседании представитель Управления с требованием заявителя не согласился в связи с тем, что земли транспорта в соответствии с Земельным кодексом ограничены в обороте

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.

Проверив доводы сторон, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим.

Общество обратилось с заявлением от 25 марта 2009 года №01-09/5883 к Управлению, которым в связи с вводом в эксплуатацию и государственной регистрацией объекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь- Тихий океан» участок №3 (Талаканское месторождение – г. Алдан) НПС №16 просило предоставить земельный участок в собственность за плату.

Письмом от 16 июня 2009 года исх №03-1737 Управление сообщило от отказе в предоставлении земельного участка в собственность в связи с ограничением его оборотоспособности в соответствии с требованиями части 2 статьи 27, пункта 7 части 5 статьи 27 и части 6 статьи 90 Земельного кодекса.

Не согласившись с законностью и обоснованностью решения Управления об отказе, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании решения об отказе недействительным.

Дело находится на новом рассмотрении суда первой инстанции.

Согласно части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

В соответствии с постановлением суда кассационной инстанции при новом рассмотрении суду следует установить в порядке части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о соответствии закону оспариваемого отказа Управления, исследовать надлежащим образом фактические обстоятельства дела, относится ли согласно критериям, содержащимся в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения, дать правовую оценку приведенным в обоснование своих требований и возражений доводам участвующих в деле лиц

Отказ Управления мотивирован нормами пункта 2 статьи 27, подпункта 7 пункта 5 статьи 27 и части 6 статьи 90 Земельного кодекса.

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса установлено: земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Таким образом, Управлением в удовлетворении заявления Общества отказано в связи с тем, что земельный участок, будучи предоставленным для нужд организаций трубопроводного транспорта, ограничен в обороте.

В судебном заседании представитель Управления, не согласившись с заявленным Обществом требованием, сослался на факт относимости спорного земельного участка к землям транспорта.

Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок кадастровый номер 14:02:010507:100 относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земельный участок, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), МО «Алданский район» Алданское лесничество кварталы 80, 131, 132 площадью 184791 кв.м с кадастровым номером 14:02:010507:100 принадлежит Обществу на праве аренды по договору от 21 апреля 2008 года №357/1300-08 площадью 686, 29 га. Участок предоставлен для строительства и эксплуатации нефтеперекачивающей станции с сопутствующими объектами НПС-17.

Пунктом 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в связи с вводом в эксплуатацию объекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь- Тихий океан» участок №3 (Талаканское месторождение – г. Алдан) нефтеперекачивающая станция №17.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013 94 промежуточные нефтеперекачивающие станции (11 4526513) относятся к зданиям предприятий магистрального трубопроводного транспорта (11 4526070). Нефтеперекачивающие станции осуществляют перекачку нефти по нефтепроводам, входят в состав магистральных нефтепроводов

Таким образом, спорный земельный участок, будучи занятым объектом, входящим в состав единого производственно-технологического комплекса транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу – нефтеперекачивающей станцией, относится к землям транспорта.

Спор между сторонами в части относимости спорного земельного участка к землям транспорта отсутствует

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» приобретать земельные участки, на которых расположены трубопроводы, в собственность разрешено.

Таким образом, в связи с тем, что Законом предусмотрено право юридических лиц приобретения земельных участков, на которых расположены трубопроводы, дороги, железнодорожные линии иные линейные объекты транспорта, в собственность утверждение о том, что земельный участок, отнесенный к землям транспорта, ограничен в обороте по определению несостоятелен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса, согласно которому граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Право собственности Общества на объект, находящийся на спорном земельном участке (расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» участок №3 (Талаканское месторождение – г. Алдан) НПС №17), подтверждается свидетельством Управления федеральной регистрационной службы Республики Саха (Якутия) от 30 января 2009 года о государственной регистрации права

Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 178 от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" – далее Закон о приватизации предусмотрено: собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Частью 8 статьи 28 Закона о приватизации установлен перечень категорий земель, не подлежащих отчуждению. Земли транспорта в данном перечне не предусмотрены. По данной категории земель частью 8 статьи 28 Закона о приватизации предусмотрено, что если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Спорный земельный участок имеет целевое использование - "для строительства и эксплуатации нефтеперекачивающей станции с сопутствующими объектами НПС 17" и к обеспечению деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития не относится.

Поскольку ограничению при отчуждении подлежат не все земли категории "земли транспорта», то остальные земли данной категории являются предметом гражданского оборота, к которым относиться, в том числе и спорный земельный участок.

Перечень не подлежащих отчуждению земельных участков из категории земель транспорта носит исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

А также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса, послужившего основанием для вынесения оспариваемого решения, предусмотрена возможность предоставления в частную собственность земельных участков, отнесенным к землям, ограниченным в обороте, в случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, ограничение в обороте земель транспорта подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса не подразумевает отказ в предоставлении в собственность юридического лица земельного участка из категории «земли транспорта», за исключением земельных участков в составе земель транспорта, предназначенных для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Спорный земельный участок не входит в перечень земельных участков, исключенных из оборота в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса.

По совокупности изложенных норм права и фактических обстоятельств заявленное требование подлежит удовлетворению.

Общество ходатайствует в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества обязать Управление подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.

На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса)

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).

Судебные расходы, понесенные Управлением в виде уплаты государственной пошлины, подлежат взысканию со стороны.

Руководствуясь статьями 101, 104, 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

Решение Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), изложенное в письме от 16 июня 2009 года №03-1737, признать недействительным как несоответствующее Земельному кодексу.

Обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы», в том числе подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.

Взыскать с Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (<...>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирские магистральные нефтепроводы» (Иркутская область, город Братск, ж.р. Энергетик, ул. Олимпийская, 14) 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 17.08.2009 №5798.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке.

Судья В. Григорьева