ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7123/14 от 26.03.2015 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

01 апреля 2015 года

Дело № А58-7123/2014

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2015 года.

Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Беззубченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании решения (действия) об отказе в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) незаконным,  решение Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) о признании аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) несостоявшимся незаконным, устранить нарушения с обязанием допустить к участию в аукционе ООО «Аргыс-Голд» и провести аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) с участием ООО «Аргыс-Голд»,

при участии представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО1 по доверенности от 31.10.2014, от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 30.01.2014, ФИО3 по доверенности от 12.01.2015, ФИО4 по доверенности от 09.12.2014,

с объявлением перерыва в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 16ч.30м. 19.03.2015 до 16ч.30м. 26.03.2015, после окончания перерыва дело продолжено в том же составе суда, с теми же представителями лиц, участвующих в деле,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (Якутнедра) (далее – Якутнедра) о признании решения (действия) об отказе в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) незаконным,  решение Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) о признании аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) несостоявшимся незаконным, устранить нарушения с обязанием допустить к участию в аукционе ООО «Аргыс-Голд» и провести аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) с участием ООО «Аргыс-Голд», по основаниям, подробно изложенным в заявлении и поддержанным в суде.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что отказ в приеме заявки Общества на участие в конкурсе является незаконным, т.к. Обществом представлены документы, доказывающие обладание необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, содержание заявки соответствует объявленным Порядку и условиям проведения аукциона, заявочные материалы представлены в полном объеме; Общество представило документы, подтверждающие наличие у него как собственных, так и привлеченных финансовых средств, наличие квалифицированных специалистов в штате подрядчиков, факт выполнения подрядчиками аналогичных работ и наличие технических средств, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ.         

Якутнедра не согласно с требованием Общества по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

19.03.2015 на начало судебного заседания поступило заявление от Открытого акционерного общества «Горно-добывающая компания «Берелех» от 17.03.2014 о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

26.03.2015 в суд поступило заявление от Открытого акционерного общества «Горно-добывающая компания «Берелех» об отзыве заявления от 17.03.2014 о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

26.03.2015 в суд поступило ходатайство от ООО «Аргыс-голд» об объявлении перерыва, в связи с неявкой представителя по уважительной причине, которое устно отозвано 26.03.2015 представителем заявителя.

Судом установлены обстоятельства дела.

11.09.2014 Якутнедра издан Приказ № 216, которым утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) (далее – Порядок и условия проведения аукциона).

Извещение о проведении в г. Якутске 06.11.2014 аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) размещено на официальном сайте в сети Интернет torgi.gov.ru.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и условий проведения аукциона участниками аукциона могут быть юридические лица Российской Федерации, являющиеся в соответствии с действующим законодательством субъектами предпринимательской деятельности, и иностранные юридические лица; участники аукциона должны отвечать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к недропользователям.

В соответствии с пунктом 7.3 Порядка и условий аукциона для участия в аукционе необходимо представить в Якутнедра следующие заявочные материалы: в двух экземплярах заявку на участие в аукционе по форме, установленной приложением 1 к условиям аукциона; в двух экземплярах Сведения о Заявителе в соответствии с приложением 2 к условиям аукциона; копию Договора о задатке, заключенного по форме согласно приложению 3 к условиям аукциона; документы, подтверждающие оплату задатка; документы, подтверждающие оплату сбора за участие в аукционе.

Согласно пункту 7.4 Порядка и условий аукциона заявки принимаются к регистрации после уплаты задатка и сбора за участие в аукционе в срок до 18.00 (местное время) 21.10.2014. 

В установленный срок в Якутнедра поданы 5 заявок на участие в аукционе : ООО «Аргыс-Голд», ОАО «ГДК «Берелех»», ОАО «Сусуманский горно-обогатительный комбинат», ООО «Омега», ООО «Колымский ремонтно-технический центр».

Заявка Общества от 06.10.2014 зарегистрирована в Якутнедра 21.10.2014 за № 508.

В соответствии с пунктами 7.6, 7.7 Порядка и условий аукциона и приказом Якутнедра № 204 от 14.11.2011 Рабочая группа Якутнедра в кабинете № 308 А по адресу дом № 18 ул. Аммосова г. Якутска 22.10.2014 подвела итоги регистрации заявок на участие в Аукционе со вскрытием запечатанных конвертов (протокол № 194 от 22.10.2014), осуществила рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с целью проверки финансовой и технической компетентности заявителей, а также соответствия поданных заявок утвержденным и официально опубликованным Порядку и условиям аукциона.  

