ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7012/08 от 02.03.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск Дело № А58-7012/2008

10 марта 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2009г. Решение в полном объеме изготовлено 10 марта 2009г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н.,   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Авиакомпания «Полярные авиалинии» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным частично решения налогового органа от 29.09.2008г. № 12/69 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, составив протокол в соответствии с ч.3 ст.155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей ГУП: Винокуровой М.В. по доверенности от 29.12.2008г. № 97/08-юр, МРИ: Михайловой Е.Ю. по доверенности от 11.01.2009г. № 05/11, установил:

в судебном заседании был объявлен перерыв с 15-40 часов 24.02.2009г. до 14-15 часов 02.03.2009г., извещение об объявлении перерыва размещено на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в Интернете и на стенде объявлений в помещении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)

Государственное унитарное предприятие Авиакомпания «Полярные авиалинии» - далее предприятие обратилось с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) - далее инспекция с учетом уточнения от 02.03.2009г. о признании недействительным частично решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) от 29.09.2008г. № 12/69 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - п. 3.1 в части 37 800 рублей за октябрь 2005г., 452 016 рублей за декабрь 2005г., 350 496 рублей за май 2006г., 207 543 рублей за август 2006г., 2 276 695 рублей за сентябрь 2006г. и обязании Инспекции устранить нарушенные права Предприятия путем принятия к вычету налога на добавленную стоимость в вышеуказанных размерах.

Законность и обоснованность решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) от 29.09.2008г. № 12/69 Предприятие оспаривает в части НДС (п. 3.1) в сумме 3 324 550 рублей, в том числе 37 800 рублей за октябрь 2005г., 452 016 рублей за декабрь 2005г., 350 496 рублей за май 2006г., 207 543 рублей за август 2006г., 2 276 695 рублей за сентябрь 2006г. по основаниям: Инспекция неправомерно не приняла налоговые вычеты на указанную сумму - Предприятием полностью были соблюдены условия для применения налоговых вычетов, а именно имеются счета-фактуры, соответствующие положениям статьи 169 НК РФ, налог уплачен платежными поручениями, основные средства приняты на учет в установленном порядке, с учетом положений определений Конституционного Суда РФ от 08.04.2004г. № 169-О и от 04.11.2004г. № 324 налоговый вычет в указанной сумме должен быть предоставлен Предприятию в полном объеме.

Инспекция с заявлением Предприятия не согласна по основаниям, изложенным в отзыве от 13.01.2009г. № 5/300 (том 1 л.д. 119 - 122), дополнении к отзыву от 02.02.2009г. № 5/2072 (том 2, л.д. 11 - 13), в том числе в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.04.2004г. № 169-О, обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств, таким образом, передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат, в связи с чем по операциям с использованием бюджетных средств у предприятия оснований для применения налоговых вычетов не имеется; с учетом положений Федерального закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестором восстановления летной годности воздушного судна АН-26 с бортовым номером RA-26030 в 2005г., а также приобретения 1 единицы воздушного судна АН-3Т в 2006г. является Правительство Республики Саха (Якутия), а Предприятие является только пользователем объектов капитальных вложений, таким образом, передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат, в связи с чем по операциям с использованием бюджетных средств у предприятия оснований для применения налоговых вычетов не имеется.

Предприятием 24.02.2009г. представлены возражения на отзыв Инспекции, в которых Предприятие считает, что для получения вычетов по НДС в соответствии с положениями статей 169, 171, 172 НК РФ необходимо подтверждение уплаты НДС, включенного в стоимость товара, оприходование данного товара и наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 НК РФ, для признания за налогоплательщиком права на вычет НДС требуется подтверждение факта совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг), иных требований либо ограничений для получения права на налоговый вычет НК РФ не содержит.

