ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7023/10 от 06.12.2010 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-7023/10

6 декабря 2010 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Искра Плюс» (заявитель  ) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Саха (Якутия) (административный орган  ) о признании незаконным и отмене постановления, с участием представителей заявителя Евсеева С.С. (доверенность от 24.09.10 №7), административного органа Аммосова Е.А. (доверенность от 18.10.10 №01-06/), при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации секретарем судебного заседания Мохначевской Н.В.,

заявитель обратился в суд с требованием от 08.10.10 №90 о признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания от 23.09.10 №12/4-КТ.

Оспариваемое постановление получено заявителем, как он указывает в названном выше заявлении и подтверждается представленными административным органом документами, в частности сопроводительным письмом почтовыми кассовым чеком, списком и уведомление о вручении письма (л.д.73-76), 30.09.10.

Следовательно, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании решения административного органа с соблюдением срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с этим необходимости в рассмотрении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока от 08.10.10 390-1 не имеется.

Заявитель свое требование обосновывает доводами, изложенными в заявлении от 08.10.10 №90, а также в возражениях на отзыв от 03.12.10, без номера.

Административный орган представил отзыв без даты, без номера, в котором утверждает об установлении и доказанности факта совершения заявителем виновного административного правонарушения и в заявленном требовании просит отказать.

Государственным инспектором по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) административного органа Кустиной Т.И. в отсутствие законного представителя и (или) защитника заявителя составлен в отношении заявителя протокол об административном правонарушении от 17.09.10 №17/4-КТ, предусмотренным статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), за нарушение требований статьи 4.1, части 1 статьи 10, пункта 7 статьи 12, части 3 статьи 14, статьи 15, пункта 4 статьи 18, статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон), пункта 3.6 СанПиН 2.1.7 1322-03 и выразившихся в том, что при осуществлении производственной деятельности заявитель:

не разработал паспорта на опасные отходы;

не проводит работу по определению класса опасности отходов золотодобычи;

не ведет в установленном порядке учет в области обращения с отходами;

не имеет технологических регламентов, инструкций по обращению с отходами производства и потребления;

осуществляет захоронение отходов на объекте, не внесенном в госреестр;

не представил сведений о лицах, имеющих право на работу с опасными отходами.

Извещением без даты, без номера (л.д.64), полученным 14.09.10 законным представителем заявителя – его директором Стениным И.Ю., административный орган сообщил законному представителю заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в частности по статье 8.2 Кодекса.

Из данного протокола усматривается, что обстоятельства правонарушения выявлены в ходе проведения плановой выездной проверки.

Согласно акту от 17.09.10 №16-КТ проверка проведена с 24.08.10 по 17.09.10, установлены указанные выше обстоятельства (пункты 3.1-3.6 акта).

Государственным инспектором по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) административного органа Кустиной Т.И. в отсутствие законного представителя и (или) защитника заявителя, рассмотревшей протокол об административном правонарушении от 17.09.10 №17/4-КТ и акт проверки от 17.09.10 №16-КТ, в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 23.09.10 №12/4-КТ, которым заявитель привлечен к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса в виде 150.000руб. штрафа за совершение правонарушения и выразившегося в указанных выше обстоятельствах.

Протокол об административном правонарушении от 17.09.10 №17/4-КТ содержит сведения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Указанный протокол был получен заявителем 17.09.10 за входящим номером 546, что усматривается из письма административного органа от 17.09.10 №43.

Также, представителем заявителя Синкевич Д.А., действующим по доверенности от 23.07.10 (л.д.62-63) было получено извещение административного органа от 17.09.10, без номера, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с частями 6,7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со статьей 23.29 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, статьей 8.2 настоящего Кодекса, от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, вправе государственные инспектора Российской Федерации по охране природы в зоне своей деятельности.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.04 №370» от 30.07.10 №400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (федеральный государственный экологический контроль).