Решением Рабочей группы Якутнедра, оформленным Протоколом № 199 от 30.10.2014 и утвержденным руководителем Якутнедра 31.10.2014, установлено:

- признать заявочные материалы ООО «Омега» и ОАО «Сусуманзолото» на участие в аукционе на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) соответствующими требованиям Порядка аукциона и принять заявку на участие в аукционе;

- признать заявочные материалы ОАО «ГДК «Берелех», ООО «Колымский РТЦ» и ООО «Аргыс-голд» па участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) не соответствующими требованиям Порядка аукциона и отказать в приеме заявки на участие в аукционе;

- поручить отделу лицензирования Якутнедра известить ОАО «Сусуманзолото» и ООО «Омега» о приеме заявки на участие в аукционе, а ОАО «ГДК «Берелех», ООО «Колымский РТЦ» и ООО «Аргыс-голд» - об отказе в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия), в письменной форме.

Якутнедра письмом от 31.10.2014 № 01-03/21-2912 сообщило Обществу о признании его заявочных документов на участие в аукционе не соответствующими требованиям пункта 3 Приложения 2 к Порядку аукциона и отказе в приеме заявки к участию в аукционе на основании подпунктов 1 и 3 пункта 7.8 Порядка аукциона, пунктов 1 и 3 статьи 14 Закона РФ «О недрах».

Не согласившись с решением об отказе в приеме заявки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из вышеуказанных положений процессуального закона следует, что для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в том числе, в виде возложения каких-либо обязанностей).

В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Изучив и оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Приказом Минприроды РФ от 17.06.2009 № 156 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, который определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по осуществлению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, за исключением участков недр федерального значения, участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения (далее – Регламент). Исполнение государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования участками недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами. 

В соответствии с пунктами 53, 54 Административного регламента рабочая группа, созданная приказом Роснедр или территориального органа Роснедр, осуществляет рассмотрение зарегистрированных заявок на участие в аукционе с целью проверки финансовой и технической компетентности заявителя, а также соответствия поданных заявок утвержденному и официально опубликованному порядку и условиям проведения аукциона на право пользования участком недр и настоящему Административному регламенту. Решение о приеме заявки на участие в аукционе на право пользования участком недр либо отказе в приеме такой заявки оформляется протоколом заседания рабочей группы, который утверждается руководителем Роснедр либо руководителем ответственного территориального органа. В протоколе указываются: а) все зарегистрированные заявки; б) все отозванные заявителями заявки; в) заявки, которые приняты для участия в аукционе; г) заявки, которые не были приняты для участия в аукционе с указанием основания отказа в принятии заявки.

Якутнедра является территориальным органом Федерального агентства по недропользованию.

Таким образом, оспариваемое решение (действия) принято Якутнедра в пределах его полномочий.

В силу статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пункта 29 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, пункта 7.8 Порядка и условий проведения аукциона, утвержденного приказом Якутнедра от 11.09.2014 № 216, отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:

заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным порядку и условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр;

заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

При этом данный перечень оснований для отказа в участии в аукционе является исчерпывающим.

Согласно пункту 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, пункту 17 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами и приложению № 2 к Порядку и условиям аукциона, утвержденному приказом Якутнедра от 11.09.2014 № 215, для участия в аукционе заявители должны представить, в том числе:

1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:

наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;

фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики;

сведения о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами;

3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств, в том числе:

копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;

надлежаще заверенная копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту;

справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе);

договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа о его принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.);

справка налогового органа о задолженности (об отсутствии задолженности) заявителя по налоговым платежам в бюджеты различных уровней;

4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также  других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:

справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику;

лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

подрядные договора со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», сведения о кадровом составе, квалифицированных специалистах, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;

5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений, выполненных заявителем за последние 5 лет, в том числе, сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.