Предприятием в судебном разбирательстве представлено уточнение требований от 02.03.2009г. № 16/282 - Предприятие просит признать недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции п. 3.1 в части 37 800 рублей за октябрь 2005г., 452 016 рублей за декабрь 2005г., 350 496 рублей за май 2006г., 207 543 рублей за август 2006г., 2 276 695 рублей за сентябрь 2006г. и обязании Инспекции устранить нарушенные права Предприятия путем принятия к вычету налога на добавленную стоимость в вышеуказанных размерах.

В соответствии частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Таким образом, с учетом нормы процессуального закона суд приходит к выводу о принятии уточнения искового заявления.

Судом установлено.

Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) в порядке статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика – ГУП АК «Полярные авиалинии» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и перечисления налога на добавленную стоимость за период с 01.07.2005г. по 31.12.2006г.

По результатам проверки составлен акт 18.06.2008г. № 1248 выездной налоговой проверки и принято решение от 29.09.2008г. № 12/69 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, пунктом 2 статьи 119, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации с предложением уплатить суммы налоговых санкций всего в размере 401 458 рублей (с учетом применения обстоятельств, смягчающих ответственность размер штрафов снижен в 10 раз), недоимки по налогам всего в сумме 19 562 949 рублей, в том числе по НДС в сумме 3 324 550 рублей (37 800 рублей за октябрь 2005г., 452 016 рублей за декабрь 2005г., 350 496 рублей за май 2006г., 207 543 рублей за август 2006г., 2 276 695 рублей за сентябрь 2006г.), пени за несвоевременную уплату налогов всего в сумме 3 633 329, 02 рублей, в том числе по НДС в сумме 1 983 864, 39 рублей, уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком за 2005 год в сумме 30 438 246 рублей, за 2006 год – в сумме 31 407 955 рублей.

Из материалов дела следует, что Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки установлено необоснованное применение налоговых вычетов по НДС в размере 3 324 550 рублей, в том числе 37 800 рублей за октябрь 2005г., 452 016 рублей за декабрь 2005г., 350 496 рублей за май 2006г., 207 543 рублей за август 2006г., 2 276 695 рублей за сентябрь 2006г. по следующим основаниям:

- Предприятие приобрело с использованием бюджетных средств целевого финансирования согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) № 70-р от 06.02.2006г. «О финансировании объектов Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2005 год в связи с внесением изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2005 год» по отрасли «Воздушный транспорт» (том 1, л.д. 124 – 133) воздушное судно на сумму 29 850 000 рублей, в том числе из бюджета выделено 14 925 000 рублей – 50 % стоимости 1 единицы воздушного судна согласно приложению № 9 «Инвестиционная программа на 2006 год» к Закону № 645-III от 21.03.2006г. «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год» (том 1, л.д. 134 – 136), распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) № 1288-р от 30.10.2006г. «Об увеличении лимита финансирования 2006г. на приобретение 1 единицы воздушного судна Ан-3Т для ГУП Авиакомпания «Полярные авиалинии» (том 1, л.д. 137), на основании ранее заключенного договора на приобретение АН-3Т № 219-03 от 08.03.2003г. (том 1, л.д. 138 – 146) поставщиком воздушного судна ООО «Центральная компания «Авиационная промышленность Сибири» предъявлен счет-фактура № 3а от 24.03.2006г. (том 2, л.д. 1) на сумму 12 062 800 рублей, в том числе НДС – 1 840 088 рублей, произведена частичная оплата Министерством транспорта платежным поручением № 148 от 21.03.2006г. (том 2, л.д. 2) на поставку самолета АН-3Т поставщику ООО «Центральная компания «Авиационная промышленность Сибири» (г. Омск) в соответствии с договором поставки воздушных судов на сумму 12 062 800 рублей, в том числе НДС – 1 840 088 рублей, счет-фактура № 4а от 26.05.2006г. (том 2, л.д. 3) на сумму 2 862 200 рублей, в том числе НДС – 436 607 рублей, произведена оплата Министерством транспорта платежным поручением № 263 от 25.05.2006г. (том 2, л.д. 4) на поставку самолета АН-3Т поставщику: ООО «Центральная компания «Авиационная промышленность Сибири» (г. Омск) в соответствии с договором поставки воздушных судов на сумму 2 862 000 рублей, в том числе НДС – 436 607 рублей, всего предъявлено к оплате 14 925 000 рублей, в том числе НДС – 2 276 695 рублей, данная сумма НДС включена в книгу покупок за сентябрь 2006 г. (том 2, л.д. 21);