Следовательно, протокол об административном правонарушении от 17.09.10 №17/4-КТ составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как уже указано выше, протоколом об административном правонарушении от 17.09.10 №17/4-КТ и актом проверки от 17.09.10 №16-КТ установлено нарушение заявителем требований статьи 4.1, части 1 статьи 10, пункта 7 статьи 12, части 3 статьи 14, статьи 15, пункта 4 статьи 18, статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 3.6 СанПиН 2.1.7 1322-03 и выразившихся в том, что при осуществлении производственной деятельности заявитель: не разработал паспорта на опасные отходы, не проводит работу по определению класса опасности отходов золотодобычи, не ведет в установленном порядке учет в области обращения с отходами, не имеет технологических регламентов, инструкций по обращению с отходами производства и потребления, осуществляет захоронение отходов на объекте, не внесенном в госреестр, не представил сведений о лицах, имеющих право на работу с опасными отходами.

Данные обстоятельства заявитель не отрицает и не оспаривает.

Как установлено протоколом об административном правонарушении от 17.09.10 №17/4-КТ осуществляет производственную деятельность, образующую отходы 3-5 классов опасности.

Как усматривается из акта проверки от 17.09.10 №16-КТ заявитель: имеет лицензию на право пользования недрами ЯКУ 02635 БЭ, осуществляет разведку и добычу золота с 2007 года на россыпном месторождении руч. Бергеннях-Низовье; в результате его деятельности образуются отходы 3-5 классов опасности (отработанные масла, опилки и ветошь, загрязненные маслами, жидкие и твердые бытовые отходы). Общее количество образовавшихся в 2009 году отходов составило 4.421.475,3 тонн, из которых 4.421.466,81тонн использованы, 8,489 тонны захоронены. При этом вторичное использование отходов золотодобычи (4.421.440тонн) не подтверждено документально, отработанные масла не проведены в бухгалтерских документах как вторсырье. Прочие отходы, в том числе – загрязненные маслами опилки и обтирочный материал захоронены на собственном объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов. Мониторинг состояния окружающей среды на объекте размещения отходов не организован. В сформированном по итогам 2009 года отчете 2-ТП (отходы) не учтены образующиеся при эксплуатации горной техники отработанные фильтры, покрышки, остатки и огарки сварочных электродов. Данные отходы и отходы золотодобычи в расчет платы за негативное воздействие не включались. Паспорта на образующиеся отходы 3-4 класса опасности не разработаны, техническая и технологическая документация об использовании образующихся отходов не представлена. Не представлены сведения о лицах, имеющих профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами, отсутствует лицензия на деятельность по использованию, размещению отходов.

Данные обстоятельства заявитель не отрицает и не оспаривает.

В соответствии со статьей 4.1 Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии со статьей 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1,3,6,7 статьи 12 Закона создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

В соответствии со статьей 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пункту 3.6 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03) накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к требованиям в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления относится, в частности, следующая норма – отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).

Таким образом, событие административного правонарушения, совершение правонарушения заявителем и его вина подтверждаются материалами административного дела.

В связи с этим, суд считает, что имелись законные основания для привлечения к административной ответственности, поскольку неправомерное длящееся деяние заявителя представляет собой нарушение правил экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из материалов дела не усматривается и заявителем не опровергается, что у него не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 8.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, доводы заявителя подлежат отклонению.

Рассматривая дело и изучив указанные выше документы, суд не установил нарушений административным органом процессуальных требований, предусмотренных статьями 22.1, 22.2, 23.29, 25.1, 25.4, 25.5, 28.1-28.3, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся установленного порядка привлечения к ответственности, в частности связанных с надлежащим уведомлением законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, а при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Следовательно, установленный статьей 4.5 Кодекса срок не пропущен.

Определение административным органом санкции в размере 150.000руб. штрафа суд в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса считает соответствующим характеру совершенного заявителем административного правонарушения.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводам о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, принято полномочным административным органом, имеются законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, в удовлетворении заявленного требования следует отказать полностью.

Руководствуясь статьями 167-170,176,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требования отказать полностью.

Судья В.В. Столбов