Как следует из материалов дела – протокола Рабочей группы Якутнедра № 199 от 30.10.2014 Обществу отказано в приеме заявки на участие в аукционе по следующим основаниям:

а) не представлены данные о финансовых возможностях заявителя необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств (пункт 3 приложения № 2 к условиям аукциона);

б) информация о проведении геологоразведочных работ с 2010 года является недостоверной, основные сведения о проектах по освоению месторождений, выполненных за последние 5 лет, не выполнены (пункт 5 приложения № 2 к условиям аукциона);

в) технология ведения горно-эксплуатационных работ на месторождении подземным способом, технология ведения разведочных работ на месторождении не приведены (пункт 4 приложения № 2 к условиям аукциона);

г) принят в качестве геолога ФИО5,  у которого отсутствует диплом геолога (пункт 4 приложения № 2 к условиям аукциона);

д) выявлены несоответствия сведений и документов:

в Сведениях о заявителе указано: «4. Данные о кадровых возможностях заявителя: эколог – ФИО6; повар – ФИО7»;

в Справке о специалистах указано: «эколог – ФИО8; повар – ФИО7»

приказ (распоряжение) о приеме от 17.05.2014 № ВК24-пр: принять на работу ФИО6 экологом.

приказ (распоряжение) о приеме от 22.05.2014 № ВК61-пр: принять на работу ФИО7 поваром.

Из имеющегося в материалах дела протокола заседания Рабочей группы от 30.10.2014 № 199 следует, что Обществом в подтверждение финансовых средств, представлены бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2013 год, справка Банк «ФК Открытие» от 16.10.2014 № 01-4-10/153610 об оборотах и остатках по счетам.

Как следует из содержания протокола, рабочая комиссия Якутнедра на основе анализа вышеуказанных документов сделала следующие выводы – согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год баланс составил 232268 тыс. рублей, уставный капитал – 100 тыс.руб., кредиторская задолженность – 176 192тыс.руб., выручка и чистая прибыль не указаны; по справке Банк «ФК Открытие» от 16.10.2014 № 01-4-10/153610 за период с 16.09.2014 по 16.16.10.2014 обороты по дебету составили 64 748 763,58руб., обороты по кредиту – 267 216 454,26 руб., остаток денежных средств на 16.10.2014 – 288 646 525,22руб; согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности собственными средствами, обеспечивающими минимальную сумму необходимых финансовых средств, которая должна быть документально подтверждена, установленного условиями аукциона, не обладает; не представлены документальные данные являются ли денежные средства на расчетном счете привлеченными средствами (пункт 3 Приложения 2 к условиям аукциона); не представлены документальные данные о наличии привлеченных средств, в том числе договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа о его принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.).

Отказ Якутнедра в приеме заявки Общества на участие в аукционе по вышеуказанному основанию, а именно не представлены данные о финансовых возможностях заявителя необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств (пункт 3 приложения № 2 к условиям аукциона), суд считает необоснованным, исходя из следующего.

Представление документов, подтверждающих финансовые возможности претендента на получение права пользования недрами, не является формальной процедурой, а необходимо для того, чтобы комиссия имела возможность оценить способность претендента в будущем эффективно и безопасно проводить работы на передаваемом участке недр.

Обязательные для представления документы необходимы для оценки финансового состояния и финансовых возможностей претендента и претендент не вправе самостоятельно определять отсутствие необходимости представления в составе заявки тех или иных документов.

Указывая в качестве основания для отказа  в приеме заявки  не представление заявителем документальных данных о том, являются ли денежные средства, находящиеся на его расчетном счете привлеченными средствами, рабочая группа Управления не указала, каким нормативным документом данная обязанность возложена на заявителя.

Исходя из конструкции построения нормы права, определяющей данные о финансовых возможностях заявителя следует, что заявитель  может обеспечить финансовую составляющую освоения месторождения  недр как за счет собственных, так и с привлечением заемных средств.

            Таким образом, предоставление договоров займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств  является обязательным только в случае, когда заявитель указывает, что не в состоянии обеспечить финансирование выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами за счет собственных средств (в том числе, минимальную сумму финансовых средств в размере двойного размера стартового платежа) и ему необходимо привлечение денежных средств у других лиц.

В данном случае из материалов дела следует, что Обществом в составе заявки на участие в аукционе в разделе «Сведения о заявителе» указано, что Общество обладает финансовыми возможностями, необходимыми для разведки и добычи россыпного золота, у Общества отсутствуют какие-либо задолженности производственным партнерам, а также по налоговым платежам в бюджеты различных уровней; при выполнении работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, Общество планирует использовать как собственные, так и при необходимости заемные средства.

