Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-7003/10
город Якутск 03.12.2010
Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2010.
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2010.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луковцевым А.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сахаспецмонтаж-95"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия)
об обязании УФМС России по Республике Саха (Якутия) произвести возврат из бюджета излишне уплаченные государственные пошлины на общую сумму 500 000 рублей:
- за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в сумме 300 000 рублей;
- за выдачу разрешения на работу 100 граждан КНР, прибывающим на территорию Российской Федерации в порядке, требующем получения визы в сумме 200 000 рублей.
о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате госпошлины в сумме 17 000 рублей.
___________________________________________________________________________
при участии представителей:
от истца: ФИО1 - по доверенности; ФИО2 – по доверенности;
от УФМС по Республике Саха (Якутия): ФИО3 – по доверенности;
от УФК по Республике Саха (Якутия) – ФИО4 – по доверенности;
с 22.11.2010 до 26.11.2010 14 часов 30 был объявлен перерыв в судебном заседании, после перерыва судебное разбирательство продолжено с участием представителей истца: ФИО1 – по доверенности, ФИО2 – по доверенности; от УФМС по Республике Саха (Якутия) – ФИО3 – по доверенности;
с 26.11.2010 до 29.11.2010 16:10 в судебном заседании был объявлен перерыв, после перерыва судебное разбирательство продолжено при участии представителей истца: ФИО1 – по доверенности, ФИО5 – директора по паспорту; от УФМС по Республике Саха (Якутия) – ФИО3 – по доверенности.
Общество с ограниченной ответственностью «Сахаспецмонтаж-95» (далее – общество) обратилось Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – УФМС) о признании незаконным решения УФМС об отказе в возврате государственных пошлин от 21.05.2010 № 23/10665, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании УФМС произвести возврат из бюджета излишне уплаченные государственные пошлины на общую сумму 500 000 рублей:
- за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в сумме 300 000 рублей,
- за выдачу разрешения на работу иностранных работников, прибывающим на территорию в РФ в порядке, требующем получения визы в сумме 200 000 рублей.
Уточнение исковых требований общества от 08.11.2010 судом удовлетворено и принято к рассмотрению.
От требования о признании незаконным решения УФМС об отказе в возврате государственных пошлин №23/10665 от 21.05.2010 общество 11.11.2010 письменно заявило отказ. Судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу.
Общество обратилось к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (далее – УФК) с исковым требованием об обязании произвести возврат из бюджета излишне уплаченные государственные пошлины на общую сумму 500 000 рублей:
- за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в сумме 300 000 рублей,
- за выдачу разрешения на работу иностранных работников, прибывающим на территорию в РФ в порядке, требующем получения визы в сумме 200 000 рублей.
Заявлением от 08.11.2010 общество просит исключить УФК от участия в деле в качестве ответчика. Ходатайство судом удовлетворено.
Свои требования общество основывает на том, что в виду ненадлежащего осуществления УФМС переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения выдача разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформление разрешений на работу, которые до настоящего времени истцом не получены, уведомление о необходимости получения направлено 25.11.2010 за 5 дней до окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, необоснованное утверждение ответчика об отсутствии в списке истца включенных в квоту на 2010 год лишило работодателя права на привлечение и использование иностранных работников – не может быть признано совершением юридически значимого действия для общества и соответственно государственная пошлина является излишне оплаченной и подлежит возврату. Кроме этого, общество ссылается на пропуск срока, установленного для осуществления государственных функций по оформлению и выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
УФМС представило отзыв от 15.11.2010 №23/25638 и дополнение к отзыву от 24.11.2010 №23/26522, с требованиями общества не согласно, поскольку государственная пошлина уплачена обществом в установленном размере с учетом заявленного количества подлежащих трудоустройству иностранных граждан, оплаченные данной госпошлиной юридические действия – выдача разрешения №1409000029 серии АВ № 0006069, УФМС выполнены, разрешения на работу иностранным гражданам оформлены 10 и 12 апреля
2010 г., о чем обществу было известно в мае текущего года (письмо УФМС от 21.05.2010
№ 23/10665) и умышленным неполучением документов, истец с отказом от совершения юридически значимого действия до его совершения в УФМС не обращался, в связи с чем, у УФМС отсутствуют основания для возврата уплаченной государственной пошлины.
Из материалов дела судом установлено.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пунктом 12 части 1 статьи 338.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ в связи с привлечением 100 иностранных граждан платежным поручением № 20 от 24.09.2009 общество оплатило государственную пошлину в размере 3 000 за каждого привлекаемого иностранного работника в сумме 300 000 рублей.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» общество 25.09.2009 обратилось с заявлением в УФМС о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников на период с 01.12.2009 по 01.12.2010.