- вцелях укрепления авиационно-технической базы и реализации программы финансового оздоровления ГУП АК «Полярные авиалинии», имеющего статус внутрирегиональной авиакомпании, Правительство Республики Саха (Якутия) приняло распоряжение № 1293-р от 19.12.2005г. «О восстановлении летной годности воздушного судна АН-26 с бортовым номером RA-26030, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия)» (том 2, л.д. 28), в соответствии с которым Министерству имущественных отношений РС (Я) предписано перечислить в Министерство финансов РС (Я), а Минфину РС (Я) - увеличить ассигнования Министерства транспорта, связи и информатизации на сумму 15 000 000 рублей на «Восстановление воздушного судна», согласно вышеназванному распоряжению Министерству транспорта, связи и информатизации в срок до 01.11.2005г. следует направить денежные средства в размере 15 000 000 рублей в ГУП АК «Полярные авиалинии», Авиакомпании использовать выделенные средства строго на восстановление летной годности воздушного судна АН-26 с бортовым номером RA-26030, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия), денежные средства в сумме 15 000 000 рублей перечислены Минфином РС (Я) через Министерство транспорта, связи и информатизации ГУП Авиакомпании «Полярные авиалинии на восстановление летной годности воздушного судна: платежными поручениями № 455 от 19.12.2005г. (том 2, л.д. 29) в сумме 4 036 000 рублей, № 1643 от 12.12.2005г. (том 2, л.д. 30) в сумме 6 464 000 рублей, № 197 от 25.11.2005г. (том 2, л.д. 31) в сумме 4 500 000 рублей, данные средства направлены на восстановление летной годности Ан-26 № RA 26030, в том числе:

а) платежным поручением № 2071 от 28.11.2005г. (том 2, л.д. 34) Предприятие перечислило ООО «Оскар» частичную предоплату по договору № 175/Ан-133-05/419-05 «Проведение комплекса работ по увеличению самолету Ан-26 № RA-26030 срока службы» (том 2, л.д. 35 – 36, 38) по счету-фактуре № 395 от 19.12.2005г. (том 2, л.д. 37) 1 500 000 рублей,

б) платежным поручением № 2162 от 13.12.2005г. (том 2, л.д. 42) Предприятие перечислило ООО «Оскар» оплату (остаток) по договору № 175/Ан-133-05/419-05 «Проведение комплекса работ по увеличению самолету Ан-26 № RA-26030 срока службы» по счету-фактуре № 395 от 19.12.2005г. 1 463 216 рублей, в том числе НДС – 223 202 рублей,

всего по ООО «Оскар» прошла оплата в сумме 2 963 216 рублей, в том числе НДС – 452 016 рублей, отражена в книге покупок за декабрь 2005г. (том 2, л.д. 46),

в) платежным поручением № 2198 от 20.12.2005г. (том 2, л.д. 69) Предприятие перечислило ФГУП НИИ Космического приборостроения за поставку изделия АРМ-406П по счету-фактуре № 617 от 12.08.2005г. (том 2, л.д. 70) 247 800 рублей, в том числе НДС- 37 800 рублей, отражена в книге покупок за октябрь 2005г. (том 2, л.д. 72),