В подтверждении указанного довода Обществом представлена справка Банк «ФК Открытие» от 16.10.2014 № 01-4-10/153610 за период с 16.09.2014 по 16.16.10.2014, согласно которой остаток денежных средств составляет 288 646 525,22руб.

Поскольку Обществом было указано об использовании собственных средств, а при необходимости заемные денежные средства, подтверждая свою финансовую состоятельность справкой оби остатках, суд приходит к выводу, что отказ  Якутнедра в приеме заявки Общества по указанному доводу является необоснованным, в связи с чем, представление дополнительных документов, указанных в протоколе заседания Рабочей группы от 30.11.2014 № 199, не является обязательным. Более того, учитывая, что заявка на участие в аукционе была подана Обществом в октябре 2014 года, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год не могут однозначно подтвердить вывод Якутнедра о том, что Обществом не представлены данные о финансовых возможностях заявителя необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами. Кроме того, суду представитель Общества пояснил об источнике собственных средств (реализация слитков золота) и  представил заверенную копию одного из договоров купли-продажи слитков золота от 11.07.2014 № Г-01-2014/792.

Как следует из протокола заседания Рабочей группы от 30.10.2014 № 199 и не оспаривается Обществом, следующим основанием для отказа в приеме заявки Общества на участие в аукционе явилось то, что информация о проведении геологоразведочных работ с 2010 года является недостоверной, т.к. геологоразведочные работы на предоставленных Обществу лицензионных участках зарегистрированы по руч. Малый Бергеннях - 21.03.2011, по руч. Корбокко – 21.03.2011; основные сведения о проектах по освоению месторождений, выполненных Обществом за последние 5 лет, в том числе, о выполнении условий лицензионных соглашений не представлены.

В соответствии с пунктом 5 Приложения № 2 к Порядку и условиям аукциона, утвержденному приказом Якутнедра от 11.09.2014 № 216, пп.5 пункта 17 Регламента, к заявке должны прилагаться, в том числе, данные о предыдущей деятельности, основные сведения о проектах по освоению месторождений, выполненных Обществом за последние 5 лет (для заявителей, осуществляющих до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.

В составе заявки в разделе «Сведения о заявителе» Обществом указано, что по состоянию на февраль 2014 Общество имеет лицензии на пользование недрами на месторождениях россыпного золота: руч. Малый Бергеннях - лицензия ЯКУ № 02876 БЭ выдана 24.11.2010, руч. Корбокко – лицензия ЯКУ № 02888 БР выдана 10.12.2010, с 2010 на указанных месторождениях ведутся геологоразведочные работы.

Вместе с тем, суду представитель Общества пояснил, что до момента начала непосредственных работ на территории лицензированного месторождения в отношении месторождения проводится подготовительная проектно-изыскательская деятельность, а не только непосредственная работа на объекте; лицензии были получены в 2010  и немедленно начались геологоразведочные работы.

Из регистрационных карт и  пообъектных планов, на данные объекты месторождения, представленных и зарегистрированных Управлением геологоразведочные работы на них планировалось производить во втором квартале 2011 года.

Учитывая, что получение соответствующей лицензии предоставляет право лицензиату осуществлять геологоразведочные работы на конкретном месторождении, а содержание регистрационных карт отражает лишь план их проведения, а представленные сведения о полученных лицензиях подтверждают данные о предыдущей деятельности, связанную с пользованием недрами, суд приходит к выводу о том, что у Общества отсутствовал умысел в представлении о себе недостоверных данных, что в силу пункта 2 статьи 14 Закона «О недрах», подпункта 2 пункта 7.8 Порядка и условия аукциона исключает возможность отказа в приеме заявки на участие в аукционе и Якутнедра не доказано наличие прямого умысла.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ Якутнедра в приеме заявки Общества по указанному доводу является необоснованным.

В части довода Якутнедра о непредставлении Обществом данных о технологии ведения горно-эксплуатационных работ на месторождении подземным способом суд считает, что несмотря на указание, что горно-эксплуатационные работы будут вестись раздельным открытым и подземным способами, Обществом дано достаточное описание ведения  горно-эксплуатационных работ открытым способом, поскольку по всем месторождениям россыпного золота средняя мощность залегания торфов составляет не глубже 6 метров, а проведение работ подземным методом невозможно, так как такие работы ведутся только с 15 метров, что означает, что для ведения горно-разведочных работ на месторождении достаточно открытого способа.

