ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-694/16 от 11.04.2016 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

Дело № А58-694/2016

13 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Семёновой У. Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 11.02.2003, регистрирующий орган –межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 677000, <...>) к государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 07.02.2003, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес: 677027, город Якутск Республика Саха (Якутия), ул. Кирова, 18, блок «А»), муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия)  (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 05.02.2003, регистрирующий орган –межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 678500, Республика Саха (Якутия), поселок городского типа Батагай, улица Октябрьская, 27) о признании сделки недействительной,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя соответчика ГУП ЖКХ РС (Я) по доверенности ФИО2, в отсутствие надлежаще извещенного соответчика муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия),

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) о признании пункта 9.2.2 контракта холодного водоснабжения (для бюджетных организаций) № 09/0039-М-16-3 от 01.01.2016, недействительным.

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия).

Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель соответчика ГУП ЖКХ РС (Я) иск не признает по мотивам, изложенным в отзыве.

Соответчик муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) отзыв на исковое заявление не представил.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

По условиям контракта от 01.01.2016 №09/0039-М-16-3 государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ресурсоснабжающая организация) обязалась подавать на объекты муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (абонент) холодную воду с соблюдением условий контракта о ее количестве, качестве и режиме подачи, принимать от объектов абонента сточные воды с соблюдением режима приема, абонент обязался оплачивать коммунальные ресурсы в порядке и сроки, установленные контрактом.

Согласно пп.9.2.2 контракта организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить или ограничит холодное водоснабжение и/или водоотведение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности в случае самовольного подключения лицом объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и/или водоотведения.

Прокурор Республики Саха (Якутия) на основании статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему ст.52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании недействительным (ничтожным) подпункта 9.2.2 контракта в части права прекращения или ограничения холодного водоснабжения и/или водоотведения в случае самовольного подключения, указав, что в нарушение гражданского законодательства и Правил холодного водоснабжения и канализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее - Правила холодного водоснабжения и канализации), стороны предусмотрели иные основания для прекращения (ограничения) отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод.

Ответчик ГУП ЖКХ РС (Я) в отзыве на исковое заявление указал, что стороны свободны в заключении договора, договор является публичным, указанный в пп.9.2.2 контракта случай самовольного подключения лицом объекта капитального строительства не относится к общеобразовательным и дошкольным учреждениям.

В силу п.2 ст.548 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 4, 5 Правил холодного водоснабжения и канализации, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.4 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия контракта определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 Кодекса).

Согласно п.1 ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу п.1 ст.166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

При этом согласно ст.180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

В соответствии со ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на отпуск питьевой воды и прием (очистку) сточных вод является публичным договором.

Согласно ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (пункт 5).

В соответствии со ст.52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (ст.431 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п.60 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в ст.21 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

 Ст.21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлены случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу п.2 ч.2 ст.21 указанного Закона организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности при самовольном подключении (технологическом присоединении) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, основания и порядок прекращения и ограничения отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод установлены ст.21 Закона о водоснабжении и водоотведении, нормы которого носят императивный характер, следовательно, в договоре изменены быть не могут.

Исходя из правовой конструкции указанной нормы права следует, что законодатель, руководствуясь четким изложением критериев наступления возможных событий в процессе водоснабжения, водоотведения и описанием характера совершения абонентом конкретных действий, а также учитывая тяжесть наступления последствий, связанных с прекращением или ограничением абоненту отпуска питьевой воды и (или) прием сточных вод, сформулировал исчерпывающий перечень условий при наступлении которых организация водопроводно-канализационного хозяйства после уведомления поименованных субъектов приобретает право прекращения или ограничения на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод.

Возможность согласования случаев ограничения или прекращения энергоснабжения сторонами в договоре, предусмотренная п.2 ст.546 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может истолковываться как допускающая установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, оснований для прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения.

Соглашение с абонентом в данном случае должно достигаться энергоснабжающей организацией после возникновения у нее необходимости во введении режима прекращения или ограничения подачи ресурса.

Из анализа указанных норм материального права следует, что в случае, когда между сторонами имеется договор, право прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод предоставляется организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае нарушения абонентом условий, прямо отнесенных сторонами договора к понятиям «самовольное подключение» и «объекта капитального строительства», а не как это указано в ст.21 Закона о водоснабжении и водоотведении – самовольного подключения (технологического присоединения).

В случае иного толкования возникает ситуация, когда любое нарушение абонентом условий договора признается самовольным подключением, и при любом нарушении условий договора ресурсоснабжающая организация имеет право прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод. Подобное толкование не соответствует требованиям Закона о водоснабжении и водоотведении.

Однако, перечень случаев нарушений, дающих организации водопроводно-канализационного хозяйства основание для прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и (или) приема и очистки сточных вод, установленный ст.21 указанного закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Доводы ответчика ГУП ЖКХ РС (Я) о том, что абонент не относится к указанным лицам и является дошкольным образовательным учреждением и санкция в виде прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и (или) прием и очистку сточных вод не распространяется на него в случае самовольного пользования, судом отклонены, поскольку  формулировка, заложенная в подпункте 9.2.2 контракта, не конкретизирует статус абонента, в связи с чем, исходя из буквального толкования ее применение допускает возможность для введения санкций при любом самовольном подключении к системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, что не соответствует требованиям  ст.21 Закона о водоснабжении и водоотведении.

С учетом изложенного, подпункт 9.2.2 контракта от 01.01.2016 №09/0039-М-16-3 в части установления прекращения или ограничения за самовольное подключение объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и/или водоотведения следует признать недействительным.

Истец в силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

С учетом результатов рассмотрения дела, с соответчиков солидарно подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным пункт 9.2.2 контракта холодного водоснабжения (для бюджетных организаций) № 09/0039-М-16-3 от 01.01.2016 заключенный между государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 07.02.2003, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес: 677027, город Якутск Республика Саха (Якутия), ул. Кирова, 18, блок «А») и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 05.02.2003, регистрирующий орган –межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 678500, Республика Саха (Якутия), поселок городского типа Батагай, улица Октябрьская, 27).

Взыскать в доход федерального бюджета:

- с государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 07.02.2003, регистрирующий орган – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес: 677027, город Якутск Республика Саха (Якутия), ул. Кирова, 18, блок «А») 3 000 рублей государственной пошлины.

- с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждению "Батагайский детский сад №2 "Сказка" Муниципального образования "Верхоянский район" Республики Саха (Якутия)  (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 05.02.2003, регистрирующий орган –межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), адрес (место нахождения): 678500, Республика Саха (Якутия), поселок городского типа Батагай, улица Октябрьская, 27)  3 000 рублей государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                У.Н. Семёнова