г) платежным поручением № 2196 от 20.12.2005г. (том 2, л.д. 90) Предприятие перечислило ЗАО «Тюменские авиадвигатели» оплату по договору № 822/95/441-05 «На выполнение капитального ремонта двигателя РУ 19А-300 № 714492 РВ5-3» (том 2, л.д. 91 – 93) по счету-фактуре № 638 от 24.04.2006г. (том 2, л.д. 94) 2 297 696 рублей, в том числе НДС – 350 496 рублей, отражена в книге покупок за май 2006г. (том 2, л.д. 115),

д)платежным поручением № 2197 от 20.12.2005г. (том 2, л.д. 122) Предприятие перечислило ОАО «Ростовский завод гражданской авиации № 412» оплату по дополнительному соглашении № 096/Д-04.52.И1 от 13.04.2005г. к договору № 096-04.52 от 22.11.2004г. «на ремонт авиационной техники (авиадвигателей)» (том 2, л.д. 123 – 127) по счету-фактуре № 1225/1 от 01.12.2005г. (том 2, л.д. 128) 1 360 000 рублей, в том числе НДС – 207 543 руб., отражена в книге покупок за август 2006г. (том 2, л.д. 131).

Суд, изучив материалы дела, доводы сторон, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования Предприятия по следующим основаниям.

Согласно п. 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса, на установленные законом налоговые вычеты; вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2).

При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам. Тем самым обеспечиваются условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета.

Таким образом, пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющий при расчете итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате налогоплательщиком в бюджет, принимать к вычету лишь фактически уплаченные поставщикам суммы налога, сам по себе не ограничивает конституционные права и свободы граждан. Содержащаяся в нем норма, закрепляя требование, необходимое для исчисления разницы между суммами налога, полученными от покупателей, и суммами налога, уплаченными поставщикам, и обусловленное официально принятым методом выделения облагаемой величины добавленной стоимости, обеспечивает реализацию экономического предназначения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.04.2004г. № 169-О, обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

При этом согласно разъяснению Конституционного Суда Российской Федерации, данному в Определении от 04.11.2004г. № 324-О, из Определения от 08.04.2004г. № 169-О не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма налога на добавленную стоимость уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности, денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа). Право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет уплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем.

Заявитель не отрицает того факта, что денежные средства, которыми уплачена оспариваемая сумма налога, не подлежат возврату в будущем, т.е. денежные средства из бюджета перечислены предприятию не безвозмездной и безвозвратной основе.

Кроме того, в соответствии с Уставом (том 3, л.д. 14 – 33) Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Пунктом 1.3. Устава предусмотрено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» для целей указанного Федерального закона под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Пунктом 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации; Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Пунктом 5 вышеуказанного ФЗ предусмотрено, что Пользователями объектов капитальных вложений являются физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Из фактических обстоятельств дела следует, что в соответствии с Уставом предприятия, а также вышеуказанными положениями ФЗ № 39-ФЗ Инвестором восстановления летной годности воздушного судна АН-26 с бортовым номером RA-26030 в 2005г., а также приобретения 1 единицы воздушного судна АН-3Т в 2006г. в соответствии с вышеуказанными нормативными актами является Правительство Республики Саха (Якутия), ГУП АК «Полярные авиалинии», является пользователем объектов капитальных вложений.

Исходя из вышеизложенного следует, что передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат. В связи с этим по операциям с использованием вышеуказанных бюджетных средств у Предприятия оснований для применения налоговых вычетов не имеется.

Таким образом, доводы Предприятия подлежат отклонению, возражения Инспекции судом принимаются.

При таких обстоятельствах решение Инспекции от 29.09.2008г. № 12/69 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено законно и обоснованно, соответственно права и законные интересы налогоплательщика не нарушены.

Руководствуясь статьями 49, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Уточнение заявленного требования Государственного унитарного предприятия Авиакомпания «Полярные авиалинии» принять.

В удовлетворении требования Государственного унитарного предприятия Авиакомпания «Полярные авиалинии» о признании недействительным в части решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) от 29.09.2008г. № 12/69 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Решение может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья А.Н. Устинова