Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-7064/08
г.Якутск 10.02.2009 г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о взыскании 184,80 рублей штрафной санкции,
при участии:
от заявителя: ФИО2 – по доверенности,
от ответчика: не явилась, извещена.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Алданском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (далее - УПФ) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - Предприниматель) о взыскании 184,80 рублей за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) факсом поступил отзыв ИП ФИО1 В своем отзыве ответчик, ссылаясь на оплату суммы штрафа, просит произвести отзыв дела. К отзыву приложена нечитаемая копия документа. Доказательств вручения отзыва УПФ не представлено. Нечитаемая копия документа, подтверждающего, по мнению ИП ФИО1, факт уплаты штрафа, не соответствует требованиям ч.1, 3, 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, соответственно, не может служить доказательством исполнения ответчиком требований заявителя.
Предприниматель в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены обстоятельства дела.
УПФ установлено нарушение Предпринимателем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в нарушении срока представления в органы Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже за 2007 год, о чем составлен акт от 19.05.2008г. № 425.
Решением начальника УПФ от 27.06.2008г. № 1232 Предприниматель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 184 рублей 80 копеек на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Указанным решением предложено Предпринимателю уплатить штраф.
Предпринимателю направлены заказным письмом с уведомлением указанное решение и требование от 27.06.2008г. № 2231 об уплате штрафных санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 184 рублей 80 копеек в срок до 12.07.2008г.
Доказательств уплаты санкции Предпринимателем суду не представлено.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 и статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан предоставлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о застрахованных лицах один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что Предприниматель являясь страхователем не представил в Пенсионный фонд в срок до 01.03.2008г. требуемые сведения.
Согласно ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год сумма начисленных страхователем взносов на обязательное пенсионное страхование составила 1848 рублей.
Факт совершения Предпринимателем правонарушения подтвержден документально, размер штрафа исчислен УПФ верно 184,80 рублей (1848 руб. * 10%).
Из анализа статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (части 1-5).
Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 19.05.08 №425, направлен заказным письмом Предпринимателю 23.05.2008г.
Суду не представлено доказательств вручения указанного акта Предпринимателю.
Таким образом, Предприниматель, с учетом норм пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе был представить возражения на акт до 17.06.2008г.
Согласно пункту 6 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Следовательно, акт от 19.05.2008г. №425 руководитель (заместитель руководителя) УПФ должен был рассмотреть, с учетом норм пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации и выходных и праздничных дней с 17.06.2008г. по 01.07.2008г.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
В соответствии с пунктом 8 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Следовательно, а также с учетом норм пункта 6 указанной статьи, решение по результатам рассмотрения акта принимается в день, на который назначено рассмотрение акта и о котором заблаговременно извещается лицо, совершившее нарушение, причем этот день должен приходиться на десятидневный период, отведенный для рассмотрения акта, после истечения десяти дней со дня получения акта лицом, совершившим нарушение.
Рассмотрение акта от 19.05.08 №425 УПФ назначило на 26.05.08 в 10 час. 00 мин, что указано в данном акте.
Следовательно, с учетом направления данного акта Предпринимателем 23.05.2008г., УПФ не соблюдено требование о заблаговременном извещении лица, совершившего правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта, что лишило данное лицо, с учетом изложенных выше обстоятельств, возражать на акт.
При этом рассмотрение акта от 19.05.2008г. №425 произведено руководителем УПФ 27.06.2008г., то есть не в назначенный день – 26.05.2008г., что следует из решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании от 27.06.2008г. №1232.
Наряду с этим в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о заблаговременном извещении Предпринимателя о том, что рассмотрение акта от 19.05.2008г. №425 состоится 27.06.2008г. с принятием решения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
На основании изложенных обстоятельств дела и приведенных норм права суд приходит к выводам о несоблюдении и нарушении УПФ существенных условий процедуры рассмотрения акта и порядка принятия решения и о нарушении, вследствие этого, прав и законных интересов Предпринимателя.
Таким образом, правовых оснований для признания правомерным и обоснованным заявленного требования не имеется и в его удовлетворении следует отказать полностью.
Руководствуясь статьями 167-170,176,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после принятия решения арбитражным судом первой инстанции в апелляционную инстанцию – Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Судья Эверстова Р. И.