Заключением Комитета занятости населения Республики Саха (Якутия) от 23.10.2009
№ 51 принято решение о целесообразном привлечении и использовании иностранных работников в количество 100 человек в период с 01.12.2009 по 01.12.2010.
Как поясняет УФМС, с учетом квоты и в связи с отсутствием оснований для отказа в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников УФМС 05.11.2010 было оформлено и 16.11.2009 было выдано разрешение на привлечение иностранных работников в количестве 100 человек № 1409000029 серии АВ №0006069 со сроком действия с 01.12.2009 по 30.11.2010.
Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) письмом от 13.05.2010
№ 01-56/05-197 разъяснил, что заключение о привлечении и об использовании иностранных работников № 51 от 23.10.2009 выдавалось на основании запроса ОВТМ УФМС по РС (Я) на выдачу заключения, а также предложений Центров занятости населения Республики Саха (Якутия).
УФМС в отзыве указывает на то, что согласно автоматизированной подсистеме «Трудовая миграция» Центрального банка данных по учету иностранных граждан (п.п.118, 121, 132, 136 приказа Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России №2 от 11.01.2008) были приняты заявления общества 17.03.2010 и 18.03.2010, привлекаемым к трудовой деятельности гражданам 10.04.2010 и 12.04.2010 были оформлены разрешения на работу, которые до настоящего времени работодателем не получены.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 333.28 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 379-ФЗ) размер государственной пошлины составлял 2 000 руб. Оплата государственной пошлины за разрешение на работу иностранных работников произведена обществом платежным поручением № 30 от 01.03.2010 на сумму 200 000 рублей.
В ответ на письмо от 25.03.2010 общества Управление внешней трудовой миграции ФМС России направило письмо исх. № МС-2/9-6511 от 28.04.2010, в котором сослалось на постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности РФ» и на Федеральный закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
На обращение общества от 18.05.2010 УФМС приняло решение от 21.05.2010
№ 23/10665 о том, что уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит в виду совершения юридически значимого действия.
Получение указанного письма общество не отрицает, установленный срок оформления разрешения на работу, а также установленный срок и порядок их выдачи, как поясняет представитель общества ФИО2, обществу были известны.
Общество письмом от 25.05.2010 № 12 направило письмо о даче ответа об отказе в оформлении приглашений на въезд иностранных граждан и о возвращении государственной пошлины за оформление приглашений в размере 50 000 рублей.
Платежным поручением № 534 от 26.05.2010 УФМС была возвращена обществу уплаченная государственная пошлина за выдачу приглашения на въезд в размере 50 000 рублей.
28.05.2010 УФМС направило обществу ответ исх. № 23/11201 на письмо от 25.05.2010 исх. № 12 о том, что общество не вошло в предложения о потреблении в привлечении иностранных работников на 2010 год от Республики Саха (Якутия) в разрезе зарубежных стран. Обществу рекомендовано обратиться с заявлением о возврате госпошлины.
10.08.2010 исх. № 23/17719 УФМС в адрес общества направило ответ на письмо общества от 14.07.2010 № 293 о том, что общество в заявочной компании в 2009 году на распределение квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2009 году, на распределение квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2010 год не участвовало и не вошло в предложение о потребности в привлечении иностранных работников на 2010 год от Республики Саха (Якутия), а также не вошло в квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. УФМС решение об отказе в оформлении приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных работников не выносило.
24.11.2010 исх. № 23/26470 УФМС в адрес общества направило уведомление об оформлении и готовности к выдаче разрешений на работу.
В удовлетворении искового требования об обязании УФМС произвести возврат из бюджета излишне уплаченные государственные пошлины на общую сумму 500 000 рублей следует отказать по следующим основаниям.
Порядок выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства».
В силу статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с плательщиков государственной пошлины при их обращении, в том числе, в уполномоченные государственные органы, за совершением в отношении плательщиков госпошлины юридически значимых действий.
На основании пункта 8 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008 № 1/4/1/2, результатом предоставления государственной услуги является получение работодателями, заказчиками работ (услуг) разрешений на привлечение и использование иностранных работников или отказа в выдаче разрешений.
Между тем, согласно статье 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой; отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина, функции администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации выполняет УФМС по РС (Я).