Согласно протоколу заседания Рабочей группы от 30.10.2014 № 199, Обществу было отказано в приеме заявки, в том числе, по основанию отсутствия сведений о специалистах,  несоответствием сведений и документов.

В соответствии с пунктом 4 Приложения № 2 к Порядку и условиям аукциона, утвержденному приказом Якутнедра от 11.09.2014 № 216, пп.4 пункта 17 Регламента, к заявке должны прилагаться данные о кадровых возможностях заявителя.

Согласно протоколу заседания Рабочей группы от 30.10.2014 № 199, Якутнедра отказано в приеме заявки по основанию, что в представленных документах отсутствует диплом геолога у сотрудника, принятого на работу приказом от 27.05.2014  № ВК37-пр, выявлены несоответствия в именах сотрудников.

В соответствии с пунктом 29 Регламента, пункта 7.8 Порядка и условиям аукциона, отказ в приеме заявки может последовать в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами.

Между тем, суду представитель Общества пояснил, что диплом у принятого геолога фактически имеется (по ошибке не приложен), что означает что заявитель обладает квалифицированным специалистом, а в именах сотрудников с должностью «эколог» и «повар» допущены технические опечатки.

Обратное Якутнедра не доказано, в связи с чем, у суда нет оснований не доверять заявителю.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы, а именно, в отношении технологических и кадровых возможностям заявителя, Якутнедра не могут являться самостоятельным достаточным законным основанием для отказа в приеме заявки Общества.

С учетом  изложенного,  суд  приходит к  выводу о том, что заявка Общества, представленная Якутнедра  для  участия  в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) отвечала предъявляемым требованиям и была необоснованно отклонена рабочей группой Якутнедра.

Данный отказ в участии в аукционе нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и его нарушенное право подлежит судебной защите и восстановлению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Из смысла названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Следовательно, необходимым условием защиты прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

В рассматриваемом случае, суд считает, что условие предоставления судебной защиты заявителю, обратившимся в суд с соответствующими требованиями, соблюдено, судом  установлено наличие у Общества субъективного материального права и охраняемого законом интереса, как установлено и его нарушение и факт нарушения прав заявителя именно Якутнедра.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из изложенной нормы следует, что, признав оспариваемые решения (действия) незаконными, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела и установленные по делу обстоятельства позволяют применить конкретную восстановительную меру.

В данном случае, судом установлено, что, несмотря на определение суда от 05.11.2014 по данному делу  о принятии обеспечительных мер в виде запрета проведения аукциона, назначенного на 06.11.2014 в 10ч.00м., на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия), аукцион Якутнедра был проведен, что подтверждается протоколом заседания аукционной комиссии от 06.11.2014 и признан несостоявшимся, в связи с допуском к участию одного заявителя – ОАО «Сусуманзолото», представители ООО «Омега» не явились.

С учетом данного обстоятельства, характера и последствий нарушений прав и законных интересов заявителя, правовым последствием признания судом решения (действия) Якутнедра об отказе в приеме заявки Общества, является признание решения Якутнедра о признании аукциона от 06.11.2014 на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) несостоявшимся, незаконным, с обязанием Якутнедра рассмотреть в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона заявку Общества на тех же условиях, с обязанием допустить к участию в аукционе ООО «Аргыс-Голд» (второй участник ОАО «Сусуманзолото») на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении руч. Кемюс в Республике Саха (Якутия).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возвратить ОАО «Горно-добывающая компания «Берелех»» заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора от 17.03.2015, поступившее в суд 19.03.2015.

Возвратить ОАО «Горно-добывающая компания «Берелех»» из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 3 000,00 рублей по чек-ордеру от 19.03.2015, выдать справку.

Признать решение (действия) Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) об отказе в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) незаконным.

Признать решение Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) о признании аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия) несостоявшимся незаконным.

В порядке восстановления нарушенного права обязать Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) рассмотреть в соответствии с Порядком и условиями проведения аукциона, являющимся приложением № 2 к приказу Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 11.09.2014 № 216, заявку Общества с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" на предоставление права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота на месторождении Лазо в Республике Саха (Якутия).

Взыскать с Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Аргыс-голд" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2 000,00 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                    Евсеева Е. А.