Согласно статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Государственная пошлина обществом была уплачена платежными поручениями от 24.09.2010 № 20 и от 01.03.2010 № 30 в установленном размере с учетом заявленного количества подлежащих трудоустройству иностранных граждан.
Уплаченная обществом государственная пошлина за совершение данного юридически значимого действия в виде выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников, не может быть судом расценена как излишне уплаченная.
Неполучение самим обществом оформленных УФМС 10.04.2010 и 12.04.2010, о чем ему было известно в мае 2010 г. (из письма № 23/10665), разрешений на работу в данном случае суд не может квалифицировать как не совершение юридически значимого действия.
Следовательно, нет оснований утверждать, что уплаченная госпошлина подлежит возврату как излишне уплаченная.
Доказательств обращения в УФМС с заявлением об отказе лица, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия (к должностному лицу), совершающему юридически значимое действие не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что юридически значимые действия уполномоченным органом были совершены.
Поскольку излишняя уплата государственной пошлины не имеет место, отказ от совершения юридически значимого действия до обращения в УФМС с соответствующими заявлением общество не заявляло, требование общества об обязании УФМС возвратить государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 300 000 рублей и разрешения на работу иностранных работников в сумме 200 000 рублей, является неправомерным, несоответствующим положениям статьи 333.40 НК РФ.
Пропуск срока, установленного для осуществления государственных функций по оформлению и выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, не является по правилам статьи 333.40 НК РФ основанием для возврата уплаченной государственной пошлины.
Следовательно, довод общества о том, что им не реализовано право на привлечение и использование иностранных работников, что не может быть признано как совершение юридически значимого действия для истца и, соответственно, государственная пошлина подлежит возврату, является необоснованной.
Доказательств отказа в приеме документов на обращение общества в УФМС на оформление приглашений на въезд по причине отсутствия предприятия в списке организаций, включенных в квоту на привлечение иностранных работников в 2010 году, не имеется.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 №783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» работодатели ежегодно до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъекта Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, а также об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера, утвержденных на текущий год квот и о связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Данные заявки обобщаются и передаются на рассмотрение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов ФМС России, государственных инспекций труда и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.
Указанными органами формируется Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников, которая осуществляет согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот в субъекте Российской Федерации.
Решение Комиссии является основой для формирования соответствующих предложений субъектов Российской Федерации, направляемых в Минздравсоцразвития России для подготовки проектов постановлений Правительства России по вопросам определения потребности в привлечении иностранных работников и утверждения квот в целом по Российской Федерации.
Общество поясняет, что им была подана заявка в Минстрой Республики Саха (Якутия) и Минтруд Республики Саха (Якутия) о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.
Доказательств обращения общества с заявлением о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых мест иностранными работниками на 2010 год в срок до 1 мая по форме, утвержденной Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 603, 16.04.2009 в Минстрой и Минтруд Республики Саха (Якутия) не имеется.
Общество полагает, что поскольку УФМС входит в Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников, то ему было известно об организациях, которые надлежащим образом включены в квоту и разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается при наличии утвержденной квоты.
Общество ссылается на то, что ненадлежащее осуществление УФМС переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населении не может быть признано совершением юридически значимого действия для общества и соответственно государственная пошлина является излишне оплаченной и подлежит возврату.
Между тем, предмет искового требования сформулирован истцом в виде обязания УФМС произвести возврат излишне уплаченной госпошлины на основании статьи 79, части 3 статьи 333.40 НК РФ, а потому надлежащее или ненадлежащее осуществление УФМС переданных ему полномочий не входит в предмет доказывания по заявленному требованию, не основанному на главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и на статьях 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда ответственность наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Ответ Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 24.11.2010 № 11-231 о том, что есть в корректировочной республиканской заявке в объеме 100 человек на привлечение иностранных работников на 2010 года, не может быть принят во внимание, поскольку наименование общества в ответе указано не полностью.
На основании изложенного в удовлетворении искового требования следует отказать с отнесением госпошлины на общество.
При подаче искового заявления истцом была уплачена госпошлина в размере 17 000 руб., о чем свидетельствует платежное поручение № 1 от 05.10.2010.
Учитывая прекращение производства по делу в части, что сумме искового требования в 500 000 руб. соответствует госпошлина в размере 13 000 руб., Обществом излишне уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, которая подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового требования общества с ограниченной ответственностью «Сахаспецмонтаж-95» об обязании УФМС России по Республике Саха (Якутия) произвести возврат из бюджета излишне уплаченные государственные пошлины на общую сумму 500 000 рублей отказать полностью.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Сахаспецмонтаж-95» справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Р.И. Эверстова